Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(старшая группа)
Цель:
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге;
развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: - Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
1
Приложение
Конспект НОД с использованием
здоровьесберегающих, игровых технологий,
элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(старшая группа)
Цель:
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в
произведении выразительноизобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно
осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоциональнообразное содержание произведения;
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге;
развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной
литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игравикторина);
организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Волшебный.
Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов.
Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек, и так по очереди всем
детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне
приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы
думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
Дети перечисляют ласковые слова2
(Дети перечисляют)
Воспитатель: А еще как можно?
Дети: Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: Ребята, давайте наденем башмачки.
Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно»
(Дети имитируют надевание башмачков)
Воспитатель:
Руки расставьте в стороны как птицы.
Летим…, теплый ветер нас обдувает,
смотрим на землю с высоты
(руки над глазами).
Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные.
Давайте на них немного покачаемся
(пружинка).
Облака как ватные, нам приятно легко
(перемещение по группе).
Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
(Дети «снимают башмачки»)
Воспитатель: И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: Жилибыли, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: Ребята. А о чем обычно рассказывается в сказках?
Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях
ее говорят?
Дети: Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: Что означают буквы на обложке?
Дети: название книги, фамилия автора.
Воспитатель: Название этой книги «Бабушкины сказки» это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где
не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим
заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не
стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображен на
обложке?
Дети: Медведь несёт Машу в коробе.
Воспитатель: А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова:
холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые,
налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется
«КрошечкаХаврошечка».
Воспитатель читает сказку.
Игравикторина
(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово, Яблоки наливные, веточки серебряные.
Листья золотые.3
Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что КрошечкуХаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает,
она и за все отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какими были мачеха и ее дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты
подберет.
Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка все увидела, как Хаврошечка в одно ухо
влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у нее два глазка заснули, а третий смотрел и все
видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
(Физкультминутка)
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубочек,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать ее вот
так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит:
Жила у злых людей девочка КрошечкаХаврошечка…
А злые сестры…
Целыми днями трудилась Хаврошечка…
Велела мачеха коровушку…
Выросла яблонька, появились на ней…
Женился на Хаврошечке сильный человек…
(Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку)
Воспитатель: Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
Вежливости открываются все двери.
От доброго не бегай, а плохого не делай.
За добрые дела всегда ждет похвала.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами,
чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои4
башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем
дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «КошечкаХаврошечка». Пересказывали ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам
предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации.
Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперед)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж
нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – КрошечкаХаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по
дому выполняла…
Воспитатель: А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С КрошечкойХаврошечкой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с
заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.