В конспекте представлен опыт по обучению детей с ОНР составлению загадок с использованием ТРИЗ технологии- это один из семи шагов в работе с сюжетной картиной. Подробно описан алгоритм по составлению загадок по сюжетной картине. Прослеживается использование детской инициативы в образовательном процессе и интеграция с другими образовательными областями.
Тема: Составление рассказаописания объектов картины.
Цель: Проявление творческого потенциала детей при составлении загадок.
Задачи:
1. Активизировать словарь, развивать умение составлять образные
характеристики объектов картины: учить подбирать слова – признаки,
словадействия, понимать многозначность разных частей речи.
2. Формировать навыки составления сложносочинённых предложений с
союзами «а», «но», рассказов описаний объектов картины.
3. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в
согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже, закреплять употребление предлогов.
4. Активизировать мыслительную активность, развивать слуховое и
зрительное восприятие детей.1.Организационный момент
В: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, а слово отгадка зашифровано
при помощи картинок. По первым буквам словкартинок составьте слово.
(весы, енот, сумка, носки, автобус)
в
е
с
н
а
В: А какие образы у вас возникают, когда вы слышите слово весна
(проталины, грачи, подснежники, ручьи, кораблики, солнышко, верба)
В: Предлагаю отправиться в весенний лес. По дороге нас ждут разные
испытания. Я уверена мы с ними справимся!
В: А вот и первое задание. Ребята мы должны найти две половинки одной
карточки и расшифровать то, что на них написано («Подбери картинку» (дети
ищут вторую половинки и рассказывают, что на них нарисовано))Грач – черный как земля, краска, семечки
Грач летает как самолет, кузнечик, бабочка
Кораблик плывет как рыбка, пароход, спортсмен
Верба – пушистая как перо, одуванчик, котенок
Береза – белая как снег, бумага, сахар
Ручеек – бежит как человек, спортсмен, собака
У грача есть клюв, как у воробья, крылья как у бабочки, хвост как у кошки
Солнышко желтое как цыпленок, лимон, одуванчик и т. д.
В: Вы отлично справились с этим испытанием, но в впереди нас ждет еще
одно. Посмотрите, ребята, здесь много разных следов. Как, вы, думаете, чьи
они? Следы птиц и зверей. Угадайте каких.
(Дети называют следы: беличьи, заячьи, волчьи, лисьи, воробьиные, грачиные)
2. Составление загадок
В: Вот мы оказались в весеннем лесу. Наверное, вы ребята устали, пока
добирались. Я предлагаю вам присесть на этой полянке. А вот и наша картина.
А вот и наша картина. Сегодня мы будем придумывать загадки про разные
объекты картины.
В: Подумайте про кого или что вы бы хотели придумать загадку? Кто
придумал, выходите ко мне и скажите тихонечко на ушко про кого или что.
(дети выходят к воспитателю и придумывают загадки)
3. Физкультминутка
Снова нет ручьям покоя – (бегут по кругу)
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое (спокойно идут по кругу)
В чистыхчистых небесах.
Льет лучи на лес и луг (приседают – встают)
И на все цветы вокруг. («цветок» над головой
4. Создание книжки малышки
В: Предлагаю закрасить отгадки и сделать книжку – малышку с загадками.
Выбирайте объекты, про которые вы придумали загадки, берите фломастеры
и приступайте к работе. А взрослых мы попросим нам помочь написать
загадки.
5.Рефлексия
В: Какая замечательная книжка у нас получилась! Вам нравится? Давайте
покажем её родителям и поучим их составлять загадки по схеме.
Как мы её делали нашу книжку?Что нам помогло составить загадки?