Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
23.04.2018
Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического репортажа. Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности: Предметные  закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;  формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого высказывания (репортаж);  развивать орфографическую зоркость;  развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку. Метапредметные  формировать умение находить информацию в тексте;  учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде. Личностные  строить отношения с людьми;  воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний. Технологии: проблемно-диалогисеского обучения, информационно-коммуникативные. Форма проведения: урок-практикум, урок-»путешествие в прошлое». Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частично-поисковый. Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная. Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь. Характер познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, творческий Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля.
урок.docx
Номинация «Лучший конспект урока» Учитель русского языка и литературы  МАОУ СШ № 19 г. Димитровграда  Ульяновской  области Назарова Е.А. , учитель истории МАОУ СШ № 19  г. Димитровграда  Ульяновской  области  Ерофеева Е.А.  «Исторический репортаж: восстание декабристов»  Интегрированный урок русского языка в 8 классе Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического  стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического  репортажа. Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности: Предметные  закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;  формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого  высказывания (репортаж); развивать орфографическую зоркость; развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.      Метапредметные  формировать умение  находить информацию в тексте;   учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов; учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.  Личностные    строить отношения с людьми; воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой  язык.  Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний. Технологии: проблемно­диалогисеского обучения, информационно­коммуникативные. Форма проведения: урок­практикум, урок­»путешествие в прошлое». Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частично­поисковый. Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная. Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь. Характер познавательной деятельности: частично­поисковый, репродуктивный, творческий Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля. Литература:  1.  Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006  2.   Влодавская   Е.А.   Поурочные   разработки   по   русскому   языку:   8   класс:   к   учебнику   М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31   3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009 Организационный момент. Ход урока Данный этап ур. проводит учитель русского языка.  На прартах — газеты, журналы. В ходе диалога, побуждающего к новой теме, знакомимся с репортажем как с жанром.          Словарно­семантическая работа (на слайде 3).      С каким словом созвучно слово «репортаж»?  Учитель русского языка:   Репортаж   (англ.    Report,     лат.  Reporto)   –   рапорт,     доклад,   сообщение;     передавать;   сообщать. Репортаж   сообщает   о   новостях   и   позволяет   создать   движущуюся   панораму   действий,   передать ощущение динамики жизни.  Учитель русского языка:  А какое понятие (журналист или репортер) более широкое, а какое – узкое? (ответы детей).  Учитель русского языка    : Репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.   Итак,  о чём же мы сегодня будем говорить, определите тему.  Тема урока «Репортаж». Оформление в тетр. Попробуйте самостоятельно поставить цели сегодняшнего урока.  Ответы детей. Цели урока: Узнать, что такое репортаж и как его писать.  Учитель истории: Однако сегодня мы усложним цели этого урока. Вы не только будете повторять жанр публ.стил., но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы побудете в роли журналиста XIX века.  Слайд 4: 14 декабря, Николай I, князь Трубецкой, Петербург. Учитель истории: Так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5) (восстание декабристов) Дополним цели.  Ответы учащихся.  Узнать,   что   такое   репортаж   и   как   его   писать   и   составить   репортаж   о   восстании Цель:     декабристов глазами очевидца.  Повторение и систематизация изученного; определение границ своего знания по теме урока. Работа с учебником, беседа. Учитель русского языка: (после самост. Прочтения) Репортаж – жанр публицистический. Кто ведет рассказ: посторонний человек или участник?  Ответы учеников. Учитель истории:     Вы будете свидетелями восстания декабристов.  Учитель русского языка   Обращение к газетам, журналам. Комментирование учащихся.  : С какой целью пишется репортаж?  Учитель истории    : Какова будет цель Вашего репортажа о восстании?   Учитель русского языка: репортаж – это событие, процесс.  Подтверждение из текста.  :  О восстании декабристов вы будете писать как о только что свершившимся Учитель истории   событии или же, как о событии давно минувших дней?  Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали   гул   толпы   со   стороны   Сенатской   площади   и   как   человек   причастный   к   новостям заинтересовались данным событием.  Структура репортажа. Зачин.  Учитель русского языка    : Как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?  Учебник с. 214 упражнение 364, примеры зачина. Беседа о зачине.  Учитель истории:    Место происшествия? (слайд 6 ­ Петербург, Сенатская площадь)   Возможно ли обращение автора к кому­либо? (слайд 6 – граждане, товарищи, господа).    Переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6 – 14 декабря 1825)  : Вспомните,напишите 2­3 предложения для зачина, используя опорные слова.  Учитель истории   Слайд 6: Зачин. 14 12 1825, Сенатская площадь, Петербург, Николай 1, переприсяга, толпа «черни», морозный день, выстрелы, Александр 1, генерал­губернатор Милорадович М.  Заслушать 1­2 примера.  Учитель истории: Послушайте пример зачина (выводится на слайд 7). Господа!   Позавчера   14   декабря   сего   года   на   Сенатской   площади   нашей   столицы   были   слышны возгласы:   «Конституцию!»   В   центре   Петербурга   гремели   выстрелы.   Генерал­губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен  пулей дворянина.  Учитель русского языка:  попробуем прокомментировать пример зачина, исходя из рекомендаций, которые даются в учебнике. Найдём зачин в репортаже газеты или журн. Центральная часть репортажа.  Учитель русского языка   репортаже. Ответы учащихся : Повествование. Используются глаголы настоящего времени.   :  беседа о типе речи и том, сова какой части речи чаще упортребляются в  :   Описание   действий,   произошедших   в   тот   день.   Итак,   мы   с   вами   сейчас   на Учитель   истории   Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8) Слайд 9:  Для чего люди пришли на площадь? Что такое знаменательное было назначено на этот день?  Попробуйте, используя элементы обращения, сообщить об этом читателю (те же опорные слова). Слайд   9   (пример   основной   части):  Как   Вы   знаете,   скончался   государь   император   Александр Павлович, и на 14 декабря была назначена переприсяга Николаю Павловичу.   :  Вспомните имена участников, организаторов восстания. Чего они хотели? Не Учитель истории   просто так же пришли.  Они пришли одни вчетвером­впятером?  Слайд 9: С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, Московский полк, Гренадерский полк, матросы Гвардейского экипажа. Цели восставших. Требования толпы. Реакция со стороны властей. Ранение М.  Милорадовича, П. Каховский.  Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.  Слайд   10:  Дворяне     С.   Трубецкой,   братья   А.   И   М.   Бестужевы,   П.   Каховский,   наверно предварительно   проведя   агитацию   среди   солдат,   пришли   на   Сенатскую   площадь   с   Московским, Гренадерским   полками   и   Гвардейским   морским   экипажем,   с   целью   помешать   переприсяге императора,   а   возможно   и   его   свержения   с   престола.   Толпа   кричала:   «Конституцию».   Полиция пыталась разогнать солдат и «чернь».  Учитель   русского   языка:  уместности использования эмоционально­окрашенных слов.   беседа   о   правилах   оформления   прямой   речи,   диалога.   Беседа   об Учитель истории   останавливаться сейчас мы на этом не будем.   :  На уроках истории вы подробно рассматривали события 14 декабря, поэтому Концовка.  Учитель русского языка   газет и журн.)  Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли. Упражнение 368.  :  беседа о построении концовки (опора на статью учебника, примеры из Учитель   истории   мнению, можно включить в концовку их репортажа.   :  Зачитывает   материал   (слайд   11).   Учащиеся   должны   выбрать   то,   что,   по   их В 3 часа стало темнеть. Николай  I  отдал приказ стрелять картечью по «черни»,  которая  усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом  под  градом  картечи  ряды  дрогнули,  заколебались  ­  началось  бегство,  падали  раненые  и убитые.  Царские  пушки  стреляли  по  толпе,  бегущей  вдоль  Английской  набережной  и  Галерной. Толпы  восставших  солдат  бросились  на  невский  лёд,  чтобы  перебраться  на  Васильевский  остров. Михаил  Бестужев  попытался  на  льду  Невы  вновь  построить  солдат  в  боевой  порядок  и  идти  в наступление.  Войска  построились.  Но  ядра  ударялись  о  лёд  ­  лёд  раскалывался,  многие  тонули. Попытка Бестужева не удалась.  К ночи всё было кончено. Это   событие   привело   меня   в   глубочайшее   изумление.   Дворяне   –   опора   государства   и   Его императорского   величества   государя   Российского   посмело   предпринять   попытку   бунта.   Они   не только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.  Учитель истории   Слайд   12:   Чего   нам   ждать   дальше?   Было   ли   это   выступление   единичным   или   у   него   будут последователи и последствия?   : Возможно ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.  Рефлексия: обсуждение результатов выполнения практического задания. Учитель русского языка: Приметы жанра? Структура?  Какие примеры из учебника, газеты, журнала вызвали вопросы, остались непонятными? Сформулируйте   вопосы,   на   которые   необходимо   найти   ответы,   чтобы   справиться   с   творческим заданием дома. Учитель   истории   Только факты.   :  Это   полная   и   достаточно   достоверная   информация.   Никаких   выдумываний.   Чего не хватает  нашему репортажу? (заголовок) Учитель русского языка:   Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).                  Самооценка: оцените себя и выберете то задание, с которым вы справитесь. Домашнее задание (слайд 13): Написать репортаж, параграф 41, для «слабых» учащихся упражнение 366.

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"

Конспект интегрированного урока. Русский язык, история. "Исторический репортаж: восстание декабристов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018