Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
23.04.2018
Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического репортажа.
Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности:
Предметные
закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;
формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого высказывания (репортаж);
развивать орфографическую зоркость;
развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.
Метапредметные
формировать умение находить информацию в тексте;
учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;
учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
Личностные
строить отношения с людьми;
воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний.
Технологии: проблемно-диалогисеского обучения, информационно-коммуникативные.
Форма проведения: урок-практикум, урок-»путешествие в прошлое».
Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частично-поисковый.
Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь.
Характер познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, творческий
Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля.
урок.docx
Номинация «Лучший конспект урока»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СШ № 19 г. Димитровграда
Ульяновской области
Назарова Е.А. ,
учитель истории МАОУ СШ № 19
г. Димитровграда
Ульяновской области
Ерофеева Е.А.
«Исторический репортаж: восстание декабристов»
Интегрированный урок русского языка в 8 классе
Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического
стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического
репортажа.
Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности:
Предметные
закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;
формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого
высказывания (репортаж);
развивать орфографическую зоркость;
развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.
Метапредметные
формировать умение находить информацию в тексте;
учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;
учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
Личностные
строить отношения с людьми;
воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой
язык.
Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний. Технологии: проблемнодиалогисеского обучения, информационнокоммуникативные.
Форма проведения: урокпрактикум, урок»путешествие в прошлое».
Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частичнопоисковый.
Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь.
Характер познавательной деятельности: частичнопоисковый, репродуктивный, творческий
Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля.
Литература: 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред.
М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006
2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М.
Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009
Организационный момент.
Ход урока
Данный этап ур. проводит учитель русского языка.
На прартах — газеты, журналы.
В ходе диалога, побуждающего к новой теме, знакомимся с репортажем как с жанром.
Словарносемантическая работа (на слайде 3).
С каким словом созвучно слово «репортаж»?
Учитель русского языка:
Репортаж (англ. Report, лат. Reporto) – рапорт, доклад, сообщение; передавать; сообщать.
Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать
ощущение динамики жизни.
Учитель русского языка: А какое понятие (журналист или репортер) более широкое, а какое –
узкое? (ответы детей).
Учитель русского языка
: Репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.
Итак, о чём же мы сегодня будем говорить, определите тему.
Тема урока «Репортаж». Оформление в тетр.
Попробуйте самостоятельно поставить цели сегодняшнего урока.
Ответы детей.
Цели урока: Узнать, что такое репортаж и как его писать.
Учитель истории: Однако сегодня мы усложним цели этого урока. Вы не только будете повторять
жанр публ.стил., но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы побудете в роли
журналиста XIX века.
Слайд 4: 14 декабря, Николай I, князь Трубецкой, Петербург. Учитель истории: Так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5)
(восстание декабристов)
Дополним цели.
Ответы учащихся.
Узнать, что такое репортаж и как его писать и составить репортаж о восстании
Цель:
декабристов глазами очевидца.
Повторение и систематизация изученного; определение границ своего знания по теме урока.
Работа с учебником, беседа.
Учитель русского языка: (после самост. Прочтения) Репортаж – жанр публицистический. Кто ведет
рассказ: посторонний человек или участник?
Ответы учеников.
Учитель истории:
Вы будете свидетелями восстания декабристов.
Учитель русского языка
Обращение к газетам, журналам.
Комментирование учащихся.
: С какой целью пишется репортаж?
Учитель истории
: Какова будет цель Вашего репортажа о восстании?
Учитель русского языка: репортаж – это событие, процесс.
Подтверждение из текста.
: О восстании декабристов вы будете писать как о только что свершившимся
Учитель истории
событии или же, как о событии давно минувших дней?
Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы
услышали гул толпы со стороны Сенатской площади и как человек причастный к новостям
заинтересовались данным событием.
Структура репортажа. Зачин.
Учитель русского языка
: Как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?
Учебник с. 214 упражнение 364, примеры зачина. Беседа о зачине.
Учитель истории:
Место происшествия? (слайд 6 Петербург, Сенатская площадь)
Возможно ли обращение автора к комулибо? (слайд 6 – граждане, товарищи, господа).
Переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6 – 14 декабря 1825)
: Вспомните,напишите 23 предложения для зачина, используя опорные слова.
Учитель истории
Слайд 6: Зачин. 14 12 1825, Сенатская площадь, Петербург, Николай 1, переприсяга, толпа «черни»,
морозный день, выстрелы, Александр 1, генералгубернатор Милорадович М.
Заслушать 12 примера.
Учитель истории: Послушайте пример зачина (выводится на слайд 7). Господа! Позавчера 14 декабря сего года на Сенатской площади нашей столицы были слышны
возгласы: «Конституцию!» В центре Петербурга гремели выстрелы. Генералгубернатор
Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен пулей дворянина.
Учитель русского языка: попробуем прокомментировать пример зачина, исходя из рекомендаций,
которые даются в учебнике. Найдём зачин в репортаже газеты или журн.
Центральная часть репортажа.
Учитель русского языка
репортаже.
Ответы учащихся : Повествование. Используются глаголы настоящего времени.
: беседа о типе речи и том, сова какой части речи чаще упортребляются в
: Описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на
Учитель истории
Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)
Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Что такое знаменательное было назначено на этот
день?
Попробуйте, используя элементы обращения, сообщить об этом читателю (те же опорные слова).
Слайд 9 (пример основной части): Как Вы знаете, скончался государь император Александр
Павлович, и на 14 декабря была назначена переприсяга Николаю Павловичу.
: Вспомните имена участников, организаторов восстания. Чего они хотели? Не
Учитель истории
просто так же пришли.
Они пришли одни вчетверомвпятером?
Слайд 9: С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, Московский полк, Гренадерский
полк, матросы Гвардейского экипажа. Цели восставших. Требования толпы. Реакция со стороны
властей. Ранение М. Милорадовича, П. Каховский.
Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.
Слайд 10: Дворяне
С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, наверно
предварительно проведя агитацию среди солдат, пришли на Сенатскую площадь с Московским,
Гренадерским полками и Гвардейским морским экипажем, с целью помешать переприсяге
императора, а возможно и его свержения с престола. Толпа кричала: «Конституцию». Полиция
пыталась разогнать солдат и «чернь».
Учитель русского языка:
уместности использования эмоциональноокрашенных слов.
беседа о правилах оформления прямой речи, диалога. Беседа об
Учитель истории
останавливаться сейчас мы на этом не будем.
: На уроках истории вы подробно рассматривали события 14 декабря, поэтому
Концовка.
Учитель русского языка
газет и журн.)
Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь
они только что произошли. Упражнение 368.
: беседа о построении концовки (опора на статью учебника, примеры из
Учитель истории
мнению, можно включить в концовку их репортажа.
: Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их
В 3 часа стало темнеть. Николай I отдал приказ стрелять картечью по «черни», которая усеяла
крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но
потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались началось бегство, падали раненые и
убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной.
Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в
наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд лёд раскалывался, многие тонули.
Попытка Бестужева не удалась.
К ночи всё было кончено.
Это событие привело меня в глубочайшее изумление. Дворяне – опора государства и Его
императорского величества государя Российского посмело предпринять попытку бунта. Они не
только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.
Учитель истории
Слайд 12: Чего нам ждать дальше? Было ли это выступление единичным или у него будут
последователи и последствия?
: Возможно ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.
Рефлексия: обсуждение результатов выполнения практического задания.
Учитель русского языка: Приметы жанра? Структура?
Какие примеры из учебника, газеты, журнала вызвали вопросы, остались непонятными?
Сформулируйте вопосы, на которые необходимо найти ответы, чтобы справиться с творческим
заданием дома.
Учитель истории
Только факты.
: Это полная и достаточно достоверная информация. Никаких выдумываний.
Чего не хватает нашему репортажу? (заголовок)
Учитель русского языка:
Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на
площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова
они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).
Самооценка: оцените себя и выберете то задание, с которым вы справитесь.
Домашнее задание (слайд 13): Написать репортаж, параграф 41, для «слабых» учащихся упражнение
366.
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.