Предмет: Математика
Класс: 5
Профиль: общеобразовательный
Учебное пособие:
Математика.5 класс:учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.:Мнемозина, 2008.
Тема урока
: Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Цели урока:
1. Обобщить полученные знания при изучении числовых и буквенных
выражений; применение свойств сложения и вычитания при упрощении
выражений; решение уравнений.
2. Приёмами образно эмоционального воздействия на учеников, выявить
интерес к предмету математики, используя преемственную связь с
биологией.
3. Прививать навыки внимания, логического мышления.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор. ОС, презентация.
1. Организационный момент
Ход урока
Здравствуйте ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Учитель отмечает
отсутствующих и проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Постановка темы и целей урока
Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим полученные знания при
изучении свойств сложения и вычитания натуральных чисел, упрощении
буквенных выражений, а так же при решении уравнений.
3. Проверка домашнего задания
Прошу к доске выйти учащихся, которые подготовили свои сообщения об
истории рождения натуральных чисел и выступить. ии
1 ученик: Немало различных способов записи чисел было сделано людьми. В
Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком ~ (т тло), которые
писали над буквой.
Первые девять букв алфавита обозначали единицы, следующие девять букв
десятки, а последние девять букв сотни. Число десять тысяч называли
словом «тьма» (и теперь мы говорим «народу тьма тьмущая»).
Современная достаточно простая и удобная десятичная система записи чисел
была заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли
её у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы
называют «арабскими», а арабы «индийскими». Эта система была введена в
Европе примерно в 1120 году английским учёным – путешественником
Аделардом. К 1600 году была принята в большинстве стран мира.
Русские названия чисел тесно связаны с десятичной системой счисления.
Например, семнадцать означает «семь на десять», семьдесят – «семь
десятков», а семьсот «семь сотен».
2 ученик: До сих пор используются и римские цифры, которые употреблялись
в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.
I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000
Остальные числа записывают этими цифрами с применением сложения и
вычитания. Так, например, число XXII означает 22.
Если меньшая по значению цифра стоит перед большой, то её значение
вычитается. Например, IV означает 4(5–1=4), IX означает 9(10–1=9), XC
означает 90(100–10=90). Таким образом, число MMIX означает 2009.
В настоящее время римские цифры обычно применяются при нумерации глав
книг, Олимпийских игр, месяцев года, для обозначения дат замечательных
событий, годовщин в жизни людей.
Немецкого учёного Карла Гаусса называли королём математики. Его
математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в
трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив своего отца с
каменщиком. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет) учитель
предложил сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса
уже был готов ответ. На его грифельной доске было написано: 101×50 = 5050.
Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100?
Знаки «+» и « » впервые употребил в записи немецкий математик Ян
Видман.
Знаки « ∙ » и « : » впервые использовал в 1684 году Готфрид Лейбниц.
Знак « = » ( равенства) был впервые введён английским математиком
Робертом Рикордоном.
4. Урок Начнем урок и сегодня я буду продавать интересные задачи, а вы их будете
решать и кто быстрее сообразит, вычислит верно и получит в итоге слово, тот
купит мою задачу.
Мы с вами заранее организовали две группы (слайд 2):
1 группа « Крестики»,
2 группа «Нолики».
Раз каждая задача будет продаваться с аукциона, мы должны ввести
денежную единицу.
Я предлагаю взять «диофантики» это слово образовано от имени греческого
математика Диофанта, жившего в III веке новой эры. Его книга
«Арифметика» содержала большое количество интересных задач, её изучали
математики всех поколений.
«Диофантик» слово сложное, состоит из двух: ди – два, фантик – бумажка,
значит, двойная бумажка, то есть ценная (5 баллов).
Итак, начинаем аукцион.
Задача №1 (слайд 3)
На островах вокруг Антарктиды гнездятся мужественные птицы. Высиживают
птенцов на снегу, зимой, в лютые 60°С морозы.
Задание: решить примеры и ответы заменить буквой со схемы. В результате
получится слово, которое соответствует названию этой птицы. Пример
Ответ: буква
25 +(15 + 3)
(43 – 7) – 3
(50 +9) – 10
(496 + 120) – 396
55 – ( 15 + 7)
36 (9 + 16)
(125 9) – 25
Ответ: пингвин.
(слайд 4) Самый крупный вид – императорские пингвины. Рост 1 метр 20 см,
вес от 30 до 45 кг. Живут пингвины в среднем лет 7, немногие доживают до 20
лет. Когда линяют, три недели при этом не едят и теряют половину своего
веса.
Задача №2(слайд 5)
Мода на украшения из перьев чуть было не погубила этих прекрасных птиц.
На рубеже 19 – 20 веков полюбились шикарные эгретки, украшавшие поля
дамских шляп.
Длинные брачные перья на спине этих белых птиц. Задание: решить уравнение и поставить в соответствие корень уравнения –
буква, получим название этих прекрасных птиц.
Уравнение
Ответ: буква
y – 48 = 56
42 + x = 61
54 – m = 37
n + 16 = 34
57 = t – 6
Ответ: большая белая цапля.
(слайд 6)
Мода на эгретки прошла. Международные соглашения взяли под охрану этих
прекрасных птиц. За последние десятилетия колонии белых цапель
восстановлены. Обитают они у нас в Поволжье и Дальнем востоке. Цапля ловит рыбу только мелкую, длиной не больше чем в ладонь. На день ей
хватает граммов 100. Питается личинками плавунцов, стрекоз. А сколько
мышей ест цапля! Опять польза от неё.
Задача №3(слайд 7)
Африканская птица под арабским именем «абу маркуб» что значит в
переводе «отец башмака». Поедает молодых крокодилов, змей, и всякую
другую пищу.
Задание: упростите выражение. Значение буквенного выражения замените
буквой и получите название птицы «отца башмака».
Буквенное выражение Ответ: буква
56 + x + 14
23 + 49 + x
38 + ( x 27 )
( x + 54 ) + 27
176 + ( x + 24 )
189 + x 36
( x + 127 ) 84
55 – (30 + x )
Ответ:
аист китоглав.
(слайд 8)И в
странный клюв
башмак. Такого
клюва, как у
нет:
башмак на
африканский
самом деле, его
похож на
грандиозного
него, ни у кого
действительно
голове. Носит птица этот «башмак» прижатым к груди даже в полёте. Летает китоглав
превосходно, парит не хуже орла.
Флегматичен и ленив: рядом пройдёшь не взлетит. Охотится по ночам на
рыб, лягушек, юных крокодилов.
К(слайд 9)
Живет эта шлемоносная птица в густых лесах Новой Гвинеи, в одиночку.
Особенная у них внешность: перо черное, высокий роговой гребень на голове,
словно шлем, а голая сверху шея ярко раскрашена: красная, желтая, синяя.
Шлемом эта птица раздвигает густые сплетения ветвей, когда головой вперед
ныряет в чащу. Что за название у этой шлемоносной птицы?
Пример Ответ: буква
123 – 19
24 ∙ 6
81 : 27
90 – 15 125 : 25
10 ∙ 10
Ответ: шлемоносный казуар.
(слайд 10)Птица казуар привыкла к одиночеству, неуживчивы, дерутся
беспощадно. Когти на средних пальцах острые и длинные, до 10 см. Охотники
в лесах Новой Гвинеи приближаются к казуару с опаской. Из когтей папуасы
делают наконечники для копий. Из костей ног получаются острые кинжалы, из
костей крыльев – тонкие иглы. Пища казуаров – опавшие плоды, мелкие
животные и рыба, добытая в реке.
Задача №5(слайд 11)
В Аргентине, где когдато жили племена инков, растут гигантские кактусы – в
тричетыре раза выше человеческого роста. По легенде национальный герой
Аргентины – генерал Хосе де СанМартин – нарядил эти кактусы в военную
форму. Испанские захватчики, увидев на берегу столько огромных солдат,
испугались и отступили.
Задание: угадайте корень уравнения, замените его буквой и вы прочитаете
название кактуса. Ответ: кактус сагуаро.
(слайд 12)Пустынные дятлы строят в стволе кактуса гнезда и выводят свое
потомство. Птицы и летучие мыши пьют нектар его цветов. Безгорбые
верблюды во время засухи, поедают молодые побеги цветов, тем самым
утоляют жажду. Цветет кактус в течение 4 недель.
5. Итог урока
Награждение команды победителей
Всем спасибо за урок, до свидания!
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Конспект и презентация к уроку математики "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.