Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)
Оценка 4.7

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
10.11.2018
Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 2 четверти «Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»». Цели и задачи: - учить чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ; - расширять словарный запас учащихся путем подбора определений, характеризующих музыку; учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания; - формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки; - формировать навыки звуковысотных отношений методом моделирования элементов музыкального языка; - воспитывать культуру слушания музыки.
Мокшанова_1 кл_II.2..docx
Усачева, Школяр. Музыка, 1 класс II четверть Урок 2. Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»  Цели и задачи:  ­   учить   чувствовать   настроение   музыки,   находить   выразительные   средства, создающие образ;  ­   расширять   словарный   запас   учащихся   путем   подбора   определений, характеризующих музыку;  учить   распознавать   в   музыкальном   содержании   образы   окружающего   мира   и средства их создания; ­ формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки; ­   формировать   навыки   звуковысотных   отношений   методом   моделирования элементов музыкального языка; ­ воспитывать культуру слушания музыки. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 38, 39.  2. Рабочая тетрадь, с. 20—22, 28 3. Музыкальный материал:  П.И. Чайковский. «Баба­яга».  М.П.   Мусоргский.   «Баба­яга»,   «Балет   невылупившихся   птенцов»,   «Богатый   и бедный» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.  А.С. Аренский. «Кукушка» / нотная хрестоматия, с. 38.  ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация. Как я «увидел» музыку Чайковского ­ На прошлом уроке, ребята, мы слушали пьесы П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Дома вы подбирали к понравившейся музыкальной пьесе рисунки русских   художников   и   стихи   русских   поэтов.   Давайте   рассмотрим,   как   вы   смогли «увидеть», услышать и понять музыкальные образы жизненных явлений Чайковского. Проверка домашнего задания:  Дети, называя пьесу Чайковского, читают стихи, показывают рисунки, объясняя почему именно такие рисунки и стихи ими выбраны, как они передают жизненное пространство композитора. ­ Хорошо, ребята. Вы смогли «увидеть» в музыке П.И. Чайковского конкретные (предложенные)   им   музыкальные   образы.   Некоторые   из   вас   даже   предложили   свое «видение» музыки. ­ А теперь давайте все вместе покажем, как голосом и музыкой можно постараться передать приметы времени и явлений природы в современной песне. Исполнение и закрепление «Падает снег» (слова Приходько). ­   Скажите,   как   озвучиваются   в   аккомпанементе   песни   приметы   времени   и жизненные явления? Можно ли как­то расширить наше исполнительское пространство? Что можно добавить в исполнение, какими дополнительными звуками его украсить? II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ЧТО ЗНАЧИТ «ВИДЕТЬ» МУЗЫКУ» 1. Два взгляда на один образ ­ Сейчас вы услышите два музыкальных фрагмента двух русских композиторов. Попробуйте охарактеризовать звуковое пространство этих музыкальных фрагментов. 1)   Прослушивание:   «Баба­яга»   П.И.   Чайковского   и   «Баба­яга»   М.П. Мусоргского. 2)  Анализ музыкального содержания ­ Расскажите сначала, что вы услышали в характере музыки. ­ В 1­ом музыкальном фрагменте слышно быстрое безостановочное движение, резкие, отрывистые звуки. ­ Музыка движется в нем стремительно и непрерывно. Будто кто­то летит. Музыка звучит немного зловеще. ­ Во втором музыкальном отрывке тоже слышен стремительный полет. И еще музыка   похожа   на   лихой,   дикий,   зловещий   пляс.   Музыка   ­   страшная,   быстрая, тревожная, свирепая, злющая. ­ Т.е., темп в обоих музыкальных фрагментах какой? ­ Очень быстрый, стремительный. ­   Что   можно   сказать   о  звукоизвлечении  –   короткое   оно   или   протяжное?   Как исполняются звуки – плавно, отрывисто? ­ В обоих отрывках  короткие и отрывистые звуки, жесткие и резкие акценты. ­ Как вы думаете, композиторы изобразили один жизненный образ или разные? Если один, то образ чего – добра, зла? ­ В обоих музыкальных отрывках изображено что­то злое, страшное, ужасное. ­   Верно,   ребята.   В   обоих   музыкальных   отрывках   изображен   и   тот   же   образ   – сказочный  образ  Бабы­Яги.  В первом  случае  музыка  принадлежит   уже  известному вам композитору   П.И.   Чайковскому,   во   втором   –   также   великому   и   русскому   ­   М.П. Мусоргскому. Чья Баба­Яга, на ваш взгляд, получилась более страшной, зловещей? ­ Баба­Яга композитора Мусоргского – более зловещая. ­   Поговорим   теперь   о  динамике   (звучности)  этих   музыкальных   отрывков.   На слайде   вы   видите   нотную   запись   обоих   музыкальных   отрывков.   Кроме   знаков­нот   вы видите и другие знаки, ­ это знаковое обозначение динамики музыки. В чем отличие этих записей? ­ Вначале каждой записи стоят разные знаки. ­   Верно,   в   первом   случае   стоит   знак  p  (пиано)   –   тихо,  во   втором   –  два  f (фортиссимо, удвоенное f). F (форте) – в музыке означает «громко», ff (фортиссимо) – очень громко. У  Чайковского угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает   прихрамывающую   походку   сказочного   персонажа.  В   начале   пьесы   слышны какие­то стуки, сердитое ворчание, выкрики. Помните, как в сказках: «Баба­Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой;  села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». При общей тихой звучности аккорды в каждом такте специально подчеркиваются акцентом  (sf)  –   это   авторское,   композиторское   предписание.  Тема,   олицетворяющая сказочный персонаж, в начале помещена в нижнем регистре, и мы сразу догадываемся, что далее   будет   развитие   ­   рост   и   усиление   этого   мотива   и   всей   экспрессии   пьесы.   В непрерывно двигающейся моторике, во внезапных подъемах интонации, сопровождаемых усилением динамики, чудится фантастический полет, сопровождаемый «свистом ветра». Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым   штрихом  (staccato)  придают   музыке   зловещую   причудливость.  Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро). Интересно, как Бабу Ягу изобразил Мусоргский:  Что это грохнуло? Что засвистело? ­ Баба Яга над землей пролетела!  Ветром прогнулись сосен верхушки,  Спрятались в норы лесные зверюшки,  Сучья трещат. Громкий свист раздается –  Баба Яга над полями несется… (Н. Метеличенко) М.П. Мусоргский с первым же звуком на ff композитор рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой, беснующейся ведьмы. Сначала музыка звучит очень громко с резкими внезапными, жесткими акцентами. Потом ускоряется и становится похожа на лихой пляс или   стремительный   полет.  Мусоргский   увидел   этот   персонаж   именно   в   гротескном, сказочно­народном понимании. В его Бабе­Яге есть нечто жуткое, мистически страшное. Вот свистнула  она  и  понеслась  в своей  ступе,  погоняя  помелом.  От  пьесы  так  и  веет былинным   размахом,   русской   удалью.   Фантазия   Мусоргского   изобразила   мощный динамичный образ Бабы­Яги: мощную «нечистую силу», сметающую всё на своём пути. Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. Когда вы описывали музыкальное содержание этих сказочных сюжетов, я заметила, что вы подобрали красивые новые слова, характеризующие сказочную Бабу Ягу. Давайте­ ка соберем их в «Копилку новых слов», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладони в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.  3) Игра на развитие художественного словаря «Копилка»: Страшная, свирепая, зловещая, милая, сердитая, печальная, напевная, колючая, грозная, шутливая, властная, светлая, тревожная, добрая, лютая. 4) Вывод ­ Что же общего и в чем отличие образов Бабы­Яги у разных композиторов? ­   Общее   ­   обращение   к   образу   злого   волшебства.   Использование   схожих музыкально­изобразительных   средств   (регистрового   и   темпового   контраста,   резких динамических подъемов и спадов и др.) ­   Отличие   ­   своеобразие   самих   сказочных   образов   и   творческой   фантазии композиторов. 2. Два образа в одном сюжете Прослушивание   и  анализ   музыкального   содержания   «Богатый   и  бедный» М.П. Мусоргского: ­ Прослушайте еще одну звуковую картину. Сколько музыкальных образов, на ваш взгляд, в ней изображено? ­ Два музыкальных образа. ­ Верно, в этой звуковой картине изображены 2 образа. Какие средства музыкальной выразительности помогли вам это понять? Ответы учащихся.  В   процессе   обсуждения   учитель   предлагает   детям   использовать   в   своем  темп,   динамика,   тембр,   регистр, лексическом   словаре   такие   понятия,   как   диапазон, способ звукоизвлечения. ­ «Богатый и бедный» ­ так назвал Мусоргский эту музыкальную картину. Из двух разнохарактерных   портретов   людей   он   сделал   одну   пьесу­диалог,   заставив   этих   людей разговаривать.  По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Мусоргский   поставил   рядом   богатство   и   бедность,   самодовольное   чванство   и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки Мусоргского достигает тут удивительной правдивости. Вначале речь богатого еврея: уверенные, властные, отрывистые фразы на густых низких тонах; потом в высоком регистре зазвучал жалобный голос бедняка, дрожащий, умоляющий.   Может   быть,   он   просит   у   богатого   помощи   или   отсрочки   уплаты   долга, рассказывает о голодных, несчастных детях. И снова слышен голос богатого ­ те же резкие фразы. Нам даже кажется, что вот­вот прозвучат жестокие слова. Разговор продолжается: бедный просит, богатый отказывает, жалобы бедного становятся все громче, в них слышатся почти рыдания. И вот уже обе темы ­ богатого и бедного ­ звучат одновременно: это драматическая вершина, кульминация всей пьесы: темы как бы соединяются и звучат вместе, вернее ­ каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга   (генеральная   пауза).   И   вот   последняя   фраза   бедного:   мотив,   полный   тоски   и безысходности  (ремарка: con dolore [итал.   ­   с   тоской;   печально])  и   ответ богатого: громко,   решительно   и   безапелляционно.   Последнее   слово   оказывается   за богачом. Композитор   развернул   перед   нами   социальную   драму,   глубоко   волнующий трагический   рассказ   о   судьбе   несчастного,   обездоленного   человека.  Пьеса   производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью. 3. «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского ­ Сейчас вы услышите еще одну звуковую картину Модеста Мусоргского. Сколько в ней музыкальных образов? Каково ее музыкальное содержание? Прослушивание и музыкальный анализ: ­   Музыка   легкая   и   танцевальная,   без   динамических   контрастов.   Темп   – оживленный, живой, шустрый; ритм – легкий, игривый; динамика – неяркая, тихая; звукоизвлечение – отрывистое; регистр ­ верхний. Один музыкальный образ. ­ Верно, ребята. Мусоргский нарисовал в этой музыкальной картинке один образ, но образ – коллективный: это танец маленьких канареек. Музыка написана в форме лёгкой и безмятежной   шутки.   Комичность   и   наивность   буквально   пронизывают   эту   звуковую картину. В ней слышны игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano. Все это призвано дать представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще… невылупившихся. Музыкальная картинка М.П. Мусоргского так и называется – «Балет невылупившихся птенцов». Выберите   пространство   на   вашей   нарисованной   клавиатуре,   где   звучание   этого коллективного образа будет звучать правдиво и выразительно. 4. В пространстве клавиатуры (Нотная грамота)  Материалы по нотной грамоте см. в Приложении. 5. Птицы в музыке ­   Ребята,   прослушайте   внимательно   следующую   звуковую   картинку.   Что   вы увидите, представите, слушая эту музыку? Каково музыкальное содержание картинки? 1) Прослушивание фонограммы (минус) Предполагаемые ответы учащихся: Музыка звучит грустно, печально, темп ­ медленный, регистр – средний. Как будто кто­то жалуется, плачет. ­ А какие звуки еще слышны в аккомпанементе? ­ Звуки, передающие настоящее пение птиц. ­ О чем, как думаете, содержание этой музыки? ­ О птицах. ­ Верно, здесь также, как и у Мусоргского, изображены птицы. Но по сравнению с его   музыкальной   картинкой   эта   звуковая   картинка   создает   яркий   контраст:   здесь действительно   слышны   жалоба,   плач.   И   плачет   одна   птичка.   Какая?  (Если   дети,   не называют, учитель пропевает терцию на звук «у­у»). ­ Это кукушка. ­ Да, эта звуковая картинка – песня про кукушку на музыку композитора Антона Аренского. Но почему же кукушка плачет – давайте послушаем. 2) Прослушивание видеозаписи в исполнении хорового коллектива. ­ Кукушка потеряла своих деток, поэтому ей грустно, и она плачет, жалобно и тоскливо кричит: «Ку­ку… Ку­ку… Ку­ку…» 3) Разучивание и первоначальное исполнение «Кукушка» (муз. А.С. Аренского, сл. Плещеева). III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Что вы извлекли для себя из сегодняшнего урока? ­ Что вам более всего понравилось? ­ Что оказалось самым трудным? ­ Расскажите на музыкальных примерах, можно ли «увидеть» музыку? ­ Какими средствами музыкальной выразительности мы можем охарактеризовать образы и содержание музыки, описать то, что «увидели», слушая музыку? Домашнее   задание:  Выразите   красками   в   рисунке   понравившийся   из прослушанных сегодня один музыкальный образ. 2. Итог Всё, о чём шел сегодняшний разговор, ­ это только формы и средства, необходимые для выражения содержания музыки.  А   содержанием   музыки   является   всё   то,   что   вы,   ребята,  чувствуете,   о   чём думаете, что воображаете,  когда  слушаете  и  видите,  потому  что  за возникающими образами   так   или   иначе   угадываются   (домысливаются,   предполагаются)   добро   и   зло, красота и безобразие и т.п. Спасибо за урок! До новых встреч в нашем музыкальном классе! В пространстве клавиатуры ПРИЛОЖЕНИЕ  Слово «клавиатура» происходит от слова «клавиша». Инструменты с клавишами называются клавишными. Ударишь по разным клавишам в разных концах клавиатуры — и зазвучат светлые, высокие или тёмные, низкие звуки.  Свои «клавиатуры» имеют и другие инструменты, хотя звуки на них извлекаются другим способом. Тронь струны на скрипке или гитаре — все струны звучат по­разному. И тогда гриф с натянутыми струнами на скрипке, виолончели, контрабасе или гитаре — это их «клавиатура». Зажми одновременно со щипком одну струну то в одном месте, то в другом — и обнаружишь звуки разной высоты.  А   в   духовом   инструменте   вдоль   деревянной   или   металлической   трубки расположены дырочки или клапаны. Вдувая в инструмент воздух, закроешь разные дырочки или   нажмёшь   на   клапаны   —   и   получаются   звуки   разной   высоты   на   такой   духовой «клавиатуре».  На баяне — «клавиатура» с кнопочками.  Любую музыку, которую играют на разных инструментах, записывают известными вам семью нотами. Больше всего звуков можно извлечь из рояля. И клавиатура у него больше. Сыграв снизу доверху все клавиши, легко услышать, как звуки становятся всё светлее и выше, и наоборот. Чтобы было понятно, в каком месте на клавиатуре, грифе, трубке брать звуки, ноты записываются в определённых октавах. Это расстояние от первой до восьмой ноты, например, от «ре» и до следующей через восемь нот «ре», или от «до» и до   следующей   ноты   «до».   Посмотрите,   сколько   октав   помещается   на   всей   клавиатуре пианино.  В басовом ключе записаны более низкие звуки, в скрипичном — более высокие. Когда   мелодия   движется   вверх,   на   клавиатуре   играем   слева   направо   и   записываем движение мелодии из басового ключа в скрипичный. Рассмотрите часть клавиатуры и подумайте, как продолжить движение на нотном стане в третью октаву. Если не хватит пяти линеек, добавьте. Они и будут называться добавочными. Используемые ресурсы:  1) Майкапар   Александр.   Чайковский   и   Надежда   Филаретовна   фон   Мекк. Переписка. Кн. 1. ­ М.: 2004; 2) http://art.1september.ru/index.php?year=2006&num=24 3) http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/  4) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki  5) http://soundtimes.ru/

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018