конспект НОД по экологическому воспитанию " Климатические зоны России"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины; развивать логическое мышление, воображение, память; воспитывать патриотические чувства и умение выслушивать ответы товарищей; эмоциональный настрой занятия. Рассматривание иллюстраций различных климатических зон; животных и растений каждой зоны по отдельности; беседы; наблюдения; экскурсия по улицам города- рассматривание деревьев на улицах города: запомнить их название; определять с какого дерева листок ( игра « С какого дерева листок»); чтение энциклопедий по данной теме; заучивание стихотворений
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx
Конспект  занятия  по экологическому воспитанию. Тема: « Климатические  зоны России». Программное  содержание:  Познакомить   детей   с   климатическими   зонами   России:   тундрой,   тайгой, средней   полосой,   степью;     формировать   в   представлении   детей   образ огромной   по   территории   Родины;   развивать   логическое   мышление, воображение,   память;   воспитывать   патриотические   чувства   и   умение выслушивать ответы товарищей; эмоциональный настрой занятия. Оборудование и материалы: Иллюстрации   с   изображением   разных   климатических   растений, атрибуты для игр « С какого дерева листок», « Чьи припасы».   зон;   животных, Предварительная работа: Рассматривание   иллюстраций   различных   климатических   зон;   животных   и растений   каждой   зоны   по   отдельности;   беседы;   наблюдения;   экскурсия   по улицам   города­   рассматривание   деревьев   на   улицах   города:   запомнить   их название;   определять   с   какого   дерева   листок   (   игра   «   С   какого   дерева листок»); чтение энциклопедий по данной теме; заучивание стихотворений. Ход занятия: Воспитатель: ­ Ребята,  ни  одна  страна  в мире  не  имеет  такой  богатой  и разнообразной природы, как Россия. ­ Как вы думаете, почему?  ( Ответы детей). ­ Правильно, потому что наша страна ­ самая большая в мире! На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни. Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами.  ­ На чем отправимся в путешествие?  ( Дети предлагают варианты).( Воспитатель вместе с детьми обсуждает,  что можно увидеть, если лететь на самолете, ехать на поезде?  Все  вместе выбирают  автобус). ­ Рассаживайтесь поудобнее , отправляемся. (   Дети   садятся   на   стулья,   поставленные   в   два   ряда,   воспитатель   читает стихотворение): Раз, два, три, поспеши, Место ты свое займи; Не зевай, не скучай, Лучше все запоминай. Мы в автобусе сейчас По России едем, Что увидим ­ всем расскажем, Как домой приедем!  ( Л. Осипова). ­ Мы с вами на Крайнем Севере.  ( Показываю иллюстрацию с изображением тундры). Здесь нет лесов, на многие – многие километры простирается тундра – земля с бедной,   скудной   растительностью.   Ведь   на   севере   нашей   Родины   очень холодно.   Зима   там   длинная,   а   лето   короткое.  Поэтому   почва   не   успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Но, несмотря на короткое, холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковер. Поспевают вкусные ягоды, например, голубика. Догадайтесь,  почему ее так назвали?  ( Ответы детей).   Правильно, она голубого цвета. ­ Очень много в тундре грибов. А какие грибы вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает иллюстрации с изображением грибов). ­ Главные животные тундры – белый медведь и олень. Посмотрите на них. ( Воспитатель показывает иллюстрации).­ Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус, поехали. Постепенно заканчивается тундра, начинается тайга. Это густые, хвойные леса.  ­ Что значит хвойные леса? Какие хвойные деревья вы знаете? ( Ель, сосна, лиственница,пихта). ( Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации с изображением деревьев). ­ Есть в тайге еще одно хвойное дерево: кедр, оно дает людям очень ценные, полезные   для   здоровья   орешки   –   кедровые.   Давайте   их   попробуем.   (   Все пробуют кедровые орешки). ­ Очень любят эти орешки и таежные животные, и люди. Растительный мир тайги   очень   богат.   Деревья   в   тайге   образуют   непроходимые   заросли   – настоящую чащу. Если человек пойдет в тайгу один, то может очень легко заблудиться. Ведь тайга простирается на 7000 километров. Чтобы преодолеть такое расстояние, надо ехать на поезде целую неделю. Животных в тайге видимо – невидимо! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете: это куница, рысь, соболь. ( Воспитатель показывает детям иллюстрации). ­ Посмотрите на рысь, кого она вам напоминает? ( Ответы детей). Чем она похожа на кошку? Но рысь только с виду кажется пушистой и ласковой. На самом деле рысь – опасное хищное животное, хоть и имеет на ушах забавные кисточки. Тайга для животных   –   настоящий   дом,   хлебосольный   и   гостеприимный.   Тайга   дает человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а также грибы, ягоды, лекарственные растения. ­ Физкультминутка. ­ Отправляемся дальше. ­ Посмотрите, как меняется лес, появляются дуб, береза, липа, клен, орешник. Эти   деревья   очень   хорошо   нам   знакомы,   ведь   это   деревья   лесов   средней полосы России. Здесь живем мы с вами.  Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным. ­ Давайте поиграем в игру « С какого дерева листок». Воспитатель:Береза – любимое российское дерево. Березу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Очень много стихотворений посвятил русский народ березе, послушайте одно из них. ­ Береза, моя березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посреди  долинушки ; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Красны девушки поют; Под тобой, березонька, Красны девушки венки плетут. ­ Посмотрите на березку, какая она стройная и красивая. Береза дает очень вкусный и полезный сок. Как он называется? ( березовый). ­ Какие грибы растут под березой? ( подберезовики). Животные   смешанных   лесов   вам   хорошо   знакомы,   назовите   их.   (   Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка, кабан, хорек). ­ Проводится игра « Чьи припасы?» Воспитатель: Двигаемся дальше. ­  Лес  постепенно   меняется.  Посмотрите,  деревьев   становится   все  меньше. Неужели это опять тундра? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет все сильнее и сильнее. Начинаются степи. В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица,   румянка,   ковыль   и   другие.   Живут   в   степях   суслики,   бурундуки, мыши, змеи.А за степью начинаются берега Черного и Каспийского морей. Это юг России. ­ Чудесный край, цветущий край, Веселый и богатый! Под солнцем созревает чай –  Мы пьем его, ребята. Здесь солнце греет круглый год, На юге ребятишки И про морозы, и про лед  Читают только в книжке. ( Н. Забила). Погода здесь теплая. Зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Здесь растут кипарисы, олеандры, родендроны, акации. Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом, чтобы позагорать, поплавать в море, набраться сил и здоровья на целый год. Многие   из   вас   здесь   уже   побывали.   Расскажите   о   своем   путешествии. (рассказы детей). Итог занятия. Воспитатель:   Ну   вот   и   подошло   к   концу   наше   путешествие,   пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны России. ­ Что мы видели на Севере? ­ Что такое тайга? ­ Какие в тайге животные, деревья? ­ Что такое смешанный лес? (   Воспитатель   вместе   с   детьми   делает   вывод,   что   природа   России   очень богата, и мы гордимся, что живем в такой большой стране).