Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Взрослым
13.11.2017
Тема занятия: Костюм Донских казаков сквозь века.
Цель занятия:
- ознакомиться с традиционной одеждой казачества;
- ответить на вопрос «Что нового было внесено в одежду донских казачек и казаков на протяжении веков?»;
Задачи:
образовательные: дать детям представление о национальном костюме; ознакомить с историей возникновения и особенностями костюма Донских казаков; ознакомить с традиционной одеждой Донских казачек и казаков; научить распознавать костюм Донских казаков.
развивающие: обогащение и активизация словарного запаса; развивать слуховое внимание; развивать познавательный интерес к предмету; продолжать учить согласовывать речь с движениями; развивать сенсорные способности; способствовать формированию положительной мотивации учения;
воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за свою «малую родину»; формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Дона; воспитывать любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек; воспитывать позитивное отношение друг к другу.
Тип занятия: занятие «открытия» нового знания.
Метод обучения: лекция, демонстрация.
Объект изучения: путь развития казачьего костюма на Дону.
Предметом изучения является казачий костюм. При изучении данной темы мы хотели рассмотреть, как формировался, изменялся костюм со временем, что влияло на эти изменения.
Материально-техническое оснащение:
*ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
* мультимедийная презентация;
* раздаточный материал;
*аудиозапись гимна Ростовской области;
* карта Ростовской области.
На занятии применяются технологии:
* Здоровьесберегающие,
* слайдовой презентации;
* игровые.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Словарь: «басочка» - оборка на кофте, «спидница» - нижняя юбка, «расхожий» - на каждый день, «запон» - фартук,
«шлычка» (колпачок) - головной убор замужних женщин.
Подготовительная работа: Просмотр видео фильмов по теме. Беседа и просмотр иллюстраций. На занятиях факультатива «Мастерская радости» дети ознакомились с технологией изготовления костюма Донских казачек (швейное дело) и помогали старшеклассникам в изготовлении мягких игрушек: Донские казаки: Дед Щукарь
конспект костюм донских казаков.docx
ГКОУ РО школаинтернат VIII вида №1 г. Новочеркасска
Конспект открытого занятия
«Костюм Донских казаков сквозь века»
Разработала: Артамонова Н.М.
Новочеркасск – 2017г. «Русский национальный костюм это живая нить, уводящая нас в глубину
веков, которая позволяет детям непосредственно прикоснуться к живой
истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием».
О.А.
Ботякова
Тема занятия: Костюм Донских казаков сквозь века.
Цель занятия:
ознакомиться с традиционной одеждой казачества;
ответить на вопрос «Что нового было внесено в одежду донских казачек и казаков на протяжении веков?»;
Задачи:
образовательные: дать детям представление о национальном костюме; ознакомить с историей возникновения и
особенностями костюма Донских казаков; ознакомить с традиционной одеждой Донских казачек и казаков; научить
распознавать костюм Донских казаков.
развивающие: обогащение и активизация словарного запаса; развивать слуховое внимание; развивать познавательный
интерес к предмету; продолжать учить согласовывать речь с движениями; развивать сенсорные способности;
способствовать формированию положительной мотивации учения; воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за свою «малую родину»; формировать гражданское,
патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому
и традициям народов Дона; воспитывать любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек; воспитывать
позитивное отношение друг к другу.
Тип занятия: занятие «открытия» нового знания.
Метод обучения: лекция, демонстрация.
Объект изучения: путь развития казачьего костюма на Дону.
Предметом изучения является казачий костюм. При изучении данной темы мы хотели рассмотреть, как формировался,
изменялся костюм со временем, что влияло на эти изменения.
Материальнотехническое оснащение:
*ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
* мультимедийная презентация;
* раздаточный материал;
*аудиозапись гимна Ростовской области;
* карта Ростовской области.
На занятии применяются технологии:
* Здоровьесберегающие,
* слайдовой презентации; * игровые.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: нравственноэтическая ориентация.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной
точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Словарь: «басочка» оборка на кофте, «спидница» нижняя юбка, «расхожий» на каждый день, «запон» фартук,
«шлычка» (колпачок) головной убор замужних женщин.
Подготовительная работа: Просмотр видео фильмов по теме. Беседа и просмотр иллюстраций. На занятиях
факультатива «Мастерская радости» дети ознакомились с технологией изготовления костюма Донских казачек (швейное
дело) и помогали старшеклассникам в изготовлении мягких игрушек: Донские казаки: Дед Щукарь
.
Ход занятия: Этап урока
Организационный
момент:
Деятельность
обучающихся
Приветствие
педагога.
Все слушают гимн
стоя.
Действия педагога
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие, у нас гости,
поприветствуем их. А сейчас, ребята, послушайте!
Звучит куплет Гимна Ростовской области.
Прошу вас, дети, рассаживайтесь по своим рабочим местам.
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я
приглашаю совершить путешествие в "Мир костюма Донских казаков ".
В класс входят две старшеклассницы в казачьих костюмах (Лазеева К. и
Гончарова Л.)
Дети, а вот и наши Донские казачки: Ксюша и Люда!
Девочки читают стихи:
Казачка Ксюша:
«Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон
Ты кормилец наш, Дон Иванович!
Про тебято лежит слава добрая!
Слава добрая, речь хорошая!
Как бывало ты всё быстёр бежишь
Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек.»
А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные
казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня
о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.
Формирование
учащимися темы и
целей занятия:
Казачка Люда:
Ребята, послушайте стихотворение Н. Туроверова:
Средь донских степных полей и кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут, казаки давно живут.
Гордый и лихой народ заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют
Песни звонкие поют
Память предков охраняют,
Веру в бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Ответы
воспитанников.
Просмотр
слайдовой презентации.
Ответы
воспитанников.
Учитель:
Что вы услышали из данного стихотворения? О ком говорится в этом
стихотворении?
Да, ребята, правильно, о казаках! А кто такие казаки?
В древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне
бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на
свободных землях и становились вольными казаками. Все казаки служили
Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у
них своя история, традиции.
А сейчас, дети, давайте посмотрим небольшую презентацию.
Что вы увидели на экране?
Из всего, что вы увидели и услышали, как можно обозначить тему нашего
занятия?
Что мы должны узнать на занятии? Как вы думаете, что какая цель
нашего занятия?
Тема нашего занятия «Костюм Донских казаков сквозь века».
костюм
Национальный
уникален.
Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и
даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное
положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме.
Существовала система «опознания» на девиц, замужних, вдов. Мы с вами
донских
казаков
Конспектирование
основных
предметов
одежды.
Актуализация
знаний:
«Открытие нового
знания»: рассмотрим костюм Донской казачки.
Характер и особенности женской одежды историки объясняют
происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду
тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве пленниц
ясырок — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие были привезены из
русских селений.
Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая
«парочка». Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав
длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась
кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» обязательная
принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой
ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Фартук или запон:
различают праздничный и расхожий (на каждый день). Праздничный запон
украшали ткаными узорами. На голове шёлковые платки, на ногах
полусапожки.
Девушки на выданье одеваются точно так же как молодые замужние
женщины — все отличие заключается в повязке головы.
У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних
женщин – шлычка (колпачок).
«Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине
южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов
кочевников, турок, крымских татар».
Казаки носили одежду по древнему своему обычаю, которая кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском
платье старинного покроя. На Дону очень любили одежду ярких,
живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. В конце XVII –
начале XVIII вв. сложился тип мужской одежды: зипун – представлявший
собой распашную верхнюю одежду без ворота. С ним носили кафтаны,
рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки, называемые трухменками, кушак
(шелковый пояс).
Казаки продолжали быть военными. Это проявлялось и в одежде. Темно
синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на
седле. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка.
Темносиние шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с
такими шароварами носили гимнастерку из ткани защитного цвета со
стоячим воротником и застежкой на пуговицах. Ещё шинель. Головные
уборы – фуражка и папаха.
Физминутка
«Метод пяти пальцев»
М (мизинец) мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) — состояние духа. Каким были сегодня мое преобладающее
Музыкальная
физминутка –
презентация:
«Танцуют все»
Рефлексия
деятельности: Итог занятия:
настроение, состояние духа?
У (указательный) услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или
чему поспособствовал?
Б (большой) бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое
состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Учитель: Закончить наше занятие хочется стихотворением:
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может, гдето бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя! Приложения:
Казачки Ксюша и Люда
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Конспект открытого урока "Костюм Донских казаков сквозь века", посвящённый 80-летию Ростовской области.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.