Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл
17.03.2018
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]" для обучающихся 1 класса, испытывающих трудности в формировании процессов письма. Конспект отражает основные этапы коррекционного занятия. Цель занятия -дифференцировать гласные звуки [а]— [о] и строчные буквы а, о. То есть учить различать звуки на слух и графически.Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]" для обучающихся 1 класса, испытывающих трудности в формировании процессов письма. Конспект отражает основные этапы коррекционного занятия. Цель занятия -дифференцировать гласные звуки [а]— [о] и строчные буквы а, о.
открытое занятие.docx
Конспект занятия
Тема. Дифференциация [а]— [о].
Цель: дифференцировать гласные звуки [а]— [о] и строчные буквы а, о.
Задачи:
Обучающие:
Учить обобщать и закреплять знания детей о звуках [а]— [о];
Учить различать звуки на слух, по артикуляции;
Учить выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов;
Вырабатывать чёткую кинему каждой из дифференцируемых букв;
Закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и строчных
букв о-а.
Развивающие:
Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание;
Развивать буквенный гнозис;
Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
Развивать пространственную ориентировку.
Развивать мелкую моторику.
Коррекционные:
Коррегировать фонематические процессы;
Формирование УУД:
Личностные:
устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД:
осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ,
сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
внимательно слушать и слышать учителя логопеда, подчинять свои действия его
инструкциям и замечаниям;
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; слушать собеседника.
Оборудование: предметные картинки с изображением облака, аиста; карточки с
рукописными строчными буквами о, а; фасоль, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Логопед: какое сейчас время года?
Сядет тот, кто назовет мне признак осени.
II. Объявление темы и цели урока
1.Развитие навыков фонематического восприятия, анализа
Логопед: Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы
узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими
гостями.
Белая вата плывет кудато. (Облако)
Логопед выставляет картинку с изображением облака.
Л: Назовите первый звук в слове «облако».
Д: О
На избе живет,
Лягушкам счет ведет. (Аист)
Логопед выставляет картинку с изображением аиста.
Л: Назовите первый звук в слове «аист».
Д: А
Логопед: Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы о, а.).
Дети отвечают.
– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы а и
о.
Откройте тетрадь и запишите число. Настя, Какое сегодня число? (15
октября). Запишем 15 о. Закройте тетрадь. 2. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков
Логопед:
Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [о].
Приложите ладонь к губам. В какой форме губы? (Губы в виде овала)
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Теперь произнесите звук [а]. Приложите ладонь к губам. Что вы видите? (Рот
широко открыт).
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).
3. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно
Логопед: Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса
звуки [а] и [о], а вы угадывайте, что я говорю:
– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо
Дети произносят звуки хором.
4. Дифференциация звуков в ряду других гласных, слогах, словах.
Логопед раздает детям кружки красного и желтого цвета.
Логопед: Если вы услышите звук [а], то поднимите карточку с буквой а, если
звук [о] – карточку с буквой о.
А, и, о, у, э, ы, а, о, и, а.
Логопед: Звуки спрятались от вас в слоги. Поднимите карточку с буквой а, если
услышите звук [а], если звук [о] карточку с буквой о.
па, ор, са, до, ап, ска, по, ра, да, про
5. Уточнение элементов строчных букв а и о. Отработка навыка кинетического
образа букв. Дифференциация этих букв.
Логопед: Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?
Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки
слышим и говорим).
– Из каких элементов состоит строчная буква о? а?
Логопед показывает карточки с рукописными строчными буквами а и о. (Буква о
состоит из одного элемента – овала. Буква а состоит из двух элементов – овала и
наклонной линии, закругленной снизу вправо). – Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).
– Чем отличаются эти буквы? (наклонной линии, закругленной снизу вправо. У
буквы о ее нет, а у буквы а она есть
).
Логопед: обведите буквы о, а по контуру. Логопед раздает детям карточки с
контурным изображением букв.
А теперь выложим эти буквы из фасоли (дети выкладывают на карточках буквы
из фасоли).
Логопед: Посмотри как чередуются буквы и продолжи ряд в таком же
порядке.
Дети выполняют индивидуально задания на карточках.
Логопед: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.
Логопед раздает таблицу со строчными буквами о, а.
Посчитай, каких букв в таблице больше? (о7, а6). Сколько букв а, о слева (а3,
02), справа(а3, о4)? В верхнем ряду (а3, о2), в нижнем (а1, о2), в среднем (а2,
о3)?
Дети отвечают. 6. Физкультминутка
– Буквы предлагают немного потанцевать.
Посмотри на букву а –
Топни правая нога!
Посмотри на букву о –
Наши руки высоко!
Логопед показывает соответствующие буквы, дети выполняют движение.
– Готовы? Слушайте, какую букву я покажу, и показывайте движение.
Педагог показывает буквы o и a по очереди.
Дети показывают движения.
7. Развитие буквенного гнозиса и кинетического образа буквы.
Логопед: Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались
в картинки! На карточках найдите буквы а и о и обведите их по контуру.
Дети работают индивидуально на местах. Проверка: Какая буква спряталась на каждой картинке?
Дети отвечают.
Логопед:
А теперь преврати эти буквы в букву а:
г , и , л , о , п , с
Логопед раздает детям карточки с буквами для самостоятельного выполнения.
8. Соотношение буквы и звука в словах.
Слуховой диктант. Логопед: Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не
пропустите ли вы случайно букву? Откройте тетради и напишите только одну
букву о или а, какая встречается в слове.
Слова: апельсин, ослик, бал, кот, бант, енот, весло, лужа.
Дети записывают в тетради буквы о, а.
Логопед: Вы молодцы!
9. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед раздает детям карточку со следующим заданием.
а теперь возьмите карандаш и соедините буквы, рисуя звезду.
Какое слово у вас получилось? (кошка). Давайте выложим это слово из букв.
какая первый звук, второй, третий, четвертый, пятый? Теперь выложим
звуковую схему. Агласныйкрасный кружок…
Какие буквы занятия в нем встречаются?
Логопед: Молодцы, ребята! Вы все сегодня старались.
III. Итог занятия
– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
какие это звуки – гласные или согласные?
у букв какой элемент одинаковый? Чем они отличаются?
– Вам понравилось наше занятие?
– До свидания.
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация [а]— [о]"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.