Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
ОБЖ
5 кл
12.09.2018
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Урок составлен на основе программных требований ФГОС. Для разработки урока использовался УМК авторской линии под редакцией А.Т. Смирнова. Вид урока: открытие новых знаний. Тип урока: комбинированный. На уроке применяются ИКТ в виде презентации и видеофильма. Достаточно интересен и разнообразен дополнительный материал.
Конспект урока.docx
Тема: Погодные условия и безопасность человека. Цели: познакомить с опасными погодными явлениями,  правилами безопасного поведения              во время опасных погодных явлений,  Задачи:  обучающая:  дать конкретные представления и расширить существующие знания учащихся об     погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели; развивающая:  развивать   познавательный   интерес,  развивать   коммуникативные   способности   учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания в повседневной жизни; воспитательная:  воспитывать ответственное отношение к своей жизни и   своему здоровью при различных погодных условиях. Планируемые результаты УУД:  личностные:   осознать социальную, практическую и личностную  значимость   учебного материала; актуализировать личностный смысл изучения темы; предметные:  сформировать целостное представление об опасных погодных явлениях   и   правилах безопасного поведения во время опасных погодных условий; регулятивные:  сформировать   умение   ставить   цель   и   планировать   свою   деятельность;   умение осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию; познавательные:  сформировать   умение   классифицировать,   анализировать,   сравнивать,   выделять главное в познавательном объекте (определении понятий, правил); коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь, умение общаться, сотрудничать с учителем и одноклассниками. Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, ситуационный, практический. Формы работы: беседа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся. Приёмы обучения: речь учителя, текст и иллюстрации учебника, рабочая тетрадь, наглядность Технологии:  здоровьесберегающие,   икт,   сотрудничества,   компетентностно   –   ориентированное обучение. Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация Дидактические материалы:   Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».  Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».  Мультимедийная презентация «Погодные условия».  Учебник   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   для   5­х  классов   общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2016. Ход урока Организационная часть.  Приветствие. Рапорт дежурного. Обзор ЧС за неделю. I. II. Проверка домашнего задания. Блиц – опрос ­ Что такое быт? (повседневный уклад в жизни человека) ­ Вспомним правила, которые помогают избежать опасности в бытовых условиях. ­ Закончить предложение правильными действиями: ­ обнаружена неисправность в электроприборах … (сообщить, не пользоваться); ­ включение электроприборов … ( не оставлять включенными, не включать в одну розетку несколько приборов одновременно); ­ электроприборы и вода … (не трогать мокрыми руками, не тушить водой); ­   почувствовали   запах   газа   …   (перекрыть   кран   и   проветрить,   не   включать   свет   и электроприборы, не зажигать спички); ­ открытый или неисправный кран … (не оставлять включённым и без внимания); ­   экран   компьютера   …   (должен   быть   защищён   фильтром,   не   должны   падать   прямые солнечные лучи,  электрический свет должен находиться сзади, нельзя работать в тёмной комнате); ­ работа за компьютером … (работать по 25 мин. с 15­ти минутным перерывом и не более 1 часа в день, после занятий выполнять физ. упражнения) Актуализация опорных знаний. III. ­ На предыдущих уроках мы изучали ЧС техногенного характера, сегодня поговорим об иных ЧС. ­ Но какого характера попытайтесь определить сами. Послушайте загадку: Есть общее названия  Природы состояния. И от времени года Зависит …….  (ПОГОДА) Целеполагание. IV. ­ О ЧС какого характера мы будем говорить на уроке?        ­ Напомним определение ЧС природного характера (Слайд 1) V. Сообщение темы урока и постановка учебных задач. ­ Я прочитаю несколько высказываний, а вы, догадайтесь что это и как связано с нашей темой.  ­ Правильно, это народные приметы о погоде. Они подсказывали, каким будет следующий день и даже неделя. А. значит, помогали предупредить опасности от природы. ­ Сформулируем тему и задачи, которые необходимо решить за урок. Тема «Погодные условия и безопасность человека».  Задачи: какие погодные условия опасны для человека и как защитить себя от них. ­ запишите в тетрадь число и тему урока. (Слайд 2) VI. Основная часть.  1.Введение в тему. ­ С далёких времен люди испытывали страх перед некоторыми природными явлениями, потому что не могли их объяснить.   ­ Сегодня метеорологическая служба ведёт наблюдение за погодой, и сообщает людям об изменениях.   Вот   некоторые   метеостанции,   откуда   поступают   сводки   от   синоптиков. (Слайд 3) 2.Организация работы по теме. ­ Прослушайте музыкальные фрагменты и определите проблему. («Плохая   погода»   из   фильма   «Мэри   Поппинс»,   «У   природы   нет   плохой   погоды…»   из   фильма «Служебный роман») ­   Совершенно   верно,   у   каждого   человека   своё   мнение   и   отношение   к   тем   или   иным погодным явлениям.  ­   Рассмотрим,   что   такое   погода,   и   какие   основные   показатели   определяют   состояние погоды. (Слайд 4 ­ 5) Погода – состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время. Основные показатели, определяющие состояние погоды: ­ температура воздуха (постоянно колеблется), ­ атмосферное давление (влияет на движение воздуха), ­ ветер (характеризуется скоростью и направлением), ­ облачность, ­ осадки (дождь, снег, град)  Гроза. В чем опасность грозы. (Слайд 6) Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает — это затишье перед бурей. Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать крыши у домов. Затем сверху из надвинувшейся   тучи   обрушивается   стена   проливного   дождя,   иногда   с   градом.   Сверкают   молнии, раздаются оглушительные раскаты грома. Чем опасна гроза? Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек. Другая опасность — сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека. Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека. Видео (Слайд 7) ­ Повторим основные правила безопасного поведения (Слайд 8) Безопасное поведение во время грозы:  • Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее. • Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключитё телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону. • Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями. • Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома. • Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление). ­ Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме. Сравните: гололёд и гололедица (Слайд 9) Гололед  —   это   слой   плотного   льда,   который   образуется   на   земной   поверхности   (тротуарах, проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т. д.) при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до —3 °С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололедица — это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега. Гололед и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из­за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга. Если   в   прогнозе   погоды   указывается   вероятность   появления   на  улицах   и  дорогах   гололеда   и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить. ­ Какие рекомендации вы можете предложить для населения, чтобы избежать падения и травм. ­ Найдите в учебнике стр.67 правила передвижения во время гололёда и сравним. (Слайд 10) Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололед: • подобрать малоскользящую обувь с подошвой на микропористой основе; • приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома; •.наклеить   лейкопластырь   на   сухую   подошву   и   каблук   (наклейку   сделайте   крест   накрест   или лесенкой), а перед выходом наступить в песок; • можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой. Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара. Метель, пурга и снежный занос (Слайд 11) ­   В   разные   годы   количество   выпавшего   снега   тоже   разное.   Мы   не   раз   видели   сами   сугробы, которые были выше крыш наших домов. Вот несколько фотографий нашего села и других населённых пунктов.   Снежный занос — это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с ‚54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч.) Метель  — это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом. Пурга — сильный ветер со снегопадом. Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв воздушных линий электропередачи. ­ А как вы и ваши родители поступаете во время метели и сильного снегопада? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. ­ Давайте сравним с рекомендациями от МЧС на стр. 68 Безопасное поведение во время метели и пурги. (Слайд 12) • При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега. • Во время пурги старайтесь не выходить из дома. • После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из­ под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения. • Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до ее окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан. VII. Закрепление полученных знаний.  АКС ­ анализ конкретных ситуаций (работа по группам) (Слайд 13) VIII. Кроссворд (Слайд 14) Кроссворд (на распечатанных листах для индивидуальной работы) ­ Перед вами кроссворд со словом ПОГОДА. С помощью загадок определим погодные явления, опасные для здоровья человека. Проверим себя и закрепим новые знания об опасных для человека погодных явлениях. 1. Страшно выйти на крылечко –      Он сегодня просто лют.     Льдом сковал и нашу речку, 3. С зимним ветром прилетела     И снежинки завертела,      Закружилась каруселью И большой соседний пруд.     А теперь задам вопрос –      Кто зимой нам щиплет нос?   (Мороз) 2. Ох, сегодня очень скользко!     Поскользнулся бедный Колька!     И барахтался на льду у девчонок на виду.    Чтоб никто не падал с ног,     Посыпают здесь песок.   (Гололёд) 5.  ДОЖДЬ      Белая особа.      И машину еле­еле      Видно из сугроба.  (Метель. Пурга. Вьюга) 4. Вышла туча на прогулку     И взяла с собой шкатулку.     Туча бегала, резвилась,     И шкатулочка открылась.     И рассыпался вниз – ох! –     Круглый, ледяной горох.   (Град) 6.  ГРОЗА ­ А ещё два слова спрятались в ребусах, попробуйте разгадать их. ­ Все слова записали, а теперь самопроверка, сверим со слайдом. IX. X. Итог.  ­ Какую тему мы изучали сегодня?  ­ Какой характер ЧС у нашей темы? ­ Какие задачи мы поставили в начале урока?  Выполнили? ­  Как вы думаете, необходимы нам знания этих правил или нет? ­ Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали.  ­ Мне очень понравилось, что вы были дружными, уважали мнение других и     не перебивали друг друга.    Рефлексия. (Слайд 15) ­ Вы тоже оцените наш урок и свою работу.  ­ Вам нужно выбрать любых 2 фразы и закончить их. XI. Домашнее задание. (Слайд 16)       Параграф 3.1 стр.  64 ­ 71

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018