Тема: «Учимся у природы».
Цель урока:
- создать условия для осознания представлений о значимости природы и ее ценности для человека;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через разнообразные формы организации познавательной деятельности;
- создать условия для формирования умений устного и письменного счета, умений решать задачи на движение;
Задачи:
-развивать эмоционально-чувственное восприятие природы;
-формировать навык решения задач различными способами с использованием жизненных ситуаций, закрепить знания о значении, использовании и охране леса;
-воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к природе,
стремление беречь и охранять природу.
Класс: 4 УМК «Начальная школа 21 века»
Урок: Окружающий мир
Тип урока: интегрированный (окружающий мир, математика, литературное
чтение)
Форма урока: заочная экскурсия
Тема: «Учимся у природы».
Цель урока:
создать условия для осознания представлений о значимости природы и ее
ценности для человека;
применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через
разнообразные формы организации познавательной деятельности;
создать условия для формирования умений устного и письменного счета,
умений решать задачи на движение;
Задачи:
развивать эмоциональночувственное восприятие природы;
формировать навык решения задач различными способами с
использованием жизненных ситуаций, закрепить знания о значении,
использовании и охране леса;
воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к
природе,
стремление беречь и охранять природу.
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснения);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частичнопоисковый.
Форма работы:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая.
Место проведения: классная комната.
Участники: учащиеся 4 класса.
Ресурсы: фломастеры, ручки и листы бумаги, задания игрового и творческого
характера, мультимедиа, презентация, П.И.Чайковский «Вальс цветов»,
мультфильм и песня «Да здравствует природа».
Ход урока.1. Приветствие.
Круг радости.
Как прекрасно, что мы все сегодня собрались, нам приятно видеть вас.
Давайте встанем в круг и возьмемся за руки и поприветствуем друг друга
словами с улыбкой.
...Давайте пройдемся медленно по лесу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
2. Беседа.
Ребята, закройте глаза. Сейчас мы с вами перенесемся…
( Заставка лес, слышатся голоса лесных обитателей )
Откройте глаза.
Что вы увидели?( Лес.) Сегодня мы совершим увлекательную
экскурсию на природу, в лес.
Что вы знаете о лесе? (Обширная местность, занятая деревьями,
кустарниками, травами)
Как ученые называют лес? (природным сообществом)
Как вы это понимаете? (Все обитатели леса живут совместно, тесно
связаны между собой)
Каково значение леса? ( Дом для растений, животных, грибов;
защитник воздуха, водоемов и почв;
лекарственных растений;
место для отдыха человека;
источник ягод, грибов,
источник древесины…
А сегодня мы посмотрим на лес другими глазами.
3. Притча «Великая школа природы» (заставка «Природа»)
Чтение притчи.
Однажды пришел человек к учителю и, поклонившись, сказал:
С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я
уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.
Хорошо, ответил учитель, можешь учиться бесплатно, но будешь
делать всю работу по дому и в школе.
Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он
приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить все необходимое.Но новый ученик пришел ещё раньше и вымыл школу до блеска.
Когда ты всё успел?! – удивился учитель.
Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было
достаточно, ответил ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня
упорству.
(чтение с остановкой)
А теперь вы ученики выполните задание. Класс делится на 4 группы и
каждая группа выбирает чтолибо из мира природы: лес, море, солнце, землю.
Группа обдумывает 1 мин, рассказывает, чему оно учит.
Спасибо! Послушайте продолжение притчи.
Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не
обращал внимания на шалости. Но потом решил поговорить с одним
озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Ветка под юношей
хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под
падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба
покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только
ушибами.
Прости меня, товарищ , попросил юноша. – Я не сержусь. Моя мать
велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей,
ласково ответил новичок.
А чему ты еще научился у земли? – поинтересовался учитель.
Много чему, улыбнулся ученик. – У цветов я научился любви, у воды –
чистоте, у полей – щедрости.
Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы –
главная школа жизни, одобрительно заметил учитель.
Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем учиться у природы. В добрый
путь.
4. Работа в группах.
А) Игра «Разминка».
посчитаем.
. От школы до леса 54 км. Сколько потребуется времени на дорогу, если
мы будем двигаться пешком со средней скоростью 3км/ч? (18ч)
. Во сколько мы окажемся в лесу, если выйдем в 10 ч утра? (4 ч ночи)
Нам это подходит? Почему?
Начинаем наше путешествие, но прежде давайте. Тогда поедем на велосипеде. Сколько времени мы затратим теперь? (6 ч)
Как узнали? Как можно вычислить по другому? (Скорость велосипедиста в 3
раза больше, значит времени потребуется в 3 раза меньше. Достаточно 18:3)
. Каким способом добраться быстрее? (На машине)
С какой скоростью должен ехать наш автомобиль, чтобы на дорогу
затратить 1 ч? (54 км/ч)
Проблемный вопрос: Какой способ более удобный? А экологичный ? А
какой способ выберем мы?
Вывод: Учимся наблюдать.
Дальше идти не можем. Стоп. Заказник «Тюменский».
Для чего создают заказники? ( наблюдать. изучать, не нанести вреда,
сохранить для следующих поколений)
Б) Заочное путешествие по заказнику Творческое задание. Класс
делится на 3 группы. Рассказывают об обитателях заказника и помещают их
на своей карте.
I группа. Человек живет для того, чтобы отдавать
особенности местности,…) Тюменский государственный природный заказник
создан 11 апреля 1958 года. С 2011 года заказник функционирует в составе
Национального парка «Припышминские боры». Площадь заказника составляет
порядка 53 500 га, охрану и наблюдение ведет 8 сотрудников. Речная часть
представлена р. Ахманкой (приток реки Туры).
Задача Протяженность ее в пределах заказника составляет около 40 км.
Вырази в м
II группа. Мир растений. Урочище "Орлы" – флористический комплекс из
темнохвойных пород пихты, ели, сосны сибирской (кедра) в сочетании с
липой сердцелистной реликтом третичного периода;
“Липняк Шайтанский” ассоциации липы сердцелистной;
"Озерноболотный комплекс Ишимбай" эталон сплавинных фитоценозов на
поздних стадиях заболачивания пресного озера с редкими видами флоры
Игра «Перевоплощение» (сосна, береза, липа …) Монолог.
видов собираются напрасно? (38)
III
группа Братья наши меньшие. В числе охраняемых видов: черный
аист, большой подорлик, беркут, орланбелохвост, кречет, сапсан, кулик
сорока, филин. В границах заказника есть меньшие по площади ООПТ
(памятники природы): озерноболотный комплекс «Ишимбай», Липняк
Шайтанский, Урочище Орлы. Массив реликтовой липы на берегу озера
Задача. Из 40 видов подорожника только 2 лекарственных. Сколько
.( территория,Шайтанское получил статус регионального памятника природы в 1998
году.
Задача на логику. Оставленное стекло будет лежать свыше 1000 лет.
Сколько лет будет лежать 5 стёкол? (1000 лет)
Вывод: Чему вас научила заповедная зона?
Природа учит бережному отношению к его обитателям
Что вы слышите? (голос кукушки) слайд кукушка
. Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых.
Экологические задачи. Дифференцированное задание.
С)
Выбери задачу по уровню сложности.
1 уровень
Сколько насекомых может уничтожить эта кукушка за 2 недели?
(1050)
2 уровень. Кукушка съедает 40 гусениц. Личинок майского жука в 8 раз
меньше, а также 50 личинок других насекомых. Сколько всего
насекомых уничтожает кукушка? ( 40+40:8+50=95)
Проблемный вопрос. Какова роль кукушки в природном сообществе?
Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда. Почему?
Вывод. В природе нет ничего лишнего, всё взаимосвязано. Экологическое
равнове
сие. Чему учит природа человека? (любви к ближнему,
уважению)
5.Просмотр эпизодов мультфильма «Да здравствует природа!»
Как не навредить природе?
Вывод. Природаэто дом, в котором мы живем.( мирно, дружно…)
Береги природу!
Стихотворение «Чему нас учит природа
Нас солнце учит не жалеть,
Река – на месте не сидеть,
Звезда – гореть, земля – искать,
Простор небес – с земли взлетать.
Дожди нас учат чистоте,
Цветы – любви, закат – мечте,
Сопротивленью – паруса,
Прощенью – мамины глаза.