Урок русского языка.
Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».
Предметные результаты: Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение), строить устные и письменные монологические высказывания по картине, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся и умение точно употреблять слова для выражения мыслей и чувств.
Коммуникативные УУД: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные УУД: воспринимать смысл предъявляемого художественного текста, картины; формировать умение образно воспринимать объекты на картине, выделять нужную информацию их текста, картины, в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее, осуществлять синтез как составление целого из частей.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, принимать роль в учебном сотрудничестве;
Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, ее традиции, представления о красоте природы России и родного края на основе художественных текстов и картин.
Ход урока.
1.Орг. момент. Приветствие гостей. (слайд 1)
2. а) -Ребята, какой месяц сейчас идет? (февраль)
-Некоторыми композиторами написаны музыкальные произведения для каждого из двенадцати месяцев года. Например, у П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» для февраля месяца написано произведение, которое называется «Ярмарка». (слайд 2)
-Давайте послушаем отрывок из «Ярмарки».
б)Беседа по прослушанному произведению. Актуализация знаний.
-что вам представилось?
-Какое настроение, какие чувства пробудила в вас музыка?
-что такое ярмарка? (временная торговая площадь, для распродажи сезонных товаров, обычно веселая) (слайд 3)
-как вы думаете, почему «Ярмарка» была написана для февраля? (В феврале организовывали ярмарки в честь самого веселого и шумного народного праздника—Масленицы).
-что вы знаете про Масленицу? (выслушиваются ответы учащихся).
Наводящие вопросы учителя:
-что провожают и встречают масленицей? (зиму и весну)
-какое самое распространенное угощение в этот праздник? (блины)
-что символизирует блин? (солнце)
-сколько дней длится Масленица? (7 дней—масленичная неделя)
-что по обычаю делают в самый последний день Масленицы? (сжигают чучело)
Рассказ учителя. Среди древнерусских праздников особо любимый русскими людьми праздник проводов зимы— Масленица. Этот языческий праздник христианская церковь приурочила к неделе перед Великим постом. Название Масленица пошло с празднования весны. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так как Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех—и старого, ималого и простолюдина, и знатного, то ее называют развеселая, честная, широкая, объедуха. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались в санях, запряженных лошадьми, с ледяных гор, одевались в яркие наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще и приговаривали:
(хором читают) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ! (слайд 4).
в) Знакомство с репродукциями картин Б. Кустодиева. Постановка темы и цели урока.
Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник конца 19—начала 20 века Борис Михайлович Кустодиев. (слайд 5)
Он посвятил несколько своих картин этому празднику (слайды 6-8 )
-Что интересного вы заметили, глядя на эти картины? (на его полотнах изображен один сюжет, только с разных ракурсов). (слайд 9)
-Вы уже догадались какую работу я вам хочу предложить?
-Сегодня я хочу предложить вам написать сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». (1 урок—подготовка к сочинению)
Запись в тетради темы урока. Подготовка к сочинению по картине Б.М. Кустодиева «Масленица». (слайд 10).
-Что изображено на картине? (народные гулянья)
-Какими словами можно выразить настроение, которое вызывает у вас картина?
-Давайте попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной площади. Как мы еще можем почувствовать праздничное настроение? Какие органы чувств нам помогут? ( уши, нос,..)
-Сейчас я попробую оживить эту картину.(Дети слушают отрывок из мюзикла «Граф Орлов» «Масленица»).
- Что вы слышали? Что могли бы еще услышать?(Слышны звуки гармошки, песни. Повсюду слышны смех, веселье. Торговцы звонкими голосами зазывают покупателей в торговые лавки.)
-А какие запахи вы могли бы почувствовать? ( По всей округе разносится запах ароматных блинов, пирогов и других сладостей).
Глядя на эту картину, трудно себе представить, что она создавалась художником в инвалидном кресле, когда он уже был неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир—это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому—это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
-Что бы вы ответили сейчас художнику? (да, удалось)
-Давайте это докажем в наших сочинениях.
- Какого типа получится текст сочинения? (текст-описание).
-каких частей речи будет больше всего в сочинении? (существительных и прилагательных).
г) Составление плана и анализ картины.
-Сколько частей будет в нашем сочинении? (три: вступление, основная часть и заключение)
-О чем (о ком) бы вы написали во вступлении? (о художнике, о его картине, о Масленице)
1 пункт плана Б.М. Кустодиев—мастер изображения русских праздников.
-Какие синонимы можно подобрать к слову «художник»? (автор)
-Какие прилагательные, эпитеты подходят к словам «художник», «Масленица»?
(известный, русский, знаменитый, широкая, развеселая,…)
Словарная работа: «Масленица»
автор
(работа на индивидуальных карточках).
Учащиеся предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского художника Б.М. Кустодиева «Масленица». В ней он красочно отобразил народные гулянья на Масленице….)
2 пункт плана Масленица на картине художника.
Попробуем описать картину.
-К какому жанру живописи можно отнести картину? (пейзаж, городской пейзаж). С описания городского пейзажа и начнем основную часть.
А) городской пейзаж
-Чем примечательна по рельефу изображенная местность, что это за местность?
(холмистая местность, подмосковный городок,…)
-Давно ли выпал снег? (снег недавно прошел, т.к. он обильно лежит на деревьях, крышах домов, большие сугробы,..)
-Запишите несколько опорных слов, которые являются главными для описания пейзажа. Попробуйте подобрать подходящие эпитеты к этим словам.
Городок маленький, небольшой, заснеженный
Снег пушистый, искрящийся, белый
Сугробы большие, глубокие (устно)
Дома невысокие, бревенчатые, деревянные
Деревья (березки) высокие, молодые, раскидистые
Давайте запишем самые сложные слова: небольшой, заснеженный, искрящийся, бревенчатые, деревянные.
-Какие эпитеты можно еще подобрать к заснеженному городу? (сказочный, волшебный)
-Перед вами несколько предложений. Что вы можете про них сказать?
( нераспространенные)
Задание. Распространите предложения, Раскинулся городок.
используя слова, которые вы только что Прошел снегопад.
подбирали. (устно) Намело сугробы.
Лежит снег.
Б) праздник.
-Кто являются главными участниками праздника? (люди, дети)
-Какими синонимами мы можем заменить эти слова? (горожане, народ, детвора, ребята…)
-Опишите действия людей на переднем, заднем плане, чем они увлечены?
(На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются нарядно одетые горожане. Возле театра большое скопление людей. Наверное, все хотят попасть на долгожданное представление. Возле театра раскинулась веселая ярмарка с разноцветными шарами, пирогами и блинами. Вдали на холме мы видим большую церковь, а возле нее играют дети. Они катаются на санках с горки, играют в снежки…)
прохаживаются
люди катаются на лошадях
беседуют
толпятся
играют
дети катаются на санках
веселятся
-какая часть речи часто употребляется для описания действий людей? (глаголы)
-какие орфограммы встречаются в этих глаголах? ( безуд.гл., ться-тся, глас. В прист.)
ФИЗМИНУТКА (игра в снежки под музыку) Перед физминуткой включить нэтбуки)
Работа в парах на нэтбуках с деформированным текстом.
А сейчас я вам предлагаю работу с текстом в парах.
Найдите на рабочем столе текстовый «Работа с текстом». Прочитайте текст.
Все ли грамотно написано? Исправьте ошибки.
Веселье в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки. Они на санках мчатся под гору. А внизу толпы человек у торговых рядов. У передвижного театра толпиться народ. Театр обещает захватывающее зрелище. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что сам принимаеш участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, смех и фырканье лошадей.
Выслушиваются ответы учащихся.
-С помощью каких художественных средств художник передает праздничное настроение?
( с помощью красок, света, изображения погоды)
В) Художественные средства для изображения Масленицы.(работа с опорными карточками)
- Какие цвета использовал художник для написания картины? Что можно сказать про погоду? Какое настроение она создает?
-Ответьте на эти вопросы, выбирая подходящие эпитеты на опорных карточках.
погода -солнечная, ясная, морозная, теплая.
небо -хмурое, ясное, изумрудно-голубое, синее, облачное.
настроение -печальное, хорошее, задорное, грустное, веселое, радостное
цвета -яркие, тусклые, бледные, сочные, насыщенные
Шары -разноцветные, воздушные
Снег -белый, ослепительный, подтаявший
(Кустодиев для написания картины использовал яркие, праздничные цвета. Мы видим желтые стены домов, чистый белый снег, изумрудно-голубое небо, разноцветные шары и пестрые наряды горожан. Ясная погода создает хорошее настроение. Все говорит о том, что у людей праздник).
3 пункт плана Заключение (Мои впечатления).
-Что можно отразить в заключительной части сочинения? (свое отношение к этому произведению искусства)
-Какое впечатление произвела на вас эта картина?
- (воспользуйтесь справочником эпитетов в учебнике на с.152-153 к словам: впечатление и настроение)
( Картина Кустодиева мне очень понравилась. Художнику удалось показать свою любовь к русским праздникам. Его работа вызывает чувства радости и создает бодрое и праздничное настроение).
-Ребята, а почему русский народ придает такое большое значение Масленице?
-Предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильма «Масленица».
-Какой фразеологизм вы услышали в мультфильме и что он означает?
-как называют людей, которые не знают своих корней, обычаев своего народа? (невежами).
-Желаю вам не забывать о том, Масленица, это не просто веселые дни с большим количеством угощений, а один из древнейших праздников русского народа.
2 урок—написание сочинения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.