конспект открытого урока по технологии "Чувашская вышивка "Мудреный шов" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый ребенок должен знать свои корни. Поэтому на уроках технологии, когда изучаем вышивку, я стараюсь давать национальную вышивку. Детям очень нравится. Они с удовольствием изучают историю вышивки, легенды по вышивке. Наш край не зря называют " Краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок".
Иконка файла материала конспект открытого урока по технологии.docx
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии Конспект открытого урока по технологии  «Чувашская вышивка  «Мудреный шов»            Куракина И.В.,  учитель технологии первой квалификационной категории БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»  Минобразования Чувашииг. Чебоксары 2019 Тема урока: «Чувашская вышивка «Мудреный шов». Тип урока: урок получения новых знаний. Учебное пособие: Жачева Е.Н., Чувашская вышивка в школе, 2014г. Целевая группа: 8 класс Цели урока: Предметные: изучение шва «Мудреный шов»; закрепление знаний о чувашской вышивке при выполнении практической работы; Личностные: воспитание эстетического вкуса, терпения, аккуратности, уважения к труду. Регулятивные:   планирование   собственной   деятельности,   выполнение   действий   по алгоритму под управлением учителя: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Познавательные:  ознакомление   с   видами   чувашской   вышивки, ручных   швов,   привитие интереса к урокам технологии. Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практическое  упражнение.  Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров. Материалы и инструменты: схемы рисунков, мулине, наперсток, пяльца, иголки для  вышивания, канва. Оборудование: Экран, мультимедиа проектор, презентация.  Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Определение темы урока. 5. Постановка цели урока.  6. 7. 8. 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 10. Рефлексия (подведение итогов занятия).  Первичное усвоение новых знаний.  Первичная проверка понимания.  Первичное закрепление.Ход урока: I. Организационный этап. (1 мин.)  (Вступительное слово учителя). II  . Актуализация знаний (проверка д/з) (2 мин.) Учитель: Девочки, вспомним тему прошлого урока, о чем мы говорили? (ответы учениц) (слайд 1) Какие швы в ручной вышивке вы знаете? (Вперед иголкой. Тамбурный, петельный) (слайд 2) Какие вышивки вам знакомы? (крестом, гладью, лентами, атласная) Молодцы! III. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.) Учитель: Посмотрите вокруг, как в классе стало красиво, что нового вы увидели в классе?  (ответы учениц) Учитель: Обратите внимание на манекен. Это у нас необычный манекен, а живой.   (Выступление «манекена» со стихотворением о чувашской вышивке). IV. Определение темы урока. (3 мин.) Учитель: Скажите пожалуйста, о какой вышивке сегодня мы с вами будем говорить? (ответы  учениц) Учитель: Правильно о чувашской. ( слайд 3)  Учитель: Мы знаем, что в чувашской вышивке много разновидностей швов. Я вам расскажу  одну легенду, и вы сами догадаетесь о каком шве идет речь. «В одной легенде говорится, что кто­то на свадьбе сказал, что невеста не может вышивать. Невеста  попросила холст, нитки и иголку. После чего она вышила прекрасный узор, похожий на лошадиную  подкову. Те, которые не могли так вышивать назвали этот шов дурацким. А те, которым  понравился этот шов, назвали его мудрёным. До сих пор этот шов имеет два названия». Учитель: Я знаю, что вы очень внимательные, наверное, догадались. (ответы учениц) Учитель: Правильно.  Мудреный шов. (слайд 3) Вот мы с вами и определили тему нашего урока.  V. Постановка цели урока: (1 мин.) Учитель: Девочки, а какая цель нашего урока? (ответы учениц) (слайд 4) VI. Первичное усвоение новых знаний. (8 мин.) Учитель: Одним из основных видов национального орнаментального искусства у чувашей была вышивка. Ей чуваши придавали большое значение. Вышивка служила для них оберегом. Известно, что девочек с самого раннего детства учили национальному искусству. Для девушки и для её семьи было позором неумение вышивать. Поэтому вышивать девочку учили с 7­8 лет. Узоры вышиваются на   прямоугольной   или   квадратной   раме.   Швы  могут   быть  расположены   налево   и   направо,   это зависит от того, в какую сторону вышиваешь.  Основные цвета – красный, желтый. Красный цвет ­ это цвет жизни, цвет крови, а желтый – цвет солнца и тепла. Остальные цвета только дополняют вышивку в мелких деталях. Почему вышивка квадратная? Потому что в старину чуваши землю представляли в виде квадрата. Главным узором поэтому является квадрат. В чувашской вышивке все швы практически двусторонние. Современные мастера сначала рисуют узор на бумаге, потом раскрашивают рисунок и только потом переводят на холст и вышивают. В старину был другой способ. Они сразу вышивали на холсте узоры. Если ошибёшься хотя бы на одну клетку, основной узор не получится.Двусторонняя вышивка есть почти у всех народов, но у нас единственных она двухслойная. Такой шов выглядит одинаковым с обеих сторон, вы не найдете изнанку. Единственный раз обнаружила   похожий   двухслойный   шов   на   привезенном   мне   из   Болгарии   старинном тюрбане. Это потому, что наши предки когда­то были вместе, а потом одна часть народа поехала в Болгарию, а другая осталась в Чувашии. Мудреный шов, по­чувашски ­ син пелми тере. Его только чуваши знают. Раньше у нас если   девушка   не   умела   вышивать,   ее   замуж   не   брали   ­   не   умная,   значит   (ведь   когда вышиваешь, приходится много считать).  Рассказ учителя о последовательном вышивании «Мудреного шва». Мудреным швом украшали одежду, сурпаны, плясовые платки, поясные украшения. Шов имеет 5 разновидностей Основным швом является ут пахи­лошадиное копыто. Шьется в один прием слева направо. Закрепляем нитку и выводим иглу на лицевую сторону (1). Отсчитываем 3 нитки вверх и 3 нитки влево (2), выводим иглу и, взяв по изнанке 3 нитки вверх и 3 нитки вправо (3), выводим ее на лицевую сторону. Затем отсчитываем 3 нитки вправо, 3 нитки вниз (4) и, взяв по изнанке 3 нитки вниз и 3 нитки влево, выводим иглу на лицевую сторону (5). Теперь отсчитываем по горизонтали 6 ниток вправо, выводим иглу (6) и,   отсчитав   по   изнанке   3   нитки  вверх   и  3   нитки   влево   (7),   выводим   иглу   на  лицевую сторону. Снова отсчитываем 3 нитки вверх, 3 нитки вправо, втыкаем иглу и, набрав по изнанке 3 нитки вправо и 3 нитки вниз (9), выводим на лицевую сторону. Дальше отсчитываем 3 нитки влево, 3 нитки вниз (10), вкалываем иглу и, взяв по изнанке 6 ниток вправо (11), выводим на лицевую сторону. Шов напоминает лошадиное копыто. Из таких копытцев состоит шов. Физминутка.VII. Первичная проверка понимания. Учитель:   Девочки,   давайте   сейчас   попробуем   вышивать   этот   шов.   Перед   тем, проверим, все ли есть у нас для вышивания. (слайд  ) (ответы девочек) Учитель: А теперь вспомним технику безопасности. (слайд   ) (ответы девочек) Физминутка. (Параллельная вышивка учителя и учениц на картонных заготовках с отверстиями). VIII. Первичное закрепление. Учитель: А теперь попробуем вышивать на канве. (ученицы работают, учитель следит за правильным выполнением). IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Учитель: Девочки, я думаю, что вы поняли какое домашнее задание (ответы девочек). На следующем уроке мы продолжим чувашскую вышивку, возьмем другой шов, и в итоге должна получиться такая игольница (учитель показывает игольницу). X. Рефлексия (подведение итогов занятия). Учитель: А теперь поиграем. У меня на руках кубик, на сторонах кубика написаны вопросы. Кому какой вопрос попадется, на этот вопрос и ответит.  Что больше всего понравилось?   Чем занимались? Что было самым трудным? Что нового узнали? Чему научились? Как оцениваете свою работу?   Девочки, как вы оцениваете свою работу? (ответы учениц)Оценивание учителя. Учитель: На этом урок завершен, до свидания.

Посмотрите также