Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»
Оценка 4.7

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
17.03.2018
Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»
Интегрированный урок по русскому языку и математике.docx
Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные» Тип урока: урок повторения и обобщения. Цель интегрированного урока – показать взаимосвязь учебных предметов русский язык и математика, подчеркивая целостную структуру науки.  Задачи урока  Обучающие  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное»,  развить  умение отличать числительные от других частей речи. 2. Закрепить навыки нормированного употребления числительных в устной и письменной  формах речи. 3. Актуализировать знания учащихся по теме «Решение задач на составление уравнений»  4. Закрепить все действия с десятичными и обыкновенными дробями. Развивающие  1. Развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность,  быстроту реакции, творческое воображение. 2. Развивать грамотность речи, в том числе математической. 3. Развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.  Воспитательные  1. Воспитывать интерес к русскому языку и математике.  2. Повышать интерес к предметам через нетрадиционные формы обучения.  3. Воспитывать любовь к родной земле ­ Ярославской области  – одному из самых древних  регионов нашей великой страны. Материально­техническое обеспечение: Проектор, экран. Музыкальное и видеосопровождение на некоторых этапах урока. Дидактический материал: Компьютерная презентация. Как обойтись бы без числа  Наука точная могла?  Расчет во всяком деле нужен.  Ты и с числительным будь дружен. П.Чесноков 1 слайд Учитель русского языка (У1): Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Необычен он  тем, что перед вами сразу два учителя: Ирина Алексеевна – учитель математики и я –  учитель русского языка. Кажется, что между нашими предметами пропасть. Но мы  постараемся сегодня доказать вам, что это не так, что между математикой и русским  языком сходств гораздо больше, чем между нами. Учитель математики (У2): Как вы думаете, что позволило нам сегодня объединиться? Ученик: На уроках русского языка мы изучаем имена числительные, которые являются  письменным обозначением числа, а числа – наш главный инструмент на уроках математики. Поэтому сегодня мы будем говорить о числах и числительных.     Цифра просится в тетрадь, Её легче написать. И короче, и занятней, И для всякого понятней.  Цифра – важная, как туз, Но случился с ней конфуз: В разговоре длительном Польза лишь в числительном. Цифры в разговоре с вами Выражаем лишь словами. Слава всем числительным,            Самым удивительным! 2 слайд   Разминка.  У1 Поиграем с числами и словами. 1 ряд выполняет задание с доски Прочитайте текст. Все ли понятно?  Отыщите значение слова на  http://www.gramota.ru/slovari/info/abr/ Угадайте, какие числа зашифрованы в данном тексте. Вставьте их вместо букв.  Опять с востока вернулась зима. Много снегу подвалило. В парке одинаково  подстриженные деревья припорошены снежком. Стрижа едва ли увидишь. Сорока собирает отбросы. Патрикеевна мышкует. Лыжники в трикотажных костюмах не боятся морозов.    Cемья, стоявшая у бортика, отталкивается от него и скользит по недавно окрепшему льду.  Мил ли он нам, этот мороз? Да, по­настоящему мил и дорог! Но зайди в дом – внутри  станет тепло и уютно! Ученик: *Мышковать ­ В речи охотников, о лисице: охотиться на мышей.  Лиса, учуяв под  снегом или не глубоко в земле мышь, крота или другого грызуна, прислушивается к его  писку и движениям, а когда будет уверена в готовности, прыгает и разбрасывает землю,  траву или ныряет под снег, пытаясь поймать добычу. У1 Назовите синонимы к глаголу  «мышковать». Ученик:  выцарапывать, выманивать, промышлять, разживаться, доставать, охотиться,  раздобывать, добывать, отхватывать У2 А 2 и 3 ряды будут выполнять цифровой диктант. Условия задания написаны на  карточках, которые перед вами. (Замените слова соответствующим числом. Запишите  полученный ответ. 1 – числительное, 2 – существительное, 3 – прилагательное, 4 – глагол. 1. Цифровой диктант   1 – числительное, 2 – существительное, 3­  прилагательное 4 – глагол  Один, одинокий, одинаковый, первичный, первый, первостепенный, первенство. 1333132 Два,   двойка, двоякий, двое, двойной, удвоить, второй,   вторник, второстепенный. 123134123 Тройной, три,  третий, тройка, трое, утроить. 311214 Пятый, пятиминутка, пятерня, пяток, пятеро,  пять. 122211 Шестёрка, шесть, шестиугольник, шестой, шестизначный, шестеро, шестерня. 2121312 Десятка, десятина, десять, утроить, три, тройка, четыре, тысяча, семнадцать, удвоить 2214121114 У1 Проверяем правильность выполнения 1 задания. 3­5 слайды У2 А теперь проверяем правильность выполнения цифрового диктанта. У2 Ну теперь, после того как мы размялись, начнем наш урок, где мы будем не просто  говорить о числах и числительных, мы поработаем с ними, обратившись к истории  Ярославской области. Почему о Ярославской области? Совсем скоро наш регион будет  отмечать свой юбилей, и   сегодняшний урок – своеобразное поздравление. 6 слайд У1 Давайте запишем тему урока и эпиграф. «Слово о Ярославской области через числа и  числительные». Сегодня вы будете работать в тетради по математике, но с правой стороны  отчеркните 1\4, здесь вы будете записывать числительные. 7 слайд (на фоне видеоролика о России) У1  А.Блок в стихотворении «Русь» писал: Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины... 8 слайд И есть на карте России точка, что является нашей малой Родиной – Ярославщина, о  которой после сегодняшнего урока вы, надеюсь, узнаете чуть больше. (Если нажать на  зеленое обозначение ЯО на карте РФ, появится герб Ярославской области – 9 слайд) У2 А для этого вы должны ответить на вопросы викторины о Ярославской области.  (Ученикам задают вопрос, ответ на который они могут найти, решив пример, уравнение,  задачу). 10 слайд У2 Итак, вопрос первый. 1. В каком году образовалась Ярославская область?  1) вычислить устно: 800:25 *30 ­510 :10 +1891                                                                 ­­­­­­­­­­­­­­­­ Ответ : 1936  У1 Запишите ответ на вопрос справа, дайте характеристику записанному числительному.  Ученик: в тысяча девятьсот тридцать шестом году  ­ это числительное порядковое,  составное. У1 В ходе урока мы также будем узнавать информацию о Ярославской области из  сообщений дикторов, каждый из класса может оказаться на месте ведущего новостей  «Ярославии», а вот экспертами в течение всего урока у нас будут 2 человека. Они будут  внимательно слушать и сигнализировать  нам с помощью этих колокольчиков о  допущенных ошибках в употреблении числительных. Тогда надо исправить ошибку. 11 слайд У1 Слово 1 диктору, который должен быть не только коммуникабельным, эрудированным,  он также должен соблюдать в своей речи нормы языка, иначе с карьерой телезвезды не  стоит связывать никаких надежд. Чтение информации: В 1936 году Ярославская область   была представлена 587 крупными  промышленными предприятиями, на которых было занято более 204 тысяч  человек; в том числе 12 машиностроительными предприятиями, 9 —  химическими, 18 — текстильными. 12 слайд  У2 Вопрос второй нашей викторины. Сколько лет Ярославской области? (восемьдесят)               2) Вычислить устно: 0,75­0,7  *20 ­0,2 :0,4 *40                                                                               _____­­­ ответ: 80 У1 Запишите числительное, дайте ему характеристику Ученик Восемьдесят лет ­ это числительное количественное, целое, сложное. 13 слайд У2 Вопрос 3. Какова площадь Ярославской области? Мы не будем вычислять площадь, т.к.  об этом нам скажет 2 диктор, читая условие задачи. Чтение информации: Площадь Ярославской области, протяжённость которой с севера на юг –  более 270 км, с запада на восток ­  около 220 км., равна 36,2 тыс. км2 , а  площадь Ростовского муниципального района  равна 2,0634 тыс. км2 .   Найдите  сколько  процентов  составляет территория РМР от всей  Ярославской области. Ученик решает задачу: Решение: 1) 36,2:100=0,362 – 1 %                     2)2,0634: 0,362 =5,7 % У1 Ребята, запишите справа полученный ответ словом. Какое числительное получилось?  Кстати, слово «процент» заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, восходит  к латинскому про сентум, что означает «за сто». Ученик: пять целых семь десятых – это количественное, дробное числительное, оно  составное. 14 слайд У2 Вопрос 4. Сколько муниципальных районов входит в Ярославскую область? Ответ на этот вопрос вы найдете,  решив следующее уравнение: (х­4,7)*2=24,6 _____­ответ : 17 Ученик: семнадцать. 15 лайд У2 Сколько городов находится на территории нашей области?  Корень уравнения 57,8­(2,3а+1,2а)=19,3 и даст вам ответ на поставленный  вопрос.  _____ответ: 11 У1 нажимает на 11 – появляется карта Ярославской области (слайд 16), если нажать на  названия городов, то появятся фотографии их достопримечательностей, нажать еще раз –  они пропадают). Запишите ответ справа. Дайте характеристику обоим числительным. Как  вы объясните удвоенную Н в слове «одиннадцать»? Ученик:  оба  количественные, целые, простые. НН на стыке морфем. У2 Давайте прервемся и немного отдохнем. Разминка­зарядка (слайд 17). 18 слайд У2 Вопрос 6.   Путешествуя по Ярославской области мы можем попасть в несколько  других областей. Если к этому числу областей прибавить 27 и полученную сумму  разделить на 3 , то получится 11. С каким же количеством областей граничит  Ярославская область? Ученик: С шестью областями. У1 В каком падеже употреблено числительное шесть? Ученик: в творительном падеже. 19 слайд  У1 Слово 3 диктору. Чтение информации: Город Ярославль удален от Москвы на 282 км, от Санкт­Петербурга на 805 км. К услугам туристов в области более 40 гостиниц, около 100 малых отелей. В  течение 45 лет четыре города Ярославской области – Ярославль, Ростов  Великий,  Углич, Переславль­Залесский – входят в старейший национальный  туристский маршрут «Золотое кольцо России». 20 слайд  У2  Когда был утвержден герб Ярославской области? Диктор 4, прочитайте условие  задачи. Чтение задачи: Ученик искал ответ на вопрос, когда был утвержден герб Ярославской области. Ответ скрывался в решении следующей задачи: номер месяца, в котором был  утвержден герб Ярославской области в 5 раз меньше числа этого месяца, при  этом, если к 751 прибавть сумму этих чисел, умноженную на 35, то получим год 2011, в котором было принято решение о создании герба Ярославской области. Ученик:  в две тысячи одиннадцатом году,  тридцатого июня – оба порядковые, 1  составное, 2 – простое. 21 слайд У1 На канале «Культура» ведущий новостей мог бы озвучить следующую информацию о  Ярославской области. Ведущий канала ­ … Чтение информации: В Ярославской области расположено более 5000 памятников истории и  культуры и свыше 250 музеев. Из них более 600 объектов общероссийского и  900 – регионального значения.  В области более 20 театров, из них 6  профессиональных. 1750 г. — год основания в городе Ярославле первого  русского профессионального театра. 22 слайд У2 Ответить на последние два вопроса вы, надеюсь, сможете и сами без подсказок.    8. Сколько знаменитых озер находится на территории Ярославской области? Ученик: два – Неро и Плещеево.  9. В каком году в "Повести временных лет" впервые упоминается наш город? Ученик: в восемьсот шестьдесят втором году (это числительное записывается и  объясняется, что оно порядковое, составное). 23 слайд У1 Слово диктору.  Чтение информации:  По приказу Ионы Сысоевича соорудили в Ростове соборную звонницу.  Сначала она была трёхпролетной, а затем построили и башню для самого  большого колокола весом в 32 тонны, отлитого мастером Фёдором  Терентьевым в 1681 году. «Сысой» вместе с 12 другими колоколами    исполняют несколько видов звонов. В середине 60­х годов XX века все эти  звоны были записаны и разлетелись по свету 1000 грампластинок. 24 слайд У2 Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Продолжите фразы, представленные на  слайде. Надеемся, что вы убедились: математика и русский язык тесно связаны друг с  другом. У1 Ирина Алексеевна, а как вы думаете, между математикой и литературой есть связь?  Связана ли с вашей точной наукой поэзия? 25 слайд У1 Попробуем, ребята! Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его  выразительно, с поэтической интонацией… Что получится? 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3  501                                                 Лермонтов (Белеет парус одинокий) 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20! 7 14 105 2 00 13 37 08 5 20 20 20!                Маяковский (У меня растут года) У1,2 Ребята, спасибо за урок.

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему: «Слово о Ярославской области через числа и числительные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике на тему:    «Слово о Ярославской области через числа и числительные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018