Планконспект
урока математики
в 6 классе по теме
МАСШТАБ
Тема: «Пропорция».
Тип урока: комбинированноинтегрированный.
Цели:1)повторить понятие пропорции, его основное свойство, понятие масштаба;
повторить решение задач на пропорции и масштаб;
2)показать межпредметную связь математики с химией, технологией,
черчением и географией;
3)развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: 1) таблица «Пропорция»;
2) таблица по черчению;
3) таблица по технологии;
4) атлас Липецкой области;
5) набор для химического опыта;
7) компьютер+ проектор.
План урока: 1) вводная часть (исторические сведения о пропорциях);
2) сообщение цели урока;
3) решение задач;
4) итог урока;
5) задание на дом;
6) контролирующая работа (оценочный лист):
а) устная работа в парах;
б) самостоятельная работа.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока: на сегодняшнем уроке мы повторим всё, что знаем о
пропорциях и масштабах. Ещё нам предстоит увидеть, как математика помогает
решать задачи по химии, работать с чертежами на технологии и картами на
географии (слайд №1)
Вводная часть: Исторические сведения о пропорциях
(сообщает ученик)
Изза того, что греческие ученые не признавали дробных чисел, у них возникли
затруднения с измерением величин. Греческий математик не мог сказать, что длина
Одного отрезка втрое больше длины другого отрезка. Ведь эти длины могли оказаться
дробными числами. А то и вообще выражаться неизвестными грекам числами. А потому к
ним операцию умножения нельзя. Пришлось греческим ученым придумать способ, как обходиться в науке без того, чтобы выражать длины и объемы числами, Купцы и
ремесленники спокойно делали это, не обращая внимания на умствования ученых. Для
этого создать учение об отношениях величин. О равенстве отношений и т. д. Равенство
двух отношений потом стали называть латинским словом «пропорция». Греки же
применяли для этого греческое слово «аналогия».
С пропорциями имели дело уже древние строители. Правильное соотношение размеров
возводимых ими дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту,
которая и сегодня восхищает нас. С помощью пропорций рисовали в Вавилоне планы
городов (слайд №2) . На рисунке изображен найденный при раскопках план древнего
Вавилонского города Ниппура. Когда ученые сравнивали результаты раскопок города с
этим планом, оказалось, что он сделан с большой точностью.
Древнегреческие математики с большим мастерством работали с пропорциями. Из
одной верной пропорции они умели получить великое множество других. Например, из
пропорции а/в=с/d древнегреческие ученые выводили такие пропорции,
как (слайд №3) b/a=d/c; a/c=b/d; c/a=d/b; (a+b)/b=(c+d)/d и многие другие. Искусство
преобразований пропорций заменяло им используемое современными математиками
искусство в преобразованиях громоздких буквенных выражений. Преобразуя пропорции.
Древние греки доказывали самые сложные утверждения. Решали самые трудные задачи.
Теперь роль пропорций стала меньше. Но и до сих пор их применяют в самых различных
вопросах.
Решение задач.
Вопрос учителя. В каких областях деятельности древние греки применяли пропорции?
(из доклада)
Вопрос учителя. А на каких уроках вы встречались с пропорциями?
При обучении в школе вы во многих предметах встречаетесь с пропорциями (слайд
№4) В истории и географии вы сталкиваетесь с масштабом карт. В технологии и черчении
вы вычерчиваете выкройки и детали в какомлибо масштабе. А затем в натуральную
величину. В черчении вы будете работать с чертежами различных изделий. В химии
ставятся опыты и решаются задачи с помощью пропорций. Сегодня мы попробуем
применить математику во всех этих предметах.
И начнем мы с вами с географии. И прежде, чем решать задачи с использованием
материалов географии, нам придется вспомнить, что такое масштаб карты, что
показывает масштаб (учащиеся отвечают).
Задача:
Перед вами атласы Липецкой области. На странице 11 (слайд №5). Справа вверху
находится карта области в масштабе 1:3000000.Измерьте на карте расстояние между
Липецком и Лебедянью. (Оно равно 2 см). Каково расстояние от Липецка до Лебедяни на
местности? Запишем краткую запись (слайд №6).
(учащиеся решают в тетради с комментированием и проверяют решение, выведенное
на экран) (слайд №7)
Следующая задача по технологии. На этом предмете вы работаете с уменьшенными или
увеличенными размерами выкроек и деталей (слайд №8).
Задача для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислить масштаб чертежа,
Если на нем длина ночной сорочки будет равна 15см. Задача для мальчиков: Длина детали 300мм. Какой использовали масштаб, если на
чертеже длина детали 60мм?
(учащиеся по одному от каждого варианта решают задачу на доске)
Далее речь пойдет о незнакомой еще вам науке химии (слайд №91). Химия изучает
вещества. И я сейчас вам продемонстрирую опыт. В первой пробирке раствор соли ,
которая называется хлорид бария, во второй пробирке раствор серной кислоты. Оба
раствора прозрачные, после сливания образуется новое вещество соль, которая
называется сульфат бария. Этот раствор непрозрачный и белого цвета.
Задача: (слайд №92) Для получения 20,3г сульфата бария взяли 12,1г серной кислоты.
Сколько сульфата бария получится, если взять 36,3г серной кислоты?
(один ученик решает задачу на доске с комментированием)
Итог урока.
Вопросы учителя классу:
1. О чем сегодня на уроке шла речь?
2. Какова роль пропорции для решения задач различной тематики?
3. В каких школьных предметах можно встретить пропорцию?
4. В каких науках встречается использование пропорции?
5. Где в жизни использует пропорцию обычный человек?
6. Так что же такое пропорция?
7. Сформулируйте основное свойство пропорции.
8. Что такое масштаб?
9. Что показывает масштаб?
Задание на дом (слайд №10).
Творческая работа «Пропорция» (работу выполнить в альбомах для творческих работ):
составить задачу на пропорцию, решить ее, нарисовать сюжет задачи.
Контролирующая работа (оценочный лист)
1).Работа в парах (сидя за партой, учащиеся рассказывают друг другу правила и ставят
оценку за ответ в тетрадь с оценочным листом)
2).Математический диктант (задания выполняются устно, записываются только
краткие ответы в тетради с оценочным листом):
1. Верна ли пропорция 7/14=5/25?
2. Является ли пропорциональность прямой, если при увеличении одной величины другая
уменьшается во столько же раз?
3. Запишите основное свойство пропорции для равенства a/b=с/d.
4. Из двух масштабов 1:5 и 5:1 выпишите тот, который показывает увеличение
действительных размеров.
5. На чертеже длина прямоугольника 2см, ширина 3см. В действительности длина
прямоугольника 8см. Чему равна ширина прямоугольника
3).Самостоятельная работа (в тетради с оценочным листом).
(работа по текстам тестов из книги Е.Ф.Шершнев и П.В.Чулков «Тесты.6 класс») Используемая литература:
1. Атлас Липецкой области. Москва. Федеральная служба геодезии и картографии России.
1994 г.
2. И. Я. Перельман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики». Москва.
«Просвещение» 1989г.
Конспект и презентация к уроку математики "Масштаб"
Конспект и презентация к уроку математики "Масштаб"
Конспект и презентация к уроку математики "Масштаб"
Конспект и презентация к уроку математики "Масштаб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.