ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
Оценка 4.8

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
22.02.2018
ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Расширять знания детей о русском устном народном творчестве. 2. Способствовать развитию интереса к изучению этих произведений. 3. Развивать творческие способности детей, их память, внимание. 4. Способствовать воспитанию патриотических чувств, прививать любовь к русскому устному народному творчеству. 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА. (Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»). - Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству. Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором.
1277110724.docx
ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО». ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Расширять знания детей о русском устном народном творчестве. 2. Способствовать развитию интереса к изучению этих произведений. 3. Развивать творческие способности детей, их память, внимание. 4. Способствовать воспитанию патриотических чувств, прививать любовь к русскому устному народному творчеству. ХОД УРОКА. 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА. (Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»). - Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка- малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству. Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором. - Так что же такое «фольклор»? что об этом слове говорится в толковом словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре) - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? - Кто являлся их автором? - Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями русского народа. 2.ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. - На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы, наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. - И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали колыбельные русские песни. (Девочки качают своих кукол и поют): Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю! Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок. Котя,-котинька, коток, Котик, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою детоньку качать, Прибаюкивать! - Дитя потягивается и ему приговаривают: Тяги, тяги, потягушеньки! На дочку подрастушеньки, Ты расти здоровая все времечко, Как пшеничное тестечко. - Заболит пальчик: У лисы боли, У медведя боли, А Петенькины боли Уходите за горы! - Купают ребенка – приговаривают: С гуся вода, с лебедя вода, А с моего дитятки вся худоба – На пустой лес, на чистую воду, Под гнилую колоду! - Строго разговаривают: Не ходи за селом, Там Яга с помелом. Не ходи во потьмах – Ходит страх во кустах. - Ласкает дочку: Ах, ты, моя девочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка! - А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается, всё народные песенки, потешки, прибаутки. Ладушки, ладушки! Испечем оладушки. На окно поставим – остывать заставим. Воробышки прилетели, все оладушки поели. Кыш! И улетели! На головку сели. - А помните потешку про сороку-воровку? Ну-ка, все вместе! Сорока-воровка! Кашу варила, деток кормила: Этому дала, этому дала, А самому маленькому – шишок под носок. - А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни-потешки: Водичка, водичка! Умой мое личико! Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! - Много народных песенок посвящено животным: - Кисонька – мурысенька, Ты где была? - На мельнице! - Кисонька – мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька – мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички! - Кисонька – мурысенька, С кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! - А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну-ка, ребята, спойте ее. Уж как я ль мою коровушку люблю, Сытна пойла я коровушке налью! Кушай досыта, Буренушка моя, Чтобы сливочек ты детушкам дала! - Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как обойтись в игре без считалочки? Ну-ка, детки, в круг! Раз-два-три-четыре-пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал! Серый зайчик убежал. - А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки: лапта, горелки и многие другие. - Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы, прибаутки, шутки. - Здорово, кума! - Да на рынке была. - Никак ты глуха? - Купила петуха! - Прощай, кума! - Пять рублей дала! - Федул, чего губы надул? - Да кафтан сжег! - Зашить можно. - Иглы нету. - А велика ли дыра-то? - Один воротник остался. - А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их почитаем. (Дети читают скороговорки) - Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси издавна сопровождалась песнями. ( Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок», сопровождая ее движениями) - Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские! Тверские! Костромские! Рязанские! Эх топни нога, топни правенькая. Все равно плясать пойду, Хоть и маленькая! Не хотела я плясать И ребят стеснялася. А гармошка заиграла – Я не удержалася! По деревне я шла И Ванюшу видела. Под кустом сидел и плакал, Курица обидела. Я плясал в три ноги, Потерял сапоги. Оглянулся назад – Сапоги мои лежат! Сидит ежик на березе, Белая рубашка, На головке сапоги, На ноге – фуражка! На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. На окошке два цветочка Голубой и аленький. Я парнишка боевой, Хоть и ростом маленький. Ты не стой у ворот, Не маши картузиком. Все равно гулять не буду С таким карапузиком. - А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их. ( Дети называют русские народные пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки) - Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде: Солнышко – ведрышко, Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, По камушкам скачут. - Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели: Уж и ходим мы, Щедрый вечер, Уж и будем брать, Уж и бродим мы Добрый вечер, Будем брать – скупать – По проулочкам, Добрым людям Все калачики, все горячие. По заулочкам. На весь вечер! - Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев: Уж ты, тетушка, подай, Ты, лебедушка, подай. Ты подай-ка пирог – С рукавичку широк. Подавай, не ломай И начинку не теряй. Уж ты не скупись, С нами, тетя, поделись. - Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия: Счастья вам хозяин с хозяюшкой! С Новым годом! Со всем родом! - А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские народные сказки принесли вы с собой? - А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки). - Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко, причем многие произведения он записал в Смоленской области. 3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. - Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами). - Как же назвать одним словом все эти произведения? - Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского фольклора. - Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.» - Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и своим детям и даже внукам. - Урок окончен.

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018