Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
27.04.2018
Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.
Цель и задачи урока:
: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: заклички, п... приговорки, потешки, перевёртыши;
обобщить полученные ранее знания;
развитие устной речи учащихся.развитие устной речи учащихся.
348933627.docx
Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 2» города Воронежа
394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65Б
Тел/факс: (4732) 2733010; email: progimn
2@
icmail
. ru; www.progimn.narod.ru
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Конспект к уроку
литературного чтения
во 2 классе
по теме:
«Народные заклички, приговорки,
потешки, перевёртыши»
Составитель:
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Прогимназия «2», г. Воронежа,
Воронежской области Тема урока: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
г. Воронеж, 2016год
Цель и задачи урока:
Предметные:
познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: заклички,
приговорки, потешки, перевёртыши;
обобщить полученные ранее знания;
развитие устной речи учащихся.
проявлять интерес к литературному чтению;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
выполнять учебное задание по алгоритму;
осуществлять самооценку деятельности;
овладевать навыком смыслового чтения;
расширять кругозор в жизни ребенка.
учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках
учебного диалога.
Оборудование: презентация, учебник, интерактивная доска, карточки с
заданием.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок чтения. У нас в гостях ваши родители.
Повернитесь к ним и поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь своему соседу
справа и слева, подарите свою улыбку мне, а я вам. Теперь настроение у всех
хорошее и мы можем приступить к уроку литературного чтения.
II.
Актуализация знаний. Постановка целей урока Предлагаю начать урок с решения ребусов.
Согласны?
Тогда внимание на экран.
a)
b)
Старинное название губ (рта), + ное = устное.
Синоним слова ЛЮДИ + ное = народное.
c)
= творчество.
По ходу отгадывания понятий вывешиваю таблички со словами на доску.
Скажите, пожалуйста, а что скрывается за понятиями, которые у нас
получились?
Что означает слово УСТНОЕ?
Что означают слова НАРОДНОЕ и ТВОРЧЕСТВО? Учащиеся составляют
кластер из слов на доске.
устное
из уст в уста
произносится
без записи текста
народное
народ
принадлежит
творчество
новое
создавать
Молодцы!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жанрами устного народного
творчества. Какими? Вы узнаете сами.
Откройте учебник на с.94 и прочитайте тему урока. Читают тему урока
хором.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Формулируют
задачи урока.
III.
Проверка домашнего задания.
Перед тем, как узнать чтото новое, мы с вами проверим прошлое домашнее
задание.
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? О скороговорках.
Что такое скороговорка? Скороговорка – быстрое повторение трудно
произносимых фраз.
Вспомните, как скороговорки помогли Ване? Он научился чётко
произносить все звуки.
Давайте посмотрим, какие скороговорки у вас получились. Дети
зачитывают полученные скороговорки.
Молодцы, ребята, с домашним заданием все справились на «отлично». IV.
Работа по теме урока.
А теперь мы приступаем к изучению новой темы.
Для того чтобы определить название первого жанра, выберите из родственных
слов слово, отвечающее на вопрос ЧТО?
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
Молодцы!
1)
Чтение про себя и вслух.
Ребята, на странице 94 учебника прочитайте про себя верхний текст.
А теперь ….. прочитает его всему классу с выражением, соблюдая знаки
препинания.
Какие незнакомые слова вам встретились в тексте? Объяснить значение
неизвестных слов.
Используя иллюстрации на с. 94 объясните значение слов БЕРЕСТЕЧКО и
ЛУКОШКО. Объясняют.
К чему обращаются в данном произведении? К солнышку.
Как вы думаете, кто обращается? Народ. Люди.
К какой природе относится солнышко к живой или неживой? Солнышко
относится к неживой природе.
Как вы считаете, зачем люди обращались к солнышку? Потому что если
будет солнышко, то будет теплое лето, и вырастут грибы и ягоды.
Только ли к солнышку обращался народ за помощью?
От чего ещё зависел богатый урожай?
К чему еще мог обратиться народ за помощью? Отвечают.
2)
Чтение учителем. Беседа по вопросам.
Сейчас я вам прочитаю второй текст на этой странице, а вы мне скажите, к
кому еще мог обращаться народ. Прочитать 2–ю закличку.
К чему люди обращаются в данном произведении? К дождику.
Почему важно было обращаться к дождику с просьбой? Отвечают.
Какие незнакомые слова встретились в произведении? Объяснить значение
неизвестных слов.
Мы с вами сейчас познакомились с 2я произведениями.
Что делали люди в этих произведениях? Отвечают.
Еще можно сказать, что люди зазывали, закликали силы природы.
Обратите внимание на слово на оранжевом фоне вверху страницы.
Как называются данные произведения? Читают хором.
А кто может сказать, что же такое закличка? Формулируют определение
слова «закличка».
А теперь давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике на с. 110.
Читают и сравнивают определения. Что ещё говорит нам профессор Самоваров про заклички?
Задайте свои вопросы по прочитанному. Задают вопросы.
Скажите еще раз, как называется данный вид устного народного творчества?
Отвечают.
Посмотрите на следующую страницу.
Как называется следующий вид устного народного творчества? Приговорки.
Послушайте, я прочитаю первую приговорку. Читает учитель.
О чем эти строчки? Отвечают.
К кому обращаются люди в приговорке?
Прочитайте про себя вторую приговорку.
А теперь … прочитает вслух, остальные следят за чтением приговорки по
учебнику.
О чем эти строчки? Отвечают.
К кому обращаются люди в данном произведении?
Для чего? Для хорошей погоды и богатого урожая.
3)
Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Почему? Это
народная песенка.
Как называется данный вид устного народного творчества? Приговорки.
Работа над словом.
Мы с вами узнали, что такое заклички и приговорки, теперь давайте сравним
их.
Скажите, к чему обращаются люди в закличке? К неживой природе.
А к кому народ обращается в приговорке? К представителям живой
природы.
Итак, что же общего и чем различаются заклички и приговорки? Ответы
детей.
4)
Физкультминутка.
А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Выполняют движения под музыку
«Как живёшь?»
Вот и отдохнули. Тихонечко сели за парты.
V.
Продолжение работы по теме урока.
1)
Чтение потешек.
Продолжаем наш урок. Продолжите четверостишие.
Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … /потешки/ Молодцы! Давайте прочитаем потешку на с.95. Читают сначала про себя, а
потом вслух.
Какие незнакомые слова встретились вам в произведении? Объяснить
значения слов.
Как же называется этот жанр УНТ? Потешки.
Как вы думаете, почему они так называются? Работа со словом.
Для кого их писали? Для маленьких детей.
2) Игра с ладошками.
Есть одна очень известная потешка.
Вы все ее, наверное, знаете. Текст потешки на экране ИД. Сначала дети
читают жужжащим чтением, а потом вслух за учителем.
Ладушкиладушки
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут — поедим
И воробушкам дадим.
Шу — полетели, на головку сели!
Повторение с объяснением.
А теперь читаем потешку и одновременно сопровождаем слова жестами.
Ладушкиладушки (похлопать в ладоши)
Испекли оладушки, (имитировать печение пирожков)
На окно поставили, (показать)
Остывать заставили, (подуть)
А остынут — поедим (имитировать еду)
И воробушкам дадим. (Имитировать бросание)
Шу — полетели, на головку сели! (Махнуть руками и показать на голову)
Теперь 1 вариант повернитесь ко второму.
1й вариант будут взрослыми, они будут вместе со мной говорить потешку, а
2й вариант будут маленькими детьми и будут тихонечко хлопать в ладоши.
А теперь меняемся.
Молодцы! Отлично получилось.
Продолжим работу.
На странице 96 есть еще две потешки. Прочитайте их про себя.
… прочитай первую потешку.
… прочитай вторую потешку.
Как называется данный вид устного народного творчества? Потешка.
3)
Чтение перевёртышей. Посмотрите на страницу 97. Прочитайте, с каким видом устного народного
творчества нам нужно еще сегодня познакомиться?
Я буду вам читать первый перевертыш, а вы следите за текстом по учебнику.
Прочитайте про себя оставшиеся 2 перевертыша. Читают про себя, а
Учитель читает 1й перевертыш.
затем 1 ученик вслух.
Что вы можете сказать о перевертышах? Ответы детей.
Перевертыши строятся по принципу небылицы и рассказывают нам
невиданные истории.
С каким видом устного народного творчества сейчас познакомились?
Ответы детей.
VI.
Актуализация знаний.
Закройте учебники. Сейчас будем работать в парах. Каждый из вас получит
карточку, на которой вы должны будете соединить стрелочкой произведение и вид
устного народного творчества.
Взаимопроверка по слайду на экране ИД. Оценивание ответа соседа.
А теперь поменяйтесь обратно карточками и посмотрите, какую отметку вы
получили. Передают карточки по вариантам с последней парты на первую.
VII.
Итог урока.
Подведём итог нашего урока.
Над какой темой мы сегодня работали?
С какими видами устного народного творчества познакомились?
Кто расскажет, чем закличка отличается от приговорки?
А для чего нужны потешки?
Что можете рассказать о перевертышах?
VIII.
Рефлексия.
А теперь оценим свою работу на уроке.
Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, хлопните 3 раза в ладоши.
Кому нужно ещё поработать, топните три раза ногой.
Я желаю вам всегда хорошо работать на уроках, быть внимательными и
дружными. Выставление отметок за урок.
IX.
Домашнее задание.
Записываем учебник – стр. 9497, читать.
А теперь давайте похлопаем себе за работу на уроке. Вы молодцы!
Урок окончен! Источники:
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.2класс. – М.:
ВАКО, 2013. 416 с.
2. Горохова Е.В. Урок литературного чтения по теме «Устное народное творчество
(обобщение). 2й класс http://festival.1september.ru/articles/625106/
3. Твилинёва М.К. Конспект урока по литературному чтению на тему «Народные
класс)
заклички,
https://infourok.ru/konspekturokapoliteraturnomuchteniyunatemunarodnie
zaklichkiprigovorkipoteshkiperevyortishiklass656090.html
приговорки,
перевёртыши»
потешки,
(2
4. Ребусы http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
5. Картинка на титульном листе http://pedkopilka.ru/roditeljam/kalendarnyifolklor
dljadetei.html
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.