Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Оценка 4.8

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
27.04.2018
Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы. Цель и задачи урока: : познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: заклички, п... приговорки, потешки, перевёртыши; обобщить полученные ранее знания; развитие устной речи учащихся.развитие устной речи учащихся.
348933627.docx
Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 2» города Воронежа 394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65­Б Тел/факс: (4732) 273­30­10; e­mail: progimn    2@   icmail    .  ru; www.progimn.narod.ru          Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»          Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Составитель:  Мерзлютина Ирина Александровна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории, МБОУ «Прогимназия «2», г. Воронежа, Воронежской области Тема урока: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» г. Воронеж, 2016год Цель и задачи урока:  Предметные:   познакомить   учащихся   с   малыми   фольклорными   жанрами:   заклички, приговорки,  потешки, перевёртыши; обобщить полученные ранее знания; развитие устной речи учащихся.  проявлять интерес к литературному чтению; сотрудничать со взрослыми и сверстниками.   Личностные:    Метапредметные:  Регулятивные:     Познавательные:   Коммуникативные:   выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения; расширять кругозор в жизни ребенка. учитывать   разные   мнения   и   стремится   к   сотрудничеству   в     рамках учебного диалога. Оборудование:   презентация,   учебник,   интерактивная   доска,   карточки   с заданием. Ход урока. I. Организационный момент. ­ Ребята, сегодня у нас необычный урок чтения. У нас в гостях ваши родители. Повернитесь   к   ним   и   поприветствуйте   их.   А   теперь    улыбнитесь   своему   соседу справа и слева, подарите свою улыбку мне, а я вам.   Теперь настроение   у всех хорошее и мы   можем приступить к уроку литературного чтения. II. Актуализация знаний. Постановка целей урока ­ Предлагаю начать урок с решения ребусов.  ­ Согласны? ­ Тогда внимание на экран. a) b) Старинное название губ (рта), + ное  = устное. Синоним слова ЛЮДИ  + ное = народное. c) = творчество. По ходу отгадывания понятий вывешиваю таблички со словами на доску. ­   Скажите,   пожалуйста,   а   что   скрывается   за   понятиями,   которые   у   нас получились?  ­ Что означает слово УСТНОЕ? ­Что означают слова НАРОДНОЕ и ТВОРЧЕСТВО?  Учащиеся составляют кластер из слов на доске. устное из уст в уста произносится без записи текста народное народ принадлежит творчество новое создавать ­ Молодцы! ­ Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жанрами устного народного творчества. Какими? Вы узнаете сами. ­ Откройте учебник на с.94 и   прочитайте тему урока. Читают  тему урока хором. ­ Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Формулируют задачи урока. III. Проверка домашнего задания. ­ Перед тем, как узнать что­то новое, мы с вами проверим прошлое домашнее задание. ­ Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? О скороговорках. ­   Что   такое   скороговорка?  Скороговорка   –   быстрое   повторение   трудно произносимых фраз. ­   Вспомните,   как   скороговорки   помогли   Ване?  Он   научился   чётко произносить все звуки. ­   Давайте   посмотрим,   какие   скороговорки   у   вас   получились.  Дети зачитывают полученные скороговорки. ­ Молодцы, ребята, с домашним заданием все справились на «отлично». IV. Работа по теме урока. ­ А теперь мы приступаем к изучению новой темы. ­Для того чтобы определить название первого жанра, выберите из родственных слов слово, отвечающее на вопрос ЧТО? КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ ­ Молодцы! 1)             Чтение про себя и вслух. ­ Ребята, на странице 94 учебника прочитайте про себя верхний текст. ­ А  теперь ….. прочитает  его  всему  классу  с  выражением, соблюдая знаки препинания.  ­   Какие   незнакомые   слова   вам   встретились   в   тексте?  Объяснить   значение неизвестных слов. ­ Используя иллюстрации на с. 94 объясните значение слов БЕРЕСТЕЧКО и ЛУКОШКО. Объясняют. ­ К чему обращаются в данном произведении? К солнышку. ­ Как вы думаете, кто обращается? Народ. Люди. ­  К  какой  природе   относится  солнышко   к  живой  или  неживой?  Солнышко относится к неживой природе. ­ Как вы считаете, зачем люди обращались к солнышку?  Потому что если будет солнышко, то будет теплое лето, и вырастут грибы и ягоды. ­Только ли к солнышку обращался народ за помощью? ­ От чего ещё зависел богатый урожай?  ­ К чему еще мог обратиться народ за помощью? Отвечают. 2)             Чтение учителем. Беседа по вопросам. ­ Сейчас я вам прочитаю второй текст на этой странице, а вы мне скажите, к кому еще мог обращаться народ. Прочитать 2–ю закличку. ­ К чему люди обращаются в данном произведении? К дождику. ­ Почему важно было обращаться к дождику с просьбой? Отвечают. ­ Какие незнакомые слова встретились в произведении?  Объяснить значение неизвестных слов. ­ Мы с вами сейчас познакомились с 2­я произведениями.  ­ Что делали люди в этих произведениях? Отвечают. ­ Еще можно сказать, что люди зазывали, закликали силы природы. ­ Обратите внимание на слово на оранжевом фоне вверху страницы.  ­ Как называются данные произведения? Читают хором. ­ А кто может сказать, что же такое закличка?  Формулируют определение слова «закличка». ­ А теперь давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике на с. 110. Читают и сравнивают определения. ­ Что ещё говорит нам профессор Самоваров про заклички? ­ Задайте свои вопросы по прочитанному. Задают вопросы. ­ Скажите еще раз, как называется данный вид устного народного творчества? Отвечают. ­ Посмотрите на следующую страницу. ­ Как называется следующий вид устного народного творчества? Приговорки. ­ Послушайте, я прочитаю первую приговорку. Читает учитель. ­ О чем эти строчки? Отвечают. ­ К кому  обращаются люди в приговорке?  ­ Прочитайте про себя вторую приговорку. ­ А теперь … прочитает вслух, остальные следят за чтением приговорки по учебнику. ­ О чем эти строчки? Отвечают. ­ К кому  обращаются люди в данном произведении? ­ Для чего? Для хорошей погоды и богатого урожая. 3) Выборочное чтение. ­   Найдите   и   прочитайте   слова,   которые   звучат   напевно.   Почему?  Это народная песенка. ­   Как   называется   данный   вид   устного   народного   творчества?  Приговорки. Работа над словом. ­ Мы с вами узнали, что такое заклички и приговорки, теперь давайте сравним их. ­ Скажите, к чему обращаются люди в закличке? К неживой природе. ­   А   к   кому   народ   обращается   в   приговорке?  К   представителям   живой природы. ­ Итак, что же общего и чем различаются заклички и приговорки?    Ответы детей. 4) Физкультминутка. ­ А сейчас предлагаю  немного отдохнуть. Выполняют движения под музыку «Как живёшь?» ­ Вот и отдохнули. Тихонечко сели за парты. V. Продолжение работы по теме урока. 1) Чтение потешек. ­ Продолжаем наш урок. Продолжите четверостишие. Мы не щелкали орешки, А читали на уроках Интересные … /потешки/ ­ Молодцы! Давайте прочитаем потешку на с.95. Читают сначала про себя, а потом вслух. ­   Какие   незнакомые     слова   встретились   вам   в   произведении?  Объяснить значения слов. ­ Как же называется этот жанр УНТ? Потешки. ­ Как вы думаете, почему они так называются? Работа со словом. ­ Для кого их писали? Для маленьких детей.  2) Игра с ладошками. ­ Есть одна очень известная потешка.  ­ Вы все ее, наверное, знаете.  Текст потешки на экране ИД. Сначала дети читают жужжащим чтением, а потом вслух за учителем. Ладушки­ладушки  Испекли оладушки,  На окно поставили,  Остывать заставили,  А остынут — поедим  И воробушкам дадим.  Шу — полетели, на головку сели! Повторение с объяснением.   ­ А теперь читаем потешку и одновременно сопровождаем слова жестами. Ладушки­ладушки (похлопать в ладоши)   Испекли оладушки, (имитировать печение пирожков)   На окно поставили,  (показать)   Остывать заставили,  (подуть)  А остынут — поедим  (имитировать еду)   И воробушкам дадим.  (Имитировать бросание)   Шу — полетели, на головку сели! (Махнуть руками и показать на голову) ­ Теперь 1 вариант повернитесь ко второму.  ­ 1­й вариант будут взрослыми, они будут вместе со мной говорить потешку,  а 2­й вариант будут маленькими детьми и будут тихонечко хлопать в ладоши. ­ А теперь меняемся. ­ Молодцы! Отлично получилось. ­ Продолжим работу. ­ На странице 96 есть еще две потешки. Прочитайте их про себя. … прочитай первую потешку. … прочитай вторую потешку. ­ Как называется данный вид устного народного творчества? Потешка. 3)             Чтение перевёртышей. ­ Посмотрите на страницу 97. Прочитайте, с каким видом устного народного творчества нам нужно еще сегодня познакомиться? ­ Я буду вам читать первый перевертыш, а вы следите за текстом по учебнику. ­   Прочитайте   про   себя   оставшиеся     2   перевертыша.  Читают   про   себя,   а Учитель читает 1­й перевертыш. затем 1 ученик вслух. ­ Что вы можете сказать о перевертышах? Ответы детей. ­   Перевертыши   строятся   по   принципу   небылицы   и   рассказывают   нам невиданные истории. ­   С   каким   видом   устного   народного   творчества   сейчас   познакомились? Ответы детей. VI. Актуализация знаний. ­ Закройте учебники. Сейчас будем работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой вы должны будете соединить стрелочкой произведение и вид устного народного творчества.  Взаимопроверка по слайду на экране ИД. Оценивание ответа соседа. ­ А теперь поменяйтесь обратно карточками и посмотрите, какую отметку вы получили. Передают карточки по вариантам с последней парты на первую. VII.  Итог урока. ­ Подведём итог нашего урока. ­ Над какой  темой мы сегодня работали?  ­ С какими видами устного народного творчества познакомились? ­ Кто расскажет, чем закличка отличается от приговорки? ­ А для чего нужны потешки? ­ Что можете рассказать о перевертышах? VIII. Рефлексия. ­ А теперь оценим свою работу на уроке. ­ Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, хлопните 3 раза в ладоши. ­ Кому нужно ещё поработать, топните три раза ногой. ­   Я   желаю   вам   всегда   хорошо   работать   на   уроках,   быть   внимательными   и дружными. Выставление отметок за урок. IX. Домашнее задание. ­ Записываем учебник – стр. 94­97, читать. ­ А теперь давайте похлопаем себе за работу на уроке. Вы молодцы! ­ Урок окончен! Источники: 1. Кутявина С.В.  Поурочные  разработки по  литературному  чтению.2класс. –  М.: ВАКО, 2013.­ 416 с. 2. Горохова Е.В. Урок литературного чтения по теме «Устное народное творчество (обобщение). 2­й класс http://festival.1september.ru/articles/625106/ 3. Твилинёва М.К. Конспект урока по литературному чтению на тему «Народные класс) заклички, https://infourok.ru/konspekt­uroka­po­literaturnomu­chteniyu­na­temu­narodnie­ zaklichki­prigovorki­poteshki­perevyortishi­klass­656090.html приговорки, перевёртыши»   потешки,   (2       4. Ребусы http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator 5. Картинка   на   титульном   листе  http://ped­kopilka.ru/roditeljam/kalendarnyi­folklor­ dlja­detei.html

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018