Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
Оценка 4.8

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
22.02.2018
Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
Урок чтения во 2-м классе. Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик" Цели: Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся. Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор. Формировать навыки работы с книгой. Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости. Оборудование: портрет В.П.Катаева выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий большая аппликация “Цветик-семицветик” аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику плакаты с пословицами
1527111645.docx
Урок  чтения во 2­м классе.  Тема: В.П. Катаев "Цветик­семицветик" Цели: Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся. Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор. Формировать навыки работы с книгой. Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и  отзывчивости. Оборудование: портрет В.П.Катаева выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных  изданий большая аппликация “Цветик­семицветик” аппликация “Цветик­семицветик” с одним лепестком каждому ученику плакаты с пословицами Ход урока: 1.Организационный момент ­ Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие,  но путешествие не обычное, а по страницам книги.   ­Как можно путешествовать по книге? ­ Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги ­ наши верные и мудрые  друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть  протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут  удивительные истории, поведают чудесные тайны. ­. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей  хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой. 3.Работа над жанром. Беседа с учащимися  ­С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня,  стихотворение, сказка) ­ Сказка ­ один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке  всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам  известно, добро всегда побеждает зло. ­ На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные) ­ Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем  писались, сочинялись народные сказки?  (Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из  уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного  конкретного автора).  ­ Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются  сказки?  ( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили­были…; в некотором  царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед,  пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)  ­ Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.  ( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).  ­ Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?  (В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье­бытье простого народа, о их героических или, наоборот,  о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность,  глупость и т.д.)  ­ Сказка обязательно учит чему­то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет  собой мудрую мысль. ФИЗМИНУТКА 2.Сообщение о писателе Катаев Валентин Петрович Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и  загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал  для вас сказку "Цветик ­семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого  писателя Валентин Петрович Катаев. Повесить портрет писателя, его домик и цветы. Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра  Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на  историко­филологическом факультете в Новороссийском университете, который  окончил с серебряной медалью. Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал­майора. Она обладала неза­ урядными музыкальными способностями. Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так  как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая  библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую  литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца,  постепенно передавался сыновьям. Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело:  «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь  ожиданием радости и немедленного счастья…» Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали  появляться склонности к написанию стихов ­ о природе. Некоторые стихи печатались в  одесских газетах. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет . В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние  на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них ­ встреча с писателем  Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", ­ вспоминает В.Катаев. В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял  обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из  армии.  В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь. В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом  Ленина. И его признали классиком детской литературы. Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый  знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика­сироты,  усыновленного боевым полком. Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные  сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь,  дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми,  взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые  помогают им взрослеть и узнавать что ­ то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень  рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949). 4.Обсуждение, анализ содержания сказки.  ­А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик ­  семицветик», написанным в жанре литературной сказки.  ­  Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются  обложками  книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и  иллюстрированы разными художниками.  ­ Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной  сказки? В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно: словарная работа Черепки­ обломок, осколок какого­нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни  остались черепки. одна­одинёшенька­ нет друзей тяпа­растяпа­ рассеянный человек, драчун­ тот, ко любит драться, часто дерётся  самокат­ простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое  в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения салки ­ то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать  мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой заветная­  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный,  задушевный. в) Самый важный, самый ... папанинцы­  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с  Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936­37 ∙гг. совершившего  девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего­либо.) на  льдине от Северного полюса до Гренландии. зевать по сторонам­ Смотреть на кого­либо или что­либо с пустым любопытством;  глазеть.  Работа над содержанием ­ Открываем учебник, страница 95 ­ Ребята, вы прочитали  сказку «Цветик­семицветик».  ­Докажите что это сказка? (весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять  желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на  восток...» и др.).  ­Понравилась вам сказка? Чем именно?  ­ Почему сказка  называется “Цветик­семицветик”? (Ответы детей) ­У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(­ Я думала, что Женя тратит  лепестки только ради себя и не думает, что можно кому­то помочь.Я думал о том,  почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких  людей очень много.) Физминутка Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.  ­ Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?  ­Как у неё оказался «Цветик­семицветик»?  ­ На что похож «Цветик­семицветик»? (на ромашку) ­ Каким волшебным свойством он обладал?  ­ На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета? (Жёлтый;  Чтобы я была дома с баранками) ­А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая) ­ На  какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я  сейчас же была на северном полюсе); ­ На  какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный;  чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе); ­ На  какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои); ­ На  какое желание потратила Женя шестой  лепесток? Какого цвета?(фиолетовый;  чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин); ­ Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные,  необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала  удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.) ­ И вот Женя увидела, что остался один ­ единственный лепесток. Ребята! Сколько же  лепестков Женя истратила? (6)  О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего­ нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться) ­  Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? ( Желания исполнились, а ей было грустно.)  ­­Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.  Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им  необходима чья­то помощь.) ­ А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно,  она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она  единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в  жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.) ­ Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?  ­­ На какое желание был потрачен последний лепесток?  ­ Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было  жаль его.) ­  Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был  здоров) ­  Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для  спасения мальчика.  Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.) ­  Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она  поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.) Обобщение ­ Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях) ­  Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны  научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как  живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь  им, как это сделала Женя). 5.Работа с пословицами А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы. Делу время, потехе час. Жизнь дана на добрые дела. Дело мастера боится. ­ Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль  сказки (“Жизнь дана на добрые дела”). ­ А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми? ­ А  кто из вас делает добрые дела? ­ Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь  другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят. - В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего  цветика –семицветика свой цветик­семицветик  и ответить на вопрос: Если бы у вас  остался последний лепесток от цветика­семицветика, то он какого цвета был бы? А  последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант  ответа). Включается фонограмма ­ тихая музыка, под которую дети рисуют. Восстанови порядок На доске иллюстрации к сказке. Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку 6.Итог ­О чём мы сегодня говорили на уроке? ­Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана  на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и  совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем  гордиться! ­Оценки 7.Домашняя работа Викторина по сказке 8.КРОССВОРД Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк»,  «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода»,  «Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок»,  «Волшебник Изумрудного города».) Рябой- покрытый , рябью; пёстрый  Изумрудного­ оттенок зелёного цвета

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018