Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)
Оценка 4.8

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
Детсад
08.04.2018
Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)
Данный материал поможет педагогу провести работу по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников старшего возраста, а именно дифференцировать свистящий и шипящий звуки. В ходе проведения игровой деятельности используются дидактические игры, работа с карточками, ребусы. Занятие проводится в игровой форме и движении.Конспект занятия соответствует ФГОС дошкольного образования
Конспект занятия Дифференциация З и Ж.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Гармония» пгт.Забайкальск, Забайкальского края Конспект основной образовательной деятельности 1   с дошкольниками 5­6 лет. Дифференциация звуков [З]  и [Ж] Тема: «Магазин».                                       Составила: учитель­логопед Осипова Р.А. Провела: воспитатель Калинина Н.К. пгт.Забайкальск, 2018г. Образовательная область: речевая, социально­коммуникативная. Тема занятия: Дифференциация звуков [З]и[Ж] «Магазин».  Цель занятия: Учить детей дифференцировать звуки [З] и [Ж], через развитие всех компонентов речи. Закреплять  полученные навыки анализа звукового состава слова . Задачи занятия: 2 Образовательные: Учить детей различать звуки [З] и [Ж]. Продолжать учить звуковому анализу слов, умению  составлять простые предложения с заданным словом.  Развивающие: Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата, координацию движений, пространственную  ориентировку,  слуховое внимание,  фонематическое восприятие, память, тонкую моторику рук. Продолжать обогащать  глагольный словарь, развивать грамматический строй речи. Воспитательные: Воспитывать нравственно­эстетические чувства. Формировать черты гармоничной и  незакомплексованной личности. Материал: Игрушки (жук, кузнечик, 2 магазина), предметные картинки ( жёлуди, ножик, журнал, жернова, жвачки,  мороженное, кружева, зонты, занавески, заколки, замки, бензопила, зубочистки, значки, жук, лужа, художник, варежка,  кукуруза, замок, зонт, зубы, роза), ребусы, обручи, картонные прилавки с изображением 5 предметов. Активизация словаря: бензопила, зубочистки, жернова, железо, желтизна, жезл, жизнь, зажигалка, зажим, зажать, зажечь. Этапы ООД Содержание ООД Организационный  момент  Психологический  настрой  Работа с ребусами. Выделение звука в  начале слова.  Проблемный метод Основная часть.  Развитие общей  моторики    Формирование  оптико­ пространственной  Деятельность воспитателя 3 ­ Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день. Я  улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг  другу. И подумайте, как хорошо, что мы  сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и  добры, мы приветливы и ласковы. Мы  здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту,  красоту. А выдохните через ротик все  обиды, злобу и огорчения.  А сейчас  давайте пожелаем друг другу и нашим  гостям доброго утра. Сегодня нам предстоит интересная  встреча. А с кем, вы  хотите узнать? Тогда  идите за мной. Делаем шаг вперёд, два шага направо, три  вперёд один шаг налево (перед детьми лежат   два конверта с ребусами). Ребята,  из звуков,  которые находятся в начале названия  картинок нужно составить слово, тогда мы  узнаем, с кем мы сегодня встретимся.  Деятельность воспитанников Дети встают вместе с  воспитателем в круг.  Звучит лирическая  музыка.   Предполагаемый результат Психоэмоциональный  настрой на занятие. Дети делают вдох и выдох три раза. Дети желают доброго утра друг другу и гостям. Дети выполняют  движения по инструкции  воспитателя. Дети определяют первый  звук в названии картинок  и составляют слова  Детям становиться  интересно, с кем же  они встретятся? Развитие общей  моторики и оптико­ пространственной  ориентировки. ориентировки. Начинаем отгадывать слева направо. В чаще лесной, под огромной осиной Рядом стояли два магазина. В первом из них жук торговал,  Со звуком [Ж] он всё продавал: Желуди, ножик, журнал, жернова, Жвачки, мороженное, кружева. В другом магазине кузнечик стоял, Со звуком [З] он товар предлагал: Зонты, занавески, заколки, замки,  Бензопилу, зубочистки, значки. Ребята, вы догадались, какие звуки мы с  вами будем сегодня различать? Ребята, дадим характеристику этим  звукам. Каждый из них магазин свой хвалил. Каждый соседу всегда говорил: «Не нужен в лесу никому твой товар, В нём звуки в названиях – просто  кошмар!» Кузнечик звенел: «Ну, зачем так зузать? Правильней всё, так как я называть:   Сообщение темы  4 занятия.  Характеристика  звука по  артикуляционным и  акустическим  признакам.  Развитие  фонематического  слуха и восприятия. (кузнечик и жук) Дети проходят  в игровой  центр к магазину, встают  полукругом перед  магазином. Знакомятся с темой  занятия.   Настраиваются на  предстоящую работу. Дети определяют первый  звук в начале слова. Определяют, что звуки  согласные, парные,  звонкие. Звук [Ж] всегда  твёрдый, а [З] бывает  мягкий, а бывает твёрдый. Дети осваивают  характеристику ­ Нет. Он вместо звука  [Ж] произносит звук [З]. ­ Нет. Он вместо [З]  произносит звук [Ж]. Зелуди, нозык, зурнал, зернова, звачки,  морозеное, крузева» Ребята, правильно говорит кузнечик? А жук отвечал: «Дружок, не жвени!  Правильно я говорю! Ижвени! Жонты,  жанавески, жаколки, жамки,  бенжопила, жубочистки, жначки». А жук правильно говорит? 5 Вот так они ссорились дни и недели,   От шума все листья с осин облетели,  И звери лесные, устав от раздоров,  Решили конец положить этим ссорам. Сказав продавцам: «Вам придётся  мириться, Иначе никто не придёт к вам  скупиться!» И жук, и кузнечик всерьёз испугались, Но помириться не попытались, Никто не хотел никому уступить,  Видно придётся нам их помирить. ­А для этого, ребята, нам нужно будет  выполнить несколько заданий, чтобы эти  спорщики убедились»: оба звука [З] и [Ж]  нужны и важно их не путать. Мы им для начала покажем зарядку. звуков русского  языка. Развитие  фонематического  слуха и  фонематического  восприятия. Развитие мелкой и  артикуляционной  моторики,  межполушарного   Динамическая пауза  (Артикуляционная гимнастика.)  Пальчиковая  гимнастика.  Произношение  звуков в словах.  Дидактическая игра  «Кому что?»  взаимодействия  головного мозга. Развитие внимания,  воображения,   произвольной памяти Развитие  фонематического  анализа и синтеза,  мышления. 6 Все упражнения по порядку. Точно исполним, не будем лениться, Пусть язычок наш быстрей шевелится. Пожалуйста, возьмите зеркала, и пройдите  на стульчики Упражнения: ­«Улыбочка – хоботок» ­«Качели» ­«Горка» ­«Песенка кузнечика» ­ «Маляр»(Покрасим потолок в домике) ­«Дождик»(«Наказать непослушный язычок») ­«Чашечка» ­ «Песенка жука». Ну вот, язычки наши расшевелились, И жук, и кузнечик весьма удивились,  Что одновременно можно суметь И пожужжать и позвенеть. Теперь нашим пальцам устроим  разминку: Правыми мы накрываем картинки со  звуком [Ж]. Ну а левым придётся накрыть, что со  звуком [З] продаётся. (Изображение прилавка с разложенным товаром, 5  предметов со звуком [Ж], и 5 со звуком [З]. Дети  называют соответствующие картинки и накрывают их  пальцами). Дети проходят на  стульчики и  выполняют  артикуляционные  упражнения по  инструкции и показу  воспитателя. Дети подходят к столу,  называют картинки,  изображенные на прилавке со звуком [Ж]: «Жук,  флажок, ёжик, жёлудь,  жираф». Потом со звуком [З]:  «заяц, зебра, ваза, зонт,  глаз». (распределение картинок  по наличию в них того или  иного звука) Ребята, давайте торговле поможем,  Новые вещи продавцам мы предложим. Какой­то товар жуку подойдёт, какой­ то кузнечик себе заберёт. (Воспитатель помогает детям, показывает как  правильно накрывать картинки пальцами)  Речь с движением  «Кузнечик»  Координация речи с  движением,  обогащение  глагольного словаря. Скачет маленький кузнечик: Через мостик перешёл, Через лужи перепрыгнул,  В гости к бабочке пришёл: «Эй хозяйка, хватит спать! 7 Выходи скорей гулять!  Дидактическая игра  «Скажи правильно» (исправление  неправильного  произношения слов)  Развитие слухового  внимания,  фонематического  анализа Будем вместе веселиться – Ты летать, А я скакать!» Но спорщики наши никак не уймутся, Того и гляди, сейчас подерутся. Выговаривать правильно звук не  стараются, В итоге, у них ерунда получается. ­Захотел наш Женя спать и начал во весь  рот жевать. Дети по очереди берут  картинки, называют их,  определяют, какой звук  есть в названии и  отправляют в магазин к  соответствующему  продавцу. Поскоки. Ходьба. Прыжки с ноги на ногу. Ходьба. Дети ритмично «Стучат в  дверь». Машут рукой  по направлению к себе. Хлопают в ладоши. Машут руками. Поскоки на месте. Развиваем общую  моторику,  координацию речи и  движения. Закрепление  материала по  дифференциации  звуков  в словах и  предложениях. ­ Зевать. ­Коза.  Дидактическая игра  «Дирижёр» (Произнесение слов,  в которых  одновременно есть  звуки [Ж] и [З].)  Развитие звукового  анализа и синтеза.  8 ­Роз. ­Лежать. ­Ждать. Дети следят за движением палочки и проговаривают  слова.  З ­За забором, возле лавки, кожа мирно  щиплет травку.  ­В день рожденья мой сосед Подарил мне рож букет. ­Когда кладут ребёнка спать, в кровати  должен он лизать. ­Не баловаться, не кричать, тихонько маму  свою сдать. Вот как может изменяться смысл слова в  зависимости от того, какой звук [З] или  [Ж] мы в нём произнесём. ­ Ф ведь есть много слов, в которых  одновременно встречаются и звук [Ж], и  звук [З]. Если мы вспомним и правильно  произнесём их, то может быть, жук и  кузнечик наконец­то помирятся. А чтобы  легче было их произносить, я вам помогу:  буду, как дирижер палочкой показывать  направление движения языка, вверх –  произносим звук [Ж], вниз ­ звук [З]. Железо Желтизна Жезл Жизнь             Зажигалка Зажим Заключительная часть.  Итог занятия.  Рефлексия. Зажать Зажечь Мы очень старались, мы честно  стремились, Чтоб жук и кузнечик всё ж померились. И даром, конечно, наш труд не пропал, И жук, и кузнечик соседу сказал: «Теперь­то я понял: все звуки нужны! Теперь­то я знаю: все звуки важны!» Ребята, какие звуки мы с вами сегодня  учились различать? Какие это звуки?  Дайте, пожалуйста, характеристику этим  звукам. Молодцы ребята! Вам понравилась встреча с кузнечиком и жуком? Какая игра с ними   вам больше всего понравилась? 9 Звуки [Ж] и [З] Эти звуки согласные,  парные, звонкие. [Ж] –  твёрдый, а [З] – бывает  твёрдым или мягким. Дети отвечают на  вопросы, высказывают  своё мнение, Закрепление  пройденного  материала. Обратная  связь. Уточнить у  детей, кто может  произносить и  различать эти звуки, а  с кем необходимо  заниматься  индивидуально. Используемая литература: 1. Будённая Т.В.. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл. 8с.. 2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. –СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. ­160с. 3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.. Развитие и коррекция речи детей 5­6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с. (Серия  «Программа развития»). 4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно­методическое пособие/  науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2012.­208с. 5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2­е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56с.. 6. Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дош. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)

Конспект ООД на тему "Дифференциация звуков Ж и З" (дошкольники 5-6 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018