Классный час «Моя будущая профессия»
для обучающихся 9го класса
Цель: актуализация знаний обучающихся в сфере профессионального труда и в мире
профессий, а также в определении собственных приоритетов.
Задачи:
обсудить с учащимися вопросов, связанные с осуществлением выбора
профессий, его продолжительности и актуальности на данный момент;
расширить представления о многообразии профессий, их характеристик и
оценок;
определить учащимися собственные приоритеты при осуществлении
профессионального выбора.
Ход
1. Мотивационный этап
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для когото этот
документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища,
лицеи, колледжи, работа такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой
выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из
чего в мире более 55 тысяч профессий! ВЫБОР ПРОФЕССИИ один из
самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет
зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как
правильно сделать этот выбор. Слайд 1
Не существует в мире ни одного человека, который бы сам производил
все, что ему необходимо для жизни — все мы пользуемся результатами труда
других людей. Если мы хотим подстричься, мы идем в парикмахерскую, а
когда заболеваем, идем к врачу. Слайд 2
На сегодняшний день насчитывается более 55000 разных профессий и
видов деятельности, и постоянно появляются новые, отмирают старые. И рано
или поздно каждый человек делает для себя выбор: какая ближе для него.
Возникает вопрос: как вам кажется, в какое время, когда человеку надо
задуматься о профессиональном будущем?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Профессия – это очень важная часть жизни, и стоит ли это решать рано,
допустим в 5м классе? а в 10м, как следует из стиха В.В. Маяковского?
[Обсуждение с классом] А некоторые задумываются об этом, только
заканчивая университет. А на данный момент чтото можно делать для этого выбора? и надо ли
это делать? [Обсуждение с классом]
Хорошо, у нас появилась цель, или некоторые наметки к ней – надо
понять, как из всего многообразия профессий и специальностей выбрать
какуюто часть, которая может подойти нам.
2. Профориентационная игра «самаясамая». Слайд 3
Для начала, давайте поговорим о том, какие профессии мы знаем и чем
они отличаются друг от друга. Для этого вам будут предлагаться некоторые
необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди
называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной
характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная
профессия, — какие профессии являются «самымисамыми» денежными?
[Обсуждение с классом: какие варианты названы учениками и почему]
А теперь каждому потребуется записать свои варианты ответа:
Самая денежная профессия:
Самая чистая профессия:
Самая грязная профессия:
Самая зеленая профессия:
Самая спокойная профессия:
Самая нужная профессия:
Самая мирная профессия:
Самая вредная профессия:
Самая свободная (творческая) профессия:
Самая простая профессия:
1
3
5
7
9
2
4
6
8
10
[Обсуждение с классом: совпало ли представление о
профессиях, что вызвало затруднения]
3.Практический блок. Подбери примеры профессий. (Вспомнить)
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные
разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по
Климову): Слайд 4, 5
Человек природа.
Человек техника. Человек человек.
Человек знаковая система.
Человек художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).
Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого
типа.
(1ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник,
кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.
2ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист,
электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
3ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель,
официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.
4ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик,
программист, нотариус и др.
5ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор,
дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).
Типы профессий
Человек
человек
Человек
природа
Человек
техника
Человек знаковая
система
Агроном
Зоотехник
Ветеринар
Зооинженер
Егерь
Биолог
исследовате
ль
Флорист
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
Инженер
механик
Инженер
электрик
Слесарь
ремонтник
Инженер
конструкто
р
Водолаз
Водитель
Радиотехни
к
Швея
Связист
Токарь
Программист
Чертежник
картограф
Математик
Редактор
издательства
Языковед
Финансист
Бухгалтер
Нотариус
Фотограф
Делопроизводите
ль
Маркетолог
Специалист по
налогообложению
Аудитор
Плановик
Парикмахер
Продавец
Врач
Учитель
Судебно
медицинский
эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор
торговли
Адвокат
Инспектор
милиции
Психолог
Менеджер по
продажам
Человек
художественны
й образ
Художник
декоратор
Художник
реставратор
Настройщик
музыкальных
инструментов
Артист
Искусствовед
Цветовод
декоратор
Дизайнер
интерьера
Композитор
Бренд
менеджер
Специалист по
рекламе
Имиджмейкер Торговый
представитель
Администрато
р
4.Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном
предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет.
Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно. Слайд 6
Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления
таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая
чашка, джинсы. (По группам). (письменно)
5. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке.
Известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в
18 веке предложил такое распределение профессий: слайд 7
нужные науки образование, здравоохранение, экономика, право;
полезные науки сельское хозяйство, биология, физика, математика;
щегольские (увеселяющие) науки литература и искусство;
тщетные науки алхимия, астрономия;
вредительские науки колдовство.
Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и
нужным, какие к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и
тщетным? (устно)
Как выбрать профессию? (Вспомнить формулу) Слайд 8, 9, 10
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии
выбора профессии:
«ХОЧУ»
Чем тебе интересно заниматься?
Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной
профессии?
«НАДО»
Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность? И ЗАТРУДНЕНИЯ В
ВЫБОРЕ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ПРОФЕССИИ
Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
Необъективная оценка своих способностей.
Незнание требований профессий,
стороной профессии.
Ориентир на «престижную» профессию.
Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
увлечение какойлибо одной
7. Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности
выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается
вам опросник «Знаешь ли ты себя?» (домой) Слайд 11, 12, 13
Знаешь ли ты себя?
Перед тем как ты начнешь целенаправленно себя изучать, проверь, что
ты знаешь о себе. Если самому тебе это сделать сложно, посоветуйся со
школьным психологом, почитай психологическую литературу, которая
имеется во всех библиотеках. А главное, начни думать о себе, прислушайся к
своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хоть иногда
посмотреть на себя как бы со стороны, — каким тебя могут увидеть люди,
соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.
Нарисуй схему, в центре, куда сходятся все стрелкивопросы, поставь
свое «Я». Внутреннее «Я» — самая глубокая, самая тонкая и
труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» — это целый мир,
принадлежащий именно тебе и только тебе. Ты посвоему ощущаешь и
воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти, мышле
ния, внимания; у тебя своеобразное воображение, способности, интересы,
потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения; тебе
присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя
сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера
доброты, обаяния, чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой
жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, обиды, печали и
радости, привычки, наконец, своя судьба.
Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их,
изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию
самого себя. Начни с таких раздумий о себе:
— Какие способности я у себя нахожу?
— Какие книги я люблю читать?
— Какие учебные предметы мне нравятся?
— О чем я мечтаю?
— О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?
— Какой у меня Характер? — Какое настроение у меня бывает чаще всего?
— Как я отношусь к себе?
— Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем
облике?
— Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
— Чем я люблю заниматься больше всего?
— Кем я хочу стать в будущем?
— Люблю ли я и умею ли я трудиться?
— Часто ли я в чемлибо сомневаюсь?
— Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
— Понимаю ли я юмор, шутки?
— Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?
— Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть,
подозрительность?
Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь
задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь
себя познать, что в себе хочешь воспитать.
Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного
внутреннего мира — это лишь одна из составляющих самовоспитания.
Оглянись вокруг. Ты постоянно находишься среди людей: очень близких,
родных — дома, в кругу друзей; хорошо или не очень хорошо знакомых — в
школе, в гостях, в различного рода клубах, кружках и секциях; совсем
незнакомых — на улице, в автобусе и трамвае, в театре и кино, в музее и
магазине, в столовой и кафе, в лагере летнего отдыха, на катке и на пляже, в
поезде и самолете — везде и всегда. Еще древнеримский полководец и
философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты и хотел этого, ты не можешь
отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы
все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
А теперь необходимо проверить насколько вы обладаете
самостоятельностью. Предлагаем вам диагностику самостоятельности.
ДИАГНОСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Слайд 14
Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека,
психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои
проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в
предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.
Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и
инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.
Способность к самоутверждению
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет
друзей, чтобы правильно сделать выбор.
2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя. 3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.
6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно
анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
8. Усердие — это основная моя черта.
9. Меня привлекает ответственная работа.
10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
12. Когда чтото не ладится, я не опускаю руки.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
18. Не люблю, когда ктото вмешивается в мои дела.
19. Неудачи меня не пугают.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку
зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше
колебаний.
Лист ответов
№ п/п
Ответ
Ответ
№ п/п
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака «+»
или «» следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера
вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
Анализ результатов. Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это
означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток об
ладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех
своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это сви
детельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации
выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все
бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой.
Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует
о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной
ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что
зависит.
7. Заключительная беседа. Слайд 15
Есть в русском языке хорошее выражение «найти себя». Как вы его
понимаете? ( Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя это длительный процесс. Но выбор когда то нужно будет
делать. Ищите себя! Найдите себя!
Самаясамая
Бланк для заполнения обучающимися
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
6
7
8
9
10
Самаясамая
Бланк для заполнения обучающимися
6
7
8
9
10
Самаясамая
Бланк для заполнения обучающимися
6
7
8
9
10
Самаясамая
Бланк для заполнения обучающимися
6 2
3
4
5
1
2
3
4
5
7
8
9
10
Самаясамая
Бланк для заполнения обучающимися
6
7
8
9
10
Способность к самоутверждению
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы
правильно сделать выбор.
2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.
6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
8. Усердие — это основная моя черта.
9. Меня привлекает ответственная работа.
10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
12. Когда чтото не ладится, я не опускаю руки.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
18. Не люблю, когда ктото вмешивается в мои дела.
19. Неудачи меня не пугают.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Лист ответов
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
2
3
7
8
9
13
14
15
19
20
21 4
5
6
10
11
12
16
17
18
22
23
24
Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака «+» или «»
следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем
подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Конспект и презентация классного часа "Моя будущая профессия" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.