КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«КАК ЖИВЁТ
СЕМЬЯ?»РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА
АЛЕКСАНЯН Е.Г.
Тема: Как живет семья? Проект «моя семья»
НОЯБРЬ, 2016
Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать
познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести
диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни
семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству
и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива
фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать
значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки;
использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в
собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
владеть диалогической формой речи в заданной сюжетноролевой ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности
и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск
необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;
оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное
сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительноиллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чемто приятном и согревающем душу каждого
человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
Учитель: Кто догадался? Ответы детей.
У меня есть мама, у меня есть папа,
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка,
А у них есть я. Что это? СЕМЬЯ. (Слайд 1)
III. Сообщение темы урока
Учитель: Молодцы, а каковы ЦЕЛИ нашего сегодняшнего урока. (Предположения детей)
IV. Изучение нового материала
1.Беседа по теме урока (Слайд 2)
Учитель: Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.
Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу 1 человека найти в словаре это понятие.
Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.
С.И.Ожегов 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков Семья группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников,
живущих вместе.
Это интересно (слайд 3):
Слайд 4. Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого: "Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома" Как вы понимаете эти слова?
Учитель: СЛАЙД 5 Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете? Вместе мы будем искать ответ на
еще один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?Учитель: А сейчас мы с вами построим ДОМ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ. Дом... Это слово знакомо всем
с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.
Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?
Строительство дома начинается с закладки фундамента. Что же будет у нас фундаментом, узнаем из
древней китайской легенды.
Учитель: В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили
мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как
вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней
чтото. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги? Ответы учащихся. (На листе было
написано слово «понимание») Это и будет фундаментом нашего дома. Какие кирпичики выберем для
постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной? (Дети из кирпичиков строят дом своей
мечты)
ГРУБОСТЬ
ПОНИМАНИЕ
ЖАДНОСТЬ
ПОМОЩЬ
ЗАБОТА
ЗАВИСТЬ
ЛЕНЬ
ЛЮБОВЬ
ДОВЕРИЕ
ЛОЖЬ И ССОРЫ
ЗЛОБА
ДРУЖБА
ДОБРОТА
дружба, доброта, помощь)
Физкультминутка
Если каждый член семьи будет следовать этим
правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А
значит, все будут счастливы.
Дом счастливой семьи (слайд )
Давайте ещё раз повторим, что должно быть в
дружном доме (понимание, любовь, забота, доверие,
Наша дружная семья: (марш на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)
Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться. (рывки руками вверхвниз)
Мы счастливая семья, (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
Учитель: А о чьей семье говорилось в физкультминутке, вы узнаете, открыв учебник на стр.5657.
– Познакомимся с семьями Даши и Алеши.
Составьте небольшой рассказ по плану:
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...
4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
Учитель: А сейчас мы познакомимся с вашими семьями, расскажите о том, с кем вы живете, как зовут
ваших родственников, чем они занимаются. (Ребята рассказывают по фотографиям о своих семьях по
желанию)
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А
теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним
несколько упражнений – игр.
Игра " Кто кому кто?"
– Алина, ты кто для мамы? (дочь)– Семен, кто называет тебя сыном? (папа)
– Давид, ты кто для бабушки? (внук)
– Катя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Милана, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Лиза, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Слайды 8,9,10 А сейчас мы поиграем в игру «Чем заняты мои родственники» Один из учеников
получает карточку с заданием и показывает «Дедушка читает газету», «Мама моет посуду»,
«Бабушка печет пирожки»)
физминутка
V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
1. Посмотрите на слайд 11. Что вы здесь увидели. Для чего нужны фотографии?
У ч и т е л ь . Посмотрите на фото, о каких событиях из жизни семей они нам рассказывают?
У ч и т е л ь . Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?
У ч е н и к и . Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.
Как же будет выглядеть ваш проект?
VI. Рефлексия.
Учитель. Что такое семья?
Ученики. Это самые близкие люди.
Учитель. Как относятся друг к другу члены семьи?
Ученики. С любовью и уважением, проявляя заботу.
Подарок гостям – солнечное тепло с пожеланием.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!НИ Е ПО НИ
МА
ДЕДУШКА
ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ
МОЕТ ПОСУДУ
МАМА
БАБУШКАПЕЧЕТ ПИРОЖКИ
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда
своих близких любить,
Ведь только в семье
мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной
чашей ваш дом!
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда
своих близких любить,
Ведь только в семье
мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной
чашей ваш дом!
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда
своих близких любить,
Ведь только в семье
мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной
чашей ваш дом!Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда
своих близких любить,
Ведь только в семье
мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной
чашей ваш дом!
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда
своих близких любить,
Ведь только в семье
мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной
чашей ваш дом!
ЛЮБОВЬ
ПОНИМАНИЕ
ДРУЖБА
ЗАБОТАДОВЕРИЕ
ДОБРОТА
ПОМОЩЬ
ЛЕНЬ
ГРУБОСТЬЖАДНОСТЬ
ЗАВИСТЬ
ССОРЫ