Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"
Оценка 4.9

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
3 кл
25.01.2017
Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"
Материал данного конспекта имеет цели: • познакомить школьников с историей развития народных промыслов; • обобщить знания о народных мастерах; • рассказать о видах матрешек: загорской, семеновской и полховской; • развивать воображение, творчество; • воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны. Данный праздник можно провести с учащимися начальных классов.Фольклорный праздник о народных промыслах России.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ - ПРАЗДНИК.doc
Крышковец Людмила Павловна. Цели: промыслов; и полховской;  познакомить школьников с историей развития народных  обобщить знания о народных мастерах;  рассказать о видах матрешек: загорской, семеновской  развивать воображение, творчество;  воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны. Ход праздника. Группа девочек исполняет первый куплет частушек. Велика наша Россия, И талантлив наш народ. Об умельцах наших славных На весь мир молва идёт. Ведущий. К нам прибыли гости из старинной слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку. 1 гость. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Сырости сырой, В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! Она глядит не прянично – Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах. 2 гость. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в Слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием свистунья. - Ведущий. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Всем грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже самые малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к врагам, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей- Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали от города. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек. Каждый из гостей читает прибаутку, связанную с игрушкой, которую они представляют. Бока крутые, рога золотые, Копыта с оборкой, на спине сидит Егорка. Утка- Марфутка бережком идет, Уточек-Марфуточек купаться ведет. Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок, Сундучок не простой, красный, белый, золотой. Исполняется второй куплет частушек. Я куплю себе свистульку, Буду трели выводить. Мастеров из славной Дымки Никогда нам не забыть! Ведущий. рассказали об этой Спасибо, гости дорогие. Интересно вы нам удивительной игрушке. А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто еще к нам прибыл на праздник. Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А Матрешка. всего одна игрушка. Кто матрешку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. На щеках навел зари румянец, Неба синь всплеснул в ее глаза И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: «Ну и ой, гуляй теперь по свету, Весели себя, честной народ». И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет. Ведущий матрёшки. показывает иллюстрацию первой русской В России матрёшки появились в конце XIX века. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные художники. Попала к ним как-то японская деревянная игрушка, изображающая японца, а в ней мал-мала-меньше – фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники попросили знаменитого мастера игрушек Василия Звёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрёшку. Потом её расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руке, в ней находились фигурки девочек. В класс входят три девочки, в руках иллюстрации матрешек. 1 гостья - держит в руках загорскую матрешку. Я пришла к вам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. 2 гостья – держит в руках семёновскую матрёшку. Семёновских матрешек расписывают иначе. Их можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У этих матрешек на голове разноцветные платки, край которых тоже украшен. А какие только истории с ними не случались! Послушайте одну . Долго бродил по лесу семёновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрёшку высотой один метр. Нашёл, вырезал и потом принёс готовую игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать её, а в ней – целых 70 матрешек. И каждая – в неповторимом наряде! 3 гостья – держит в руках полховскую матрёшку. Есть такое село в Нижегородской области – Полхов- Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» - так называют мастера свои поделки – матрёшки. Урожаи в здешних местах были всегда плохие, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили деревянную посуду, и продавали её на ярмарках. Украшать рисунком деревянные изделия стали позже, но рисовали так, как нигде не рисовали, по-своему. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней ярко-красный, юбка фиолетовая. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно – это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Девочки исполняют песню «Весёлые матрёшки» (сл. В.Некрасовой, муз. Ю.Слонова). Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки! В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сёстры, Ладушки, ладушки! Завязали мы платочки, Ладушки, ладушки, Раскраснелись наши щёчки, Ладушки, ладушки! Чтение ведущим стихотворения о матрёшках с их показом. Много кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех «матрешками» зовут. Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки, В ней живёт ещё одна Кукла в серединке. Эту куколку открой – Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую, И сумеешь ты найти. Куколку четвёртую. Вынь её да посмотри: Кто в ней прячется внутри? Прячется в ней пятая Куколка пустая – В ней живёт шестая, А в шестой - седьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот, поставленные, в ряд, Сёстры-куколки стоят. Исполняется третий куплет частушек. Наша русская матрёшка Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. Ведущий. Спасибо, вам, матрёшки, за интересный рассказ! А теперь слово гостям из Гжели! В класс входят трое детей, они держат в руках иллюстрации с изделиями из Гжели. Читают стихотворение И.Кадухиной. 1 гость. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе её названье – Гжель. 2 гость. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. 3 гость. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние – И мастерство волшебное достойно восхищения. Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай. Гостей на праздник радостный сердечнее встречай. Ведущий. гжельский фарфор. Гжельские Всенародным признанием пользуется узоры хранят очарование зимних красок природы. В них есть нежность, чистота и тихая радость от глубины синего цвета на белизне фарфора. Художники передают эту красоту с помощью волшебного мазка. Особая выразительность этого мазка - это постепенный переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Такие цвета получаются сразу от одного прикосновения кистью. Из одинаковых, на первый взгляд, элементов получаются оригинальные и неповторимые произведения. Исполняется четвёртый куплет частушки. В Гжели делают посуду – Сколько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас. Спасибо вам, гости дорогие! А сейчас посмотрим, кто ещё к нам пожаловал. Входят дети с иллюстрациями изделий городецких мастеров. Читают стихотворение И.Кадухиной. 1 гость. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века. Эту роспись трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. 2 гость. Привезли вам поклон и подарки свои Со сторонки родной, где живут журавли. С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой, Где умыты ракиты голубою водой. 3 гость. Городецкая роспись – как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит. Исполняется пятый куплет частушек. Любовались гости чудом, Громко восхищалися – Городецкой красотой Сражённые осталися. Ведущий. Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает. Когда-то давным-давно от царской немилости и гнева сбежал в далёкие леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди разных птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом, коснулась его посуды – и стала она золотой. О каком народном промысле рассказывает эта легенда? Хохломская роспись. А вот и гости, которые нам расскажут об этом народном промысле. В руках у детей иллюстрации с хохломскими изделиями.. Они читают стихи И Кадухиной и небольшой рассказ о хохломской росписи. 1 гость. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши. А ещё кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину. 2 гость. Простые, по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор. По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка. А где-то Кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье. 3 гость. Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы. А вот посмотрите, знакомый сюжет. Узнали вы сказку? Узнали иль нет? Исполняется шестой куплет частушек. Золотая Хохлома, Ей не налюбуются: И в Пари же, и в Нью-Йорке Хохломой любуются. Ведущий. Спасибо, гости дорогие, за ваше интересное выступление. Вот и закончился рассказ о народных промыслах России. Посмотрите на эту красоту. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да мы и не будем выбирать – все они хороши! Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Как вы можете объяснить смысл этой пословицы? Группа девочек повторяет первую частушку. Велика наша Россия, И талантлив наш народ. Об умельцах наших славных На весь мир молва идёт. Литература. 1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып.4/ авт.-сост. Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 2. Стихи И.Кадухиной. 3. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и ИЗО – Москва: «Мозаика-Синтез», 1998. 4. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – Москва: «Мозаика- Синтез», 2001. 5. Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – Москва: «Мозаика- Синтез», 1999. 6. Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. - Москва: «Мозаика- Синтез», 1998.

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы России"

Конспект фольклорного праздника на тему: "Народные промыслы  России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017