Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
01.06.2018
В данном конспекте представлены следующие научные понятия: Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение, разбор предложения по членам. Урок построен с применением следующих педагогических технологий: Технология развития критического мышления, проблемно-диалогическая, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий .Данный конспект поможет провести интересно и творчески открытый урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Планета знаний"
5cd5e1bcc85b13cdac25f2e14d05d43d79e8fde9.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Иваньшина Лариса Сергеевна, учитель I квалификационной категории, МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия
Предмет
Русский язык
Класс, образовательная
программа
Тип занятия
Технология построения занятия
Тема
Основное содержание темы
Термины и понятия
Цель
3 класс, «Планета знаний»
Урок исследование.
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение
учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о
его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и
оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Технология развития критического мышления, проблемнодиалогическая, системнодеятельностный подход в
обучении, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы
здоровьесберегающих технологий
Главные и второстепенные члены предложения
Актуализация знаний о предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенное и
нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление предложений по заданной
теме с помощью вопросов.
Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения,
грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение, разбор
предложения по членам.
Актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, о связи слов в предложении.
Планируемые результаты
Личностные умения
Метапредметные умения
осознавать собственные
мотивы учебной
деятельности и личностный
смысл учения
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены
предложения», определение, обстоятельство, дополнение,
«распространенное предложение», «нераспространенное предложение» и включать эти
определения в активный словарь;
разбирать предложения по членам, используя алгоритм;
использовать приобретенные знания для составления связного текста;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом;
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
Предметные умения
читать и составлять модели
предложений;
обозначать главные и
второстепенные члены предложения
графически;
устанавливать с помощью
вопросов и оформлять графически
связь слов в предложении;
составлять и записывать связный
текст. выработанными совместно с учителем критериями оценки;
соотносить учебные действия с алгоритмом;
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в
проектной деятельности.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по вопросам,
опорным словам.
Окружающий мир
Тема: Сезонные изменения в жизни животных.
Фронтальная
Работа в группах
Работа в парах
Индивидуальная
Ресурсы
Карточки
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
Этапы занятия
Дидактические задачи
Дидактические задачи этапов урока
I Организационный (этап мотивации)
1. Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности
II Стадия «Вызов» (Целеполагание)
1. Фронтальная работа. Упражнение «Найди
лишнее слово»
2. Работа в парах. Моделирование.
3. Формулирование учащимися темы урока.
4. Работа в парах. Игра «Соответствие»
III Стадия «Осмысление»
1. Физминутка.
(Упражнение "Четыре
стихии")
2. Устная работа. Сравнение текстов.
3. Выводы.
4. Самостоятельная работа с текстом в группе.
5. Игра «Веришь – не веришь».
IV
1. Составление кластера по теме урока.
2. «Лесенка знаний»
Стадия «Рефлексия»
выполнения нормативных требований учебной деятельности.
1. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и
познавательных процессов (внимание, память).
2. Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебнопознавательной деятельности.
3. Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач.
4. Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления знаний, связей и отношений в объекте изучения.
1. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,
неверных представлений, их коррекция.
2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
3. Построение учебного диалога с использованием изученных терминов.
4.
Осуществление проектной деятельности в паре.
1. Анализ и оценка успешности достижения цели.
2. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
3. Оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке. ХОД УРОКА
ЭТАП УРОКА
ВРЕМЯ
I Организационный этап
(мотивация). (2 мин)
II Стадия «Вызов»
(Целеполагание)
1. Фронтальная
работа.
Упражнение «Найди
лишнее слово» (4 мин)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
Приветствие.
Разминка пальчиков.
Соприкасаемся пальчиком с соседом
по парте и говорим:
«Желаю (большие пальцы), успеха
(указательные), большого (средние),
во всем (безымянные)и везде
(мизинцы). Здравствуй (касаемся всей
ладонью)».
Желаю интересного и плодотворного
урока вам.
приставка
подлежащее
суффикс
корень
основа
Конверт №1
существительно
е
глагол
прилагательное
предлог
сказуемое
(Сказуемое, подлежащее – лишние
слова).
Что означают эти слова?
Дайте определения этим понятиям.
С какими членами предложения мы
ещё знакомы?
Какой раздел русского языка
занимается изучением предложений,
словосочетаний, строя речи? (учащиеся
отвечают и работают с Толковым
словарём)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
Показывает учащимся
разминку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
Повторяют действия за
учителем в парах.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
Личностные:
формирование
положительной
мотивация к совместным
действиям
Организует работу
учащихся в паре.
Проводит фронтальную
беседу.
Работа в парах.
Учащиеся находят
лишние слова в каждом
конверте, отвечают на
вопросы учителя.
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной форме.
Регулятивные:
целеполагание.
Личностные: осознавать
собственные мотивы
учебной деятельности и
личностный смысл учения 2. Формулирование
учащимися темы и
целей урока. (1 мин)
3. Моделирование.
«Склеенное
предложение» (7 мин)
4. Игра
«Соответствие» (5
мин).
? Как вы думаете, почему вы разделены
на 5 групп для работы (ромашка с 5
лепестками, графически изображающих
члены предложения)
Кто догадался, какова тема нашего
урока?
Какие цели сегодня нам нужно
поставить перед собой, чтобы
закрепить и расширить знания по
данной теме?
На столах у детей карточки со
«склеенным предложением»
ЛЮБОЗНАТЕЛЬЫЕДЕТИСУДОВО
ЛЬСТВИЕМИЗУЧАЮТРУССКИЙЯ
ЗЫК
Сколько слов в этом предложении?
Запишите в тетрадь дату, классная
работа.
Запишите составленное предложение.
Выполнение синтаксического разбора
предложения
Конверт №2
Учащиеся получают карточки с
названиями, вопросами и
обозначениями второстепенных членов
предложения.
Подлежащее
______________
Сказуемое
============
Определение
~~~~~~~~~~~~
Дополнение
Обстоятельство
Демонстрация
презентации
Слайд 1.
Формулируют тему и
цели урока.
Организует
самостоятельную работу
учащихся, оказывает
индивидуальную помощь
слабоуспевающим
Для проверки открывает
на доске напечатанную
на листах, разрезанную
«перепутанную»
таблицу.
Один учащийся
работает у доски.
Дают характеристику
предложения, выделяют
главные и
второстепенные члены
предложения,
обозначают, какими
частями речи они
выражены.
Работа в группах.
Составляют
соответствия.
По очереди
представитель каждой
группы выходит к доске
и располагает колонки
таблицы в нужном
порядке.
Познавательные:
структурирование
собственных знаний:
умение отличать новое
от уже известного
раскрывать значение
понятий «главные члены
предложения»,
«второстепенные члены
предложения»,
определение,
обстоятельство,
дополнение,
«распространенное
предложение»,
«нераспространенное
предложение» и включать
эти определения в
активный словарь;
Регулятивные:
контроль и оценка
процесса и результата
деятельности.
Коммуникативные: умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме.
. . . . .
Кто? Что?
Что делает? Что делают? Что сделал?
Что сделает? Каковы? Каков?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого?
Что? Кем? Чем? О ком? О чём?
Чей? Чья? Чьё? Чьи? Какой? Какая?
Какое? Какие?
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему?
Зачем? и Как?
Предмет, производит действие
Действие , состояние, признак
предмета (краткая форма прил.)
Место, время, цель действия.
Признак, принадлежность предмета.
На какой предмет направлено
действие.
*** Работа по группам.
1. Найти подлежащие и сказуемые
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Ну, зачем же этот день
кончается?
Пусть бы он тянулся целый год.
Составить предложения:
Кабачки играют в прятки
Малыши растут на грядке
2. Найти определения в
словосочетаниях и определить
значения фразеологизмов
(значение слова растолковать, работа со словарём): белый
флаг, белая ворона, красная
строка, красная юбка, голубая
мечта, голубой карандаш –
триколор (устно поговорить о
флаге РФ)
3. Найти дополнения и дать
определение фразеологизмам:
Обвести вокруг пальца,
смотреть сквозь пальцы,
высосать из пальца
4.Синтаксическую задачу решить:
Где жили старик со старухой?
(обстоятельство места)
Сколько лет они жили?
(обстоятельство времени)
Как его встретила старуха?
(обстоятельство образа
действия)
Обобщение, анализ, оценка,
рефлексия на данном этапе
работы
Упражнение называется «Четыре
стихии». Это земля, вода, воздух,
огонь.
«Земля» приседаете на корточки и
дотрагиваетесь руками до пола.
«Вода» вытягиваете руки вперед и
совершаете плавательные движения.
«Воздух» поднимаетесь на носочки и
поднимаете руки вверх.
«Огонь» вращаете руками в локтевых
и лучезапястных суставах.
О чём мы с вами сегодня говорим на
уроке?
*** Исполнение песни о
предложении:
Физминутка.
Упражнение «Четыре
стихии» (2 мин)
Проводит игру на
внимание.
Выполняют упражнения. Регулятивные:
выполнять действие в
соответствии с учебным
заданием. Не сразу всё устроилось,
Предложение не сразу строилось.
Сначала возникли звуки,
Потом появились слова.
Мы свяжем слова по смыслу,
Добавим побольше мысли,
Превратится наше творение
В предложение, предложение!
ПРИПЕВ:
Предложения, предложения
Обо всём на свете знают.
И расскажут, и расспросят,
И воскликнут вам: «Привет!»
Предложения, предложения,
Вас запомним без сомнения!
Как оформить предложения,
Не забудем никогда!
Конверт №3.
Прочитайте текст молодого
корреспондента газеты.
III Стадия
«Осмысление»
1. Устная работа.
Сравнение текстов.
(4 мин)
Слайд 2. (текст№1)
Хорошо ли вы представили эту
картину?
Слайд 3. (текст№2)
А сейчас закройте глаза.
Слайд 4. (картина лесной поляны
зимой)
- Какая картина вам понравилась
больше? Почему?
Оказывается, корреспондент, не
знал ничего о второстепенных членах
предложения. Но мы, то с вами знаем.
Какую роль в предложениях
Читают тексты.
Отвечают на вопросы.
Демонстрирует
презентацию.
Музыка
А.Вивальди
Зима»
Слайд 2.
«Мы шагнули на
тропинку и замерли. Нас
обступают голые
деревья. Замерзает
берёзка. Рядом застыл
дуб. Ель раскинула свои
лапы. Хочется под ними
спрятаться. Лес
прекрасен».
Слайд 3.
«Вот мы шагнули на
усыпанную снегом
Познавательные:
разбирать предложения
по членам, используя
алгоритм;
использовать
приобретенные знания для
составления связного
текста.
Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу,
осуществлять контроль
и коррекцию своей
деятельности;
выполнять учебное
задание в соответствии с играют второстепенные члены? Для
чего нам нужны второстепенные члены
предложения?
2. Письменная работа
Работа с учебником с.127
упр.7 (определить границы
предложений, записать текст,
во 2 предложении выделить
грамматическую основу):
Среди лесной тишины я
услышал хруст снега из чащи
вышел зверь кто это такой
это лось как он хорош
длинная морда, огромные
ветвистые
ноги
высокие, точно у коня.
рога,
тропинку и замерли от
восхищения. Со всех
сторон нас обступают
искрящиеся от снега
деревья, словно
зачарованные
волшебницейзимой. Вот
стоят изящные,
стройные берёзки в
своих белозелёных
сарафанах.
Великолепные сосны
раскинули мягкие
пушистые лапы – под
ними так и хочется
спрятаться. Зимний лес
удивительно
прекрасен!».
целью и алгоритмом;
определять степень
успешности своей работы и
работы других в
соответствии с
выработанными совместно
с учителем критериями
оценки;
соотносить учебные
действия с алгоритмом;
Коммуникативные:
формулировать
высказывание, используя
термины и понятия в
рамках учебного диалога и
в проектной деятельности;
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками.
3. Вывод. (2 мин)
Второстепенные члены предложения:
Слайд №5
распространяют главные и
второстепенные члены
предложения;
Демонстрирует
презентацию.
(после высказываний
учащихся выводит на
экран поочерёдно по 1
Формулируют выводы. 4. Самостоятельна
я работа с
текстом в группе.
(6 мин)
5. Игра «Веришь – не
веришь». (1 мин)
поясняют предмет, уточняют,
какой он, расширяют, делают
информацию более понятной;
делают нашу речь красивой,
разнообразной и богатой.
Конверт № 4
Вставьте пропущенные слова в текст.
По (какому?) лесу рыщет (какой?)
волк.
(Где?) прячется (какой?)
зайчик. За (кем?) охотится
(какая?) лисица.
Какие слова вставили в
предложения? Какими членами
предложения они являются? Запишите
1 предложение в тетрадь, подчеркните
в нём главные и второстепенные
члены.
Если высказывание верное – хлопок,
неверное – топаем ногами,
сомневаетесь – сидите спокойно.
Слайд 6.
выводу).
Слайд №5.
Оказывает помощь
слабоуспевающим
учащимся.
Проводит беседу.
Самостоятельно
работают с текстом
сначала на карточках.
Зачитывают
получившиеся тексты.
Отвечают на вопросы.
Записывают 1
предложение в тетрадь.
Проводит итоговую
игру, выводя
высказывания
поочерёдно на экран.
Читают высказывания,
хлопают в ладоши или
топают ногами.
Верите ли вы, что…
• Второстепенные члены входят в
Слайд №6.
грамматическую основу
предложения?
• Предложение может быть без
второстепенных членов?
• Второстепенные члены не
зависят от главных и других
членов предложения?
• Подлежащее и сказуемое
составляют грамматическую
основу предложения?
• К второстепенным членам
относятся: определение, Организует работу
групп.
Работа в группах.
Составляют кластер по
теме урока.
Познавательные:
осознанно подводят
итоги
Вывешивают плакаты с
кластерами на классную
доску.
Коммуникативные:
умение полно и точно
выражать мысли в
устной форме.
Регулятивные:
учатся адекватно
воспринимать оценку
товарищей и учителя.
обстоятельство, дополнение?
• Предложение с
второстепенными членами
называются
нераспространёнными?
IV Стадия «Рефлексия»
1.Составление кластера
по теме: «Главные и
второстепенные члены
предложения» (4 мин)
2. «Лесенка знаний»
оценивание учащимися
собственного знания и
незнания, работы на уроке
(2 мин)
Работа с Толковым словарём
(кластер)графический приём
систематизации учебного материала
*** Доп.задание – составить синквейн о
предложении (пятистрочная
стихотворная форма, возникшая под
влиянием японской поэзии)
1 строка – запиши тему стихотворения
одним словом «Предложение»
2 строка – подбери и запиши два имени
прилагательных, которые
характеризуют язык
3 строка – подбери и запиши три
глагола, которые характеризуют тему 4 строка – запиши предложение
(выражающее отношение к теме из 4
слов)
5 строка – вырази одним словом своё
отношение к слову «предложение»
Слайд 7. (Фото – символ работы в
группе).
Демонстрирует
презентацию. Слайд
Заполняют «Лесенку
знаний».
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.