Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством Б.И.Шергина; выведение новых понятий, уметь применять опорные понятия: рассказ, метафора , пословица.
учить детей понимать смысл пословиц; учить читать выразительно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; воспитывать трудолюбие, старательность.
Планируемые результаты: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух.
Оборудование: учебники Л.Ф.Климанова, М. В. Головановой и др. Литературное чтение ч 2, рабочие тетради, карточки с пословицами, пословицы на доске:
Что хорошо, то не скоро.
Поспешишь, да людей насмешишь.
Наскоро делать – переделывать.
И готово, да бестолково.
Мало – помалу птичка гнездо свивает.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений из раздела «Страницам детских журналов» «Кукушка», «В театре», «Котенок».
III. Сообщение темы и целей урока. Работа со вступительной статьёй.
- Ребята, мы начинаем чтение произведений новой темы. Посмотрите, как она называется.
*«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
1.Словарная работа: кузовок – короб из лыка или берёсты- Как вы понимаете название темы?
- Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Бориса Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Но прежде чем приступить к чтению произведения, прочитаем
вступительную статью.
- Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? (Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Но это происходит не сразу и не вдруг. Как правило, это происходит незаметно, постепенно.
IV. Изучение нового материала.
1) Рассказ об авторе.
- А сейчас познакомимся с автором рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного.
2) Первичное чтение.
Словарная работа: кузовок, красовито, паркетчик, незалёжливый, академия, вылощил.
3) Анализ произведения.
- Какой мудрости научил Митю мастер?
* Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось» и чтобы выполнено было оно с душой и «красовито, тщательно»
- Прав ли он оказался?
- В какой из пословиц заключена эта мудрость?
*«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
- Какие другие пословицы встретились в рассказе?
*Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, а руки делают».
- Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.
- Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?
- Какая из пословиц по смыслу подходит к теме рассказа?
Работа пословицами записанными на доске.
V. Физкультминутка.
VI. Работа над произведением.
1) Повторное чтение текста. Ответить на вопросы.
- Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.
- Какой она вам представляется?
*Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.
- Как Ваня относился к своей бабушке?
*Гордился ею
-А что вы можете рассказать о своих бабушках. За что вы их любите?
VII. Игра «Кузовок».
· Продолжить пословицы: С книгой жить…(век не тужить)
· Любишь кататься…(люби и саночки возить)
· Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь)
· Сделал дело…(гуляй смело)
· С кем поведёшься…(от того и наберёшься)
· Как аукнется…(так и откликнется)
· За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)
· Что написано пером…(не вырубишь топором)
VIII. Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что вам особенно запомнилось?
- О чём вас заставил задуматься урок?
- Можно ли советом мастера воспользоваться и вам?
IX. Домашнее задание.
Подготовить чтение по ролям рассказа Б. Шергина с. 125 – 129.
Дописать задания в рабочих тетрадях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.