Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс
Оценка 4.8

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русский язык
6 кл
16.03.2018
Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс
Разработка ннтегрированного урока (русский язык + внеклассное занятие) для учащихся 6 класса. Урок разработан как закрепление по теме «Состав слова». Цели занятия: познакомить с творчеством великого лингвиста, сказочника, писателя В.И. Даля; воспитание любви и уважения к великому и могучему русскому языку» повторение состава слова и способов образования; развитие грамотности учащихся.
6кл. Русский язык.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал  с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области Разработка интегрированного занятия (русский язык+внеклассное занятие) для 6 класса на тему «Собирал человек слова»  (о В.И.Дале)                                                                                                                       Подготовила учитель русского языка и  литературы  Ефимова Нина Васильевна 1 Интегрированное занятие (русский язык+внеклассное занятие) Тема внеклассного занятия: «Собирал человек слова» (о В.И.Дале) Тема урока русского языка: «Состав слова». Целевая аудитория: 6 класс Цели занятия:  1. познакомить с творчеством великого лингвиста, сказочника, писателя  В.И. Даля;  2. воспитание любви и уважения к великому и могучему русскому языку. 3. повторение состава слова и способов образования;  4. развитие грамотности учащихся I. Орг. момент.  Подготовка к восприятию материала. Ход занятия Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Пусть лучи  солнца согреют вас, и это тепло поможет вам в вашей жизни.  II. Подведение к теме и цели урока.  О ком этот отрывок? Узнайте героя. Сани легко катились по снежному полю. Ветер гудел. Ямщик, закутанный в  тяжёлый тулуп, понукая лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался  от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская  форма греет плохо. Ямщик ткнул кнутовищем в небо, пробасил, утешая: — Замолаживает... — Как это "замолаживает"? — Пасмурнеет, — коротко объяснил ямщик. — К теплу. Даль вытащил из  кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы и вывел  старательно: "Замолаживает, замолаживать — иначе пасмурнеть, в  Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью".  Какова цель нашего урока?  Объявляется тема и цели урока (узнать больше В. И. Дале; повторить состав слова на  примерах предложений о В Дале) Работать будем по группам. Победит тот, кто наберет больше очков III. Основная часть Задание 1. 1 группа. Что представляет наш отрывок?( диалог)                    Сколько человек участвует в диалоге? (два) 2 группа. Найдите синонимы к слову замолаживать. Что это за слово? (диалектное) 3 группа. Какие слова называются диалектными? Сообщение о Дале №1. 2 «Он открыл рудник словесный», ­  эти слова относятся к великому человеку ­  В. И.  Далю. В историю нашей культуры Владимир Иванович Даль прежде всего вошёл как  создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", отразившего с  исключительной полнотой словарный состав языка XIX века. Богатством материала труд  Даля превышает всё, что когда­либо было сделано силами одного человека. Без всяких  преувеличений можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь,  для составления которого потребовались бы "целая академия и целое столетие" Задание 2. 1 группа. Объяснить написание приставки в слове превышает (у доски) 2 группа. Что означает выражение «словесный рудник» (создание Толкового словаря) 3 группа. Разобрать по составу преувеличение (у доски) Сообщение о Дале №2. В. И. Даль был лингвистом, писателем, этнографом, медиком, ботаником, географом,  моряком, инженером, а называл себя "учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка." "Русского человека он знает, — говорил о Дале Тургенев, — как свой карман, как свои пять пальцев." Всюду, где бы  ни бывал, Даль жадно хватал на лету слова и обороты, когда они срывались с языка в  простой беседе людей всех сословий, всех окраин... И собрал   30 тысяч пословиц, 200  тысяч слов Словарь Даля — это не только лексикон, словник, это единственная в своём  роде энциклопедия широкой народной жизни Задание 3. Для всех. Чем является словарь В. Даля? (лексикон, словник, энциклопедия)  1 группа. Разобрать по составу определить способ образования: Пословица                   слово, словесный, словник (прист – суф 2 группа. Найти фразеологизм в отрывке, дать его значение                    (как свои пять пальцев, как свой карман – хорошо знать). 3 группа. Определить устаревшее слово. (словник) Что он обозначает?   .).  Определить по словарю (сл вник алфавитном или систематизированном порядке, составляемый в  процессе работы над словарём или энциклопедией)  — перечень слов, расположенных в    оо Задание 4. Работа со словарной статьей Даля. Из всех значений найти фразеологизм. Кто из вас любит кашу? Какую? Про кашу (из Словаря Даля) КАША, —    1. Густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке. Крутая каша,  гречневая, пшённая, полбеная, ячная, овсяная, ржаная... готовится в горшке и  в печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между  крутою и кашицей.   2. Артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят:  "Мы с ним в одной КАШЕ"). 3. Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой  именуется кашей. 3 4. Беспорядок, суматоха, недоразумение; пословица сам заварил кашу, сам и  расхлёбывай Вспомните пословицы про кашу.  (с ним каши не сваришь; щи да каша ­ пища наша) IV. Физминутка Следите глазами за объектами на экране (1 мин.) V. Продолжение. Сообщение о Дале №3. Сочинения Даля появлялись под псевдонимом Казак Луганский, а известность Казаку  Луганскому принесли "Русские сказки». (можно посмотреть или прочитать «Старик­годовик») Задание 5. 1 группа. Записать предложение, выделить грамматическую основу, объяснить  орфограммы. Определить вид предложения. Начертить схему. 2 группа. Почему есть слова в кавычках? Дополнительно  : Вот как назывался этот известный сборник: "Русские сказки, из   предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к опыту житейскому приноровленные и поговорками бродячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый". 3 группа. Объяснить правописание слова принесли.  Для всех. Что такое псевдоним? Найти в словаре. Сообщение о Дале №4. В сатирических сказках Даль высмеивал "блюдолизов придворных", тупость  чиновников, используя известные фольклорные сюжеты. Сборник запретили и изъяли из  продажи — его расценили как "насмешку над правительством". Автор скандальных сказок  был даже взят под арест в Третье отделение, однако в тот же день освобождён: император  Николай I вспомнил о заслугах Даля в польской кампании, также за него просил и В.  Жуковский. Читающая публика встретила сказки восторженно. Эта история принесла  Далю известность среди литераторов. Однако переизданы сказки были лишь через 30 лет. Задание 6. Для всех. Самостоятельная работа.  1.Записать слова из отрывка, вставить пропущенные буквы: Сат..рические  ска..ки, запр..тили, соч..ным, рус..ким, пр..дворных,  извес..ный, гов..ром, пр..несла, ра..ценили 2.Проверка при помощи ключа. Дополнительно: найти слово с чередованием в  корне 1 И 2 З 3 Е 4 ­ 5 С 6 И 7 Т 8 О 9 И 10 С 3.Как образовалось слово блюдолизы?     Способ образования: блюдолизы – блюдо, лизать (сложение) 4.Кто такие блюдолизы?  4 Сообщение №5. Дружба В. Даля и А. С. Пушкина Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь живого  великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и поговорках отозвался  восторженно: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что  за золото!» Пушкин вдруг замолчал, затем продолжил: «Ваше собрание не простая затея,  не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть  цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумленными  современниками и потомками!» Так началось его знакомство с Пушкиным, позднее  переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта. Задание 7. 1 группа. Как образовалось слово великорусский – великая, Русь. (сложение) 2 группа. Прочитать предложение, составить его схему: Пушкин поддержал идею  Владимира Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о  собранных Далем пословицах и поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь,  что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А: «П! П!»  3 группа. Определить способ образования слова составить. (пристав) Сообщение о Дале №6. Первый том словаря был издан в 1863 году. Император Александр II взял расходы  по выпуску всех следующих томов (всего их 4) и пожаловал Далю орденскую ленту. Последний том словаря вышел в 1866 году. Академия наук присудила Далю за  словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почётные члены. Географическое  общество наградило автора золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал диплом и премию. Даль радовался: "Спущен на воду мой корабль!" Но работу над словарём он не считал законченной — в последующие годы готовил его второе  издание Задание 8. Для всех. Спущен на воду мой корабль! 1. Записать предложение.  2. Дать характеристику предложению. 3. Сделать синтаксический разбор, начертить схему. VI. Рефлексия. 1. О ком говорили на уроке? Что узнали о В. Дале? Кем он был? Что создал? 2. Составление сенквейна. (если будет время) Сенквейн  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово  (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или  предмет, о котором пойдет речь.  Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они  дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или  объекта.  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями,  описывающими характерные действия объекта. 5  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное  отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.  Пятая строка — одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта. 1. Язык 2. Живой, великорусский 3. Путешествовал, слушал, записывал, 4. Толковый словарь русского языка 5. В. Даль 3. Просмотр буктрейлера.  VII. Итог занятия VIII. Домашнее задание. Написать рассказ о Дале. (3­5 предложений) 1 ГРУППА 1. Словарь  Лингв стио языковедению).  (языков д)ее  — учёный, специалист по лингвистике (языкознанию,  Биографы ­ авторы­составители чьей­либо биографии. Лицо, организующее  работу справочно­библиографических и научно­информационных служб. Алгебра ­ ж. наука счисления буквами и другими условными знаками, взамен  цифр, которые вставляются только при окончательном выводе;  буквосчисление, общая арифметика, алгебраический, к сему способу  относящийст; алгебраист, сведущий в науке этой. όνο α Псевдоним (греч.  используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. μ  — имя) — вымышленное имя, ψευδής  — ложный +  оо  — перечень слов, расположенных в алфавитном или  Сл вник систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём  или энциклопедией. 6 Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или  иной местности. Речь жителей той или иной местности называют диалектом. Диалог ­ разговор между двумя или несколькими лицами; состоит из реплик. 2. Дополнительное задание. Вставить пропущенные буквы, выделить приставки. Объяснить  написание приставки. Пр..дводить ­ Пр..кручивать ­ Пр..мочить ­  Пр..мазывать ­  Пр..липать ­  Пр..ласкать ­  Пр..креплять ­ Пред..стория ­  С..грать ­    Задания.  Что представляет наш отрывок?    Сколько человек участвует в диалоге?  Задание 1.   Задание 2.  Объяснить написание приставки в слове превышает (у доски) Задание 3.  Разобрать по составу определить способ образования слова Пословица Задание 4. Работа со словарной статьей Даля.   Из всех значений найти фразеологизм Про кашу (из Словаря Даля) 1. Густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке. Крутая каша,  гречневая, пшённая, полбеная, ячная, овсяная, ржаная... готовится в горшке и в  печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и  кашицей.   2. Артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят:  "Мы с ним в одной КАШЕ"). 7 3. Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой  именуется кашей. 4. 4.Беспорядок, суматоха, недоразумение; пословица сам заварил кашу, сам и  расхлёбывай   Вспомните пословицы про кашу. Задание 5.  Записать предложение, выделить грамматическую основу, объяснить орфограммы.   Определить вид предложения. Начертить схему. Сочинения Даля появлялись под псевдонимом Казак Луганский   а  известность Казаку Луганскому принесли "Русские сказки» Задание 6. Самостоятельная работа.   Записать слова из отрывка, вставить пропущенные буквы: Сат..рические  ска..ки, запр..тили, соч..ным, рус..ким,, пр..дворных,  извес..ный, гов..ром, пр..несла, ра..ценили Задание 7.  Как образовалось слово Великорусский? Задание 8.  Спущен на воду мой корабль!  Записать предложение.   Дать характеристику предложению.  Сделать синтаксический разбор, начертить схему. 2 ГРУППА 1. Словарь  Лингв стио языковедению).  (языков д)ее  — учёный, специалист по лингвистике (языкознанию,  Биографы ­ авторы­составители чьей­либо биографии. Лицо, организующее  работу справочно­библиографических и научно­информационных служб. Алгебра ­ ж. наука счисления буквами и другими условными знаками, взамен  цифр, которые вставляются только при окончательном выводе;  буквосчисление, общая арифметика, алгебраический, к сему способу  относящийст; алгебраист, сведущий в науке этой. 8 Псевдоним (греч.  используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. μ  — имя) — вымышленное имя, ψευδής  — ложный +  όνο α оо  — перечень слов, расположенных в алфавитном или  Сл вник систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём  или энциклопедией. Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или  иной местности. Речь жителей той или иной местности называют диалектом. Диалог ­ разговор между двумя или несколькими лицами; состоит из реплик. 2. Дополнительное задание. Вставить пропущенные буквы, выделить приставки. Объяснить  написание приставки. Пр..кармливать – Пр..кусывать – Пр..колачивать – Пр..менять – Пр..дорожный – Пр..увеличивать –  Пр..умножать –  Сверх..нициативный – Меж..нститутский –  Задание 1.  Найдите синонимы к слову замолаживать. Что это за слово? Задания. Задание 2.  Что означает выражение «словесный рудник»? Задание 3.  Найти фразеологизм в отрывке, дать его значение. Задание 4. Работа со словарной статьей Даля.   Из всех значений найти фразеологизм Про кашу (из Словаря Даля) 9 1. Густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая,  пшённая, полбеная, ячная, овсяная, ржаная... готовится в горшке и в печи, запекаясь  сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и кашицей.   2. Артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят:  "Мы с ним в одной КАШЕ"). 3. Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой  именуется кашей. 4. 4.Беспорядок, суматоха, недоразумение; пословица сам заварил кашу, сам и  расхлёбывай   Вспомните пословицы про кашу. Задание 5.  Почему в предложении есть слова в кавычках?       Сочинения Даля появлялись под псевдонимом Казак Луганский, а  известность Казаку Луганскому принесли «Русские сказки». Задание 6. Самостоятельная работа.   Записать слова из отрывка, вставить пропущенные буквы: Сат..рические  ска..ки, запр..тили, соч..ным, рус..ким,, пр..дворных,  извес..ный, гов..ром, пр..несла, ра..ценили Задание 7.  Прочитать предложение, составить его схему. Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь  живого великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и  поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл,  какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Задание 8.  Спущен на воду мой корабль!  Записать предложение.   Дать характеристику предложению.  Сделать синтаксический разбор, начертить схему. 3 ГРУППА 1. Словарь  Лингв стио языковедению).  (языков д)ее  — учёный, специалист по лингвистике (языкознанию,  10 Биографы ­ авторы­составители чьей­либо биографии. Лицо, организующее  работу справочно­библиографических и научно­информационных служб. Алгебра ­ ж. наука счисления буквами и другими условными знаками, взамен  цифр, которые вставляются только при окончательном выводе;  буквосчисление, общая арифметика, алгебраический, к сему способу  относящийст; алгебраист, сведущий в науке этой. όνο α Псевдоним (греч.  используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. μ  — имя) — вымышленное имя, ψευδής  — ложный +  оо  — перечень слов, расположенных в алфавитном или  Сл вник систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём  или энциклопедией. Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или  иной местности. Речь жителей той или иной местности называют диалектом. Диалог ­ разговор между двумя или несколькими лицами; состоит из реплик. 2. Дополнительное задание. Вставить пропущенные буквы, выделить приставки. Объяснить  написание приставки. Пр..бавлять – Пр..словутый – Пр..тендент – Пр..обладать –  Пр..парат – Пр..рвать –  Пр..следовать – Под..скать – Контр..гра – Задания. Задание 1.  Какие слова называются диалектными? 11 Задание 2.  Разобрать по составу преувеличение. (у доски)  Задание 3.  Определить устаревшее слово. Что оно обозначает? Определить по словарю. Задание 4. Работа со словарной статьей Даля.   Из всех значений найти фразеологизм Про кашу (из Словаря Даля) 5. Густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке. Крутая каша,  гречневая, пшённая, полбеная, ячная, овсяная, ржаная... готовится в горшке и в  печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и  кашицей.   6. Артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят:  "Мы с ним в одной КАШЕ"). 7. Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой  именуется кашей. 8. 4.Беспорядок, суматоха, недоразумение; пословица сам заварил кашу, сам и  расхлёбывай   Вспомните пословицы про кашу. Задание 5.  Объяснить правописание слова принесли. Задание 6. Самостоятельная работа.   Записать слова из отрывка, вставить пропущенные буквы: Сат..рические  ска..ки, запр..тили, соч..ным, рус..ким,, пр..дворных,  извес..ный, гов..ром, пр..несла, ра..ценили Задание 7.  Определить способ образования слова составить.  Задание 8.  Спущен на воду мой корабль!  Записать предложение.   Дать характеристику предложению.  Сделать синтаксический разбор, начертить схему.     .  12 Литература.  Литература. 6 класс.: Учебник­хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – 13  издание, – М.: Мнемозина, 2012.  http://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html  https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA %D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%92._ %D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9A %D0%B0%D1%88%D0%B0_%E2%80%94_%D0%9A %D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE %D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD 13

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс

Конспект интегрированного занятия на тему «Собирал человек слова» (о В.И.Дале). 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018