Конспект нопосредственно образовательной деятельности"Путешествие на планету безопасности" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Моет быть использован при реализации цикла занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Основная цель предложенной непосредственно образовательной деятельности -развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми.
Конспект НОД
в подготовительной группе детского сада
« Путешествие на планету Безопасности».
Виды деятельности:
познавательная, игровая, двигательная, музыкальная,
коммуникативная.
Цель:Развивать
у детей понятие о необходимости соблюдения правил
безопасности с незнакомыми людьми.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков у детей защитного поведения в
случае насильственных действий со стороны взрослого;
2. Развивать осторожность и осмотрительность при общении с посторонними
людьми;
3. Приучить детей правильно оценивать поступки и поведение людей;
4. Воспитывать гуманные чувства.
Активизация словаря: похититель, преступник, злоумышленник.
Предварительная работа: чтение сказки А. Григорьева «Аршинчик и его друзья»,
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», рисование «В гостях
у инопланетян» (совместная деятельность).
Материалы и оборудование: игрушки машина и робот; «телевизор» с набором
кадров рисунков опасных ситуаций, платок, длинный сарафан, маска старуши.
Ход НОД.
Воспитатель начинает занятия у входа в группу.
Воспитатель:Дети, на какой планете мы живём?
Дети: На планете Земля.
Воспитатель:На Земле живет много разных людей: хороших и плохих.
Больше, конечно, хороших, добрых. Но есть и такие, которых надо остерегаться,
они могут ограбить, похитить ребенка и даже убить человека. Вы знаете, как
называют таких людей?Дети: Их можно назвать преступники, злодеи.
Воспитатель:Правильно. Это воры, грабители, похитители, убийцы
преступники. Они причиняют людям зло. А как можно назвать человека, у
которого злые мысли, который замышляет зло?
Дети: Такого человека можно назвать злым, злоумышленником.
Воспитатель:Это злоумышленник. Надо быть внимательными, чтобы
распознать злоумышленника. Вы уже знаете, что злые люди могут притворятся
добрыми?
Дети: Да, они могут угощать чемто, ласково разговаривать, переодеваться в
разную одежду: милиционера, врача и т.д.
Воспитатель:Они могут быть красивыми, но поступки у них совсем
некрасивые. От того, что есть злоумышленники на Земле, умным, честным,
добрым людям живется нелегко.А вы бы хотели побывать на такой планете, где
нет опасностей или злых людей?
Дети: Да, хотели бы.
Воспитатель:Тогда давайте совершим путешествие на одну из сказочных
планет планету Безопасности. Как вы думаете, на чем можно полететь на эту
планету?
Дети: Можно полететь на космическом корабле.
Воспитатель:Как мы назовем этот космический корабль?
Дети фантазируют,
придумывают: «звездолет», «планетолет» и др.
Останавливаются на «космолете».
Воспитатель:Только смелых космолет может взять с собой в полет.
Давайте построим «космолет».
(Строят из стульев: ставят по кругу, садятся в «космолет», считают от 10 до 1,
говорят: «Пуск!», считают от 1 до 10 и выходят па планету Безопасности .)
Воспитатель:Ну вот, мы прибыли на планету Безопасности! Посмотрите, как
здесь интересно.
Рассматривают расставленные на мольбертах рисунки.
Входит «старушка»с яблоком и ножом в руках.
Старушка: Здравствуйте, дети! Вы откуда прилетели?
Дети: Мы прилетели с планеты Земля.
Старушка:Я люблю землян, особенно детей. Они такие доверчивые! Я вас, мои
хорошие, хочу угостить яблочками! Всем дам по кусочку.
Наливное, золотое.
Соку спелого полно.
Очень вкусное оно!!!
Подходите ребята. Красивое яблоко?
Подзывает детей, пытается резать яблоко. Воспитатель останавливает ее и
детей.
Воспитатель. Подождите! Не надо резать яблоко! Дети, вы знаете эту бабушку?
Дети: Нет, мы первый раз ее видим.
Воспитатель:А почему вы подошли к ней и согласились взять у нее угощение?
Разве это безопасно? Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина.
Обращается к старухе:
Вам спасибо, мы вам рады,
Только яблок нам не надо!
Яблоко это только одно.
Да и, наверно, не мыто оно!
Старуха уходит, воспитатель обращается к детям:
Тетя яблочко дает,
Дядя хочет дать конфет,
Но вы чужим должны сказать
Твёрдое «НЕТ!» и еще раз: «НЕТ!»
Помощник выкатывает из за ширмы машину. Въезжает машина с роботом.
Воспитатель включает музыкальный центр, звучит голос робота:
Робот:У нас гости! Земляне! Здравствуйте! Садитесь ко мне в машину! Я вас
прокачу на своей необычной, сказочной машине. Как только вы подойдете к ней,
она превратится в большую, и я увезу вас далекодалеко! Подходите! Не бойтесь!
Воспитатель останавливает детей. Выключает пультом музыкальный центр.
Воспитатель:Дети, вы уверены, что с вами ничего не случится, если вы поедете
в этой машине? Вы знаете этого водителя? Можно садиться в машину с
незнакомцем?
Дети: К посторонним нельзя садиться в машину.
К чужим в машину не садись
И с ними не катайся.
Они тебя туда свезут,
Что мама с папой не найдут!
Машина с роботом уезжает (воспитатель направляет ее к двери).
Воспитатель:Наш «космолет», наверное, ошибся. Мы попали не на ту планету,
нам здесь встретились подозрительные пришельцы.
Воспитатель:Это планета Безопасности? А как ее можно назвать? (Дети
придумывают название.)
Воспитатель: Давайте сядем в «космолет» и полетим на другую планету.
Может быть,она окажется планетой Безопасности? Согласны?
Дети: Давайте попробуем.
Садятся в «космолет» и считают от 10 до 1. «Пуск!». Воспитатель предлагает,
чтобы не было скучно в полете, поиграть.
Физминутка.
Воспитатель просит детей посмотреть в «иллюминаторы».
Воспитатель:Кажется, мы прилетели. Может, это планета Безопасности?
Давайте посмотрим.
Выходят из «космолета», подходит к телевизору, рассматривают его необычную
форму. На экране текст.
Воспитатель читает:
Не простой я телевизор,
Безопасности служу.О преступниках, бандитах
Все, что надо, расскажу,
Научу вас различать,
Где злой, где добрый человек.
Вы запомните все это
На оставшийся ваш век.
Воспитатель:Дети, какой интересный телевизор! Давайте его посмотрим
вместе. Садитесь на ковер.
Дети: Давайте посмотрим.
Включает, появляется первый «кадр»: девочка и женщина. Воспитатель от
имени женщины задает вопросы девочке, а от имени девочки отвечает на них
подготовленный ребёнок.
Воспитатель:Какая красивая девочка! Как тебя зовут?
Девочка: Меня зовут Таня.
Воспитатель:Где ты живешь? Номер дома и квартиры тоже знаешь?
Девочка:Да, по улице Кирова, дом № 55, кв. 115.
похищающей
Проверим,как вы умеете защищаться.
детей,
а вы детьми,
которых
Воспитатель проигрывает ситуацию с детьми, анализируют. Смотрят на экран.
На экране рисунок мальчика робота.
Воспитатель:Ребята, вы наверное догадались кто это? Знаете кто это?
Воспитатель:А мама и папа дома?
Девочка:Нет.
Воспитатель: А кто у вас дома?
Девочка:Никого нет.
Воспитатель:А у вас дома есть телевизор? Видеомагнитофон? Видеокамера?
Девочка:Есть.
Воспитатель:А шапка красивая у мамы есть?
Девочка:Да.
Воспитатель обращается к детям:
Правильно ли поступает девочка, что рассказывает все посторонней женщине?
Дети: Нет, не правильно.
Воспитатель:А как бы вы поступили на месте этой девочки? Почему?
Дети: Не стали бы ничего рассказывать и ушли скорей домой.
Воспитатель:Давайте смотреть телевизор дальше.
На экране мужчина тащит мальчика в машину.
Воспитатель:Посмотрите и скажите, что здесь происходит?
Дети: Мужчина похищает мальчика.
Воспитатель:Почему вы так думаете?
Дети: Потому что мальчик испугался, плачет и кричит.
Воспитатель:А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Дети: Стали бы драться, кричать, звать на помощь.
Воспитатель:А вот сейчас
посмотрим!Я буду
незнакомой
хотят
тетей,
похитить.Дети: Да, это Аршинчик.
Воспитатель:Правильно, это Аршинчик из сказки северского писателя
Анатолия ИгнатьевичаГригорьева «Аршинчик и его друзья». Сейчас я прочитаю
главу из этой сказки.
Воспитатель читает третью главу «О том, как злодей обманул детей»:
Следующий день был солнечным и теплым. Аршинчик вышел на улицу и уже
больше не стал бегать по лужам. Постиранная мамой одежда вновь блестела на
нем. Шагал он по улице, заглядывал в киоски да магазины. Ему там все
нравилось. Вслед за Аршинчиком шел молодой, хорошо одетый мужчина и
наблюдал за ним. Аршинчик зашел в магазин, где продавали игрушки, взял
красивую машинку и направился к выходу.
Чей мальчик?! громко спросил продавец. Кто будет платить за машину?!
Это мой, сказал мужчина. Он уплатил за игрушку, на улице догнал
Аршинчика и спросил:
Ты почему не уплатил за покупку?
А что такое покупка? удивился Аршинчик.
Это то, что покупают в магазинах.
А как платить надо?
Отсчитать деньги и отдать продавцу.
А что такое деньги?
Да ты откуда взялся такой?! рассердился мужчина. Почему на тебе очень
красивая одежда?! Твои родители, наверное, очень богаты?!
Я Аршинник, а мой папа "Мастер высший класс!" Он все умеет делать.
О, это хорошо! обрадовался мужчина. Он теперь много денежек выложит
за тебя, мужчина радостно захохотал.
А куда он будет выкладывать денежки? поинтересовался Аршинник.
Куда надо, туда и выложит, снова засмеялся мужчина, пойдем ко мне в
гости, я там тебе расскажу, куда твой папа будет денежки выкладывать, и
хороший мультфильм тебе покажу.
Я дома буду смотреть мультфильм. Не пойду с тобой.
Ты меня не бойся. Я твой друг. Я даже за твою игрушку деньги уплатил.
Значит, я твой друг.
Мне мама не велела с незнакомыми людьми уходить. Вдруг ты плохой
человек?
А каких людей ты считаешь плохими?
Бородатых, лохматых, плохо одетых.
Я не такой, погладил мужчина Аршинника по голове, я хороший и
добавил:
Я красиво одет.
Бороды, видишь, нет.
Очень добрый, простой.
Ну, пойдем же со мной.
Аршинник внимательно посмотрел на него и подумал, что он хороший человек,
и ответил:
Если ты хороший.То с тобой пойду.
Если не хороший,
От тебя уйду.
Хороший, я хороший, успокоил его мужчина и повел Аршинника к
подъезду большого дома.
Только вошли они в подъезд, мужчина зажал ему рот, затащил в подвал, открыл
дверь какогото помещения, толкнул его туда, закрыл дверь на замок и ушел. В
помещении было темно и сыро. Вдруг Аршинник услышал тихий плач.
Кто здесь?! громко спросил он.
Это я, Васятка, тихо ответил плачущий, меня какойто нехороший
человек позвал мультфильм посмотреть, а сам сюда затолкал. Теперь много денег
у моих родителей требует. Скоро у твоих попросит, Васятка все рассказывал и
горько плакал.
Аршиннику тоже захотелось плакать, но он сдержался и только часто зашмыгал
носом. Потом вспомнил, что мужчина говорил о денежках, которые его папа
выложит, и догадался обо всем. Но уже было поздно.
А тем временем родители Васятки и Аршинника искали их по всему городу и
милиция тоже вела поиски.
Здесь когданибудь был свет?
Мальчишки продолжали сидеть в темноте. Аршинник спросил:
Да, был, пояснил Васятка, этот злой человек выключил его, когда меня
сюда посадил. Выключатель здесь слишком высоко, и я не могу дотянуться до
него.
О, мы теперь вдвоем! радостно воскликнул Аршинник, сейчас включим!
он встал, оперся о стену и скомандовал: Лезь мне на плечи и включай!
Васятка выполнил команду, и яркий свет залил грязное помещение.
Урааа! закричали друзья. Теперь мы выберемся из этого подвала!
Васятка начал стучать кулаками в дверь, но через толстую дверь звук проходил
плохо. Аршинник понял, что надо стучать по металлической трубе какойнибудь
железкой. Поэтому снял с себя ботинок, залез на трубу и начал колотить по ней
своей железной ногой и что есть силы кричать:
Караул! Спасите!
И освободите!
Нас злодей украл!
Посадил в подвал!
Вскоре их услышали люди, взломали дверь и освободили.
Воспитатель:Почему Аршинник и Васятка оказались в подвале?Можно ли
соглашаться уходить кудато с незнакомым человеком?Как можно назвать
человека, который посадил Аршинника и Васятку в подвал?А за что можно
похвалить Аршинника?Как бы вы поступили на месте Аршинника?
(ответы детей)
Воспитатель:Хорошо бы иметь такой телевизор в детском саду, он бы нам во
многом помог разобраться. Правда? (Воспитатель включает музыкальный
центр.)
Дети: Да,было бы здорово.На экране появился новый кадр: улыбающийся инопланетянин и голос:
Я житель планеты Безопасности. Мы все улетели на другие планеты, чтобы
научить правилам безопасности жителей Вселенной. Этот волшебный телевизор мы
дарим вам. Пусть он помогает детямземлянам стать внимательными,
осторожными, осмотрительными и добрыми, чтобы никогда в их сердцах не
поселилось зло.Теперь вы поняли, на какой мы планете?
Воспитатель:Ребята вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, оченьпонравилось. Было интересно.
Воспитатель:Спасибо тебе, планета Безопасности, за подарок. А нам пора на
роднуюЗемлю.
Садятся в «космолет», считают от10 до1, «Пуск» летят на Землю,
приземляются, выходят, выбирают в группе место для телевизора.