Конспект и презентация урока "Подготовка к написанию сочинения по картине Кустодиева "Масленица"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Подготовка к написанию соччинения по картине М.Б. Кустодиева Масленица.docx

Урок русского языка.

Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».

Предметные результаты: Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение),   строить устные и письменные монологические высказывания по картине, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся и умение точно употреблять слова  для выражения мыслей и чувств.

Коммуникативные УУД: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками,  формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУДвоспринимать смысл предъявляемого художественного текста, картины; формировать умение образно воспринимать объекты  на картине, выделять нужную информацию их текста, картины, в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу,  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи,  принимать роль в учебном сотрудничестве;

Личностные УУД:  формирование чувства гордости за свою Родину, ее традиции, представления о красоте природы России и родного края на основе художественных текстов и картин.

 

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие гостей. (слайд 1)

2. а) -Ребята, какой месяц сейчас идет? (февраль)

-Некоторыми композиторами написаны музыкальные произведения для каждого из двенадцати месяцев года. Например, у П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» для февраля месяца написано произведение, которое называется «Ярмарка».                                                                               (слайд 2)

-Давайте послушаем отрывок из «Ярмарки».

б)Беседа по прослушанному произведению. Актуализация знаний.

-что вам представилось?

-Какое настроение, какие чувства пробудила в вас музыка?

-что такое ярмарка? (временная торговая площадь, для распродажи сезонных товаров, обычно веселая)                                                                            (слайд 3) 

-как вы думаете, почему «Ярмарка» была написана для февраля? (В феврале организовывали ярмарки в честь самого веселого и шумного народного праздника—Масленицы).

-что вы знаете про Масленицу? (выслушиваются ответы учащихся).

Наводящие вопросы учителя:

-что провожают и встречают масленицей? (зиму и весну)

-какое самое распространенное  угощение в этот праздник? (блины)

-что символизирует блин? (солнце)

-сколько дней длится Масленица? (7 дней—масленичная неделя)

-что по обычаю делают в самый последний день Масленицы? (сжигают чучело)

Рассказ учителя. Среди древнерусских праздников особо любимый русскими людьми праздник проводов зимы— Масленица. Этот языческий праздник христианская церковь приурочила к неделе перед Великим постом. Название Масленица пошло с празднования весны. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так как Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех—и старого, ималого и простолюдина, и знатного, то ее называют развеселая, честная, широкая, объедуха. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались в санях, запряженных лошадьми, с ледяных гор, одевались в яркие наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще и приговаривали:

(хором читают) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ!     (слайд 4).

 

в) Знакомство с репродукциями картин Б. Кустодиева. Постановка темы и цели урока.

Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник конца 19—начала 20 века Борис Михайлович Кустодиев.                              (слайд 5)

Он посвятил несколько своих картин этому празднику                  (слайды 6-8 )

-Что интересного вы заметили, глядя на эти картины? (на его полотнах изображен один сюжет, только с разных ракурсов).                              (слайд 9)

-Вы уже догадались какую работу я вам хочу предложить?

-Сегодня я хочу предложить вам написать сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». (1 урок—подготовка к сочинению)

Запись в тетради темы урока. Подготовка к сочинению по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».                                                                      (слайд 10).

-Что изображено на картине?  (народные гулянья)

-Какими словами можно выразить настроение, которое вызывает у вас картина?

-Давайте попробуем «погрузиться»  в картину,  вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной площади. Как мы еще можем почувствовать праздничное настроение? Какие органы чувств нам помогут? ( уши, нос,..)

-Сейчас я попробую оживить эту картину.(Дети слушают отрывок из мюзикла «Граф Орлов» «Масленица»).

- Что вы слышали?  Что могли бы еще услышать?(Слышны звуки гармошки, песни. Повсюду слышны смех, веселье. Торговцы звонкими голосами зазывают покупателей в торговые лавки.)

-А какие запахи вы могли бы почувствовать? ( По всей округе разносится запах ароматных блинов, пирогов и других сладостей).

Глядя на эту картину, трудно себе представить, что она создавалась художником в инвалидном кресле, когда он уже был неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир—это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому—это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

-Что бы вы ответили сейчас художнику? (да, удалось)

-Давайте это докажем в наших сочинениях.

- Какого типа получится текст сочинения? (текст-описание).

-каких частей речи будет больше всего в сочинении? (существительных и прилагательных).

          г) Составление плана и анализ картины.

-Сколько частей будет в нашем сочинении? (три: вступление, основная часть и заключение)

 

-О чем (о ком) бы вы написали во вступлении? (о художнике, о его картине, о Масленице)

 

1 пункт плана   Б.М. Кустодиев—мастер изображения русских праздников.

-Какие синонимы можно подобрать к слову «художник»? (автор)

-Какие прилагательные, эпитеты подходят к словам «художник», «Масленица»?

(известный, русский, знаменитый,  широкая, развеселая,…)

 

Словарная работа:   «Масленица»

 

                                    автор

 (работа на индивидуальных карточках).

 

Учащиеся предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского художника Б.М. Кустодиева «Масленица». В ней он красочно отобразил народные гулянья на Масленице….)          

 

2 пункт плана Масленица на картине художника.

 

Попробуем описать картину.

-К какому жанру живописи можно отнести картину? (пейзаж, городской пейзаж). С описания городского пейзажа и начнем основную часть.

А) городской пейзаж

-Чем примечательна  по рельефу изображенная местность, что это за местность?

(холмистая местность, подмосковный городок,…)

-Давно ли выпал снег? (снег недавно прошел, т.к. он обильно лежит на деревьях, крышах домов, большие сугробы,..)

 

-Запишите несколько опорных слов, которые являются главными для описания пейзажа. Попробуйте подобрать подходящие эпитеты к этим словам.

 

Городок                     маленький, небольшой, заснеженный

Снег                           пушистый, искрящийся, белый

Сугробы                    большие, глубокие                                         (устно)

Дома                           невысокие, бревенчатые, деревянные

Деревья (березки)     высокие, молодые, раскидистые

 

Давайте запишем самые сложные слова: небольшой, заснеженный, искрящийся, бревенчатые, деревянные.

 

-Какие эпитеты можно еще подобрать к заснеженному городу? (сказочный, волшебный)

-Перед вами несколько предложений. Что вы можете про них сказать?

( нераспространенные)

Задание. Распространите предложения,            Раскинулся городок.

используя слова, которые вы только что          Прошел снегопад.

 подбирали.    (устно)                                          Намело сугробы.

                                                                               Лежит снег.

 

Б) праздник.

-Кто являются главными участниками праздника? (люди, дети)

-Какими синонимами мы можем заменить эти слова?  (горожане, народ, детвора, ребята…)

-Опишите действия людей на переднем, заднем плане, чем они увлечены?

 

(На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются нарядно одетые горожане. Возле театра большое скопление людей. Наверное, все хотят попасть на долгожданное представление. Возле театра раскинулась веселая ярмарка с разноцветными шарами, пирогами и блинами. Вдали на холме мы видим большую церковь, а возле нее играют дети. Они катаются на санках  с горки, играют в снежки…)

 

 

                                    прохаживаются

люди                           катаются на лошадях

                                    беседуют

                                    толпятся
                                     играют

дети                             катаются  на санках

                                    веселятся

 

 

-какая часть речи часто употребляется для описания действий людей?  (глаголы)

-какие орфограммы встречаются в этих глаголах? ( безуд.гл., ться-тся, глас. В прист.)

 

 

ФИЗМИНУТКА (игра в снежки под музыку) Перед физминуткой включить нэтбуки)

 

Работа в парах на нэтбуках с деформированным текстом.

 

А сейчас я вам предлагаю работу с текстом в парах.

Найдите на рабочем столе текстовый  «Работа с текстом». Прочитайте текст.

Все ли грамотно написано? Исправьте ошибки.

 

Веселье в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки.  Они на санках мчатся под гору. А внизу толпы человек  у торговых рядов. У передвижного театра толпиться народ. Театр обещает захватывающее зрелище. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что сам принимаеш участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, смех  и фырканье лошадей.

Выслушиваются ответы учащихся.

 

-С помощью каких художественных средств художник передает праздничное настроение?

( с помощью красок, света, изображения погоды)

В) Художественные средства для изображения Масленицы.(работа с опорными карточками)

- Какие цвета использовал художник для написания картины? Что можно сказать про погоду? Какое настроение она создает?

-Ответьте на эти вопросы, выбирая подходящие эпитеты на опорных карточках.

              погода              -солнечная, ясная, морозная, теплая.

              небо                    -хмурое, ясное, изумрудно-голубое, синее, облачное.

              настроение      -печальное, хорошее, задорное, грустное, веселое, радостное

              цвета                -яркие, тусклые, бледные, сочные, насыщенные

              Шары                -разноцветные, воздушные

             Снег                   -белый, ослепительный, подтаявший

             

 (Кустодиев для написания картины использовал яркие, праздничные цвета. Мы видим желтые стены домов,  чистый белый снег, изумрудно-голубое небо, разноцветные шары и пестрые наряды горожан. Ясная погода создает хорошее настроение. Все говорит о том, что у людей праздник).

 

3 пункт плана Заключение (Мои впечатления).

-Что можно отразить в заключительной части сочинения? (свое отношение к этому произведению искусства)

-Какое впечатление произвела  на вас эта картина?

- (воспользуйтесь справочником эпитетов  в учебнике на с.152-153 к словам: впечатление и настроение)

( Картина Кустодиева  мне очень понравилась. Художнику удалось показать свою любовь к русским праздникам. Его работа вызывает чувства радости и создает бодрое и праздничное настроение).

 

 

-Ребята, а почему русский народ придает такое большое значение Масленице?

-Предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильма «Масленица».

-Какой фразеологизм вы услышали в мультфильме и что он означает?

-как называют людей, которые не знают своих корней, обычаев своего народа? (невежами).

-Желаю вам не забывать о том, Масленица, это не просто веселые дни с большим количеством угощений, а один из древнейших праздников русского народа.

 

2 урок—написание сочинения.