Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи.
Образовательная цель:
- способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;
- содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.
Формирование УУД:
1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности; доброжелательности; привитие любви к русской литературе.
2. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией, способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
3. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
2 (78).docx
Урок литературного чтения
2 класс
УМК «ПНШ»
Тема урока:
М. Пришвин «Золотой луг»
Тип урока: Урок получения новых знаний
Учитель:
Бабошко С.А.
Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков,
развития речи.
Образовательная цель:
способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков
сравнительного анализа;
содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе,
воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному
воспитанию детей.
Формирование УУД:
1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие
навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности;
доброжелательности; привитие любви к русской литературе.
2. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения: учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в
обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку
собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией,
способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
3. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое
отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными
источниками для получения дополнительной информации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
1. Проверка домашнего задания.
-Сейчас урок литературного чтения. -Улыбнёмся нашим гостям, друг другу. Подарим хорошее
настроение.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли с помощью музыки создать
хорошее настроение?
-Я предлагаю вам послушать, как это получилось у великого
русского композитора П. И.Чайковского в музыкальном
произведении «Подснежник» из цикла «Времена года». Попробуйте
представить чудесный весенний день и записать на лист №1 ваши
впечатления, возникшие образы.
(и/а доска 1 - звучит музыка)
(тепло, пригревают солнечные лучи, начал таять снег, бегут
весёлые ручьи, небо ярко-голубое, слышны птичьи трели,
чистый воздух разливается по полям, природа оживает,
пробиваются первые нежные цветы)
-Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие образы
возникли при прослушивании?
-Молодцы, вы были очень внимательны.
-Мы прослушали музыкальный образ весны, а сейчас вспомним образ
весны, созданный русским поэтом А. Фетом. Мы говорили о его
творчестве на предыдущем уроке.
( чтение стихов наизусть:
1 уч. – стих. наизусть из учебника – Что скажем … о чтении?
2 уч. – стих. наизусть подобранный самостоятельно – Что
скажем о том, как он прочитал?)
-Поработайте в группе, какая же она – весна в творчестве А. Фета?
(Она – живое существо (одухотворение – много слов действий,
которые помогают одухотворить, оживить природные явления,
имя пишется с большой буквы), она молодая, ещё дитя (ведёт
себя как дитя – хохочет, шумит, разрумянилась от игры в
снежки).
- Да, ваши рисунки являются подтверждением сказанному. 2. Введение в тему.
-Мы с нашими героями Машей и Мишей продолжаем гостить у
Учёного кота.
(на доске открывается рисунок со с. 125)
-Потеплело, тает, снега уже почти нет, бегут весёлые ручьи и
расцветают первые цветы.
-Угадайте, какие цветы растут перед домом Учёного кота?
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
-О каком цветке идёт речь? (Об одуванчике.)
(и/а доска 2 – на лугу с нераскрывшимися одуванчиками
стоит дом)
( открывается доска – три изображения одуванчиков)
-В разных местностях этот цветок называют по-разному.
Посоветуйтесь в паре и подумайте, какое название подходит к
каждому из цветов?
(молочник, одуван, пушица, плешивец, бабка, летучки,
пустодуй)
-Какое же название подходит к каждому из цветов и почему?
(Высказывания детей)
-В переводе с французского языка – львиный зуб (по строению
семени), а в переводе с венгерского языка – детсковеночная трава. 3.Сообщение темы и целей.
-Кто же догадался, о чём мы сегодня будем читать? (Об
одуванчиках.)
-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
1.Продолжим беседу о природе.
2.Будем учиться наблюдать за природой, чтобы проникнуть в
её тайны и секреты.
3.Будем учиться любить природу.
-Если сумеем достичь этих целей, то на лугу раскроются новые
цветы.
-А с каким произведением мы познакомимся, узнаем в библиотеке
Учёного кота.
-Откройте оглавление, найдите раздел учебника, который мы с вами
изучаем. («Природа для поэта любимая и живая.)
-С каким произведением мы познакомимся сегодня? (Михаил
Михайлович Пришвин «Золотой луг».)
(и/а доска 3 – портрет М. М. Пришвина)
-С каким произведением этого автора мы уже знакомы? («Разговор
деревьев».)
-Вспомните, что мы узнали о Пришвине на прошлом уроке? (Он
наблюдательный человек ( мы перекликаемся звуками, а у
деревьев аромат), писатель-натуралист, любитель природы.
Он написал много рассказов о природе для детей и взрослых.
А ещё его можно назвать волшебником ( он придумал
шоколадную почку с зелёным хвостиком, на кончике которой
висит большая прозрачная капля, осинка, как зелёная свечка,
деревья шепчутся…)
-А сегодня мы узнаем ещё об одном волшебстве, рассказ «Золотой
луг» тоже волшебный. 4. Первичное знакомство с рассказом.
-Давайте послушаем рассказ в грамзаписи и последим за автором,
удастся ли нам открыть для себя что-то новое? Следите за
рассказчиком по тексту. По ходу будем на полях ставить пометки:
V – знал
+ - узнал новое
(и/а доска 4 – грамзапись «Золотой луг»)
-Запишите свои впечатления в таблицу №2.
знал
узнал новое
(поразило,
привлекло…)
хочу …
-Поделитесь своими впечатлениями с соседом.
-Поделитесь своими впечатлениями с нами.
-Удачно ли автор выбрал название рассказа? ( Оно соответствует
основному переживанию)
-К какому типу текстов его можно отнести? (Это текст
повествование с элементами описания.)
5. Физкультминутка.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик, Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
6.Повторное чтение .
Словарная работа.
-Ребята, обратите внимание на пиктограмму Т. (Это работа с
толковым словарём.)
-Найдите в тексте слова, требующие объяснения. Посмотрите их
толкование в словаре.
Чтение 1 части. (читают 2 ученика - вслух)
-Можно ли сказать, что автор и герой рассказа одно и то же лицо? (
Нет. Автор Пришвин, а рассказчик – мальчик.)
-Докажите. (Это можно узнать из иллюстрации к тексту с. 123.)
-А вот Учёный кот говорит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно
дочитать текст до конца. Когда мы дочитаем, мы вернёмся к этому
вопросу.
-Кто был старше из братьев? (Он впереди, а я в пяту.)
-Какая постоянная забава (подберите синоним – игра,
развлечение) была у ребят?
- Рассмотрите рисунок с.123. Почему мальчик справа закрыл лицо
руками?
-А теперь найдите слово, которое изобрели дети. Как вы его
понимаете? (Фукнуть – дунуть с силой.)
- Мальчики в этой части считают эти цветы неинтересными, а
Учёный кот говорит, что «одуванчик – загадочный цветок». Чьё
мнение вы разделяете? Посоветуйтесь друг с другом в паре.
( Мы разделяем мнение Учёного кота.) 1. Интересно играть.
2.В пору цветения он жёлтый, в пору созревания – пушистый и
сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)
Чтение 2 части. ( читают 3 человека – вслух)
-Какое же открытие сделал для себя мальчик?
Время суток.
Цвет луга.
утро
в полдень
вечером
-От чего зависело, каким был луг? (От солнечных лучей.)
-А какие ещё растения можно использовать как солнечные часы?
ромашка лекарственная
тюльпан
клевер
кувшинка белая
и другие
-Найдите объяснение тому, почему луг назван золотым.
-Что же заставило мальчика заняться наблюдением? (Это было
необыкновенно, волшебно.)
-С чем сравниваются лепестки одуванчика? Зачитайте. («Пальчики
на ладони».)
-О чём это говорит? (Что мальчик относится к одуванчику, как к
живому существу.)
-Как называется этот приём? (Олицетворение.) Чтение 3 части. (читает 1 человек – вслух)
-Почему одуванчик стал одним из самых интересных цветов для
героя-рассказчика? Зачитайте. ( Спать они ложились вместе с
нами и вместе с нами вставали.)
-Вспомните, в самом начале анализа рассказа мы предположили,
что героем- рассказчиком является мальчик, а Учёный кот сказал,
что ответить точно на этот вопрос мы сможем, только если
прочитаем рассказ до конца. Найдите подтверждение этому в
тексте. (Вместе с нами, детьми.)
-В чём же состоит главная мысль текста? (Одуванчики - очень
интересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, её надо
только увидеть.)
-А теперь поделитесь, друг с другом в группе своими секретами
одуванчиков, которые вы знаете. (Листья употр. в пищу – дел.
салаты, это лекарств. растения, закрыв. перед дождём,
плетут венки, дел. варенье, листья солят на зиму, как
капусту.)
-Ребята, некоторые из вас подумали, «обязательно весной
понаблюдаю за одуванчиками». Попробуем продолжить наблюдения
мальчиков. Какие же изменения будут происходить на лугу?
(Однажды он станет белым, одуванчики покроются белыми
парашютиками.) 7. Итог работы над рассказом.
-Чему учит нас рассказ М, М. Пришвина «Золотой луг»? (Видеть
необычное в обычном, наблюдать, видеть красоту природы,
любить её.)
-Кому природа раскрывает свои секреты? ( Только
наблюдательному, заинтересованному человеку.)
8.Физкультминутка для глаз.
(и/а доска – 5)
9.Поход в «Музейныйдом». Картина Ван Гога «Подсолнухи».
(и/а доска 6 – картина)
-Но не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие
природу люди.
-Учёный кот предлагает нам вместе с Машей и Мишей рассмотреть
картину Ван Гога «Подсолнухи».
-Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и
перезревшими? (Которые расположены в центре картины и
ниже прямо над кувшином.)
-Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили
нужный фрагмент.
-Как художник это показывает? (У этих цветков засохшие,
потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые,
склонённые вниз головки.)
-Рассмотрите их с помощью лупы.
-Какие цветки, словно не согласны с тем, что их сорвали,
сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки? (Это цветки,
которые расположенные ближе к правому и к верхнему краю
картины.) -Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили
верный фрагмент?
-А каким образом художник напоминает нам, что когда-то
подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое
небо? (Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, -
золотисто-жёлтого, как поле подсолнухов цвета. Фон картины
зеленовато-голубой, как летнее небо.)
-С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились
жизненные силы. Докажите, что они любят жить. (Даже когда их
сорвали, продолжают сопротивляться гибели, тянутся к
солнцу.)
-Какие же секреты мы узнали из рассказа М. Пришвина и картины
Ван Гога? (Мы узнали, что одуванчики на ночь закрывают свои
цветки и «ложатся спать вместе с детьми», а также что даже
цветы тянутся к жизни и не хотят погибать.)
10.Итог урока.
-Итак, что же мы ожидали от сегодняшнего урока? (Обращение к
целям.)
-Достигли ли мы их?
(и/а доска – 7 – дом на лугу, появляются одуванчики)
11.Рефлексия.
-На Земле существует более 200 видов одуванчиков. Среди них есть
беловатые, жёлтые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свой одуванчик в
понравившийся вам цвет.
(Дети закрашивают свои одуванчики.)
Ваши одуванчики сорваны. Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с
корнем и бросить? (Он погибнет.)
Нет, одуванчик так любит жизнь и он так силен, что будет продолжать жить без земли
и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не
разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.
Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же
выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда
наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.
А в заключении урока я хотела бы услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке.
(и/а доска 8 – ХИМС)
Хорошо…
Интересно…
Мешало…
С собой…
-Прикрепите свой одуванчик к подходящему рисунку.
Сделал для себя
открытие, всё было
понятно.
Узнал много нового,
но не всё было
понятно.
Никаких открытий не
сделал, было не
интересно.
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.