Конспект логопедического занятия на тему "Постановка звука [ж]" (1 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология +1
Все классы
28.04.2017
Конспект логопедического занятия для учащихся первого класса вспомогательной школы по постановке звука [ж]. Цель занятия: постановка звука [ж] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. На занятии использованы игры и игровые упражнения на развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
постановка звука Ж.docx
Конспект занятия по постановке звука Ж
Тема. Постановка звука ж .
Цель: постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном
произношении.
Задачи:
1. Развитие речевой моторики;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
3. Уточнение артикуляции звука Ж;
4. Закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
1.
Организационный момент.
Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш.
2.
Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка).
Логопед: отгадайте загадку:
Жужужу, жужужу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с
которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает
звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: жжжж.
Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо,
чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбкатрубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на
нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на
нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне
ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш. Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко,
так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно
произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука
ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед
воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильновибрационные ощущения.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении
звука ж?
Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Логопед: Где находится кончик языка?
После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят
звук.
Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети
повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение
языка с помощью кисти руки).
Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
Чашечку.
Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей
форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра "Подними флажок".
Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а
вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.
б) Игра «Распредели картинки».
На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди,
пиджак. Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании
которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова
( называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).
в) Игра «Найди место звука ж в словах».
У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету
звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру.
Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
— Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
На жука.
— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть
звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми
детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы учились произносить?
Звук ж.
Как произносится звук ж?
Дети повторяют артикуляцию звука ж.
Конспект логопедического занятия на тему "Постановка звука [ж]" (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему "Постановка звука [ж]" (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему "Постановка звука [ж]" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.