Урок №5 «Музыка осени»
Цели: Развитие воображения нравственноэстетических и эмоциональных переживаний учащихся на
основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и
художников.
развивать вокальнохоровые навыки, чувства ритма;
развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
воспитывать музыкальнохудожественный вкус;
развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Повторение:
Что мы делали на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)
Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
Новый материал.
А о чём мы сегодня поговорим? Как называется наш урок?
Муза нам хочет загадать загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!
Читаю: Слайд №2
«Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим – кто художник этот?» (дети хором осень!)
Правильно, наш урок сегодня называется «Музыка осени».
А что у нас сейчас за окном? (ответы осень)
Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта А.Плещеева. А вы ответите после прослушивания на
вопросы:
Каким настроением пронизано стихотворение?
Почему?
Слайд № 3 «Скучная картина, тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца!» (ответы детей: грустное, печальное, тоскливое)
А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение. Определите его настроение.
Слайд №4 «Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, погости неделек восемь.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (ответы детей: радостное)
Молодцы!
Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)
1. Приходится на сентябрь и называется первоосенье.
2. Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.
3. Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.
А у нас какая сейчас осень из этих трёх? (ответы: октябрь – глубокая осень началась) Назовите характерные признаки осени: какая она бывает? (ответы)
За что вы её любите? (ответы)
И почему грустите? (ответы)
А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается?
Попробуйте определить!
Читаю строки: Слайд №5
«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)!
Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой
осенней природы)
Очень хорошо!
А сейчас мы послушаем музыку осени. Интересно:
Как композиторы рисовали осень?
Какие чувства переданы в их осенних произведениях?
Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.
Звучит «Осень» Г.Свиридова Слайд №6
(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)
А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка) – доп.слайд №6
Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы –
первое, про скучную картину)
Молодцы, ребята!
Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.
А сейчас давайте посмотрим на картины художников.
(Показ №1) Слайд №7
Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)
Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)
Посмотрите на другую картину.
(Показ №2) Слайд №8
Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)
Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие , светлые)
Художники рисуют чем? (красками).
А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные. Слайд №9.
Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР (+картинка
на стенде).
Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР (+картинка на стенде).
Так какой же краской нарисовал Г. Свиридов свою осеннюю пьесу? (минорной)
Правильно!
А сейчас мы послушаем песню «Скворушка прощается». Слайд №10
Определите настроение песни?
Какая краска здесь использована?
Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается»Тамары Попатенко.
(ответы грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).
Понравилась вам песня?
Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №11
Разучивание песни «Скворушка прощается» Т.Попатенко (под фортепиано и МИНУС) Итог урока:
Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.
А как вы думаете, Муза сегодня в каком образе появится у нас на уроке? (разные ответы).
В каком цвете она будет? (ответы – в осеннем, и т.д.) Слайд №12
А какое у неё настроение? (ответы)
Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?
(ребята выражают своё мнение)
А какое произведение понравилось больше вам и почему? (ответы ребят)
О чём мы сегодня говорили? (об осени)
Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)
Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)
Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)
Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).
Вы сегодня молодцы! Слайд № 13. Самые активные ребята получают «пятёрки»!
1. Осеньнепогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается
2. В путь дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть.
Припев:
3. Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.
Конспект "Музыка осени"
Конспект "Музыка осени"
Конспект "Музыка осени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.