Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 2 четверти «Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»». Цели и задачи: - учить чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ; - расширять словарный запас учащихся путем подбора определений, характеризующих музыку; учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания; - формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки; - формировать навыки звуковысотных отношений методом моделирования элементов музыкального языка; - воспитывать культуру слушания музыки.
Иконка файла материала Мокшанова_1 кл_II.2..docx
Усачева, Школяр. Музыка, 1 класс II четверть Урок 2. Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»  Цели и задачи:  ­   учить   чувствовать   настроение   музыки,   находить   выразительные   средства, создающие образ;  ­   расширять   словарный   запас   учащихся   путем   подбора   определений, характеризующих музыку;  учить   распознавать   в   музыкальном   содержании   образы   окружающего   мира   и средства их создания; ­ формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки; ­   формировать   навыки   звуковысотных   отношений   методом   моделирования элементов музыкального языка; ­ воспитывать культуру слушания музыки. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 38, 39.  2. Рабочая тетрадь, с. 20—22, 28 3. Музыкальный материал:  П.И. Чайковский. «Баба­яга».  М.П.   Мусоргский.   «Баба­яга»,   «Балет   невылупившихся   птенцов»,   «Богатый   и бедный» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.  А.С. Аренский. «Кукушка» / нотная хрестоматия, с. 38.  ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация. Как я «увидел» музыку Чайковского ­ На прошлом уроке, ребята, мы слушали пьесы П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Дома вы подбирали к понравившейся музыкальной пьесе рисунки русских   художников   и   стихи   русских   поэтов.   Давайте   рассмотрим,   как   вы   смогли «увидеть», услышать и понять музыкальные образы жизненных явлений Чайковского.Проверка домашнего задания:  Дети, называя пьесу Чайковского, читают стихи, показывают рисунки, объясняя почему именно такие рисунки и стихи ими выбраны, как они передают жизненное пространство композитора. ­ Хорошо, ребята. Вы смогли «увидеть» в музыке П.И. Чайковского конкретные (предложенные)   им   музыкальные   образы.   Некоторые   из   вас   даже   предложили   свое «видение» музыки. ­ А теперь давайте все вместе покажем, как голосом и музыкой можно постараться передать приметы времени и явлений природы в современной песне. Исполнение и закрепление «Падает снег» (слова Приходько). ­   Скажите,   как   озвучиваются   в   аккомпанементе   песни   приметы   времени   и жизненные явления? Можно ли как­то расширить наше исполнительское пространство? Что можно добавить в исполнение, какими дополнительными звуками его украсить? II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ЧТО ЗНАЧИТ «ВИДЕТЬ» МУЗЫКУ» 1. Два взгляда на один образ ­ Сейчас вы услышите два музыкальных фрагмента двух русских композиторов. Попробуйте охарактеризовать звуковое пространство этих музыкальных фрагментов. 1)   Прослушивание:   «Баба­яга»   П.И.   Чайковского   и   «Баба­яга»   М.П. Мусоргского. 2)  Анализ музыкального содержания ­ Расскажите сначала, что вы услышали в характере музыки. ­ В 1­ом музыкальном фрагменте слышно быстрое безостановочное движение, резкие, отрывистые звуки. ­ Музыка движется в нем стремительно и непрерывно. Будто кто­то летит. Музыка звучит немного зловеще. ­ Во втором музыкальном отрывке тоже слышен стремительный полет. И еще музыка   похожа   на   лихой,   дикий,   зловещий   пляс.   Музыка   ­   страшная,   быстрая, тревожная, свирепая, злющая. ­ Т.е., темп в обоих музыкальных фрагментах какой? ­ Очень быстрый, стремительный. ­   Что   можно   сказать   о  звукоизвлечении  –   короткое   оно   или   протяжное?   Как исполняются звуки – плавно, отрывисто? ­ В обоих отрывках  короткие и отрывистые звуки, жесткие и резкие акценты. ­ Как вы думаете, композиторы изобразили один жизненный образ или разные? Если один, то образ чего – добра, зла?­ В обоих музыкальных отрывках изображено что­то злое, страшное, ужасное. ­   Верно,   ребята.   В   обоих   музыкальных   отрывках   изображен   и   тот   же   образ   – сказочный  образ  Бабы­Яги.  В первом  случае  музыка  принадлежит   уже  известному вам композитору   П.И.   Чайковскому,   во   втором   –   также   великому   и   русскому   ­   М.П. Мусоргскому. Чья Баба­Яга, на ваш взгляд, получилась более страшной, зловещей? ­ Баба­Яга композитора Мусоргского – более зловещая. ­   Поговорим   теперь   о  динамике   (звучности)  этих   музыкальных   отрывков.   На слайде   вы   видите   нотную   запись   обоих   музыкальных   отрывков.   Кроме   знаков­нот   вы видите и другие знаки, ­ это знаковое обозначение динамики музыки. В чем отличие этих записей? ­ Вначале каждой записи стоят разные знаки. ­   Верно,   в   первом   случае   стоит   знак  p  (пиано)   –   тихо,  во   втором   –  два  f (фортиссимо, удвоенное f). F (форте) – в музыке означает «громко», ff (фортиссимо) – очень громко. У  Чайковского угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает   прихрамывающую   походку   сказочного   персонажа.  В   начале   пьесы   слышны какие­то стуки, сердитое ворчание, выкрики. Помните, как в сказках: «Баба­Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой;  села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». При общей тихой звучности аккорды в каждом такте специально подчеркиваются акцентом  (sf)  –   это   авторское,   композиторское   предписание.  Тема,   олицетворяющая сказочный персонаж, в начале помещена в нижнем регистре, и мы сразу догадываемся, что далее   будет   развитие   ­   рост   и   усиление   этого   мотива   и   всей   экспрессии   пьесы.   В непрерывно двигающейся моторике, во внезапных подъемах интонации, сопровождаемых усилением динамики, чудится фантастический полет, сопровождаемый «свистом ветра». Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым   штрихом  (staccato)  придают   музыке   зловещую   причудливость.  Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро). Интересно, как Бабу Ягу изобразил Мусоргский:  Что это грохнуло? Что засвистело? ­ Баба Яга над землей пролетела!  Ветром прогнулись сосен верхушки,  Спрятались в норы лесные зверюшки,  Сучья трещат. Громкий свист раздается –  Баба Яга над полями несется… (Н. Метеличенко)М.П. Мусоргский с первым же звуком на ff композитор рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой, беснующейся ведьмы. Сначала музыка звучит очень громко с резкими внезапными, жесткими акцентами. Потом ускоряется и становится похожа на лихой пляс или   стремительный   полет.  Мусоргский   увидел   этот   персонаж   именно   в   гротескном, сказочно­народном понимании. В его Бабе­Яге есть нечто жуткое, мистически страшное. Вот свистнула  она  и  понеслась  в своей  ступе,  погоняя  помелом.  От  пьесы  так  и  веет былинным   размахом,   русской   удалью.   Фантазия   Мусоргского   изобразила   мощный динамичный образ Бабы­Яги: мощную «нечистую силу», сметающую всё на своём пути. Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. Когда вы описывали музыкальное содержание этих сказочных сюжетов, я заметила, что вы подобрали красивые новые слова, характеризующие сказочную Бабу Ягу. Давайте­ ка соберем их в «Копилку новых слов», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладони в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.  3) Игра на развитие художественного словаря «Копилка»: Страшная, свирепая, зловещая, милая, сердитая, печальная, напевная, колючая, грозная, шутливая, властная, светлая, тревожная, добрая, лютая. 4) Вывод ­ Что же общего и в чем отличие образов Бабы­Яги у разных композиторов? ­   Общее   ­   обращение   к   образу   злого   волшебства.   Использование   схожих музыкально­изобразительных   средств   (регистрового   и   темпового   контраста,   резких динамических подъемов и спадов и др.) ­   Отличие   ­   своеобразие   самих   сказочных   образов   и   творческой   фантазии композиторов. 2. Два образа в одном сюжете Прослушивание   и  анализ   музыкального   содержания   «Богатый   и  бедный» М.П. Мусоргского: ­ Прослушайте еще одну звуковую картину. Сколько музыкальных образов, на ваш взгляд, в ней изображено? ­ Два музыкальных образа. ­ Верно, в этой звуковой картине изображены 2 образа. Какие средства музыкальной выразительности помогли вам это понять? Ответы учащихся.  В   процессе   обсуждения   учитель   предлагает   детям   использовать   в   своем  темп,   динамика,   тембр,   регистр, лексическом   словаре   такие   понятия,   как   диапазон, способ звукоизвлечения.­ «Богатый и бедный» ­ так назвал Мусоргский эту музыкальную картину. Из двух разнохарактерных   портретов   людей   он   сделал   одну   пьесу­диалог,   заставив   этих   людей разговаривать.  По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Мусоргский   поставил   рядом   богатство   и   бедность,   самодовольное   чванство   и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки Мусоргского достигает тут удивительной правдивости. Вначале речь богатого еврея: уверенные, властные, отрывистые фразы на густых низких тонах; потом в высоком регистре зазвучал жалобный голос бедняка, дрожащий, умоляющий.   Может   быть,   он   просит   у   богатого   помощи   или   отсрочки   уплаты   долга, рассказывает о голодных, несчастных детях. И снова слышен голос богатого ­ те же резкие фразы. Нам даже кажется, что вот­вот прозвучат жестокие слова. Разговор продолжается: бедный просит, богатый отказывает, жалобы бедного становятся все громче, в них слышатся почти рыдания. И вот уже обе темы ­ богатого и бедного ­ звучат одновременно: это драматическая вершина, кульминация всей пьесы: темы как бы соединяются и звучат вместе, вернее ­ каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга   (генеральная   пауза).   И   вот   последняя   фраза   бедного:   мотив,   полный   тоски   и безысходности  (ремарка: con dolore [итал.   ­   с   тоской;   печально])  и   ответ богатого: громко,   решительно   и   безапелляционно.   Последнее   слово   оказывается   за богачом. Композитор   развернул   перед   нами   социальную   драму,   глубоко   волнующий трагический   рассказ   о   судьбе   несчастного,   обездоленного   человека.  Пьеса   производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью. 3. «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского ­ Сейчас вы услышите еще одну звуковую картину Модеста Мусоргского. Сколько в ней музыкальных образов? Каково ее музыкальное содержание? Прослушивание и музыкальный анализ: ­   Музыка   легкая   и   танцевальная,   без   динамических   контрастов.   Темп   – оживленный, живой, шустрый; ритм – легкий, игривый; динамика – неяркая, тихая; звукоизвлечение – отрывистое; регистр ­ верхний. Один музыкальный образ. ­ Верно, ребята. Мусоргский нарисовал в этой музыкальной картинке один образ, но образ – коллективный: это танец маленьких канареек. Музыка написана в форме лёгкой и безмятежной   шутки.   Комичность   и   наивность   буквально   пронизывают   эту   звуковую картину. В ней слышны игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano. Все это призвано дать представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще… невылупившихся. Музыкальная картинка М.П. Мусоргского так и называется – «Балет невылупившихся птенцов». Выберите   пространство   на   вашей   нарисованной   клавиатуре,   где   звучание   этого коллективного образа будет звучать правдиво и выразительно.4. В пространстве клавиатуры (Нотная грамота)  Материалы по нотной грамоте см. в Приложении. 5. Птицы в музыке ­   Ребята,   прослушайте   внимательно   следующую   звуковую   картинку.   Что   вы увидите, представите, слушая эту музыку? Каково музыкальное содержание картинки? 1) Прослушивание фонограммы (минус) Предполагаемые ответы учащихся: Музыка звучит грустно, печально, темп ­ медленный, регистр – средний. Как будто кто­то жалуется, плачет. ­ А какие звуки еще слышны в аккомпанементе? ­ Звуки, передающие настоящее пение птиц. ­ О чем, как думаете, содержание этой музыки? ­ О птицах. ­ Верно, здесь также, как и у Мусоргского, изображены птицы. Но по сравнению с его   музыкальной   картинкой   эта   звуковая   картинка   создает   яркий   контраст:   здесь действительно   слышны   жалоба,   плач.   И   плачет   одна   птичка.   Какая?  (Если   дети,   не называют, учитель пропевает терцию на звук «у­у»). ­ Это кукушка. ­ Да, эта звуковая картинка – песня про кукушку на музыку композитора Антона Аренского. Но почему же кукушка плачет – давайте послушаем. 2) Прослушивание видеозаписи в исполнении хорового коллектива. ­ Кукушка потеряла своих деток, поэтому ей грустно, и она плачет, жалобно и тоскливо кричит: «Ку­ку… Ку­ку… Ку­ку…» 3) Разучивание и первоначальное исполнение «Кукушка» (муз. А.С. Аренского, сл. Плещеева). III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Что вы извлекли для себя из сегодняшнего урока? ­ Что вам более всего понравилось? ­ Что оказалось самым трудным? ­ Расскажите на музыкальных примерах, можно ли «увидеть» музыку?­ Какими средствами музыкальной выразительности мы можем охарактеризовать образы и содержание музыки, описать то, что «увидели», слушая музыку? Домашнее   задание:  Выразите   красками   в   рисунке   понравившийся   из прослушанных сегодня один музыкальный образ. 2. Итог Всё, о чём шел сегодняшний разговор, ­ это только формы и средства, необходимые для выражения содержания музыки.  А   содержанием   музыки   является   всё   то,   что   вы,   ребята,  чувствуете,   о   чём думаете, что воображаете,  когда  слушаете  и  видите,  потому  что  за возникающими образами   так   или   иначе   угадываются   (домысливаются,   предполагаются)   добро   и   зло, красота и безобразие и т.п. Спасибо за урок! До новых встреч в нашем музыкальном классе!В пространстве клавиатуры ПРИЛОЖЕНИЕ  Слово «клавиатура» происходит от слова «клавиша». Инструменты с клавишами называются клавишными. Ударишь по разным клавишам в разных концах клавиатуры — и зазвучат светлые, высокие или тёмные, низкие звуки.  Свои «клавиатуры» имеют и другие инструменты, хотя звуки на них извлекаются другим способом. Тронь струны на скрипке или гитаре — все струны звучат по­разному. И тогда гриф с натянутыми струнами на скрипке, виолончели, контрабасе или гитаре — это их «клавиатура». Зажми одновременно со щипком одну струну то в одном месте, то в другом — и обнаружишь звуки разной высоты.  А   в   духовом   инструменте   вдоль   деревянной   или   металлической   трубки расположены дырочки или клапаны. Вдувая в инструмент воздух, закроешь разные дырочки или   нажмёшь   на   клапаны   —   и   получаются   звуки   разной   высоты   на   такой   духовой «клавиатуре».  На баяне — «клавиатура» с кнопочками.  Любую музыку, которую играют на разных инструментах, записывают известными вам семью нотами. Больше всего звуков можно извлечь из рояля. И клавиатура у него больше. Сыграв снизу доверху все клавиши, легко услышать, как звуки становятся всё светлее и выше, и наоборот. Чтобы было понятно, в каком месте на клавиатуре, грифе, трубке брать звуки, ноты записываются в определённых октавах. Это расстояние от первой до восьмой ноты, например, от «ре» и до следующей через восемь нот «ре», или от «до» и до   следующей   ноты   «до».   Посмотрите,   сколько   октав   помещается   на   всей   клавиатуре пианино.  В басовом ключе записаны более низкие звуки, в скрипичном — более высокие. Когда   мелодия   движется   вверх,   на   клавиатуре   играем   слева   направо   и   записываем движение мелодии из басового ключа в скрипичный. Рассмотрите часть клавиатуры и подумайте, как продолжить движение на нотном стане в третью октаву. Если не хватит пяти линеек, добавьте. Они и будут называться добавочными.Используемые ресурсы:  1) Майкапар   Александр.   Чайковский   и   Надежда   Филаретовна   фон   Мекк. Переписка. Кн. 1. ­ М.: 2004; 2) http://art.1september.ru/index.php?year=2006&num=24 3) http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/  4) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki  5) http://soundtimes.ru/