Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
03.06.2017
Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы различные игровые моменты. Это повышает интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.
конспект логопедического занятия.doc
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: звук [Ч], буква Ч
ЗАДАЧИ
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах.
Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать
картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию
слов; читать слова и предложения.
7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно ласкательными
суффиксами.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ
«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения
сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными
картинками на лепестках (со звуком «Ч»), музыкальный молоточек, палочкаотвечалочка,
квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла «Чучелка»,
сундучок с буквой Ч. ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент. Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего
настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы
позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:
Солнечный мой заинька, прыгни на
ладошку.
Солнечный мой заинька, маленький как
крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало
горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай
скакать.
Вот закрыли мы глаза, а солнышко
играет.
Щечки теплыми лучами нежно
согревает!
2. Сообщение темы.
Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от
Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.
Письмо от Деда Буквоведа
Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с
которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы
должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом).
Мячмячик, ключключик, белкабелочка, чашкачашечка, собакасобачка, ложка ложечка,
вилкавилочка, чемоданчемоданчик, часычасики и т.п. Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это
звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня
букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч].
Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].
3. Артикуляция звука [Ч] (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается
нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка
приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).
5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.
Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.
А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых
рядов). Ачочучич, чачочучи, ачаочоучуичи; чначночнучни; чтачточтучти и т.п.
А у меня есть палочкаотвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком
«Ч» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед
отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это –
правильно это Дюймовочка (иллюстрация).
Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на
лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и
определяют место звука «Ч» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ
своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к
следующему герою.
Этот герой – Чебурашка (иллюстрация). 7. Деление слов на слоги.
И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят
слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).
Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный
сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это Чипполино (иллюстрация).
8. Составление предложений.
Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые
предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).
Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: «Прочитай
слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч .
(Дети разгадывают слово «сундучок»).
Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся
Чучелку).
Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь. Ты зачем букву похитила?
Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я
даже писать её не умею.
Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать
слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети:
«Уелка»).
Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.
Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.
Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит
слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть) Ребята, помогите
мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук «Ч» (дети произносят, сундучок
открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)
Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит
вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).
9. Знакомство с буквой Ч. Дети садятся за столы.
Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)
Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Ч вы правильно решили, пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной).
Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и
наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и
прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко.
Печатание буквы в тетради.
10. Работа в кассах, преобразование слов.
А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю
полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово
Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.
11. Чтение предложений
И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В
этих конвертах слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их. 12. Итог занятия.
Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Ч].
Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами
хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.
Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже
есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупачупсы) Чупачупсы в моём сундучке, помогите мне
его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткройка свой бочок».
Чучелка угощает детей и уходит.
Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были
молодцы!
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.