Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"
Оценка 4.6

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
23.04.2017
Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"
Презентация к уроку Гуситское движение в Чехии
конспект Гуситское движение в Чехии 6 класс.docx
Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский Городок» в с.Карамышка Конспект открытого урока  по истории  6 класс Гуситское движение в Чехии Учитель истории и обществознания Гаврилова Елена Алексеевна Урок истории 6 класс. Тема урока: Гуситское движение в Чехии. Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна  Гуса и Яна Жижки. Задачи: I. Образовательно­развивающие:  1.1. Выведение новых понятий: «Общественное движение», «Гуситское движение», «Гуситы», «Умеренные», «Табориты».  1.2. Применение опорных понятий: «крестовые походы».  1.3. Формирование УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью   выделения   признаков,   установление   причинно­следственных связей,   построение   логической   цепочки   рассуждения,   синтез­ составление   целого   из   частей,   поиск   и   выделение   необходимой информации.  Коммуникативные умения: умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, работать в парах.  1.4.   Развитие   специальных   умений:   выделять   основные   признаки общественного   движения,   работать   с   исторической   картой   Чехии, определять   основные   элементы   Гуситского   движения   (причины, основные   события,   итог,   значение,   состав   участников,   временные рамки), определять существенные признаки умеренных и таборитов.  II.   Воспитательная:  формирование   у   учащихся   диалектико­ материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина   –   следствие,   пространство   –   время,   возможность   ­ действительность.  Оборудование:   учебник ­ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков,  г.Москва «Просвещение», 2006г; зачетный лист с заданиями;  презентация; видео фрагменты; карточка с дидактическим  инструментарием. Заявка на оценку: «5» ­ 20 баллов и более  «4» ­ 17 – 19 баллов  «3» ­ 13 – 16 баллов  Деятельность учителя Этапы  урока Презента ция  Баллы,  время Деятельность учащихся I. 1.1. 1.2. II. 2.1. №  слайда 1 мин 1мин. Сл.1 1 мин. 5 мин. Сл.2 Рассматривают  карту учебник стр.  205 Сл.3 Сл.4 Сл.5 Сл.6 Сл.7   «Священная   Римская Оргмомент Проверка готовности уч­ся к уроку (наличие   карточек   №   1   –   6, письменных принадлежностей) Знакомство   уч­ся   с   заявкой   на оценку  Анализ темы урока Откройте учебник на  стр. 205,  рассмотрите карту Чехии.          карта империя 13 век В   эпоху   средневековья   чехи называли свою страну Богемия, т.е. – страна, избранная Богом. Что же дало   жителям   этой   маленькой страны,   находящейся   в   составе Священной   Римской   империи,   где главную роль играли немцы, считать Чехию избранной Богом? Правил в это время империей Карл IV чех по происхождению.   Чехию   он   считал «благороднейшей частью империи». Карл IV, которого чехи звали «отец   был   талантливым империи», писателем, самым   богатым коллекционером   своего   времени, основал   первый   университет   в Европе,   покровительствовал искусствам,   при   нём   были построены   Карлов   мост   через Влтаву,   замок   Карлштейн,   собор святого   Вита.   Чехия   переживала хозяйственный   подъём,   более   200 ремёсел   было   развито   в   стране, ежегодно   здесь   устраивались ярмарки,   на   которые   съезжались тысячи   купцов.   Чехия   была,   как тогда   некоторые   выражались,  «Жемчужиной в короне Священной Римской самым     империи», процветающим государством. Можем   ли   мы   предположить,   что среди   чехов   были   люди недовольные   своим   положением?  Наверное, да. Так, кто   и чем был  недоволен   среди   чехов?   Найдите данные о том, какие слои населения и   чем   были   недовольны   в   Чехии? Ответ   на   этот   вопрос   вы   найдете, прочитав учебник  стр. 200­201 После   прочтения,   выслушиваем ответы и сверяем их правильность с таблицей на слайде (Слайд 8). Раз были   люди,   недовольные   своим положением, значит,  что мы можем предполагать об их действиях?  Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Как может быть сформулирована тема урока? ­ Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?  Сл.8 1 балл Сл. 9 ­  Что такое общественное  движение? 1 балл ­ Как вы думаете, что могло  послужить причиной к  Читают,  анализируют Крестьяне,  горожане, мелкие  дворяне Формулируют тему урока. Ответ учащихся. Узнать причины,  события,  участников,  временной  промежуток, итоги  и значение  гуситского  движения.  Общественное  движение – это  действия общества, которые  добиваются  определенной цели, для решения  конкретных  политических или  социальных  проблемах. Вопросы III. 3.1. возникновению гуситского  движения в Чехии? Работа по теме урока Выявление причин и состава  Гуситского движения. вероисповедания 30 мин. 10 мин Против кого было направлено  недовольство чешского населения? ­   Прочитайте   текст   (Приложение 1)   и   выполните   задание   №1   в карточках. Задание   1.  Из   списка   причин, выделите  и  укажите  существенные причины   недовольства   жителей Чехии: 1.Богатство католической церкви; 2.Отмена зависимости от феодала; 3.Снижение налогового гнета; 4.Плата десятины церкви; 5.Стремление чехов участвовать в  городском управлении. Господствовала католическая  церковь, которая была богатой и  владела огромной территорией.  Недовольство народа нарастало. Жители Чехии  призывали отнять у  церкви ее  богатства и провести  реформу церкви.  Формулируем проблемный вопрос  урока: Почему в Чехии борьба за  независимость вылилась в борьбу  против католической церкви? Сл.10 3 балла 1.Богатство католической церкви; 2.Плата десятины  церкви; 3.Стремление  чехов участвовать в городском  управлении. Сл.11 Эпиграфом   нашего   урока   будут слова Яна Гуса. Эпиграф:  “Верный   христианин ищет   правду,   слушает   правду, изучает правду, говорит правду, защищает   правду   до   смерти” (Ян Гус.) Почему   взяты   слова   Яна   Гуса   в качестве   эпиграфа   данного   урока? Потому   что   именно   этот   человек пробудил чешский народ к борьбе. ­  Жизнь   и   смерть   Яна   Гуса. Видео.   Как   соотносятся   слова   Яна Гуса   (эпиграф)   с   тем,   как   он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его?  Физминутка Сл.12 Сл.13 видеофр агмент Просматривают  видео фрагмент.   Ян Гус – патриот Чехии 2   пап завоевал (Игра «Да­Нет) Был ли 1453 год годом окончания Столетней войны? (да) Томас   Торквемада   католический король? (нет) Мехмед     Константинополь? (да) Жанна дэ Арк освободила Орлеан? (да) Авиньонское   пленение продолжалось 2 года?  (нет) Церковный   налог десятиной?  (да) Реконкиста­   это   война   королей? (нет) Казнь   Гуса   вызвала   возмущение чешского   народа.   Толпы   крестьян шли   в   горы   и   слушали   там   речи сторонников Его последователи стали называть себя гуситами.   В   1419   году   произошло восстание   в   Праге.   Горожане­чехи ворвались  в ратушу,  выбросили  из   назывался Сл.14   Гуса. окна   ненавистных   правителей города.   Из   других   городов   стали изгонять   немецких   богачей. Восставшие   громили   монастыри, убивали   или   изгоняли   служителей церкви.   Паны   (чешские   феодалы) захватывали церковные земли.   Среди   восставших   было   два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные   бюргеры,   а   также большинство   дворян.   Умеренные требовали  упразднить   привилегии и землевладения церкви, упростить обряды,   ввести   богослужение   на чешском языке. Материал   учебника   стр.203 (предпоследний абзац)  Задание 2. Установите сходства и различие   между   умеренными   и таборитами, результаты запишите в таблицу   и   выразите   с   помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак: 1. Принадлежали к Сл.15 5 баллов 6 баллов (за  каждое  сравнен ие по 3  балла)   еще Читают, анализируют, записывают вывод (Приложение 2) ­   Как   умеренные, так   и   табориты требовали реформы церкви. ­   В   отличие   от умеренных, табориты требовали реформы общества. ­   Так   же,   как   и умеренные, табориты принадлежали   к последователям Яна Гуса. ­   Если   умеренные были  зажиточные часть бюргеры,   дворянства,   то   последователям Яна Гуса 2. Состав участников 3. Требования реформы церкви 4. Требования реформы  общества 5. Средства борьбы  ­ Проверяем правильность  выполнения заданий (самопроверка) Сл.16 были табориты   крестьяне, горожане и бедные рыцари. 15 мин Сл.17 1 балл   – ­   Под   крестовыми походами понимается походы организованные католической церковью   против иноверцев и еретиков.   Сл.18 1 балл Сл. 19 Читают, анализируют, отвечают Читает   наизусть Мазур Михил. Сл.20 3.2. Определение основных событий,  итогов и значения Гуситского  движения. Против Гуситов были организованы Крестовые походы. ­ Что понимается под крестовыми  походами? С крестоносцами боролось  народное войско. Которое  отличалось высоким боевым духом, высокой организованностью,  стойкостью и дисциплиной.  В чем же секрет побед гуситов? Работаем с п.5 Народное войско   Одним из руководителей народного войска был Ян Жижка.  (сообщение) На возу бесстрашно стоя. Голосом, подобным грому. Направляет ярость боя. С ним один дружинник слева  И один дружинник справа. Вместо глаз они герою. Служат верно и лукаво. (Николаус Ленау) Конец гуситских войн.  Чехия устала от многолетних войн, была вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов,   папа   и   император вступили   в   переговоры   с умеренными. И когда пала признал разорена новые церковные порядки в Чехии, умеренные   образовали   большое войско для борьбы с таборитами. В 1434  году   у   городка   Липаны,  к востоку   от   Праги,   умеренные напали   на   таборитов   и   путем хитрых   маневров   разгромили   их. После   поражения   у   Липан   лишь отдельные   отряды   таборитов продолжали   военные   действия, пока   окончательно   не   были рассеяны. Прочитайте текст (Приложение 1)  и выполните задание № 3 и 4 на  карточках. (Приложение 2) Задание 3. Установите  соответствие между элементами  таблицы. Задание 4. Составьте пары  «причина – следствие» из  перечисленных ниже требований  Гуситов и итогов событий в Чехии  1419 – 1434 гг. Обобщение темы урока.  самостоятельная   учащихся: ­   «Значение гуситского   движения»   стр.   207   и выписать   значение   гуситского движения   Прочитать   п. работа IV. Сл. 21 4 балла по   Проверка образцу. (Приложение 4) (Приложение 5) 5 баллов 5 мин. Сл.22 1) утвердилась  гуситская церковь;  другая часть  населения осталась католической.  2) Католическая  церковь так и не  смогла полностью  вернуть в Чехии  утраченные земли и восстановить  разрушенные  монастыри.  3) Крестьяне  перестали платить  десятину. 4) В годы гуситских войн  большую роль в  управлении  страной играл сейм — собрание  представителей  сословий. 5)  в Чехии  утвердилась  сословная  монархия. Отвечают   поставленный вопрос. на Проводят рефлексию. Подсчитывают баллы и выставляют оценки   V. —  Вернёмся   к   вопросу   нашего урока.  Почему   в   Чехии   борьба   за независимость   вылилась   в   борьбу против католической церкви? Рефлексия.   Подведение   итогов урока. Домашнее задание. Что   нового   сегодня   я   узнал   на уроке? Какие   умения   и   навыки   мы отрабатывали? С   какими   новыми   терминами познакомились? Что   понравилось   и   что   не понравилось на уроке? ­   Подсчитайте   свои   баллы   и посмотрите на заявку, выставите те оценки,   которые   вы   сегодня заработали. ­   запишите   домашнее   задание: прочитайте параграф 24,   р.т.   стр. 80 Задания 1­3.: сравните гуситское движение   и   гражданскую   войну, выделите   общие   и   особенные признаки. ­ Спасибо всем за урок. Используемая литература: 2 мин. Сл.23 Сл.24 Сл.25 1. А.А. Поляруш «Единство в многообразии. Диалектический подход к  учебному процессу». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования. 3. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» учебник для 6  класса. М.:Просвещение, 2007 год 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гус,_Ян 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Жижка,_Ян 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Карлов_мост 7. http://pragagid.ru/pomnik­mistra­jana­husa­1493 Приложение 1. Гуситское движение в Чехии. К концу Средневековья в Чехия стала центром священной Римской империи  – ее столица   Прага.   Чехия   в   представлении   самих   ее   жителей   становится   центром   мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”. Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов благодаря удачной женитьбе  стал  королем  Чехии.  И он  же  был  избран императором  Священной  Римской империи   под   именем   Карл   IV.   Карл   IV   остался   в   памяти   народа   как   самый   великий чешский государь – “Отец Отечества”.  Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому   не   было   во   всей   Священной   Римской   империи,   приглашались   мастера   из Франции, Италии, Германии.  Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?  Мелкие   дворяне   –   число   увеличивалось   за   счет   раздробления   владений   –   обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как   наемников.   В   самой   Чехии   враждебно   настроены   к   панам   и   церкви,   королевской власти. Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.   Крестьяне.   Кроме   феодальных   повинностей   платили   королевский   налог   и   несли повинности  в пользу  государства.  К  началу  15  в.  главной  повинностью  стал  денежный оброк,   но   увеличивалась   и   барщина.   Крестьяне   не   были   лично   свободными   и   целиком зависели от пана.  Эпиграф:  “   Верный   христианин   ищет   правду,   слушает   правду,   изучает   правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса. Он призывал отнять у церкви ее  богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен. Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. 1419 г. – началось восстание в Праге, в результате которого были прогнаны из города правители.  Умеренные   –   чашники   ­   зажиточные   бюргеры,   часть   дворянства   требовали:   упразднить привилегии и землевладения церкви; упростить обряды, причащение хлебом и вином;  ввести богослужение на чешском языке.                           Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари требовали: реформа не только церкви, но и общества; уничтожить частную собственность, все повинности и налоги; правление должно быть передано в руки народа. Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.  В 1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100­ тысячное войско – грабежи, пожары, убийства.  Прага – Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.  1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.           Итоги и значение гуситских войн:  Утвердилась гуситская церковь. Крестьяне перестали выплачивать десятину. Церковные земли достались дворянству. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия стала сословной монархией.  Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Задание 1: Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии. 3 балла Приложение 2. 1. Богатство католической церкви; 2. Отмена зависимости от феодала; 3. Снижение налогового гнета; 4. Плата десятины церкви; 5. Стремление чехов участвовать в городском управлении. Задание 2. Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак: 10 баллов, за сравнение по 2 балла. 1. Принадлежали к последователям Яна Гуса 2. Состав участников 3. Требования реформы церкви 4. Требования реформы общества 5. Средства борьбы Общие признаки Особенные признаки понятия Умеренные Табориты  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы: 4 балла В ходе восстания изгнаны правители города Разгромлены табориты Начало крестовых походов против гуситов Казнь Яна Гуса Витковая гора г. Констанц г. Липаны г. Прага 1419 год 1434 год 1415 год 1420 год Задание 4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований  Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг: 5 баллов следствие Королевская власть была ограничена  парламентом – сеймом; Чехия стала сословной монархией; Крестьяне перестали выплачивать десятину; Утвердилась гуситская церковь. причина Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть  дворянства) требовали:  ­ упразднить привилегии и землевладения  католической церкви;  ­ упростить обряды и ввести богослужение на  чешском языке.                           Табориты – (крестьяне, горожане и бедные  рыцари) требовали:  ­ реформы общества;  ­ уничтожить частную собственность, все повинности  и налоги;  ­ правление страной должно быть передано в руки  народа.  Образцы выполнения заданий Приложение 3. понятия Умеренные Табориты  Общие признаки Принадлежали   к   последователям Яна Гуса Требования реформы церкви Средства борьбы Особенные признаки Состав участников Требования реформы общества Приложение 4. 1415 год  1419 год  1420 год 1434 год  г. Констанц  г. Прага Витковая гора  г. Липаны Казнь Яна Гуса В ходе восстания изгнаны правители города  Начало крестовых походов против гуситов Разгромлены табориты Приложение 5. следствие Королевская власть была ограничена  парламентом – сеймом; Чехия стала сословной монархией; Крестьяне перестали выплачивать десятину; Утвердилась гуситская церковь. причина Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть  дворянства) требовали:  ­ упразднить привилегии и землевладения  католической церкви;  ­ упростить обряды и ввести богослужение на  чешском языке.                           Табориты – (крестьяне, горожане и бедные  рыцари) требовали:  ­ реформы общества;  ­ уничтожить частную собственность, все повинности  и налоги;  ­ правление страной должно быть передано в руки  народа.  Тест  1. Столица Священной Римской империи в середине 14 века а) Прага,  б) Рим,  в) Неаполь. 2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги? а) священнослужители,  б) немецкие купцы и мастера,  в) крестьяне. 3. За что Ян Гус обличал духовенство? а) торговля индульгенциями и должностями,  б) взимание денег за обряды,  в) богослужение велось не на родном языке, в) верно всё 4. Когда Ян Гус был сожжён на костре? а) 1414 год,  б) 1415 год,  в) 1425 год. 5. Кто такой патриот? а) человек, любящий свою Родину, делающий всё возможное для её  благополучия,  б) человек, борющийся с церковью,  в) человек, не отказывающийся от своих идей. Тест  1. Столица Священной Римской империи в середине 14 века а) Прага,  б) Рим,  в) Неаполь. 2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги? а) священнослужители,  б) немецкие купцы и мастера,  в) крестьяне. 3. За что Ян Гус обличал духовенство? а) торговля индульгенциями и должностями,  б) взимание денег за обряды,  в) богослужение велось не на родном языке, в) верно всё 4. Когда Ян Гус был сожжён на костре? а) 1414 год,  б) 1415 год,  в) 1425 год. 5. Кто такой патриот? а) человек, любящий свою Родину, делающий всё возможное для её  благополучия,  б) человек, борющийся с церковью,  в) человек, не отказывающийся от своих идей.

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"

Конспект и презентация по истории 6 класс "Гуситское движение в Чехии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017