Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Оценка 4.6

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
26.04.2018
Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Целями данного урока являются: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику и специфику образов героев жития; углубить представление о таком литературном жанре, как житие; осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей и показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне
конспект урока.docx
Тема урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и  заветы Древней Руси.   Цели урока:    познакомить  с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её   специфику и специфику образов героев жития; углубить представление о таком литературном жанре, как житие;  осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение  понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни ­  самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей и   показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.  Оборудование: презентация, проектор, компьютер, репродукции  икон, лепестки   ромашки из бумаги,  листы для рефлексии, книга «Русские святые», карточки с  названием групп (жюри – вече).  Опережающее задание:                        1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».                       2.  Выполнить задания в  группах Словарная работа: святой, чудотворец, преподобный, благоверный, блаженный, инок,  треба, воздух, риза. Тип урока: урок­исследование                        Х о д      у р о к а.  Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни, исследование человеческой души… (Д.С. Лихачев “О мире древнерусской литературы”) I. Мобилизующее начало.  ­Добрый день, юные исследователи древнерусской литературы, уважаемое вече! Меня  зову Е.И., я проведу у вас урок литературы! Но у нас будет не просто урок, а  путешествие в мир Древней Руси,  исследование образа человека в литературе того  времени. Я очень рада видеть вас такими красивыми, нарядными. Надеюсь, что мы  с  вами плодотворно поработаем.   1. Подход к теме урока. Интрига. ­ Дома вы работали в группах, и у каждой группы была своя тема для исследования.  Позвольте мне представить группы нашему многоуважаемому вече: группа  летописцев, группа волхвов, группа писцов, группа иконников. Слайд 1 (Загадка) Ребята, в этой  загадке  зашифровано 2 ключевых слова нашего сегодняшнего урока:   Что нам сердце в горе исцелит…и… Из века в век на них семья стоит …и… ­ Подумайте в группах над своими вариантами и запишите их на листочках. В конце  урока мы вернемся к нашим ответам и сможем восстановить четверостишие. Слайд 2 (Эпиграф) ­ Посмотрите внимательно на эпиграф нашего урока, это слова знаменитого русского  ученого, публициста Д.С. Лихачева (читаю). Вспомните, какое произведение др/р  литературы вы читали дома  и определите тему сегодняшнего урока. Слайд 3.   1 часть (Тема) ­ Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской  литературы «Повестью о Петре и Февронии». Запишите число и тему в тетрадь. ­ А теперь пусть каждая группа скажет, какие цели  стояли перед ними, когда они  выполняли свои исследования? ­ Мы узнаем об авторе повести, времени написания, жанре; ­ Попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его  характер; ­ Выясним, каковы были  нравственные идеалы Древней Руси и ценны ли они сейчас? Слайд 3.   2 часть (Цели) ­ Это и есть цели, которые мы должны достигнуть на уроке Исследование группы летописцев   Слайд 4 (Петр и Феврония)     ­ Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».                                                                                       1. ­    Сделаем выводы из исследования летописцев     Слайд 5 (Выводы летописцев) ­ Какие сведения  мы запишем в тетрадь? (Автор, дата)                                                                 ­   Но  митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник  «Великие Четьи ­ Минеи» (ежемесячные чтения). Как вы думаете, почему?  ­ Ответить на этот вопрос попробуют писцы. Они  искали в повести черты сказки, жития, повести и заполняли таблицу Слайд 6 (Пустая таблица) 2.  Слайд 7 (Заполненная таблица)  Исследование группы писцов ­  ­  Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение  житием?                                                                              Это житийная повесть с элементами народно­сказочного характера. Давайте это  определение  запишем в тетрадь.                                                        ­ Вопрос ко всем. Так почему же это произведение не было включено в сборник?  (Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные  мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для  агиографических канонов XVI в.) Беседа по вопросам. 3.                                                              Повесть, однако, оказалась излюбленным чтением современников Ермолая­Еразма  и их  потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях. ­ Случайно ли, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести? ­  Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о  правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.  Слайд 8  ­ Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?             (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали  наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).                                                                         ­ Так почему же автор делает Петра главным героем?  (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но  тверд в вере).                                                                        ­ Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную,  а крестьянского происхождения?                                                                        (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что  и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).                                                                         ­ Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?  (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум,  верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и  приняли ее).                                                              ­  Посмотрите на записанные изречения.  Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.   Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.  ­ Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?                                                       ­ Пётр  был благодарен Богу за такую жену? Где мы это видим?  Когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: ­ Найдите в тексте, как объясняет этот выбор автор. «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради  царствования в жизни этой,   …    по Евангелию поступил: пренебрег княжением  своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».                                                                         ­ У меня вопрос к группе волхвов, ведь именно они составляли характеристики главных  героев  – нашли ли вы у  автора  портреты  героев повести?  ­ А почему в  повести нет описания внешности героев? (Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и  Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.  Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг  друга не видели и все общение вели через слуг).         ­ А о том, как автор характеризует Петра и Февронию, какие эпитеты он им дает,  расскажут нам волхвы                                                           4.  Исследование группы волхвов Слайд 9 (Православный словарик) ­Перед вами небольшой православный словарик, рассмотрим его. (Дети зачитывают  статьи из словарика) Слайд 10 (Опорная схема) ­ Давайте обобщим всё, что мы узнали об образах Петра и Февронии в опорной схеме.  Для начала нужно ее расшифровать.  (Перенесите себе эту схему в тетрадь) Слайд 11 (Фото памятника Петру и Февронии с музыкой) Релаксация (включаю музыку)   Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется  потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте  назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь  уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед  собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь  сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более  расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как  настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой.  Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните  назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не  правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно,  тепло и лениво, как котятки.   5.     Беседа по вопросам. ­ В чем находит свое высшее выражение любовь  Петра и Февронии? (Оба супруга, не  мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не  разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).              Слайд 12 (Церковь и мощи)                                                            ­  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553  году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято­Троицкого монастыря в  Муроме. ­ Какие же иллюстрации к эпизодам  подготовили нам иконописцы и почему они выбрали именно такие эпизоды? 6. Исследование группы иконописцев        7. Беседа по вопросам ­ Посмотрите, на репродукции икон святых Петра и Февронии Муромских. Все они  разные, но что их объединяет? (Петр и Феврония смотрят друг на друга) ­Пора вспомнить о загадке, которую я загадывала в начале урока. Сейчас я соберу  лепестки, на которых вы написали варианты  2­х зашифрованных слов. ­ Какой цветок получился у меня? Случайно ли это именно ромашка?  Слайд 13 (икона и надпись 8 ИЮЛЯ) ­ 8 июля – День святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья.  С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи,  любви и  верности.  Слайд 14 (Памятники в городах) ­ В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и  Февронии. ­ Очень  много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы  поблагодарить святую супружескую пару  за покровительство в их семейной жизни или  попросить о даровании семейного лада и счастья. Слайд 15.  1 часть  ­ В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?  (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.  Любовь к людям, мужество,  смирение, семейные ценности, верность, религиозность. Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.) Слайд 15.  2 часть ­  Жизнь святых Петра и Февронии ­ это пример, достойный подражания, заставляющий  задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.      Ермолай­Еразм  из глубины веков поведал нам  о культуре отношений между  мужчиной и женщиной, существовавшей  семь веков назад.  Жизнь по заповедям  Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –   ценности, над которыми не властно время.  Слайд 16.  1 фон (загадка) ­ Итак, какие слова заключены в загадке?  ­ Ребята,  такие ценности, как любовь и вера в семье актуальны и сейчас?  ­ Да, они  никогда не исчезнут, всегда будут основой крепкой семьи.  Слайд 16.   2 фон (семья Артамкиных) Я вам хочу привести пример семьи Артамкиных, живущей в Москве. У них родилось в  2008 году 5 близнецов, врачи, боясь за жизнь мамы,  предложили  еще в утробе убить  несколько эмбрионов, чтобы могли родиться остальные. Но родители не согласились,  они верующие люди. Как рассказывала мама,  Варвара, она всю беременность молилась именно святым Февронии и Петру. И в итоге на свет появились 5 замечательных девочек. Что помогло им?  Какие 2 главных слова,  на которых стоит семья? Любовь и верность. Любовь не только  к мужу, но и ко всему живому. Верность также и себе, и Богу. Слайд 16.   3 фон (Слова ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ)                                                                       8. Прослушивание песни «Пётр и Феврония»  в исполнении хора  «Пересвет» (солист  Владислав Косарев).  Слайд 17 (Песня) ­ Послушайте внимательно песню и скажите, какими  бы словами или предложениями из  песни вы бы закончили наш  урок? (можете записать) Слайд 18.  (ЦЕЛИ И ИТОГИ) 9. Итоги урока                                                                  ­ Достигли ли мы целей нашего урока?    ­ Вы много потрудились, мне очень приятно сегодня было путешествовать с вами по  страницам повести. Я хотела бы подарить вам на память вот такие маленькие  репродукции иконок Петра и Февронии.    Рефлексия ­ А теперь я     хочу, чтобы и вы мне написали письма. Перед вами лежат древнерусские  свитки. Лист разделен на 3 колонки. В колонке, где плюс, пишите то, что вам  понравилось на уроке, где минус ­ что не понравилось, в колонке  И (интересно)  запишите, что вам было интересно и об этом вы бы хотели узнать побольше.                       Слайд 19  10. Домашнее задание  (записано на доске). Написать сочинение ­ рассуждение на тему «Чем обогатила меня «Повесть о Петре  и Февронии»?» Опережающие  задания в группах Вопросы к группе волхвов (психологов): 1. В каких поступках и как проявились герои повести? 2. По каким, поступкам мы можем судить о Февронии? 3. Какие поступки характеризуют Петра? 4. Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы создать образы святых Петра и Февронии? 5. Какими предстают перед нами бояре и их жены? 6. Как называется прием изображения по контрасту? 7. Какие эпитеты использует Ермолай­Еразм, изображая героев? 8. В чем счастье Петра и Февронии, как понимают они любовь? Вопросы к группе летописцев (историков): 1. Кто автор «Повести о Петре и Февронии»?  2. Время и место создания «Повести о Петре и Февронии» 3. Реальны   ли   герои   повести?   События?   Какие   исторические   объекты встречаются в «Повести о Петре и Февронии»? Задание к группе иконников (иллюстраторов): 1. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду «Повести о Петре и Февронии», объяснить свой выбор. Задание к группе писцов (литературоведов): 1. Найдите в «Повести о Петре и Февронии» черты сказки, жития, повести 2. Заполнить таблицу примерами Сказка Сказка ­ произведение устного народного  творчества   о вымышленных событиях,       с  участием волшебных, фантастических сил. Житие Житие (в переводе с церковно­ славянского – «жизнь») – описание  жизни святых,  их деяний. Жития  имели определенную структуру. Повесть  — прозаический жанр,  оо П весть тяготеющий к хроникальному  сюжету, воспроизводящему  естественное  течение жизни.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Методическая разработка  урока. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018