1
Приложение 5
Игры и упражнения
по развитию сенсорных способностей
детей 3—5 лет
Комплекс нагляднодидактических материалов для индивидуальных занятий
Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Развивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию, адресованы детям 3—5и
лет (а также для детей с задержкой психического развития) и могут с одинаковым успехом
использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных
учреждениях.
СПРЯЧЬ МЫШКУ
Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий,
фиолетовый и их названий.
Материал.
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка
(мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с
правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет
квадратыдверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей
квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверцаквадратик будет другого цвета, отличного от
цвета домика, придёт кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка — «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно
закрытой дверцы кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается
спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадратыдверцы тех же цветов, что и
«мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с
ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков
можно увеличить.
Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять
несколько раз.
В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Материал.
Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки«человечки»; у ребенка
одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению. 2
Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок«человечков», рассказывает о ее необычных
жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок«человечков»), обводя контуры
фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку
обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый
поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед
ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой
формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.
АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК«ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель. Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.
Материал.
Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами — фигурки«человечки»;
у ребенка 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением
овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику,
клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок«человечков» и предлагает познакомиться с
новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник;
взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на
какую — прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на
квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок«чело
вечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит
салфетки той фигурке, для которой она сделана.
КТО ГДЕ СПИТ Цель.
Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник).
Материал.
Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигуркичеловечки);
у ребенка те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным
изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок«человечков». Взрослый поочередно показывает
большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый
выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки«человечка». Затем взрослый предлагает
поиграть с маленькими фигурками«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в
подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с
нарисованными.
Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть
меньше, чем контуры на карточке.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом,
зеленом, синем, фиолетовом.
Материал.
Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого,
зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.
Рекомендации к проведению.
Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая
представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок
вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый
дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает
внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка
желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный
флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая 3
их по цвету к каждой комнате (в красную комнату — все красные игрушки, в синюю — все синие и т.
д.).
Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого
флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».
Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подго
товленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».
ПОСТРОИМ БАШНЮ
Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и
приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний",
"маленький".
Материал.
Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей
величины (большой, поменьше, самый маленький);
у ребенка по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей,
располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу — самый большой квадрат,
затем — поменьше, затем — самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая
их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где — лисе
(чуть повыше), а где — мышке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей)
используя способ наложения.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.
ЛОТО «ЦВЕТ»
Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.
I вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному
признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов
шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на
первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем
проводится игра. Взрослыйведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого
такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку
на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.
Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и
более карт лото.
II вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному
описанию.
Материал. Тот же.
Рекомендации к проведению.
Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет
предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает
тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на
название цветов предметов.
Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах
спектра.
ГОСТИ Цель.Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся
4
по цвету и величине.
Материал.
Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки«человечки»; большие листы бумаги с
контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок « человечков »;
у ребенка круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок«человечков» и поиграть с ними. Он
достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»;
сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал — вытянутый).
Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и
овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги,
раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы — на листе с контуром овала.
Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, пря
моугольником).
АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»
Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания
величины.
Материал.
Образец аппликации елочки;
у ребенка по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации,
клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же.
Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась
красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).
Далее ребенок выполняет аппликацию: сначала раскладывает элементы аппликации в порядке
убывания величины, затем наклеивает их.
НАКОРМИМ МИШЕК
Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия
между 2—3 предметными рядами.
Материал. Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно
убывающей величины; у ребенка 6—8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они
стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д.
Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому
мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке — самую большую
миску, тому, кто поменьше — самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой
рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для
мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая
принцип отбора, — выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а
также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
ОКРАСКА ВОДЫ
Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями:
«светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Материал. 2 большие банки с наклейками темнокрасного и светлокрасного цветов, красная
гуашевая краска, кисть;
у ребенка 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.
Рекомендации к проведению. 5
Взрослый предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать
«сок», — набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает
получившийся светлокрасный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в
краску 2 раза, получает более темную воду.
Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого
ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков — светлокрасную и
темнокрасную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.
Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с
использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.
ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР
Цель.
Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного
воспроизведения.
Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13
палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга длина
проволоки или нитки короче, чем для овала).
у ребенка фигурки«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или
толстая нитка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник),
просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со
взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.
Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала
строятся из проволоки или ниток.
После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО
Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической
фигурой (эталоном).
Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких
карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):
круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик,
платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо;
прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка,
косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы
на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой —
мяч, яблоко, квадратной — коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый
является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими
фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.
Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по
одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой
формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой
карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2—3 раза с новыми фигурами.
СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ
Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее
из частей.
Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик,
человечек и т. д.;
у ребенка одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины
и пропорций.
Рекомендации к проведению. 6
Взрослый вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения
составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности
расположения их в пространстве.
Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур
самостоятельно.
Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.
ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ
Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.
Материал. У ребенка по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но
одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины —
«двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой
двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на
охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к
каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий
проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет
утащить зайца.
Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем
наложения.
Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.
ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА
Цель.
Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил,
составление ряда по светлоте.
Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка листы
бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с
ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом — потемнее, затем —
самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с
помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного
синей краски, можно сделать светлосиний цвет, добавив побольше синего — цвет потемнее.
Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый — светлосиний, второй —
более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.
Далее ребенок самостоятельно смешивает краски на палитре, получая два оттенка: один —
светлого цвета, другой — потемнее. Он раскрашивает шарики так, чтобы получился светлотный ряд.
Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом
получить еще один оттенок (еще более светлый).
ИГРА С МЯЧОМ
Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.
Материал. Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по
величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает
глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф — его не достать с пола, то низко — мяч
легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если
он лежит высоко.
Игра повторяется несколько раз.
В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились
«тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку.
Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить».
Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).
АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА» Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.
Материал. Картинка с изображением радуги;
у ребенка лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для
7
завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и
загадки о радуге.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радугадуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
и оттуда вниз по радуге
на салазках, на коньках.
К. Чуковский
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
СТИХИ О РАДУГЕ
Радугадуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
ЗАГАДКИ О РАДУГЕ
Разноцветные ворота
На лугу построил ктото,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Ни одну, ни две, ни три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
Взрослый обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в
таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.
Далее взрослый дает ребенку лист с незавершенной аппликацией радуги и предлагает разложить, а
затем и наклеить полоски в нужной последовательности, так чтобы получилась красивая радуга.
АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ»
Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы
и цвета.
Материал. Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги;
у ребенка лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же
орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета
наклеена посередине, какие — по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним
фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.
Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество мате
риала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность
выбора.
ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»
Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от
третьего (величины).
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фи
гурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.
Рекомендации к проведению. 8
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки
но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает
соответствующую фигуру на карте; если не отзывается — фигура откладывается в сторону. Игра
продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.
Примечание. В начале ребенку даются 1 —2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у
ребенка может увеличиваться.
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Конспект НОД тема: "Подбери по цвету"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.