Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)
Оценка 5

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
23.11.2018
Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)
Конспект разработан к открытому уроку литературы в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева "Муму". На уроке применяются разные виды работы учащихся: упражнение "Рассыпанное предложение"( в начале урока пятиклассники собирают тему урока), выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, работа в парах и группах. В ходе выявления идеи рассказа формируются нравственно-эстетические представления учащихся.
Конспект открытого урока литературы в 5в классе Муму.docx
Учитель: Стулова Ольга Ивановна         Конспект открытого урока литературы в 5в классе.                   Тема: Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима.         Цель:                                                        сопоставить  истинные и глубокие чувства Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявить отношение автора к барыне и барскому окружению, помочь постичь глубину и содержательность чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмыслить изменения в душе Герасима: от   покорности,   беспрекословного   подчинения   барской   воли   к   утверждению   себя   как личности.  формировать   навыки   выразительного   чтения,   художественного   пересказа,   лексической работы, работы с иллюстрациями;  формировать     нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе   выявления художественной идеи рассказа. Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм. ХОД УРОКА. І.        Организационный момент. Ты улыбкой, как солнышком, брызни,  Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья­то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться  И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе.  Приятного вам учебного дня! II.  Определение темы урока и цели. 1.   Рассыпанное   предложение   «Немой   протест   главного   героя   против   крепостничества. Нравственное преображение Герасима». Проверка домашнего задания. Работа в группах. 1.Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне.                                            5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу­башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Слайд 2. 2. Постановка цели: 1 – Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.    n н i е w м z о й    u п g р s о v т r е f с d т b ­ Что такое протест? Как вы понимаете это слово? Дети дают ответы по ассоциации. ­ Давайте посмотрим, каково значение этого слова в Толковым словаре Ожегова С.И. ­ Почему протест «немой»?  ­ Как же он, немой от рождения, мог выразить этот протест? ­ Что подтолкнуло Герасима к протесту? ­ Каковы цели нашего урока? Цели урока: узнать, какие события в жизни Герасима вызвали протест, в чём он выразился; выяснить, в чём превосходство Герасима над такими же крепостными; проследить, как происходит нравственное преображение героя; учиться уважать мнение собеседника. ­ Давайте составим алгоритм нашей работы: Алгоритм   Находка Муму  Изменения в жизни и характере  Герасима   Муму и барыня  Нравственное преображение героя Работа по алгоритму 1. Художественный пересказ от слов «Дело было к вечеру…» до слов «Так прошёл ещё  год…» 2. Беседа.  ­   Какая перемена происходит в настроении Герасима после появления Муму? («Герасим глядел, глядел да как засмеётся… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким­то радостным и тихим сном».  «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»).  ­ Почему Герасим с нежностью относится к Муму? (Он одинок. У него отняли родной дом, отняли Татьяну. Герой испытывает потребность заботиться о ком­то, чувствовать, что в нём нуждаются. Муму принесла радость и счастье Герасиму. Жизнь для него наполнилась новым   содержанием   –   заботой   о   дорогом   существе)   .  Работа   в   парах     «Выбери нужное»( выбрать характеристики Герасима до появления Муму и после потери Муму). 3.   Обращение   к   иллюстрации   «Муму   и   барыня».   Выбор   цитаты   для   подписи. планшетами.  Работа   с Физкультминутка    ­ Почему Муму, вызвавшая сначала веселое расположение духа барыни, явилась причиной ее истерики?  ­ О каких качествах характера героини свидетельствует изменение её тона в обращении к Муму? Лицемерие   –  отрицательное   моральное   качество,   когда   заведомо   безнравственным   поступкам приписываются   возвышенные   мотивы   и   человеколюбивые   идеи.   Лицемерие   противоположно честности, прямоте, искренности.  Слово учителя. На   фоне   всеобщего   лицемерия,   холодной   жестокости   особенно   обостряется   протест Герасима. 2 Просмотр фрагмента мультфильма «Уход Герасима в деревню»  Работа с текстом (вставить слова). В приложении. ­ С кем сравнивает автор героя? Почему? (Лев – символ храбрости и обновления). III. Итог урока. IV Рефлексия ­Как вы думаете, этот рассказ основан на реальных событиях или вымысел автора? ­В чем отличие между ними?  ­ Понравился ли вам рассказ?  ­ Согласны ли вы с протестом Герасима? ­ Какие цели мы с вами ставили в начале урока? ­ Достигли мы этих целей? V. Оцените свою работу (карточки с цветными кружочками) VI.  Домашнее задание.      Нарисуйте пейзаж, отражающий состояние Герасима. Спасибо за урок. 3 Приложение I.   Восстановите   последовательность   эпизодов   в   рассказе   “Муму”.   Поставьте номера 1–9 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне.  5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу­башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни   II. Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.     n н i е w м z о й    u п g р s о v т r е f с d т b III. Групповая работа «Выбери нужное» Усердно исполнял обязанности Остальную челядь  считал за своих Точно исполнял приказания Побаивался барыни Существо бессловесное Был доволен своей судьбой На  работу не показывался Ушёл, никому не поклонившись Безжизненное лицо окаменело 4 Шумный день  для него был бесшумен и беззвучен Шёл с несокрушимой отвагой и с радостной решимостью IV. «Внимательные ли вы читатели?». Работа с текстом (вставить слова). А между тем в ту самую пору по шоссе усердно  и безостановочно ____________ какой­то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руке. Это был Герасим.  Он__________ без оглядки, ____________домой, к себе в деревню, на родину.  Утопив бедную Муму, он ______________ в свою каморку, проворно ____________  кой­какие пожитки в старую попону, ____________ её узлом, _____________ на  плечо да и был таков. Дорогу он хорошо ___________ ещё тогда, когда его  _________  в Москву. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким­то __________ озлоблением на  лице, окутал веревкой ________ им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в _________ раз посмотрел на неё... Она доверчиво и без страха  поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и  разжал руки... Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга ___________ Муму, ни  ________ всплеска воды; для него самый _____________ день был ______и_______,  как ни одна самая ___________ ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл  глаза, по­прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, ___________  волны, по­прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие­то __________круги. ­ Да вот часа _______ тому назад. Как же. Я с ним ________ повстречался; он уж  опять отсюда шел, со двора выходил. Я было хотел спросить его насчет собаки­то, да он, видно, __________ был. Ну, и толкнул меня; должно быть, он так только  отсторонить меня хотел: дескать, не приставай, ­ да такого необыкновенного леща  мне в становую жилу поднес, важно так, жался и потер себе затылок. ­ Да, ­ прибавил он, ­ рука у него, ____________ рука, нечего сказать.  Все __________ над Степаном  и после ужина ____________.  5 6

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)

Конспект открытого урока литературы " И.С. Тургенев "Муму". Немой протест  главного героя против крепостничества. Нравственное преображение Герасима" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018