конспект открытого урока на тему"Лоскутное шитье" технология(девочки)5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В начале урока обучающиеся, опираясь на предложенное решение кроссворда, самостоятельно определили тему урока и поставили цель урока. Для урока формы и методы организации деятельности детей выбраны оптимально, на протяжении всего урока обучающиеся добивались реализации поставленных ими целей. Структура урока выдержана в соответствии выбранным типом урока и поставленными целями: организационный момент, актуализация полученных знаний, целеполагание, постановка проблемы, изучение новой темы, первичное закрепление новых знаний, итоги урока, рефлексия.
Иконка файла материала открытый урок.docx
          План конспект открытого урока по технологии Тема урока: Лоскутное шитьё Класс:5 Кол­во часов: 2 часа Тип урока:  урок актуализации полученных и усвоения новых знаний и умений. Цель урока: формирование и  освоение  технологии  изготовления лоскутного изделия. Образовательные задачи: способствовать формированию умений изготавливать изделия из лоскутков ткани,  методом складывания, группирования и подбора цветовых сочетаний; учить работать с шаблонами, выкраивать детали изделий из ткани, научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов  орнамента; Воспитательные задачи урока: содействовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету; прививать обучающимся навыки работы в группах; воспитывать инициативу, самостоятельность и творческое начало у обучающихся. Развивающие задачи урока: развивать творческое мышление и чувство прекрасного; умение сравнивать и анализировать; расширять кругозор обучающихся. Здоровье сберегающая цель: Приучать обучающихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно­ гигиенических требований при выполнении практической работы. Методы обучения: словесные (устное изложение, анализ задания); наглядные (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу); практические (работа с шаблонами, вырезание, сшивание, декорирование). 1. Орг. Момент Приветствие. Проверка готовности. Ход урока ­ Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким  настроением вы пришли на урок?  ­ Наш урок я хочу начать словами швейцарского философа  Ж.Ж. Руссо:  «Вы талантливые, дети! Когда­нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как  много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели  стремиться к их достижению…»  2. Актуализация знаний  ­ Для определения целей урока, мы с вами повторим материал, изученный на предыдущем  уроке, и разгадаем кроссворд:5.ф а к т у р а 6.ж е л т ы й 1.  ф и о л е т о в ы й 3.р о д с т в е н н а я 2.  о р н а м е н т 4.т к а ч е с т в о 1.Этот цвет холодный. 2. Узор, основанный на повторе и чередовании элементов. 3. Вид  цветовой гармонии.  4. Процесс образования ткани из нитей и пряжи. 5. Внешнее строение  поверхности материала. 6. Этот цвет теплый. Молодцы!  3. Целеполагание, постановка проблемы.  Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде? ( лоскут) Именно о нем я расскажу в своей притче:  Притча     Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и  дом ­ полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в  радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь.  Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила  лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты.  Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и  пошло. Запоет птица ­ и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез ­ ещё один. Из  лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они  попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не  было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной. ­ Я хочу, чтобы этот урок, оказался тем кусочком тепла, который поселится в вашей  душе!­ Итак, с чем мы сегодня познакомимся, какой вид декоративно­прикладного искусства  мы будем изучать? (Ключевое слово – лоскут. Вид декоративно­прикладного искусства –  лоскутное шитье.)      Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока(дети сами называют):  «Лоскутное шитье». А целью нашего урока будет: освоить технологию изготовления лоскутного изделия. Давайте составим план изучения новой темы: где и как лоскутное шитье появилось,  попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитье,   актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека,  какие виды лоскутного шитья бывают,  попробуем сами придумать узор и изготовить изделие в этой технике.  4. Изучение новой темы. ­  В старину, в доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое,  экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется  нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в  готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это  красиво. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым  сочетаниям.      ­ Познакомит нас с истоками этого вида декоративно­прикладного искусства  ­Александра.  ­  Итак, что же такое «лоскутное шитье»? (записать в тетрадь определение «лоскутного  шитья») Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков  ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания. ­ Где, впервые появилась эта техника? (В Англии) ­ Используем ли мы этот вид декоративно­прикладного искусства в настоящее время?  Каким образом? (одеяло, подушки, сумки ­ картинки)  ­ Взгляните, все ли изделия лоскутного шитья, похожи?  ­ Правильно, значит, существует несколько видов этой техники. А, каких, нам сейчас  расскажет­ Анна. ­ Назовите  виды «лоскутного шитья».( Печворк, квилт, текстильный коллаж,  текстильная мозаика).Записать в тетрадь. Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие­то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обыкновенные инструменты и приспособления.  ­ Как вы думаете, какие? (ножницы, иглы, наперсток, портновский мел, линейка, булавки,  шаблоны из картона, швейная машинка, утюг). Правила безопасности мы повторим в  начале второго урока. ­ А какие ткани лучше всего использовать? (ситец, сатин, бязь или лен).  ­ Почему? (С ними легко работать, они не скользят, имеют самые разнообразные цвета и рисунки).­ Основное требование к тканям заключается в том, что они должны быть  малорастяжимыми, слабоосыпающимися и износостойкими, желательно одинаковой  плотности и толщины.  ­ Еще пригодятся прокладочные материалы, какие? – (синтепон для набивки изделий),  отделочные материалы, какие? (шнуры, ленты, кружева для декоративного оформления). Прежде чем начать работу, ткань нужно подготовить: постирать(декатировать),  Выделяют 4 техники лоскутного шитья: накрахмалить и отутюжить (с изнаночной стороны). ­  «полоска» ­ соединяя между собой нарезанные на узкие полоски ткань, можно  получить разные  композиции: «Колодец», «Тюльпан», «Избу» и еще многие интересные  мотивы. Полоски кроят по долевой нитке.    Колодец  Изба  Тюльпан ­ «треугольник» ­ очень часто используют лоскутки в форме прямоугольных  треугольников. При раскрое большого количества пар двухцветных треугольников  сначала выкраивают квадраты, затем их соединяют по диагонали двойной строчкой.  Разрезают по диагонали, разворачивают и утюжат. «квадрат» ­ одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани в форме  квадратов.  По шаблону кроят необходимое количество квадратиков, а затем их соединяют в единое  полотно. Шахматка Комбинированная  шахматка  «свободная техника» ­ в этой технике используют сочетание квадратов, полосок,  треугольников в различных комбинациях, что позволяет получать удивительные  мозаичные, а также фантазийные изделия.С какими техниками изготовления лоскутного полотна мы с вами познакомились?(ответы  детей) В следующем этапе нашего урока, мы попробуем применить эти техники изготовления и  выполнить различные модели салфеток. 5. Динамическая пауза.  Чтобы наши салфетки получились красивыми, нужно немного размяться. Выполним  небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5­6 раз. И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5­6 раз. Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10­12 раз. 6. Первичное закрепление новых знаний.     Сейчас вы попробуете выполнить различные модели салфеток.  Для работы  вам пригодится: цветная бумага, клей карандаш, картон и фломастеры чтобы украсить вашу салфетку. Вам необходимо разделиться на пары. У первой группы на столе квадратики, у второй­ полоски, у третьей –треугольники, у четвертой – различные геометрические фигуры. По  экспериментировав с цветами, изготовьте свои модели салфеток!   7. Подведение итогов урока. Выставка работ, оценивание. 1. О каком виде декоративно­ прикладного искусства мы с вами говорили? 2. Какие изделия можно выполнить из лоскутиков? 3. О каких видах лоскутного шитья мы говорили? 8. Рефлексия Ну что, добились мы цели нашей работы? Освоили технологию изготовления лоскутного  изделия? Какие сложности в работе вы испытывали? Что далось вам легко? На каком  этапе были затруднения? Какие красивые работы у нас получились. Каждый добавил свой кусочек.  Многие люди спорят: что же правит миром? Я считаю, что искусство создавать красоту  своими руками, вот что правит миром!