конспект НОД по теме: Пересказ сказки "У страха глаза велики"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 15.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики» Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Задачи:  Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.  Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.  Воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги.  Развитие у детей чувства юмора.  Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность. Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на мультимедийном оборудовании, ширмы-передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для пересказа сказок. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки.
Иконка файла материала Конспект открытого занятия развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики».docx
1 Приложение  Конспект НОД развитию речи дошкольников с использованием схем, здоровьесберегающих, ИКТ- технологий (подготовительная группа) Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики» Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.  Задачи:  Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.  Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и  выразительность языка произведения.   Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.   Воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги.  Развитие у детей чувства юмора.   Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение  сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.  Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на  мультимедийном оборудовании, ширмы­передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для  пересказа сказок.  Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.  Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка­драматизация,  музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки.  Ход НОД: (В костюме Сказочницы входит воспитатель) Сказочница: ­ Здравствуйте, дорогие ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям. У меня ларец, а в ларце предмет. И вы узнаете что это, как только  загадку разгадаете.  Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)  Вот я к вам сегодня принесла книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.  Сказочница: – Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)  – Вижу, все любят!  – А почему вы любите сказки? (Ответы.)  – Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы  сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…  – А какие бывают сказки? (Ответы.)  Сказочница: – Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами  поговорим о русских народных сказках.2 Сказочница: ­ Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт ­ повседневная жизнь) и сказки о животных. Я вас приглашаю попутешествовать и узнать получше о сказках. В этом нам поможет мой  клубочек, он волшебный. Куда покатится, сейчас узнаем.  Сказочница: ­ Вот прикатился наш клубок. Что здесь у нас, давайте прочитаем: «Волшебные сказки» В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, волшебная  палочка может исполнить любое желания, скатерть­самобранка накормить всех, шапка­невидимка сделать  невидимым.  – Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка­бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Крошечка­Хаврошечка», «Мальчик­с­пальчик») . Молодцы! Прекрасно знаете сказки.  Катись клубочек по дорожке.  Ну, теперь мы прикатили к бытовым сказкам.  В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как  трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум ­ вызывают  восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.  Сказочница: – Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал»,  «Дочь­семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает») . Вспомнили сказки, а клубочек дальше катится…  «Сказки о животных» Сказочница: – В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят  как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел  – глупый. («Заяц­хваста», «Лисичка­сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль»,  «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»). Сказочница: – А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В  некотором царстве, В некотором государстве… », «Жили­были дед и баба… ». – А как заканчивается  сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и… кто подскажет?  Правильно, добра наживают!  Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик? Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам  текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло  наказывается. Молодцы.  Сказочница: ­ Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их  сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?  – В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)  – В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки) . – В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки) . – В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки) . – В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок) . – А в какой сказке эти герои живут все вместе?  Сказочница: ­ Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И  называется она: «У страха глаза велики». Чтение сказки или прослушивание аудио записи3 «Жили­были бабушка­старушка, внучка­хохотушка, курочка­клохтушка и мышка­норушка.  Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.  Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от  поросячьего копытца.  Назад идут, у бабушки вода трё­ё­х, плё­ё­х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх­трёх! Плёх­ плёх! У мышки – трёх­трёх­трёх! Плёх­плёх­плёх!  Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.  А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на  яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!  Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.  Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку  спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает: – Ой! Медведище меня чуть не задавил!  Внучка плачет: – Бабушка, волк­то какой страшный на меня наскочил!  Курочка на печке кудахчет: – Ко­ко­ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!  А мышка из­под печки пищит: – Котище­то какой усатый! Вот страху я натерпелась!  А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти­то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги  унесли! ». Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».      Воспитатель: ­ Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)  Смешная, потому что все герои испугались. И грустная ­ оттого же, что все герои испугались, оказались  трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и  бояться­то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки  выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего­то боимся.  Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не  летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.  Воспитатель: – А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)  – Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)  – Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из  современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не  случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.  Воспитатель: – А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой  он этот след? (Ответы.)  – Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть  палец.  – А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.4 Воспитатель: – Как вы думаете, почему у бабушки вода в вёдрах плескалась так: «Трё­ё­х, плё­ё­х! », а у  внучки – «Трёх! Плёх! » (Ответы.)  Физкультминутка Воспитатель:  – Покажите, как идет бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку?  Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?  – Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.  – Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только  яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.)  Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой  полакомиться.  – Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он  испугал? (Ответы.)  Ребята, Скажите, пожалуйста, как бы вы поступили, если бы на вас неожиданно налетел бы заяц?  Как вы думаете, а если бы зайка не испугался?  – Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то  низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е.  спряталась.  – А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой  не так страшно.  – А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается?  Второе чтение.      Воспитатель: – А теперь ребята, давайте попробуем пересказать сказку по нашей схеме, при помощи  рисунков (пересказ детей 1, 2 человека) . Воспитатель:  ­   Мы сегодня с вами прочитали сказку «У страха глаза велики». Что же из этого мы  поняли? Чему она нас научила? Почему вы так думаете?  Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок Молодцы, наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята.

Посмотрите также