Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
5 кл
28.01.2017
Учащиеся должны были узнать об основных источниках рабов в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов «раб», «амфитеатр», «гладиатор»; очень важно было подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
конспект.doc
Тема урока: «Рабство в древнем Риме».
Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях
рабовладения в Риме.
Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом
учебника, давать характеристику событиям и участникам.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию
интереса к истории.
Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и
иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения
рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор,
амфитеатр.
Учебное оборудование компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал,
учебник.
Продолжительность занятия – 45 минут
Словарь – раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор.
Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье
сберегающие, ИКТ.
Организационный момент
I.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Ход урока.
Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в
течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете
работать на уроке.
II.
Повторение пройденного.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима.
Сейчас давайте вспомним, что мы о нём знаем. Внимательно послушайте стихотворение,
закончите его необходимыми словами, и если услышите географическое название
поднимите руку.
После этого вы покажите его на карте.
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на …. (сапог)
Довольно труднопроходимы
Крутые горы… (Аппенины)
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров …(Аппенинский) Там где Тибр полноводный
Течёт в зелёные долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые… (латины)
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла… (волчица)
Ромул дал названье месту,
Это потому что им
Был основан город… (Рим)
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал
Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В… (Средиземноморье) в одночасье III. Переход к изучению новой темы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима
мы не заглянем, везде мы встретим этих людей
Он родился свободным
Под отеческим кровом. Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока. Итак
она звучит «Рабство в Древнем Риме», а теперь давайте вспомним что вы знаете о
рабах (высказывания детей) и подумаем «чтобы хотели узнать» (на основании этих
записей пишется план урока).
А какова цель нашего урока? (предположения детей)
Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем
Риме.
IV. Изучение новой темы.
План.
1. Источники рабства
2. Труд рабов в сельском хозяйстве.
3. Труд рабов в доме рабовладельца.
4. Гладиаторы.
Работа с понятийным аппаратом.
1. Кто же такие рабы?
Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов (запись терминов в тетради)
На рубеже 21 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Жизнь в
древней Италии замерла бы без рабского труда. Именно труд рабов создал богатства
Рима.
Проблемный вопрос:
Однажды на заседании римского сената один из ораторов закончил свою речь
словами: «Нет ничего совершеннее чем наше общество. У нас нет ничего что
противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их
собственно не следует брать в расчёт». Ну что же посмотрим, так ли уж безоблачно и
прекрасно было в Риме всем.
Откуда в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы попытаемся сейчас
найти, работая в группах. Опираясь на текст, предложенных документов, ответьте на
вопрос: каковы источники рабства? А также нарисуйте символ этого источника. 1 группа (пленники) «Покоряя ту или иную страну, римские полководцы
обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В
результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество
дешевых рабов».
Назовите источник рабства?
2 группа (продажа в рабство) «В неурожайный год приходилось брать
земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке
земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст
он в срок долг – отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мог
вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в
рабство».
Назовите источник рабства?
3 группа (пиратство) «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были
обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство сто
пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже
пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала.
В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно
славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в
день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой
профессии, какой угодно национальности».
Назовите источник рабства?
4 группа (дети рабов) «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее
развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил
свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее
количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами
становились дети рабов, то есть распространилось наследственное рабство»
Назовите источник рабства?
На доске составляем кластер!
Итак, давайте запишем в тетрадь источники рабства:
Источники рабства в Древнем Риме
продажа в рабство
пленники
пиратство дети рабов
Напротив каждого источника дети прикрепляют символ.
Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества.
Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите, где применялся труд рабов? (в сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах
римлян, а часть рабов становилась гладиаторами.)
2. Труд рабов в сельском хозяйстве.
Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском
хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах
богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.
Работа с историческим документом.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском
хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно
прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно
работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы,
то поднимайте руки.
Марк Порций Катон. Земледелие
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и
историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной
Италии.
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии
(сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу,
устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же
время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы,
прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга,
резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...
Содержание рабов
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый
месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых —
таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше.
Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по
секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз,
когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие
деревянные башмаки следует давать через год...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.— С. 194196.
Вопросы к документам.
1) Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)
2) Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
На странице 227 иллюстрация «Труд и жизнь рабов в имении 21 в. до н.э. в Италии»
внимательно рассмотрите иллюстрацию и озвучьте её (смотреть по времени).
Физкульминутка.
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
3. Труд рабов в доме рабовладельца.
А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам
нужно открыть учебник на странице 240 и прочитать пункт 3 параграфа 49 «Рабы в
богатом доме» и просмотреть иллюстрации к параграфу.
Давайте на основе прочитанного, попытаемся составить несколько вопросов для
обсуждения ( пример:
1. Где ешё применяли труд рабов?
2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в
имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался
вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели)
Каким было отношение рабов к труду и почему? (что поразило)).
4. Гладиаторы.
Сообщение ученика. Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение и выпишите новые
исторические понятия.
«В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали
владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться
друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах
строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боёв. Самый
большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н. э. он назывался Колизеем
и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В
первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.
Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами. Они обычно сражались на
публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни
наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее
популярное увеселение простых граждан.
Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их
сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.
Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и
поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике
нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто
махали платками, крича при этом "Отпусти!". Если же не нравилось, то зрители
опускали большие пальцы книзу, вопя "Добей!". Вердикт толпы не оспаривался даже
императором. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700
лет». Назовите новые исторические понятия, которые необходимо запомнить и
выписать (гладиаторы, амфитеатр)
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как
в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая –
связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд
подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, о чём речь
впереди.
1) В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространён?
2) Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и
совершенном, в котором рабов не следует брать в расчёт?
Рефлексия
Сегодня на уроке я
узнал (а)…
выяснил (а)…
понял (а)…
5. Домашнее задание: параграф 49, выборочно карточки, определения,
подготовиться к обобщению главы
Выставление оценок.
Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами.
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Конспект открытого урока по истории на тему: «Рабство в древнем Риме».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.