Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины; развивать логическое мышление, воображение, память; воспитывать патриотические чувства и умение выслушивать ответы товарищей; эмоциональный настрой занятия.
Рассматривание иллюстраций различных климатических зон; животных и растений каждой зоны по отдельности; беседы; наблюдения; экскурсия по улицам города- рассматривание деревьев на улицах города: запомнить их название; определять с какого дерева листок ( игра « С какого дерева листок»); чтение энциклопедий по данной теме; заучивание стихотворений
Конспект занятия по экологическому воспитанию.
Тема: « Климатические зоны России».
Программное содержание:
Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой,
средней полосой, степью;
формировать в представлении детей образ
огромной по территории Родины; развивать логическое мышление,
воображение, память; воспитывать патриотические чувства и умение
выслушивать ответы товарищей; эмоциональный настрой занятия.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации с изображением разных климатических
растений, атрибуты для игр « С какого дерева листок», « Чьи припасы».
зон; животных,
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций различных климатических зон; животных и
растений каждой зоны по отдельности; беседы; наблюдения; экскурсия по
улицам города рассматривание деревьев на улицах города: запомнить их
название; определять с какого дерева листок ( игра « С какого дерева
листок»); чтение энциклопедий по данной теме; заучивание стихотворений.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной
природы, как Россия.
Как вы думаете, почему? ( Ответы детей).
Правильно, потому что наша страна самая большая в мире! На севере
нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные
снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.
Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим все
своими глазами.
На чем отправимся в путешествие? ( Дети предлагают варианты).( Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что можно увидеть, если лететь на
самолете, ехать на поезде? Все вместе выбирают автобус).
Рассаживайтесь поудобнее , отправляемся.
( Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда, воспитатель читает
стихотворение):
Раз, два, три, поспеши,
Место ты свое займи;
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Мы в автобусе сейчас
По России едем,
Что увидим всем расскажем,
Как домой приедем! ( Л. Осипова).
Мы с вами на Крайнем Севере. ( Показываю иллюстрацию с изображением
тундры).
Здесь нет лесов, на многие – многие километры простирается тундра – земля с
бедной, скудной растительностью. Ведь на севере нашей Родины очень
холодно. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает
прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут
мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются
карликовыми. Но, несмотря на короткое, холодное лето, есть в тундре и своя
прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и
становится похожей на прекрасный цветущий ковер.
Поспевают вкусные ягоды, например, голубика. Догадайтесь, почему ее так
назвали? ( Ответы детей). Правильно, она голубого цвета.
Очень много в тундре грибов. А какие грибы вы знаете? (Дети называют,
воспитатель показывает иллюстрации с изображением грибов).
Главные животные тундры – белый медведь и олень. Посмотрите на них.
( Воспитатель показывает иллюстрации). Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус, поехали. Постепенно
заканчивается тундра, начинается тайга. Это густые, хвойные леса.
Что значит хвойные леса? Какие хвойные деревья вы знаете? ( Ель, сосна,
лиственница,пихта). ( Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации
с изображением деревьев).
Есть в тайге еще одно хвойное дерево: кедр, оно дает людям очень ценные,
полезные для здоровья орешки – кедровые. Давайте их попробуем. ( Все
пробуют кедровые орешки).
Очень любят эти орешки и таежные животные, и люди. Растительный мир
тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли –
настоящую чащу. Если человек пойдет в тайгу один, то может очень легко
заблудиться. Ведь тайга простирается на 7000 километров. Чтобы преодолеть
такое расстояние, надо ехать на поезде целую неделю.
Животных в тайге видимо – невидимо! Это и медведи, и белки, и лисы, и
бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете:
это куница, рысь, соболь. ( Воспитатель показывает детям иллюстрации).
Посмотрите на рысь, кого она вам напоминает? ( Ответы детей). Чем она
похожа на кошку?
Но рысь только с виду кажется пушистой и ласковой. На самом деле рысь –
опасное хищное животное, хоть и имеет на ушах забавные кисточки. Тайга для
животных – настоящий дом, хлебосольный и гостеприимный. Тайга дает
человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а
также грибы, ягоды, лекарственные растения.
Физкультминутка.
Отправляемся дальше.
Посмотрите, как меняется лес, появляются дуб, береза, липа, клен, орешник.
Эти деревья очень хорошо нам знакомы, ведь это деревья лесов средней
полосы России. Здесь живем мы с вами.
Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным.
Давайте поиграем в игру « С какого дерева листок».
Воспитатель:Береза – любимое российское дерево. Березу можно увидеть и в лесу, и в
городе, и около нашего детского сада. Очень много стихотворений посвятил
русский народ березе, послушайте одно из них.
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки ;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, березонька,
Красны девушки венки плетут.
Посмотрите на березку, какая она стройная и красивая. Береза дает очень
вкусный и полезный сок. Как он называется? ( березовый).
Какие грибы растут под березой? ( подберезовики).
Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их. ( Дети
называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса,
белка, кабан, хорек).
Проводится игра « Чьи припасы?»
Воспитатель: Двигаемся дальше.
Лес постепенно меняется. Посмотрите, деревьев становится все меньше.
Неужели это опять тундра? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит,
солнышко греет все сильнее и сильнее. Начинаются степи. В начале лета степи
напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой,
душица, румянка, ковыль и другие. Живут в степях суслики, бурундуки,
мыши, змеи.А за степью начинаются берега Черного и Каспийского морей. Это юг России.
Чудесный край, цветущий край,
Веселый и богатый!
Под солнцем созревает чай –
Мы пьем его, ребята.
Здесь солнце греет круглый год,
На юге ребятишки
И про морозы, и про лед
Читают только в книжке. ( Н. Забила).
Погода здесь теплая. Зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное.
Здесь растут кипарисы, олеандры, родендроны, акации.
Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом,
чтобы позагорать, поплавать в море, набраться сил и здоровья на целый год.
Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своем путешествии.
(рассказы детей).
Итог занятия.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие, пора
возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа
нашей страны России.
Что мы видели на Севере?
Что такое тайга?
Какие в тайге животные, деревья?
Что такое смешанный лес?
( Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что природа России очень
богата, и мы гордимся, что живем в такой большой стране).