Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».
Оценка 4.9

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
07.05.2018
Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».
Можно использовать во внеурочной деятельности. Интересно и познавательно не только детям, но и взрослым. Занятие (или несколько занятий) может быть проведёно в рамках изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе по программе Б. М. Неменского в разделе 1 «Древние корни народного искусства» - «Народные праздничные обряды»), в разделе 2 «Связь времён в народном искусстве» - «Древние образы в современных народных игрушках»), в разделе 4 « Декоративное искусство в современном мире» - «Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства. (Русская тряпичная кукла)».Конспект занятия, в котором показана славная история и богатые традиции, многообразие и красота народных кукол. Демонстрируются приёмы изготовления тряпичных кукол.
Конспект мастер-класса.doc
Конспект мастер­класса на тему «Народная кукла» Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.  Задачи:  1. Образовательные  Ознакомление с куклами наших бабушек, показ многообразия, красоты и самобытности народных кукол. Закрепление знаний о тряпичных куклах и приёмах их изготовления. Совершенствование умения работать с технологической инструкционной картой. 2. Воспитательные  Воспитание   уважения   к   культуре   народа.   Изучая   обычаи,   обряды   народа,   развитие   кругозора обучающихся   через   ознакомление   с   символикой   и   атрибутикой   обряда.   Воспитание   бережливости, аккуратности, усидчивости, настойчивости в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям. 3. Развивающие   Развитие   творческих   способностей   и     мыслительных   операций   обучающихся,   навыков   подбора материала для изготовления куклы. Стимулирование самостоятельного творчества. Методы   ведения   занятия:  беседа,   рассказ­объяснение   с   презентацией,   показ   наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся. Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты. Оборудование: компьютер, проектор Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература. Ключевые слова:  тряпичная  кукла, кукла­закрутка, игровая  кукла, обереговая  кукла,  обрядовая кукла. Оформление: выставка “Народная кукла”. Звуковой ряд: MP3  серия «Великие исполнители России XX века».  Лучшие классические произведения.   Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ Рекордз», 2006    «Золотое кольцо» Н. Кадышева «Русская песня» Н. Бабкина Л. Зыкина, народные песни Материалы   для работы:  Лоскут   ткани   кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого цвета х/б, нитки­мулине красного цвета.   20x20   –  белого   цвета   (ткани   все   х\б),   разноцветные ≈ План занятия:  1.Организационный момент. Приветствие.  2.Вступительная часть. Актуализация.  3.Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) виды кукол; в) отделка куклы. 4.Объяснение задания (практическая часть): работа с инструкционными картами 5.Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися. 6. Итог мастер­класса: а) демонстрация, обсуждение  работ; б) вывод. ХОД занятия. 1.Организационный момент. 2. Вступительная часть.  Среди огромного разнообразия игрушек самой любимой была и остаётся кукла.  – А что вы знаете о кукле?  Актуализация. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ  ­ Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик. Ведь народная традиционная кукла   является   прекрасной   альтернативой   современным   пластиковым   игрушкам.   Сделанная   из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранять свою многовековую традицию создания куклы. И понятен интерес к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать.  В арт­терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно.  3.Изучение нового материала:  ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЫСТАВКИ ­ ПРЕЗЕНТАЦИИ «НАРОДНЫЕ КУКЛЫ» ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛ ­   Первые   игрушки   появились   вместе   с   человеком.   Во   время   раскопок   археологи   находили примитивных кукол. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.  Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Используя кукол в обрядах, люди просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Обрядовых   кукол   почитали   и   ставили   в   красный   угол.   Они   имели   ритуальное   значение.   Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям.  В большинстве случаев кукла – это образ женщины. Это указывает на то, что кукла является зримым образом Богини Лады, проводником ее силы – силы любви, гармонии, мудрости, поэтому прямую связь с куклой имеет женщина – хранительница силы и берегиня. Но и мужчины умели делать кукол, хорошо в них разбирались и пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Ещё до рождения   ребёнка   делали   куколку   и   укладывали   в   колыбельку,   чтобы   кукла   "обогрела"   её   для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница­ бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Считалось, чем красивее будет   Кукла,   которую   обязана   была   сделать   женщина,   родив   ребенка,   и,   и   чем   больше   будет присутствовать в этой кукле красных ниток, тем красивее и здоровее будет ее ребенок. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были «теплые» куклы — из ткани или дерева. Тряпичную куклу­берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой,  благословляя её на замужество. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими  дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Также кукла являлась проводником силы рода. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег.   К   изготовлению   обереговой   куклы   относились   так   же   ответственно,   как   и   к   вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила  замуж, то в дом к мужу она перевозила  сундук с куклами. А принимал эти куклы свекор, ведь девушка переходила в его род.  Кукла представлялась посредником между живыми и теми, кто отошел в вечность, или теми, кто еще не родился. Она считалась воплощением души предков, защитницей от злых чар. ВИДЫ КУКОЛ Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. Существовали куклы на все случаи жизни ­ пожелания богатства, подружки дарили друг другу особую куклу, болящему дарили куклу Травницу, а на свадьбу молодым дарили куклу Неразлучники. Куклой можно было признаться в любви. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.  По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. /ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, используется по­возможности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)  Куклы, связанные с возрастными посвящениями  Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Куклы младенчества (от 0 до 3 лет):    пуговички   и   т.п.,   только   ткани,   ленточки,   кружева.. Родовая кукла, кувадки: тульская, вятская.  1. Для   того,   чтобы   роды   пошли   легко,   а   женщина   и   дитя   были   защищены   –   в   народе   в   старину существовало немало обычаев и обрядов, которые отражали народное мировоззрение ­ то есть взгляды на мир­общество и мир природы, в который нужно войти маленькому человечку, а маме помочь ему выжить и вырасти. Родовая кукла символизирует радостное ожидание встречи с младенцем, оберегает беременную, кувадки – это обереги на сам процесс родов, а также игрушки в колыбельку малышу.  2. Пеленашка: тульская, калужская  Пеленашка ­ это самая первая  куколка, которую делали для будущего ребенка. Кукла вертелась (потому что шить мы ее не будем ­ нельзя) непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные ­ от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. ­ все это хранило родовую и генетическую память. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней, сглаза. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть­чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя   применять   бусины,   3. Кормилка вепсская Вепсская   кукла   –   воплощает   в   себе   образ   замужней   женщины.   Она   несет   в   себе   образ   матери­ кормилицы. Большая и привлекающая внимание грудь символизирует способность прокормить всех, кормилка – оберег на успешное и долгое вскармливание младенца грудью. 4. Бессоница детская, кукла от колик  Бессонница – колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить   его   и     Согретую куклу от колик  прикладывали  к животику малыша,  при этом ребеночек отвлекался  на игрушку, согревался и успокаивался.  5. Первые игрушки от мамы: зайчик на пальчик, утешница.  Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с ребенком. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и к нему можно было обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или   просто   поиграть.   Это   и   друг   и   оберег.   Дети   очень   отзывчивы   и   в   любимой   игрушке   видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.  Утешница – яркая куколка, роль которой отвлекать и успокаивать плачущего ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка. Обычно ее изготавливали  из поношенной чистой домотканины, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным, домашним материалом ребенку передается частичка жизненной силы, необходимой в этот период жизни. Такая кукла помогает развивать тактильные ощущения, а также ребенок мог просто поточить об нее первые зубки.    использовала   эту   куклу. защитить   от   злых   духов, Куклы раннего детства (4­6 лет). В этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.  Куклы   для   возраста   7­9   лет.  Девочка   могла   при   работе   над   куклой   использовать   `взрослые` инструменты (ножницы и иглу), а также выполнить простейший шов.  Куклы для подростков (10­14 лет).  Кукла этого периода детства выполняется с использованием волос и одета в более сложный костюм. Куклы для юношества (15­18 лет).  Эти куклы назывались `куклами на выхвалку`. Девочка могла продемонстрировать   все   свое   мастерство   и   знание,   показать   аккуратность   и   то,   как   она   хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясов. Целительские куклы Известны несколько целительных кукол. На них переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили, как взрослых так и детей. Известна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. К   этому   виду   кукол   можно   отнести   такие   русские   народные   куклы,   как   Кубышка­травница, Костромушка,.  Обрядовые куклы  Обрядовые   куклы   в   своем   роде   очень   уникальны,   так   как   содержат   символические   знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют   у   большинства   народов   мира   и   используются   как   в   языческой,   так   и   в   христианской религии. По размерам обрядовые куклы могут быть разными: маленькими или очень большими. У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во много были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Обрядовых кукол было много. Так как жизнь человека была подчинена определенным законам, с которыми ему приходилось считаться. Человек был тесно связан с природой, а чтобы быть ближе к ней, он совершал таинства. Посредником между человеком и природой и выступала кукла.  Во   многих   обрядовых   действиях   славян   используются   куклы.  Так   к   обрядовым   относится Масленица, Параскева­Пятница, Рябинка; Купавка; самая нарядная и красивая была Пасхальная кукла. Делали пасхальных кукол­закруток Вербниц  к Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи, ставили на стол между пасхальными дарами. На Вербное воскресенье устраивались вербные базары, дарили друг другу игрушки:  льняные  – чтобы лён уродился, тряпичные нарядные, самых ярких красок – чтобы нарядов было много. Древние языческие символы адаптировали к новым условиям, и они продолжали свою жизнь в христианских обрядах. К Троице и предшествующему Троицкому воскресенью четвергу седьмой недели – семику, готовили  Семика  и  Семячиху  – тряпичную пару кукол. С ней ходили по дворам, с Семика снимали шапку и просили: «Подайте Семику и Семичихе на складчину, кто чем может». Кланялись, прославляли хозяйку. Куклу Берёзку топили в реке на Троицын день. Коляду, в клетчатой   юбке   и   платке,   с   узелком   и   колосьями,   почитали,   чтобы   сбылись   все   хорошие,   добрые пожелания.  Часто куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир. Полезные   куклы   сопровождали   человека   всю   жизнь.   Они   обязательно   были   в   избе,   без   них   не обходились обряды инициации (посвящение в разряд взрослых), свадьбы, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни, сглаз, несчастья Обережные куклы  Это особые куклы­помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Люди обращались  к добрым богам с просьбами о хорошем урожае, дожде, исцелении,  защите от сглаза, тёмных сил. Куклы выступали в роли надёжного помощника и оберега человека. Берегиня – архаичное наименование доброго, оберегающего человека начала. Дородная «Берегиня» с огромным бюстом и с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. В неё вкладывали шерсть, зерно, копеечку – чтобы было тепло в доме, у овец нарастала шерсть хорошая, чтобы денежка не перевелась и хлеб­соль имели в достатке.  Обережные  куклы  делаются   для  дома,  семьи,  для  гармонизации   отношений,  для  детей,  достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление   куклы   является  магическим  способом  вызвать  появление   на  свет   ребенка,  элементом симпатической   магии   (подобное   вызывает   подобное).   Сюда   относятся   куклы   Желанница,   Зольная кукла, Берегиня рода, Неразлучники (свадебные куклы), День и Ночь, Толстушка Костромушка (оберег от одиночества), Колокольчик (оберег добрых вестей); среди игровых самая популярная – Закрутка, Зайчик на пальчик (давали детям, когда те оставались одни). Каждая кукла имела свое назначение.  Куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой – нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».  Куклы­обереги   встречаются   и   в   русских   народных   сказках.   Помните,   когда   мама   Василисы Прекрасной умирала, она дала дочке куколку, велела кормить и беречь её. Куколка давала Василисе хорошие советы, делала трудную работу, спасла от Бабы – Яги. Это сказка, конечно, но она отражает верования наши предков: в куклы­обереги вселяются души умерших, чтобы помогать живым. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц./ 4.Объяснение задания (практическая часть). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 27   ноября   (14   ноября)   –   церковный   праздник   День   Апостола   Филиппа.   В   этот   день   начинался Филипповский или Рождественский пост. На посиделках, по окончании полевых работ, перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами, отдавая дань непростому женскому труду, выполняли обрядовую куклу Филипповку. Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Филипповка – многорукий оберег, кукла покровительница женских ремесел. Считалось, что он оберегает женские руки   от   усталости,   травм,   а   также   облегчает   и     скрашивает   женский   труд   и   превращает   его   в удовольствие. Филипповка – особа очень шустрая, и благодаря своим ручкам гребет все подряд, что только   может   в   хозяйстве   пригодиться.   Помогает   женщине   справляться   с   множеством   дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Дарилась молодой хозяйке, чтобы спорой была, во всем управлялась, все дела ладились.  Это   баба­большуха,   домоуправительница,   которая   до   тонкостей   знает,   что   нужно   сделать   и   как распределить работу, чтобы ничего не упустить – что главное, а что второстепенное. Она умеет делать всё, и для нее любая домашняя работа – не трудовая повинность, а привилегия и удовольствие. Она заведует накоплением­распределением семейных денег и всех припасов, поэтому в узелке­лакомнике у нее – зерно и денежка. У такой хозяйки в доме всегда порядок, а сама она – не усталая, не больная, не замотанная, а спокойная и гордая результатами своего труда. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.  Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.  Традиционная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым.   Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла делалась из нескольких квадратных кусков ткани. Отрывались (не отрезались!) эти тканевые квадраты преимущественно от юбки или передника матери. В качестве волос использовался хороший нечесаный лен. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРИЕМА  Объяснение по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы. 1. Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см.   Скатываем.   Складываем   пополам,   формируем   голову,   стараясь,   чтобы   лицо   было   без складок, и перевязываем (красной нитью) на уровне шеи.  2. Далее   делаем   руки.   Берём   три   или   пять   одинаковых   по   размеру   кусочков   ткани. Противоположные,  свободные концы ткани выравниваем,  определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы   и   перетягиваем   ткань   красной   ниткой.   Вот   и   руки   готовы.   Пары   рук   складываем крестообразно. Вкладываем руки и красной нитью перевязываем на уровне талии, не отрывая нити,   перевязываем   куклу   крестообразно,   сначала   через   одно   плечо,   потом   через   другое. Завязываем узел, нить отрываем. 3. На   талии   закрепить   прямоугольник   ткани   –   фартук   и   узелок­лакомник.   Голову   повязать платком. У девушки платочек завязывается спереди, у женщин сзади. Завязывается так, чтобы злые духи не пробрались под платок. 4. Вот куколка и готова. ДЕСЯТИРУЧКА. Инструкционная карта «Изготовление куклы Филипповка». 4. Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Для того чтобы жизнь была «не резаная   и   не   колотая».   Ткань   на   кусочки   рвется   руками.   В   крайнем   случае   (если   очень толстая), надсекается по краю ножницами, а потом все равно рвется. Тело куклы не шьется, а 5. 6. завязывается (исключение: только мешочек для крупенички­зерновцшки сшивается сбоку). Но можно шить и одежду на нее юбки, фартушки, головные уборы, рубахи. Также одежду можно украсить   тесьмой,   кружевом   и   вышивкой.   Нитка,   которой   завязываете   куклу,   так   же   не режется, а рвется.   «Если завязываешь – завязывай три раза». Число три для славян магическое. Поэтому все, что Вы на кукле завязываете, должно быть обкручено ниткой (не менее чем) в три оборота и на три узла   завязано.   Кукла,   должна   быть   скручена   и   завязана   прочно   и   надежно.   Это   еще   и обеспечивает ее неуязвимость против всяких негативных проявлений.  Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Вата (в идеале – льняная кудель) в голове, должна быть свернута упорядоченно. Тело должно быть плотное и прочное. Если, что­то в кукле не получилось, разваливается – лучше разобрать и переделать заново. Не должно быть расходящихся   концов   и   торчащих   ниток.   После   завязывания   каждой   детали,   кукла обязательно осматривается и, при необходимости, поддергивается, правится, заворачивается внутрь, заправляются торчащие нитки.  7. А еще имеет значение день недели, не делали кукол в женские дни (среда, пятница, суббота). ­ Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же  небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет  детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.  Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их  клали в приданое. ­Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7­8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись ­Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки­подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. 6.Итог занятия ДЕМОНСТРАЦИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ  РАБОТ В   конце   занятия   создаётся   выставка   изделий   и   оценивание   оформления   кукол­берегинь. Отмечаются интересные решения в оформлении куклы.  ВЫВОД ПО МАСТЕР­КЛАССУ Итак,   куклы   возникли   в   глубокой   древности,   они   служили   обрядовым   символом.   Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.   Традиционные куклы­закрутки, стригушки – неотъемлемая часть нашей культуры. Делается кукла  быстро, из самых доступных материалов. Образы могут быть придуманы прямо во время игры. В процессе работы возможно прослушивание русской народной сказки  «Василиса Прекрасная». ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДЕСЯТИРУЧКА  —   кукла,   предназначенная   молодухе   (девушке,   недавно   вышедшей   замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018