Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
ОБЗР
5 кл
12.09.2018
Урок составлен на основе программных требований ФГОС. Для разработки урока использовался УМК авторской линии под редакцией А.Т. Смирнова. Вид урока: открытие новых знаний. Тип урока: комбинированный. На уроке применяются ИКТ в виде презентации и видеофильма. Достаточно интересен и разнообразен дополнительный материал.
Конспект урока.docx
Тема: Погодные условия и безопасность человека.
Цели: познакомить с опасными погодными явлениями, правилами безопасного поведения
во время опасных погодных явлений,
Задачи:
обучающая: дать конкретные представления и расширить существующие знания учащихся об погодных
условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели;
развивающая: развивать познавательный интерес, развивать коммуникативные способности учащихся,
умение работать коллективно, применять полученные знания в повседневной жизни;
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своей жизни и своему здоровью при различных
погодных условиях.
Планируемые результаты УУД:
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
актуализировать личностный смысл изучения темы;
предметные: сформировать целостное представление об опасных погодных явлениях и правилах
безопасного поведения во время опасных погодных условий;
регулятивные: сформировать умение ставить цель и планировать свою деятельность; умение
осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию;
познавательные: сформировать умение классифицировать, анализировать, сравнивать, выделять
главное в познавательном объекте (определении понятий, правил);
коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь, умение общаться, сотрудничать
с учителем и одноклассниками.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, ситуационный, практический.
Формы работы: беседа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся.
Приёмы обучения: речь учителя, текст и иллюстрации учебника, рабочая тетрадь, наглядность
Технологии: здоровьесберегающие, икт, сотрудничества, компетентностно – ориентированное
обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация
Дидактические материалы:
Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности
Жизнедеятельности».
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Мультимедийная презентация «Погодные условия».
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5х классов общеобразовательных
школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
Организационная часть.
Приветствие. Рапорт дежурного. Обзор ЧС за неделю.
I.
II.
Проверка домашнего задания.
Блиц – опрос
Что такое быт? (повседневный уклад в жизни человека)
Вспомним правила, которые помогают избежать опасности в бытовых условиях.
Закончить предложение правильными действиями:
обнаружена неисправность в электроприборах … (сообщить, не пользоваться);
включение электроприборов … ( не оставлять включенными, не включать в одну розетку
несколько приборов одновременно);
электроприборы и вода … (не трогать мокрыми руками, не тушить водой); почувствовали запах газа … (перекрыть кран и проветрить, не включать свет и
электроприборы, не зажигать спички);
открытый или неисправный кран … (не оставлять включённым и без внимания);
экран компьютера … (должен быть защищён фильтром, не должны падать прямые
солнечные лучи, электрический свет должен находиться сзади, нельзя работать в тёмной
комнате);
работа за компьютером … (работать по 25 мин. с 15ти минутным перерывом и не более 1
часа в день, после занятий выполнять физ. упражнения)
Актуализация опорных знаний.
III.
На предыдущих уроках мы изучали ЧС техногенного характера, сегодня поговорим об иных ЧС.
Но какого характера попытайтесь определить сами. Послушайте загадку:
Есть общее названия
Природы состояния.
И от времени года
Зависит ……. (ПОГОДА)
Целеполагание.
IV.
О ЧС какого характера мы будем говорить на уроке?
Напомним определение ЧС природного характера (Слайд 1)
V.
Сообщение темы урока и постановка учебных задач.
Я прочитаю несколько высказываний, а вы, догадайтесь что это и как связано с нашей
темой.
Правильно, это народные приметы о погоде. Они подсказывали, каким будет следующий
день и даже неделя. А. значит, помогали предупредить опасности от природы.
Сформулируем тему и задачи, которые необходимо решить за урок.
Тема «Погодные условия и безопасность человека».
Задачи: какие погодные условия опасны для человека и как защитить себя от них.
запишите в тетрадь число и тему урока. (Слайд 2)
VI.
Основная часть.
1.Введение в тему.
С далёких времен люди испытывали страх перед некоторыми природными явлениями,
потому что не могли их объяснить.
Сегодня метеорологическая служба ведёт наблюдение за погодой, и сообщает людям об
изменениях. Вот некоторые метеостанции, откуда поступают сводки от синоптиков.
(Слайд 3)
2.Организация работы по теме.
Прослушайте музыкальные фрагменты и определите проблему.
(«Плохая погода» из фильма «Мэри Поппинс», «У природы нет плохой погоды…» из фильма
«Служебный роман»)
Совершенно верно, у каждого человека своё мнение и отношение к тем или иным
погодным явлениям.
Рассмотрим, что такое погода, и какие основные показатели определяют состояние
погоды. (Слайд 4 5)
Погода – состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.
Основные показатели, определяющие состояние погоды: температура воздуха (постоянно колеблется),
атмосферное давление (влияет на движение воздуха),
ветер (характеризуется скоростью и направлением),
облачность,
осадки (дождь, снег, град)
Гроза. В чем опасность грозы. (Слайд 6)
Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает — это затишье перед бурей.
Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает
тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать крыши у домов. Затем сверху из
надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии,
раздаются оглушительные раскаты грома.
Чем опасна гроза?
Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться
трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.
Другая опасность — сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения
зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную
опасность для человека.
Видео (Слайд 7)
Повторим основные правила безопасного поведения (Слайд 8)
Безопасное поведение во время грозы:
• Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее.
• Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами
закройте окна, выключитё телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь
от разговоров по телефону.
• Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как
сосна, дуб, тополь. дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на
участке с низкорослыми деревьями.
• Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
• Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в
укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в
доме.
Сравните: гололёд и гололедица (Слайд 9)
Гололед — это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности (тротуарах,
проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т. д.) при намерзании капель
переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до —3 °С.
Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица — это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели
или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.
Гололед и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов изза падений,
особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.
Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололеда и
гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.
Какие рекомендации вы можете предложить для населения, чтобы избежать падения и травм.
Найдите в учебнике стр.67 правила передвижения во время гололёда и сравним. (Слайд 10) Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололед:
• подобрать малоскользящую обувь с подошвой на микропористой основе;
• приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;
•.наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест накрест или
лесенкой), а перед выходом наступить в песок;
• можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.
Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть
слегка расслаблены, руки свободны.
Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы
исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.
Метель, пурга и снежный занос (Слайд 11)
В разные годы количество выпавшего снега тоже разное. Мы не раз видели сами сугробы,
которые были выше крыш наших домов. Вот несколько фотографий нашего села и других населённых
пунктов.
Снежный занос — это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости
ветра свыше 15 м/с ‚54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч.)
Метель — это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается
снегопадом.
Пурга — сильный ветер со снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается
движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов.
Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение
зданий и крыш, а также обрыв воздушных линий электропередачи.
А как вы и ваши родители поступаете во время метели и сильного снегопада? Поделитесь,
пожалуйста, своим опытом.
Давайте сравним с рекомендациями от МЧС на стр. 68
Безопасное поведение во время метели и пурги. (Слайд 12)
• При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки.
Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о
средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию
могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
• Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
• После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из
под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им
предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
• Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь
остаться в нем до ее окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан.
VII.
Закрепление полученных знаний.
АКС анализ конкретных ситуаций (работа по группам) (Слайд 13)
VIII. Кроссворд (Слайд 14)
Кроссворд (на распечатанных листах для индивидуальной работы)
Перед вами кроссворд со словом ПОГОДА. С помощью загадок определим погодные явления,
опасные для здоровья человека. Проверим себя и закрепим новые знания об опасных для человека
погодных явлениях.
1. Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
3. С зимним ветром прилетела
И снежинки завертела,
Закружилась каруселью И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
2. Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду у девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Посыпают здесь песок. (Гололёд)
5. ДОЖДЬ
Белая особа.
И машину елееле
Видно из сугроба. (Метель. Пурга. Вьюга)
4. Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась.
И рассыпался вниз – ох! –
Круглый, ледяной горох. (Град)
6. ГРОЗА
А ещё два слова спрятались в ребусах, попробуйте разгадать их.
Все слова записали, а теперь самопроверка, сверим со слайдом.
IX.
X.
Итог.
Какую тему мы изучали сегодня?
Какой характер ЧС у нашей темы?
Какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили?
Как вы думаете, необходимы нам знания этих правил или нет?
Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали.
Мне очень понравилось, что вы были дружными, уважали мнение других и
не перебивали друг друга.
Рефлексия. (Слайд 15)
Вы тоже оцените наш урок и свою работу.
Вам нужно выбрать любых 2 фразы и закончить их.
XI.
Домашнее задание. (Слайд 16)
Параграф 3.1 стр. 64 71
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Конспект открытого урока ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.