конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Крошечка-Хаврошечка"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 04.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии (старшая группа)   Цель:  учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства. Задачи:  расширять знания детей о русских народных сказках;  закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;  учить детей анализировать сказку;  учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;  воспитывать любовь к русскому народному творчеству;  воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;  формировать художественный вкус;  воспитывать уважение к книге;  развивать интерес к русским народным сказкам;  приобщать детей к истокам русской культуры;  развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;  развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;  обогащать эмоции детей. Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка, Словарная работа: холсты, сборник, наливные. Ход НОД: (звучит сказочная музыка) Воспитатель: - Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Иконка файла материала чтение р.н.ск. КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА.docx
1 Приложение  Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии (старшая группа)   Цель:   учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в  произведении выразительно­изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно  осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.                                                                        Задачи:   расширять знания детей о русских народных сказках;  закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;  учить детей анализировать сказку;  учить понимать эмоционально­образное содержание произведения;  воспитывать любовь к русскому народному творчеству;  воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;  формировать художественный вкус;  воспитывать уважение к книге;  развивать интерес к русским народным сказкам;  приобщать детей к истокам русской культуры;  развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;  развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;  обогащать эмоции детей. Методы и приемы: Наглядный  (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной  литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра­викторина);  организационный момент; физкультминутка,   Словарная работа: холсты, сборник, наливные. Ход НОД: (звучит сказочная музыка) Воспитатель: ­ Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это? Дети: ­ Клубочек. Воспитатель: ­ Как вы думаете, какой он? Дети: ­ Волшебный. Воспитатель:  ­ Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек, и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Воспитатель:  ­ Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? Дети перечисляют ласковые слова2 (Дети перечисляют) Воспитатель: ­ А еще как можно? Дети: ­ Надеть волшебные башмачки. Воспитатель: ­ Ребята, давайте наденем башмачки.  Воспитатель: ­ Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!». Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно» (Дети имитируют надевание башмачков) Воспитатель: ­  Руки расставьте в стороны как птицы.  Летим…, теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты     (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся     (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко     (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки. (Дети «снимают башмачки») Воспитатель: ­ И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов? Дети: ­ Жили­были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д. Воспитатель: ­ Ребята. А о чем обычно рассказывается в сказках? Дети: ­ О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях. Воспитатель: ­ Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее говорят? Дети: ­ Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле. Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке? Дети: Иллюстрации. Воспитатель: ­ Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка? Дети: Сказка. Воспитатель: ­ Почему вы так думаете? Дети: здесь нарисованы сказочные герои. Воспитатель: ­ Что означают буквы на обложке? Дети: название книги, фамилия автора. Воспитатель: ­ Название этой книги «Бабушкины сказки» ­ это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображен на обложке? Дети: Медведь несёт Машу в коробе. Воспитатель: ­ А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Крошечка­Хаврошечка». Воспитатель читает сказку. Игра­викторина (за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко) Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили? Дети:  Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.3 Воспитатель: ­ Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть  на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»? Дети: Потому что Крошечку­Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть. Воспитатель: ­ Какими были мачеха и ее дочери? Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми. Воспитатель: ­ Какой вы представляете себе Хаврошечку? Дети: Доброй, умной, работящей. Воспитатель: ­ Как помогала Хаврошечке коровушка? Дети: Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет. Воспитатель: ­ Как узнала мачеха об этом? Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка все увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у нее два глазка заснули, а третий смотрел и все видел. Воспитатель: Понравилась вам сказка? Дети: Да! Воспитатель: ­ А теперь немного разомнемся. (Физкультминутка) Эй, ребята, не ленитесь На разминку становитесь. Походим мягко, как лисята И как мишка косолапый, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка. Вот свернулся еж в клубочек, Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Воспитатель: ­ Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать ее вот так, я начну, а вы закончите. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит: ­ Жила у злых людей девочка Крошечка­Хаврошечка… ­ А злые сестры… ­ Целыми днями трудилась Хаврошечка… ­ Велела мачеха коровушку… ­ Выросла яблонька, появились на ней… ­ Женился на Хаврошечке сильный человек… (Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку) Воспитатель: ­ Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка? Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям. Воспитатель: ­ Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости? Дети:  ­ Вежливости открываются все двери. ­ От доброго не бегай, а плохого не делай. ­ За добрые дела всегда ждет похвала. Воспитатель:  ­ Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои4 башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали? Дети: В сказке. Воспитатель: Чем занимались? Дети: Слушали сказку «Кошечка­Хаврошечка». Пересказывали ее. Воспитатель:  Ребята,   посмотрите,   я   принесла   вам   веточку   яблоньки.   Веточками   яблоня   качает   и  игру   нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения: Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперед) К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх) От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону) ­ Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему? Воспитатель: ­ Кто это? Какой он? Дети: Емеля – ленивый. Воспитатель: ­ Что он любил делать? Дети: Лежать на печи. Воспитатель: ­ Кто это? Как он хвастал? Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи… Воспитатель: ­ А кто это? Какие добрые дела она делала? Дети: Это – Крошечка­Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла… Воспитатель: ­ А кто это? Какая она? Дети: Это лисичка. Она хитрая. Воспитатель: ­ С кем  из этих героев вы бы стали дружить? Дети: С Крошечкой­Хаврошечкой. Воспитатель: ­ Почему? Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая. Воспитатель: ­ Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием. Дети: (Показывают большой палец). Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.

Посмотрите также