Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».
Оценка 4.9

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
ОБЖ
10 кл
14.03.2017
Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».
Презентация для интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) для 10 кл.Тема: «Исполнение обязанностей военной службы».
урок.doc
Конспект интегрированного урока (ОБЖ­обществознание)  Ракитина П.А., преподавателя­организатора ОБЖ   Центрального района  Волгограда              МОУ СШ№7 Тема: «Исполнение обязанностей военной службы». Тип урока. Комбинированный, интегрированный ( ОБЖ +Обществознание),                       с элементами групповой работы.  Вопросы урока.  1. Понятие «исполнения обязанностей военной службы» и его правовой смысл.  2. Особенности правового статуса военнослужащего. Цель урока.  Обучающиеся должны в ходе урока научиться и в дальнейшем уметь  оценивать уровень   своей   правовой   подготовленности   и   осуществлять   осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Задачи урока. 1. Обучающиеся должны знать правовой смысл понятия «исполнения  обязанностей военной службы», разбираться в особенностях правового  статуса военнослужащего . 2. Обучающиеся должны уметь применить знания, полученные на уроках  обществознания,   к решению задач военного содержания;  3. Обучающиеся должны закрепить навык работы в малых группах. Оборудование:  Конституция РФ;  Гражданский, Трудовой, Уголовный и Гражданско­ процессуальный Кодексы РФ; Законы РФ  «О воинской обязанности и военной  службе», «О   статусе военнослужащих», «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Общевоинские  Уставы ВС РФ; Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, плакат «Воинская  обязанность», комплект таблиц «Основы военной службы».  Подробный комментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе»  (под общ. ред. В.Г. Стрекозова) Ход урока I.Организационный момент. II. Проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски, на  которой выводятся названия органов государственной власти и нормативно­ правовых актов. 1. Отметьте знаком «+» те органы государственной власти и управления, в  которых граждане России могут проходить военную службу: Вооруженные силы Российской Федерации (+) Служба внешней разведки Российской Федерации (+) 2. Отметьте знаком «+» отметьте нормативно­правовые акты, устанавливающие и  регламентирующие военную службу в России. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной  службе» (+) Конституция РФ (+) III. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Исполнение обязанностей военной службы является важнейшим  юридическим понятием, которое определяет правовое положение гражданина и  влияет на все юридические последствия совершаемых им поступков (действий).  Другими словами, ответственность военнослужащего, исполняющего обязанности  военной службы, намного выше ответственности за тот же поступок простого  гражданина (часто простой гражданин за такой поступок вообще никакой  юридической ответственности не несет) или военнослужащего, который не  исполняет обязанности по военной службе. Например, обратившись в грубой  форме к военнослужащему, имеющему высокое воинское звание, за сам этот  поступок гражданское лицо юридической ответственности не несет.  Военнослужащий, совершивший такой поступок в отношении начальника, несет  дисциплинарную ответственность, а если начальник отдал подчиненному приказ, а  грубое обращение к начальнику содержит обсуждение приказа, другие признаки  неподчинения приказу, то военнослужащий, допустивший такой поступок,  подлежит уголовной ответственности. То же самое и с правовой и социальной  защищенностью. Например, военнослужащий, получивший травму при исполнении  обязанностей военной службы, получает от государства страховые выплаты в  полном размере, получивший травму при иных обстоятельствах – в уменьшенном,  а гражданское лицо – только оплату по больничному листу, что представляет  собой гораздо менее существенную сумму. На сегодняшнем занятии мы с вами как  раз и рассмотрим, когда военнослужащий находится при исполнении обязанностей  военной службы и какие правовые последствия это состояние для него имеет. IV. Просмотр и обсуждение презентации «Основные понятия воинской  службы» (приложение №1) по следующим вопросам:. 1. Что в себя включает воинская обязанность в мирное время? 2. Когда наступает военное время? 3. Что такое «военное положение»? 4. Дайте определение понятию «мобилизация». 5. Что в себя включает воинская обязанность в военное  время?  6. Сформулируйте особенности воинской обязанности. 7. Как обеспечивается исполнение воинской обязанности в мирное время? V. Групповая работа  Обучающиеся разбиваются на 4 группы, каждая ищет ответ на свой  вопрос по раздаточным материалам. Раздаточный материал: Подробный комментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе» (под общ. ред. В.Г. Стрекозова) Группа 1  .Вопросы для изучения:   Когда военнослужащий исполняет обязанности военной службы? Когда военнослужащий не исполняет обязанности военной службы? Какими документами такое положение регламентируется? Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы Комментарий к п. 1 1. Наступление юридических фактов, под которыми понимаются  обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление  определенных правовых последствий (возникновение, изменение и прекращение  правовых отношений), в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия. Так например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья  военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при  исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым  суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в п.  2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Наступление  указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только  выплату им страховых сумм. Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в  соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении  обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые  последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы. 2. С другой стороны, четкое установление случаев исполнения  обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия  наступления отдельных видов юридической ответственности  военнослужащих. Так, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 4 ст. 28)  установлено, что за материальный ущерб, причиненный государству при  исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к  материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О  материальной ответственности военнослужащих». Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей  военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с  гражданским законодательством Российской Федерации, т.е. порядком,  установленным гл. 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда»).  Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при  исполнении обязанностей военной службы (например, находясь на отдыхе),  возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо возмещают  вред в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют  повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из  реального ущерба, так и из упущенной выгоды. (п. 2 ст. 15 ГК РФ). УК РФ также называет исполнение обязанностей военной службы в  качестве обязательного признака отдельных составов преступлений:  сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей  военной службы (ст. 333); насильственные действия в отношении начальника,  связанные с нанесением побоев или применением иного насилия в отношении  начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной  службы или в связи с исполнением этих обязанностей (ст. 334); оскорбление  одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336); уклонение от исполнения  обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339). Группа 2.    Вопросы для изучения: Когда военнослужащий не исполняет обязанности военной службы? Какими документами такое положение регламентируется? Гл. 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения  вреда»)Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей  военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с  гражданским законодательством Российской Федерации, т.е. порядком,  установленным. Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении обязанностей военной службы (например, находясь на  отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо  возмещают вред в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества,  исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды. (п. 2 ст. 15 ГК РФ). УК РФ также называет исполнение обязанностей военной службы в  качестве обязательного признака отдельных составов преступлений:  сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей  военной службы (ст. 333); насильственные действия в отношении начальника,  связанные с нанесением побоев или применением иного насилия в отношении  начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной  службы или в связи с исполнением этих обязанностей (ст. 334); оскорбление  одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336); уклонение от исполнения  обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339). наступает не только во время исполнения обязанностей военной  службы или при их исполнении, но и в связи с их исполнением. В последнем  случае военнослужащий непосредственно не исполняет обязанности военной  службы (пребывает вне пределов воинской части или места службы), но  какое­либо общественно опасное деяние связано с его служебной  деятельностью, например исполнением им служебных обязанностей. 3. Период прохождения военной службы ограничен моментом начала  военной службы и окончания военной службы. Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в п.1  комментируемой статьи. 4. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан  Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в  отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается  военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные  Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими и на них  возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и  вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с  необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых  условиях, в том числе с риском для жизни. Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под  которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное  применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон  для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен для выполнения  задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также  при вооруженных конфликтах. 5. Военнослужащий или гражданин, исполняющий должностные  обязанности, считается находящимся при исполнении обязанностей военной  службы. Исполнение военнослужащим общих обязанностей не считается  исполнением обязанностей военной службы. 6. Боевое дежурство – особый вид дежурства специально выделенных  сил и средств, которые находятся в более высоких по сравнению с другими  силами и средствами степенях боевой готовности к выполнению боевых задач.  Организуется в целях своевременного обнаружения начала нападения  противника, немедленного поражения наиболее важных объектов, пресечения  нарушения границ. Несение боевого дежурства является боевой задачей по  защите и обеспечению военной безопасности государства. Боевая служба Военно­морского флота, как высшая форма  поддержания боевой готовности сил флота в мирное время, представляет  собой мероприятия и действия, проводимые силами флота на океанских и  морских акваториях в целях предотвращения внезапного нападения агрессора,  срыва или ослабления его ударов с океанских (морских) направлений, а также  обеспечения интересов государства в наиболее важных районах Мирового  океана. Гарнизонный наряд назначается для охраны и обороны гарнизонных  объектов, поддержания воинской дисциплины и порядка среди  военнослужащих на улицах и в других общественных местах гарнизона, а  также для контроля за соблюдением Правил дорожного движения  водителями воинских частей и выполнения задач гарнизонной службы. Предусматривается следующий состав гарнизонного наряда: дежурный по караулам; помощник дежурного по караулам; дежурное подразделение; гарнизонные караулы; гарнизонные патрули; инспектора и патрульные  контрольных постов ВАИ. Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка,  охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов,  помещений и имущества воинской части (подразделений), контроля за  состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по  предупреждению правонарушений, а также для выполнения других  обязанностей по внутренней службе. Военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы,  считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях несения  боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда. Начальные и конечные моменты  исполнения соответствующих обязанностей определяются общевоинскими и  иными уставами. 7. Учения и походы кораблей являются формами боевой подготовки в  целях поддержания боевой выучки и готовности войск, сил и средств. Их  проведение, как правило, связано с определенным риском для жизни и здоровья  их участников. С учетом этого обстоятельства указанные мероприятия  включены в перечень случаев, когда военнослужащие и граждане, проходящие  военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. 8. Выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром  (начальником), является исполнением обязанностей военной службы.  Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и  распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной  службы или направленные на нарушение законодательства Российской  Федерации. Таким образом, только исполнение законного приказа будет  считаться исполнением обязанностей военной службы (см. подробнее  комментарий к п. 3 настоящей статьи). 9. В соответствии со ст. 42 ТК РФ нормальная продолжительность  рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Распределение  времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в  течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок дня определяет по времени  выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта.  Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и  продолжительность выполнения этими военнослужащими основных  мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы. В воинских частях и соединениях распорядок дня и регламент  служебного времени устанавливает соответствующий командир с учетом  вида Вооруженных сил и рода войск, стоящих задач, времени года, местных и  климатических условий. Нахождение на территории воинской части до начала  и после окончания установленного распорядком дня служебного времени не допускается, за исключением случаев, когда это вызвано служебной  необходимостью. Служебную необходимость нахождения военнослужащих на территории воинской части определяет соответствующий командир  (начальник), имеющий право утверждать распорядок дня, или его  вышестоящий командир (начальник). 10. Служебной командировкой считается поездка военнослужащего по  распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую  местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной  дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения),  в которой военнослужащий проходит военную службу. В соответствии с  комментируемой статьей нахождение в командировке является исполнением  обязанностей военной службы. В случае гибели или повреждения здоровья военнослужащим во время  нахождения в командировке на него распространяется действие ст. 18  Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части выплаты  страхового обеспечения и единовременного пособия. Группа 3.    Вопросы для изучения: Статус военнослужащих.  Какими документами такое положение регламентируется? Ст. 11. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы,  имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно­медицинских  подразделениях, частях и учреждениях (далее – военно­медицинские  учреждения), которые относятся к разновидности государственных  учреждений здравоохранения. Законодательством предусмотрены следующие виды лечения:  амбулаторное, стационарное и санаторно­курортное. Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте в часы,  установленные распорядком дня. Военнослужащие, внезапно заболевшие или  получившие травмы, направляются в медицинский пункт немедленно в любое  время суток. После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости  от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт, в  лечебное учреждение вне воинской части (госпиталь, больницу) или им  назначается амбулаторное лечение. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по  заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому). 12. Следование к месту военной службы и обратно считается  исполнением обязанностей военной службы. Под местом военной службы  понимается собственно обособленная территория, на которой расположена  воинская часть, а также место, установленное за пределами воинской части,  в котором военнослужащий обязан находиться в связи с отданным приказом  или в силу исполнения должностных обязанностей. Военнослужащий может считаться следующим к месту службы при  заключении первого и нового контракта, призыве на военную службу или военные сборы, служебных перемещениях, т.е. при переводе к новому месту  военной службы. Исполнением обязанностей военной службы можно также считать  ежедневное перемещение (следование) военнослужащих к месту военной  службы и обратно. 13. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности  военной службы. Граждане Российской Федерации призываются и проходят  военные сборы в порядке, установленном Положением о порядке проведения  военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26  июня 1993 г. № 605 Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному  государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья  (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения  ими военных сборов. Граждане, призванные на военные сборы и нарушившие  установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности,  предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении  военнослужащих. 14. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве  заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих (п. 8 ст. 2 Федерального закона «О статусе  военнослужащих»). В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об  обращении с военнопленными (приказ министра обороны СССР 1990 г. № 75)  лица, относящиеся к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие во власть неприятеля, являются военнопленными. Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о  взятии в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам  военнопленных, создаваемое в период военных действий в нейтральной стране.  Они сохраняют военную форму, знаки различия и государственной  принадлежности, знаки отличия. В зависимости от звания или положения  отдельные военнопленные имеют преимущества. Держащая в плену держава  обязана признавать повышение военнопленных в звании, о которой ей будет  надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно  выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке,  установленных вышеуказанной конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать  правила отдания воинских приветствий, предусмотренные действующими в их  собственной армии уставами. Таким образом, за военнослужащими, захваченными в плен,  сохраняются права и обязанности, которые могут быть реализованы  применительно к их положению военнопленных. Органы государственной власти Российской Федерации и военное  командование обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению военнослужащих. В целях оперативного  решения вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях с  возвращением на родину военнопленных, интернированных и пропавших без  вести за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской  республики российских граждан, а также иностранных граждан, пропавших  без вести на территории России, создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести,  которая в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. № 133 (с изм. и доп.). За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников,  а также интернированными в нейтральных странах, сохраняются денежное  довольствие, материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата  производится супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих,  проживающих совместно с ними. Порядок производства указанных выплат  должен быть определен Правительством Российской Федерации. В то же время правовое положение военнослужащего в зависимости от обстоятельств нахождения в плену различно. Не будет считаться  исполняющим обязанности военной службы военнослужащий в случае его  добровольной сдачи в плен, факт которой должен быть подтвержден в  установленном порядке. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от  своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до  конца выполнить в бою свой воинский долг (ст. 20 УВС ВС РФ). 15. Безвестное отсутствие, т.е. отсутствие в месте своего  жительства продолжительное время без подачи о себе вестей,  военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, будет  считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние  не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337  (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство)  УК РФ. Под местом жительства понимается место, где гражданин  постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по  договору социального и коммерческого найма, поднайма либо на иных  основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для  военнослужащих таким местом может быть и воинская часть, по адресу  которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15  Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает  необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью  гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ)  или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим производится судом в особом  порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством  ст.ст. 252–257 ГПК РФ) (см. комментарий к п. 7 ст. 51). Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в  месте его жительства нет сведений о нем в течение одного года (этот факт  должен быть подтвержден в суде доказательствами) и принятые судом меры к получению таких сведений не дали результатов. Годичный срок исчисляется  с момента получения последних сведений от самого гражданина или о нем. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в  связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по  истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).  Установление более длительного срока для указанной категории граждан  объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к  возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту  жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий  должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым  актом. На основании решения суда об объявлении гражданина умершим  («юридическая смерть») производится регистрация смерти в органах загса и  наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической «юридическая смерть» не всегда  безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили  сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение  об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его  смерти. Группа 4.    Вопросы для изучения: Основные направления правовой защиты военнослужащих. Какими документами такое положение регламентируется? Ст.16. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом  человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение  существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на  Конституции РФ. Честь и достоинство являются неотчуждаемыми нематериальными  благами личности, приобретаемыми в силу рождения. Они существуют  независимо от их правовой регламентации. Они неотчуждаемы и  непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому  возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной. Честь – объективная оценка личности, определяющая отношение  общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка  моральных и иных качеств личности. Достоинство – самооценка личности, осознание своих качеств,  способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного  значения (субъективная оценка личности). Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, защищающие  перечисленные нематериальные блага, считаются исполняющими обязанности военной службы, хотя бы это и не входило в круг их должностных  обязанностей. 17. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности являются основными функциями  милиции. Военнослужащие иных войск, воинских формирований и органов, а  также граждане, проходящие сборы, оказавшие помощь органам внутренних  дел в указанных случаях, будут считаться при этом исполнявшими  обязанности военной службы в целях дополнительных гарантий в случае  причинения вреда их жизни и здоровью. 18. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы охватываются понятием чрезвычайной ситуации, т.е. это обстановка на определенной территории,  сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной  среде, значительные материальные потери и нарушение условий  жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации,  других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется  Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68  – ФЗ). В этом случае военнослужащие будут исполнять специальные задачи,  которые считаются в силу п. 1 ст. 37 комментируемого Закона исполнением  обязанностей военной службы. 19. Перечень случаев, когда военнослужащий будет считаться  находящимся при исполнении обязанностей военной службы (п. 1 ст. 37  комментируемого Закона) является открытым, поскольку трудно  предусмотреть все возможные обстоятельства. Совершенное  военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, действие при  исполнении обязанностей военной службы признается таковым только судом. 20. Нахождение на отдыхе и в отпусках не считается исполнением  обязанностей военной службы, но считается прохождением военной службы,  т.е. на гражданина в этом случае распространяется статус  военнослужащего. Комментарий к п. 2 21. П. 2 комментируемой статьи установил случаи, когда  военнослужащий не будет считаться исполняющим обязанности военной  службы. Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к  строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда  жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими  увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных в п.2 случаях  на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы и  компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе  военнослужащих» (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.). 22. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не  признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму,  контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось  следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или  установленного за пределами воинской части места военной службы. Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно  передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27  Конституции РФ) связано с необходимостью поддержания боевой готовности  воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы,  т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской  Федерации, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в том числе в целях  обеспечения обороны и безопасности. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,  предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских  частей, в которых они проходят службу. В пределах гарнизонов указанные  военнослужащие могут передвигаться, если они уволены из расположения  воинской части в установленном порядке (ст.ст. 243–249 УВС ВС РФ).  Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении,  является увольнительная записка, которая действительна только в границах  своего гарнизона (в котором расположена воинская часть). За пределы  гарнизона военнослужащие могут выехать только в случае убытия в отпуск, в  командировку, на лечение или при переводе. Уставом внутренней службы ВС РФ установлено, что выезд  военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы  гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу,  осуществляется с разрешения командира воинской части (ст. 243 УВС ВС РФ). Поскольку форма такого разрешения не установлена, оно может быть как  письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в отпуск  оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку –  командировочное удостоверение. Таким образом, под самовольным оставлением воинской части или  места службы следует понимать оставление их военнослужащим по своему  усмотрению, без разрешения соответствующего командира. Под расположением воинской части понимается обособленная  территория, на которой размещаются ее подразделения и службы. Не  является самовольным уход военнослужащего из одного подразделения в  другое в пределах одной части. Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской  части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для  исполнения обязанностей военной службы в течение установленного времени  или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования.  Местом службы являются: место пребывания в командировке, места  проведения учебных, культурно­массовых, воспитательных мероприятий,  хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон, поезд,  воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно  признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно  военным госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении  признается исполнением обязанностей военной службы. Самовольное оставление части не связано с какими­либо сроками,  исключающими признание военнослужащего совершившим правонарушение. В  зависимости от тяжести совершенного деяния он может быть признан  субъектом уголовной (ст. 337 УК РФ) или дисциплинарной ответственности.  Кроме того, признание военнослужащего самовольно находящимся вне  расположения воинской части или установленного за пределами воинской  части места военной службы влечет нераспространение на него льгот,  гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом «О статусе  военнослужащих», в связи с причинением вреда жизни и здоровью. Военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения воинской  части или установленного за пределами воинской части места военной  службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в  случаях: 1) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в  плен), в положении заложника или интернированного; 2) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в  установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления  его умершим; 3) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; 4) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод  человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной  безопасности; 5) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф; 6) совершения иных действий, признанных судом совершенными в  интересах личности, общества и государства. 23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не  признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму,  контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось  следствием добровольного приведения себя в состояние токсического или  алкогольного опьянения. 24. Лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи, не признаются  получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной  службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в  установленном порядке общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление, понятие которого дано в ст. 14 УК РФ:  «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние,  запрещенное им в связи с тем, что оно является общественно опасным и  посягает на охраняемые уголовным законом объекты. Деяние – это поведение (поступок) человека в форме действия или  бездействия. Действие – активное волевое поведение. Бездействие  характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в  невыполнении лежащей на лице обязанности действовать. Общественная опасность – это способность предусмотренного  уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым  уголовным законом объектам (интересам). Преступление – это запрещенное уголовным законом общественно  опасное деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е. при  определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со  стороны лица, совершившего это деяние. Если действия лица невиновно  вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является  преступлением (см. п. 10 комментария к настоящей статье). Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву  является запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и  наказуемое деяние. 25. Общественная опасность как признак преступления предполагает,  что в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние,  формально подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части  УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной  опасности (например, кража коробка спичек). Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным – это  вопрос факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда. Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а  возбужденное подлежит прекращению за отсутствием состава преступления. Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности  не содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного  правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в  этом случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры  административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не  являющиеся наказанием. В комментируемом случае признание в  установленном порядке органами предварительного следствия и суда в  противоправном деянии признака общественной опасности влечет  распространение на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с  причинением вреда их жизни и здоровью. 26. Ст. 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда» предусматривает  случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу  отсутствия вины не признается субъектом преступления: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по  обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих  действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления  общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно  было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным  невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность  наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия),  но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих  психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или  нервно­психическим перегрузкам». Невиновное причинение вреда именуется в судебной практике случаем,  или казусом. В ч. 1 ст. 28 УК РФ формулируются основные признаки отсутствия  интеллектуального момента (осознания и предвидения) у лица, объективно  совершившего общественно опасные или иные действия (бездействие), в  результате которых наступили общественно опасные последствия. 27. Случайное совершение общественно опасного деяния не исключает  для лица, его совершившего, наступление последствий, предусмотренных п.  2 комментируемой статьи, т.е. независимо от наличия или отсутствия вины  и фактора случайности лицо, совершившее общественно опасное деяние,  признанное таковым в установленным порядке судом или органами  прокуратуры, не признается при этом исполняющим обязанности военной  службы в целях получения льгот, компенсаций и гарантий в связи с  повреждением здоровья, но может быть признано таковым в иных  правоотношениях (например, в случаях, указанных в п. 1 комментируемой  статьи. Комментарий к п. 3 28. Полное единоначалие является одним из принципов  взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что  командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная  ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности  воинской части, подразделения. Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения,  отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. «Право  командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного  беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия» – гласит ст. 9 ДУ ВС РФ. Данное требование всецело вытекает из характера военной организации  и является непреложным принципом служебных взаимоотношений,  стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно­служебных  отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную  необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник;  подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае  открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и  обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и  привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с  этой целью может быть применено оружие; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе  говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены  гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие  должностные лица невоенных государственных организаций (ст. 9 ДУ ВС РФ). В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е.  безграничным. Командирам­единоначальникам предоставляется такой объем  полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми  сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в  единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе  переступать предел власти, которым они наделены законами, другими  правовыми актами. Таким образом, общевоинские уставы, устанавливая принцип  беспрекословного выполнения приказов, и комментируемый Закон исходят из  презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной  службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в  пределах компетенции данного начальника. В противном случае в зависимости  от тяжести совершенного для них наступает ответственность вплоть до  уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия (ст.ст. 285,  286 УК РФ). 29. Правовое регулирование неисполнения незаконного приказа является  недостаточным, поскольку действующими общевоинскими уставами ВС РФ,  другими законодательными и иными нормативными правовыми актами не  предусмотрен порядок обжалования отданных командирами (начальниками)  приказов и распоряжений до их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную ответственность, что ставит  военнослужащих в двусмысленное положение. 30. Ст. 42 УК РФ устанавливает условия, при которых  военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет  являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42  УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным  законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него  приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого  вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо,  совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных  приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих  основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения  исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от      Вопросы для изучения: ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия  исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной  обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в  законности полученного приказа, но его предписания выполняет. Однако  необходимо учитывать при этом его право на уточнение отданного приказа  (ст. 40 УВС ВС РФ). Группа 5.   Что предусмотрено законом «О статусе военнослужащих» для членов семей  военнослужащих? Как реализуются общегражданские права военнослужащих? В чем особенности реализации прав военнослужащих в сравнении с гражданскими  лицами? Раздаточный материал ­ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 6  марта 1998 г. Особенности военной службы и её отличия от гражданской государственной  службы, льготы, предоставляемые военнослужащим. Военнослужащие пользуются теми же правами и свободами, как и все граждане  РФ. Однако специфика деятельности военнослужащих, её особенности влекут за  собой некоторые ограничения в сравнении с общегражданскими правами и  свободами. Ст.1. На военнослужащих возлагаются обязанности по защите Отечества, которые  связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в  любое время, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером  деятельности им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Ст.2. К военнослужащим относятся все лица, проходящие военную службу по  контракту, по призыву, а также офицеры, проходящие военную службу по Указам  Президента РФ. Военнослужащий приобретает этот статус с началом службы и  теряет после её окончания. Льготы распространяются и на членов семей  военнослужащих. Ст.6. Свобода передвижения и право на выбор места жительства зависит от  необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и  своевременности прибытия военнослужащих к месту несения службы. Ст.7. Военнослужащие имеют право на свободу слова, выражение своего мнения и  убеждения, не имеют право на разглашение военной тайны, обсуждение и критику  приказов командиров и начальников. Их участие в митингах возможно в свободное время, без оружия, вне воинской части. Военнослужащие не имеют права на  забастовку, прекращение деятельности и исполнения своих обязанностей. Ст.8. Военнослужащие имеют право участвовать в богослужениях (в свободное  время), осуществлять свои религиозные обряды на территории части (с разрешения командиров). Создание религиозных объединений на территории воинской части  запрещено. Ст.9. Военнослужащие могут избирать и быть избранными в органы  государственной власти. Ст.10. Военнослужащие имеют право на труд, который происходит по месту  прохождения ими службы. Ст.11. Военнослужащие имеют право на отдых. Ст.12. Военнослужащие имеют право на денежное довольствие. Ст.15. Военнослужащие имеют право на жилище. Ст.16. Военнослужащие имеют право на охрану здоровья и медицинское  обслуживание. Но кроме прав и свобод, у военнослужащих есть и обязанности, которые делятся  на общие (ст.26), должностные и специальные (ст.27), ответственность за  правонарушения (ст. 28)  После окончания подготовки в группах, обучающиеся выступают с  подготовленными сообщениями, обсуждают поставленные вопросы и  самостоятельно делают выводы по вопросам, поставленным в начале урока.  Вопросы для закрепления знаний. 1. Дайте определение исполнения обязанностей военной службы. 2. В каких случаях военнослужащий исполняет обязанности военной  службы? 3.Кто в конечном счете устанавливает, исполнял ли военнослужащий в  каждом конкретном случае обязанности военной службы? VI. Подведение итогов урока, оценка работы групп. VII. Рефлексия. Обучающиеся самостоятельно.  В рабочих тетрадях отвечают на вопросы: 1. Оцените качество своей работы на уроке. 2. Оцените качество работы своих товарищей по группе. 3. Оцените качество работы всего класса на уроке. 4. Научился ли я чему­нибудь новому на уроке,  могу ли я самостоятельно  и аргументировано определить своё отношение в воинской службе.  VIII. Домашнее задание. Объяснение порядка и способов выполнения домашнего задания. Д/З: Решите ситуационные задачи с использованием дополнительной информации  (приложение №2), которая рассылается обучающимся  с  электронного адреса  преподавателя:  [email protected] .  Определите, кто понесет ответственность в следующей ситуации: 1. Командир полка отдал приказ старшему прапорщику П. вывезти с  территории леспромхоза 20 бревен для строительства укрытия для личного  состава на учебном полигоне части. При этом никаких документов на вывоз  имущества он старшему прапорщику не представил. Автомобиль части,  загруженный бревнами, был остановлен при выезде с территории леспромхоза  охраной этого предприятия и задержан. Кто будет нести ответственность за действия старшего прапорщика П.?  2. Рядовой С., находясь в отпуске, получил травму – сломал ногу, когда  его на пешеходном переходе сбил автомобиль. В каком размере – полном или  уменьшенном он получит страховые выплаты за полученную травму? 3. Рядовой И. вступил в пререкания со своим командиром отделения  младшим сержантом К. и при этом оскорбил его, употребив нецензурное  выражение. Этот случай произошел на утреннем осмотре и был связан с  предъявлением рядовому И. требований, предусмотренных Уставом  внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Какую  ответственность – уголовную или дисциплинарную – понесет за свой проступок рядовой И.? Дополнительная информация для домашнего задания Приложение №2. 1. Статья 336. Оскорбление военнослужащего. 1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по  военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной  воинской части на тот же срок.  2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником  подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей  военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до одного  года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. 2. ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ  8.10.2005 г. № 428 «О запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не  обусловленных исполнением обязанностей военной службы». Анализ деятельности органов военного управления Вооруженных сил  Российской Федерации и подчиненных им воинских частей и организаций  показывает, что за последнее время участились случаи нарушений требований  пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 3 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г.  №53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие помимо выполнения ремонтных, строительных,  хозяйственных работ или работ с учебной целью привлекаются к выполнению  работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, что  способствует возникновению происшествий, связанных в том числе с  травматизмом и гибелью личного состава. В целях недопущения привлечения  военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением  обязанностей военной службы, ПРИКАЗЫВАЮ: Заместителям министра обороны Российской Федерации, начальникам  служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим  видами Вооруженных сил Российской Федерации, командующим войсками  военных округов (флотами), родами войск Вооруженных сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства  обороны Российской Федерации: организовать в подчиненных органах военного управления, объединениях,  соединениях, воинских частях и организациях информирование должностных лиц  по вопросу недопущения привлечения военнослужащих к выполнению работ, не  обусловленных исполнением обязанностей военной службы, доведение до  подчиненных органов военного управления требований нормативных правовых  актов, запрещающих привлечение военнослужащих к выполнению работ, не  обусловленных исполнением обязанностей военной службы; проанализировать все  случаи привлечения военнослужащих к выполнению работ. При выявлении фактов  привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных  исполнением обязанностей военной службы, организовать проведение  разбирательств с установлением виновных должностных лиц; привлекать должностных лиц, отдавших приказ (приказание, указание,  распоряжение), не имеющий отношения к исполнению обязанностей военной  службы или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации,  к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации  (вплоть до увольнения (представления к увольнению) с военной службы в связи с  невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной  службы), а при необходимости в установленном порядке возбуждать уголовное  дело либо назначать административное расследование. Министр обороны Российской Федерации C. ИВАНОВ.

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».

Конспект интегрированного урока (ОБЖ-обществознание) на тему: «Исполнение обязанностей военной службы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017