Конспект и презентация урока "Подготовка к написанию сочинения по картине Кустодиева "Масленица"
Оценка 4.8

Конспект и презентация урока "Подготовка к написанию сочинения по картине Кустодиева "Масленица"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
02.10.2019
Конспект и презентация урока  "Подготовка к написанию сочинения по картине Кустодиева "Масленица"
Конспект урока Подготовка к написанию соччинения по картине М.Б. Кустодиева Масленица.docx

Урок русского языка.

Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».

Предметные результаты: Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение),   строить устные и письменные монологические высказывания по картине, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся и умение точно употреблять слова  для выражения мыслей и чувств.

Коммуникативные УУД: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками,  формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУДвоспринимать смысл предъявляемого художественного текста, картины; формировать умение образно воспринимать объекты  на картине, выделять нужную информацию их текста, картины, в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу,  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи,  принимать роль в учебном сотрудничестве;

Личностные УУД:  формирование чувства гордости за свою Родину, ее традиции, представления о красоте природы России и родного края на основе художественных текстов и картин.

 

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие гостей. (слайд 1)

2. а) -Ребята, какой месяц сейчас идет? (февраль)

-Некоторыми композиторами написаны музыкальные произведения для каждого из двенадцати месяцев года. Например, у П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» для февраля месяца написано произведение, которое называется «Ярмарка».                                                                               (слайд 2)

-Давайте послушаем отрывок из «Ярмарки».

б)Беседа по прослушанному произведению. Актуализация знаний.

-что вам представилось?

-Какое настроение, какие чувства пробудила в вас музыка?

-что такое ярмарка? (временная торговая площадь, для распродажи сезонных товаров, обычно веселая)                                                                            (слайд 3) 

-как вы думаете, почему «Ярмарка» была написана для февраля? (В феврале организовывали ярмарки в честь самого веселого и шумного народного праздника—Масленицы).

-что вы знаете про Масленицу? (выслушиваются ответы учащихся).

Наводящие вопросы учителя:

-что провожают и встречают масленицей? (зиму и весну)

-какое самое распространенное  угощение в этот праздник? (блины)

-что символизирует блин? (солнце)

-сколько дней длится Масленица? (7 дней—масленичная неделя)

-что по обычаю делают в самый последний день Масленицы? (сжигают чучело)

Рассказ учителя. Среди древнерусских праздников особо любимый русскими людьми праздник проводов зимы— Масленица. Этот языческий праздник христианская церковь приурочила к неделе перед Великим постом. Название Масленица пошло с празднования весны. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так как Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех—и старого, ималого и простолюдина, и знатного, то ее называют развеселая, честная, широкая, объедуха. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались в санях, запряженных лошадьми, с ледяных гор, одевались в яркие наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще и приговаривали:

(хором читают) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ!     (слайд 4).

 

в) Знакомство с репродукциями картин Б. Кустодиева. Постановка темы и цели урока.

Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник конца 19—начала 20 века Борис Михайлович Кустодиев.                              (слайд 5)

Он посвятил несколько своих картин этому празднику                  (слайды 6-8 )

-Что интересного вы заметили, глядя на эти картины? (на его полотнах изображен один сюжет, только с разных ракурсов).                              (слайд 9)

-Вы уже догадались какую работу я вам хочу предложить?

-Сегодня я хочу предложить вам написать сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». (1 урок—подготовка к сочинению)

Запись в тетради темы урока. Подготовка к сочинению по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».                                                                      (слайд 10).

-Что изображено на картине?  (народные гулянья)

-Какими словами можно выразить настроение, которое вызывает у вас картина?

-Давайте попробуем «погрузиться»  в картину,  вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной площади. Как мы еще можем почувствовать праздничное настроение? Какие органы чувств нам помогут? ( уши, нос,..)

-Сейчас я попробую оживить эту картину.(Дети слушают отрывок из мюзикла «Граф Орлов» «Масленица»).

- Что вы слышали?  Что могли бы еще услышать?(Слышны звуки гармошки, песни. Повсюду слышны смех, веселье. Торговцы звонкими голосами зазывают покупателей в торговые лавки.)

-А какие запахи вы могли бы почувствовать? ( По всей округе разносится запах ароматных блинов, пирогов и других сладостей).

Глядя на эту картину, трудно себе представить, что она создавалась художником в инвалидном кресле, когда он уже был неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир—это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому—это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

-Что бы вы ответили сейчас художнику? (да, удалось)

-Давайте это докажем в наших сочинениях.

- Какого типа получится текст сочинения? (текст-описание).

-каких частей речи будет больше всего в сочинении? (существительных и прилагательных).

          г) Составление плана и анализ картины.

-Сколько частей будет в нашем сочинении? (три: вступление, основная часть и заключение)

 

-О чем (о ком) бы вы написали во вступлении? (о художнике, о его картине, о Масленице)

 

1 пункт плана   Б.М. Кустодиев—мастер изображения русских праздников.

-Какие синонимы можно подобрать к слову «художник»? (автор)

-Какие прилагательные, эпитеты подходят к словам «художник», «Масленица»?

(известный, русский, знаменитый,  широкая, развеселая,…)

 

Словарная работа:   «Масленица»

 

                                    автор

 (работа на индивидуальных карточках).

 

Учащиеся предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского художника Б.М. Кустодиева «Масленица». В ней он красочно отобразил народные гулянья на Масленице….)          

 

2 пункт плана Масленица на картине художника.

 

Попробуем описать картину.

-К какому жанру живописи можно отнести картину? (пейзаж, городской пейзаж). С описания городского пейзажа и начнем основную часть.

А) городской пейзаж

-Чем примечательна  по рельефу изображенная местность, что это за местность?

(холмистая местность, подмосковный городок,…)

-Давно ли выпал снег? (снег недавно прошел, т.к. он обильно лежит на деревьях, крышах домов, большие сугробы,..)

 

-Запишите несколько опорных слов, которые являются главными для описания пейзажа. Попробуйте подобрать подходящие эпитеты к этим словам.

 

Городок                     маленький, небольшой, заснеженный

Снег                           пушистый, искрящийся, белый

Сугробы                    большие, глубокие                                         (устно)

Дома                           невысокие, бревенчатые, деревянные

Деревья (березки)     высокие, молодые, раскидистые

 

Давайте запишем самые сложные слова: небольшой, заснеженный, искрящийся, бревенчатые, деревянные.

 

-Какие эпитеты можно еще подобрать к заснеженному городу? (сказочный, волшебный)

-Перед вами несколько предложений. Что вы можете про них сказать?

( нераспространенные)

Задание. Распространите предложения,            Раскинулся городок.

используя слова, которые вы только что          Прошел снегопад.

 подбирали.    (устно)                                          Намело сугробы.

                                                                               Лежит снег.

 

Б) праздник.

-Кто являются главными участниками праздника? (люди, дети)

-Какими синонимами мы можем заменить эти слова?  (горожане, народ, детвора, ребята…)

-Опишите действия людей на переднем, заднем плане, чем они увлечены?

 

(На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются нарядно одетые горожане. Возле театра большое скопление людей. Наверное, все хотят попасть на долгожданное представление. Возле театра раскинулась веселая ярмарка с разноцветными шарами, пирогами и блинами. Вдали на холме мы видим большую церковь, а возле нее играют дети. Они катаются на санках  с горки, играют в снежки…)

 

 

                                    прохаживаются

люди                           катаются на лошадях

                                    беседуют

                                    толпятся
                                     играют

дети                             катаются  на санках

                                    веселятся

 

 

-какая часть речи часто употребляется для описания действий людей?  (глаголы)

-какие орфограммы встречаются в этих глаголах? ( безуд.гл., ться-тся, глас. В прист.)

 

 

ФИЗМИНУТКА (игра в снежки под музыку) Перед физминуткой включить нэтбуки)

 

Работа в парах на нэтбуках с деформированным текстом.

 

А сейчас я вам предлагаю работу с текстом в парах.

Найдите на рабочем столе текстовый  «Работа с текстом». Прочитайте текст.

Все ли грамотно написано? Исправьте ошибки.

 

Веселье в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки.  Они на санках мчатся под гору. А внизу толпы человек  у торговых рядов. У передвижного театра толпиться народ. Театр обещает захватывающее зрелище. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что сам принимаеш участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, смех  и фырканье лошадей.

Выслушиваются ответы учащихся.

 

-С помощью каких художественных средств художник передает праздничное настроение?

( с помощью красок, света, изображения погоды)

В) Художественные средства для изображения Масленицы.(работа с опорными карточками)

- Какие цвета использовал художник для написания картины? Что можно сказать про погоду? Какое настроение она создает?

-Ответьте на эти вопросы, выбирая подходящие эпитеты на опорных карточках.

              погода              -солнечная, ясная, морозная, теплая.

              небо                    -хмурое, ясное, изумрудно-голубое, синее, облачное.

              настроение      -печальное, хорошее, задорное, грустное, веселое, радостное

              цвета                -яркие, тусклые, бледные, сочные, насыщенные

              Шары                -разноцветные, воздушные

             Снег                   -белый, ослепительный, подтаявший

             

 (Кустодиев для написания картины использовал яркие, праздничные цвета. Мы видим желтые стены домов,  чистый белый снег, изумрудно-голубое небо, разноцветные шары и пестрые наряды горожан. Ясная погода создает хорошее настроение. Все говорит о том, что у людей праздник).

 

3 пункт плана Заключение (Мои впечатления).

-Что можно отразить в заключительной части сочинения? (свое отношение к этому произведению искусства)

-Какое впечатление произвела  на вас эта картина?

- (воспользуйтесь справочником эпитетов  в учебнике на с.152-153 к словам: впечатление и настроение)

( Картина Кустодиева  мне очень понравилась. Художнику удалось показать свою любовь к русским праздникам. Его работа вызывает чувства радости и создает бодрое и праздничное настроение).

 

 

-Ребята, а почему русский народ придает такое большое значение Масленице?

-Предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильма «Масленица».

-Какой фразеологизм вы услышали в мультфильме и что он означает?

-как называют людей, которые не знают своих корней, обычаев своего народа? (невежами).

-Желаю вам не забывать о том, Масленица, это не просто веселые дни с большим количеством угощений, а один из древнейших праздников русского народа.

 

2 урок—написание сочинения.

 


 

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине

Масленица? (7 дней—масленичная неделя) -что по обычаю делают в самый последний день

Масленица? (7 дней—масленичная неделя) -что по обычаю делают в самый последний день

Давайте попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной площади

Давайте попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной площади

Учащиеся предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского художника

Учащиеся предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского художника

Б ) праздник. -Кто являются главными участниками праздника? (люди, дети) -Какими синонимами мы можем заменить эти слова? ( горожан е , народ, детвора , ребята…)…

Б ) праздник. -Кто являются главными участниками праздника? (люди, дети) -Какими синонимами мы можем заменить эти слова? ( горожан е , народ, детвора , ребята…)…

Веселье в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки

Веселье в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки

Картина Кустодиева мне очень понравилась

Картина Кустодиева мне очень понравилась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019