Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Весна. Как мы следы весны искали»
(В области «Познавательное развитие»)
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Весна. Как мы следы весны искали»
(В области «Познавательное развитие»)
Латышева Любовь Георгиевна
Выполнил:
(ФИО)
воспитатель
(должность)
МАДОУ города Нижневартовска
детский сад № 69 "Светофорчик"
(место работы)
Пояснительная записка
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,
более эффективных технологий, призванных содействовать развитию
творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и
самообразования.
Этим требованиям в полной мере отвечает
экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к
универсальности знаний. В настоящее время активно происходит процесс
качественного обновления образования, усиливается его культурологический,
развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской
деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
С самого рождения детей окружают различные явления природы:
летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с
удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз
пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с
песком, водой предметы и явления природы входят их жизнедеятельность,
являются объектом наблюдений. Детство — это радостная пора открытий.
Познание окружающего должно проходить в непосредственном
взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как
увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. По
мнению академика Николая Николаевича Поддьякова: «В деятельности
экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы и явления с целью более полного познания и освоения». Дети
дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они
делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинноследственные
связи. Поэтому, я веду целенаправленную, продуманную педагогическую
работу по теме: «Опытноэкспериментальная деятельность старших
дошкольников» которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит егосамого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает,
оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его
человеческих, социальных чувств. Детское экспериментирование тесно
связано с другими видами деятельности наблюдением, развитием потребности
ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочноисследовательской (поисковой) деятельности,
направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении
знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные
закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная
работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные
операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует
познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие
учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами
математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем
известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является
воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование
как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного
интереса.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал,
является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников,
оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на
развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт
повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование
является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром
окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования
дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему
любознательность,
исследователем,
первооткрывателем. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со
временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках
далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
почувствовать себя учёным,
Тема: «Весна. Как мы следы весны искали»
Цель занятия: Углубление у детей представлений о весне, знаний об
изменениях в неживой природе, животном и растительном мире в весенний
период, активизация словаря по теме «Весна».
Обучающие и воспитательные задачи:
образовательные: формировать умение в образовании слов со сложной слоговой
структурой.
совершенствовать умение в образовании приставочных глаголов.
совершенствовать умение в образовании притяжательных прилагательных.
совершенствовать умение в употреблении прилагательных.
закреплять умение классифицировать.
закреплять умение в подборе однокоренных слов к слову «снег».
развивающие:
развивать внимание, мышление, память.
воспитательные:
воспитывать взаимопомощь; бережное отношение к природе, животным;
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Рассели птиц», «Слова
сестрички», «Чей, чья, чье»
Беседы по иллюстрациям «Признаки весны», «Правила поведения в
природе».
Моделирование игровых ситуаций «Если ты в лесу».
Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
поступков героев, заучивание стихов о весне.
Художественное творчество: рисование «Следы весны».
Экскурсия на сказочную поляну.
Методы: наглядный, словесный, игровой, опытноэкспериментальный,
поисковый.
Приёмы: показ, игровые ситуации, поощрение, речевое стимулирование,
уточнение, напоминание, рассматривание иллюстраций, подведение итога
НОД.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная,
коммуникативная, продуктивная.
Оборудование: план путешествия (неживая природа, мир птиц, мир
животных, мир цветов), дидактическая игра для интерактивной доски:
«Четвёртый лишний», дидактические игры: «Слова сестрички», «Чей,
чья, чье», «Помоги художнику нарисовать портрет весны», «Перелет
птиц», «Рассели птиц».
Предполагаемые результаты:
высокий
уровень развития поисковой и познавательной активности
у дошкольников;
сформирован опыт безопасного поведения в лесу, понимание
ситуаций, их последствий и умение принимать правильные решения; развито чувство личной безопасности и умение действовать в
различных жизненных ситуациях;
сформированы знания о весне и её признаках (следах).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы
занятия
1.
Организационн
ый.
2.0сновной
Дидактическая
игра «Помоги
Деятельность
педагога
Ребята,
сегодня мне
передали письмо. Оно
такое
необычное,
большое.
Я весна — красна,
Вам тепло и свет несла.
Звонкую капель,
А вместе с ней апрель.
Только Зимушка — зима
Все тропинки замела
Застелила все пути,
Мне дороги не найти. -
Почему весне так
трудно добраться к
нам?
Правильно, ребята.
-Но в конверте еще что
то….
- Посмотрите, что это?
-Ребята, зачем нам
прислала её Весна?
-Все верно, с помощью
этой ка ы мы сможем
отыскать следы весны в
природе, в мире
животных, птиц и
растений. Тогда в путь.
Деятельность
детей
-Ответы детей
- Мы живем в
Сибири, а здесь
зима
задерживается
дольше.
-Карта.
По карте можно
путешествовать
Признаки весны в
природе.художнику
собрать
картину
весны»
Дидактическая игра
«Помоги художнику
собрать картину
весны»
-Что мы должны
найти на этой поляне?
- Назовите признаки
весны. А для того,
чтобы снежная
картина превратилась
в весеннюю, вам
необходимо еще и
назвать какое весной
солнце, небо, капель и
т.д.
Ну что же, получилась
настоящая весенняя
картина, отправляемся
дальше. Куда мы
отправимся?
Дети перечисляют
признаки,
выкладывают на
картине,
перечисляя какое
солнце и т.д.
весной. Солнце —
яркое, лучистое,
искристое, доброе,
щедрое, румяное,
горячее,
приветливое,
золотое. Снег -
хрустящий,
тающий,
ноздреватый,
липкий, мокрый,
грязный, рыхлый.
Капель - веселая,
звонкая, весенняя,
быстрая. Облака —
кружевные,
пушистые,
воздушные,
стремительные,
медленные,
легкие.
Ручей - весенний,
звонкий, быстрый,
прозрачный,
говорливый,
журчащий,
шумный, узкий,
длинный,
извилистый,
волнистый.
Проталины —
теплые,
небольшие,
весенние, темные.
- В мире птиц.З.
Дидактическая
игра
«Четвертый
лишний».
Посмотрите на экран,
здесь расположены
птицы, выделите
лишнюю птицу,
объясните свой выбор. -
Каких птиц называют
перелетными?
- Почему птицы улетают
в теплые края? - На
какие две группы можно
разделить перелетных
птиц?
-Выбранных перелетных
птиц, закрепите на
поляне.
4.Пальчиковая
гимнастика.
«Журавли»
С далеких стран,
спеша домой,
Летят, курлыча
журавли,
Их крик несется над
землей,
Весну приветствуют
они.
Работа детей на
интерактивной
доске. Выбирают
и называют птиц.
На зиму улетают в
теплые края,
потому что нет
пищи —
насекомых, весной
возвращаются
обратно.
Две группы:
насекомоядн
ые и
водоплаваю
щие.
Оформление
страницы весенней
книги.
Поочередно
соединять все
пальцы обеих рук с
большим.
Ладони повернуты к
себе, большие
пальцы выпрямлены
и переплетены —
«птичка»,
остальными
пальцами
совершать
колебательные
движения.
Поочередно
соединять все
пальцы обеих рук с
большим.
Сжать руки в
рукопожатии.5. Дидактическая
игра «Перелет
птиц».
6. Дидактическая
игра
«чей? чья? Чьё?».
- Что больше всего на
свете любят делать
птицы? -Чтобы
добраться до нас,
птицы преодолевают
трудный путь.
Подберите и назовите
картинки
отображающие
путешествия птиц, но
не забудьте, что во
всех названиях должно
быть слово «летать».
Давайте вернемся к
нашей карте. Что там у
нас?
-Что происходит в
жизни животных с
приходом весны?
-Скажите, как
называют животных, у
которых длинные
ноги, короткий хвост,
длинный уши... -
Чтобы все животные
появились на поляне
вы должны составить
короткую загадку —
описание о животном,
в ваших загадках
-Летать.
-Дети подбирают
картинки, называют
действия (домой
улетают, из гнезда
вылетают, с земли
взлетают, над
землей пролетают,
море перелетают, к
гнезду подлетают,
в гнездо залетают.
-Путешествие в мир
животных.
-Медведь, еж,
енот просыпаются
от зимней спячки,
заяц и белка
меняют шерстку.
-Длинноногие,
длинноухие,
короткохвостые.
-Дети составляют
загадки.обязательно
должны
присутствовать
слова
длинноухий и
т.д.
Дидактическая игра
«Чей? чья? Чьё?».
- Что -то у наших
животных не все в
порядке с хвостами?
-У медведя хвост...
-У зайца... . . .
-Наведите
порядок,
проверяем.
-У зайца уши....,
хвост...., лапы. и т.д.
-Молодцы! И с этой
задачей вы
справились.
Мы шагали через
лужи,
Прыгали через ручьи,
До поляны добрались
И с цветами
встретились.
Природа просыпается
И каждый улыбается.
-Что происходит в
мире цветов с
приходом весны?
Для того чтобы на
нашей поляне
появились проталины,
и вы могли посадить
первоцветы нам надо
растопить снег,
назовите слова -
сестрички к слову
«снег».
-Лисий.
-Волчий.
-3аячьи, заячий.
-Шагают.
-Перепрыгивают
лужи. -Идут по
канату
приставным
шагом.
-Г1рьггают на 2
ногах.
-Обнять друг друга.
-Появляются
первые цветы —
первоцветы: мать-
и мачеха,
подснежники,
пролески,
ландыши,
ветреница.
-Снегурочка,
7.
Физкультминутка.
«Весеннее
путешествие»
8. Дидактическая
игра «Слова -
сестрички».снегирь, снеговик,
снегопад,
снежинка, снег.9. Рефлексия.
то
проталинку
На столе лежит
плакат с нарисованной
проталиной.
Воспитатель: вот и
проталина, за которой
мы наблюдали на
экскурсии.
Ребята,
если вы думаете, что
сделали для себя
новые открытия или
получили полезную,
нужную и важную для
вас информацию в
процессе поисковой,
опытно-
экспериментальной
деятельности,
украсьте
нашу
цветами
первоцветами,
пусть
они
горят
как
солнышко,
согревая
землю;
птицами,
животными
(дети
выполняют задание
«рассаживают»
на
цветы,
проталину
животных,
птиц).
Посмотрите, как много
цветов,
птиц и
животных на нашей
проталинке значит,
наше
поисковое
путешествие
получилось
интересным, веселым
и познавательным!
Ребята, вы сегодня
хорошо потрудились!
Вы молодцы! А наша
«Проталинка»останется у нас и
будет напоминать о
нашем путешествии по
следам весны!-Ответы детей.
10. Итог.
11. Домашнее
задание
Молодцы!
Посмотрите, какие
яркие получились
страницы . Что
интересного вы
сегодня узнали? Что
вызвало у вас
затруднение? С
какими новыми
словами вы
познакомились?
Давайте Весне
сделаем подарок -
«Книгу весны».
Первыми страничками
нашей книги станут
наши поляны,
остальное вы
нарисуете, вырежете
и приклеите сами.
Воспитатель: Латышева Л.Г.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений
Картушина М.Ю. Зелёный огонёк / М.Ю. Картушина. Спб.:
Список использованной литературы:
1.
и экспериментов в детском саду»
2.
ДетствоПресс, 2005. 32 с.
3.
Ковинько Л.В. «Секреты природы — это так интересно».
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду / И.В.
4.
Кравченко, Т.Л. Долгова М: Творческий центр, 2008. — 75
5.
Лампман В.Е, Попова М.Г., Попова С.В., Четвергова Н.А.,
ТырышкинаО.В., Загуменная Л.А., Трубникова Н.Г., Жёлтикова И.А.
Лаборатория педагогического мастерства! В.Е. Лампман, М.Г. Попова,
С.В. Попова, Н.А.Четвергова, О.В.Тырышкина, Л.А.Загуменная,
Н.Г.Трубникова, И.А. Жёлтикова— Волгоград: проф книга, 2013. и
с., 77с.
6. Масалова Л.Л. Я и мир / Л.Л. Масалова. — Спб.: ДетствоПресс
2010. — 44 с.
7. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим
миром» Детствопресс, 2010.
Патрикеев А.Ю. Игры с водой и в воде / А.Ю. Патрикеев. —
8.
Волгоград, 2014. — 44с., 197с.
Пикулева Н.В. Слово на ладошке/ Н.В. Пикулева. — М: Новая
9.
школа, 1994. — 47с.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о подарках] Т.А. Шорыгина. — М:
Творческий центр, 2009. — 49с.
Интернетресурсы
1 http://rg.ru/2013/1 1/25/doshkstandartdok.html
государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
федеральный2 http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/06/
16/poznavatelno
issledovatelskayadeyatelnostvmladshemisrednem познавательно
исследовательская деятельность