Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.08.2018
Задачи:
-дать понятие о глаголе как части речи;
-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
-выяснить роль глаголов в речи;
-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;
-развивать навыки формулирования вопросов;
-развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; -развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи;
-стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.Конспект логопедического занятия в 6 классе на тему: «Действия предметов. Обогащение глагольного словаря.»
л.з глаголы.docx
Конспект логопедического занятия в 6 классе на тему:
«Действия предметов. Обогащение глагольного
словаря.»
Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи:
-дать понятие о глаголе как части речи;
-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
-выяснить роль глаголов в речи;
-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу
глаголы;
-развивать навыки формулирования вопросов;
-развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
-развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи;
-стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему
здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к
предмету.
Оборудование:
-раздаточные карточки в конвертах;
-тетради, ручки;
-презентация к логопедическому занятию.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее
настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь друг
другу!
Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы
получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!
( на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка – хорошее настроение – вера в себя – результат)
1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»
Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие – путешествие в страну Русского языка.
Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть
в «Разгадайку».
Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные
глухие звуки, и разгадать тему занятия:
А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:
П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет, Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
А зовут ее…
Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами
сегодня будем говорить о глаголе?
Эпиграф нашего урока – слова Л.Н.Толстого:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение
фразе». (на доске)
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% -
глаголы.
Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной
Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.
2. «Визитная карточка»
И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Нам нужно ответить на
несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены
варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ;
б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4. У глагола есть три времени:
.......................,
.................
и ........................ . 5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
Ребята, все мы знаем, что один в поле – не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней
путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.
3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был
заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить,
что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что
сделать?)
Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием.
Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и
вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме,
которые спрятались по горизонтали, а вторая группа – те, которые спрятались по вертикали:
К М Л О В И Т Ь Л Р М
Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь
К О Т С Р А Г А П А Н
О М Е И Т З П Р И С О
Н П Т Д Е Й Р И С М С
Й К Ь Е Т О Л Т Н Д Т
И Е С Т Ь Т Н Ь П Т О
П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я
Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т
Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь
Ключ:
По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска.
Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих
жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие
по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали
употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы) 1 изумить
А ухаживать
2 холить,
лелеять
Б замусорить
3 дозволить В удивить
4 ликовать Г радоваться
5 захламить Д грызть
6 глодать
Е разрешить
1 2 3 4 5
в а е г б
6
з
Вставьте подходящие по смыслу глаголы:
Туристы быстро ______________ из веток и палок шалаш.
В честь победы над фашизмом строители ______________ грандиозный памятник.
Строители _____________ трёхэтажный дом из блоков.
Слова для справок: построить, соорудить, воздвигнуть.
5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся
фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое
сочетание слов).
Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по
смыслу. Например, была такова – убежала.
Клевать носом-
Зарубить на носу –
Унести ноги –
Надуть губы –
Выходить из себя- Ломать голову-
6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим
стихотворение Р.Рождественского
Это в памяти остается,
Повторяется как молва:
Армия бьется,
Сердце бьется –
Одинаковые слова.
Одинаковые глаголы-
Не случайные наверняка.
Одинаковые законы
И у сердца, и у полка.
Говорится, словно поется
С интонацией вихревой:
Бьется армия,
Сердце бьется,
Бьется знамя над головой.
Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.
Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы
называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у
сердца, и у полка»?
7. «Школа»
Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке
литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать
пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются
слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)
Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)
Сумел завязать, сумей и … (развязать)
Чем зря кричать, лучше … (помолчать)
Легко друга потерять, но трудно… (найти)
По одежке встречают, а по уму …(провожают)
Рефлексия. Итог урока. Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я
предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»
Поэт в плену возвышенных идей,
Не интригуй же прозу средней школы!
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать глаголы!
(на доске)
Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на
успех!
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Конспект логопедического занятия в 5 классе на тему: "Обогащение глагольного словаря."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.