Конспект по обществознанию по теме "Ислам"
Оценка 4.8

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл—11 кл +1
22.04.2017
Конспект по обществознанию по теме "Ислам"
Конспект урока по обществознанию по теме "Ислам" предлагает рассмотреть некоторые вопросы по возникновению религии - ислам, обратить внимание на отдельные стороны данной религии, обратить внимание учащихся в рамках темы на проблему межнациональных и межконфессиональных отношений.Конспект составлен по традиционной схеме : цели, задачи, оборудование, ход урока, закрепление, домашнее задание.
Открытый урок по исламу.doc
Тема: «Ислам». Цели: познакомить  учащихся с мировой религией – ислам, показать некоторые   элементы исламской культуры Задачи: 1.выявить навыки и умения устной речи, самостоятельного ведения конспекта 2.познакомить учащихся с новыми терминами и закрепить полученные знания 3.показать значение традиций в исламской семье, на примере этой религии показать  уважение к старшим и родителям. Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеоролик Тип урока: подача нового материала с элементами ИКТ Ход урока: Видеоролик  Слово учителя­ Арабская молитва открывает наше сегодняшнее занятие и вы увидели  те места, которые являются местом возникновения одной из мировых религий – ислам. Ислам­ 3 мировая религия, с которой нам предстоит познакомиться. Мы должны  увидеть и положительные и отрицательные стороны этой религии, рассмотрим  традиции в исламской семье и обществе, отношение мусульман к родителям, к  старшим, а также основные обязанности правоверных мусульман… Презентация. 1. Проблема: Ислам –это вера или образ жизни? 2. Ключевые слова Ислам ­  покорность Богу. Мусульмане – это последователи ислама. Священная книга – Коран Полумесяц со звездой – символы ислама ­ обозначает божественное покровительство,  прирост, возрождение и вместе со звездой – рай.  Шариат— совокупность правовых, морально­этических и религиозных норм ислама,  охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как  «вечное и неизменное» Божественное установление "Аллаху акбар" - "Аллах велик" В исламе можно выделить несколько течений: Сунниты считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу  Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные  предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника —  сборники хадисов аль­Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности  исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей  роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем. Шииты вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда  сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна  принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного  руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением.  Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное  религиозно­правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме  Джафаре ас­Садыке. Хариджизм— религиозно­политическое движение преимущественно радикального толка.  Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али,  недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.В конце VII века, после  череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты,  азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др.  Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3  миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен  группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Суфизм— ряд учений, мистико­аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею  Пути к Аллаху, выделяющее нормой поклонения, которая объявляется несущественной  или вторичной, нередко — на основании обращения к опыту Пророка Хызра. Суфизм  опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на  практике он часто подразумевает существование организаций, лидеры которых имеют  духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет  доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение  к нему может быть неоднозначным. Представители ортодоксального ислама нередко  считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими  традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу:  например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах,  экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Ваххаб змии — религиозно­политическое движение в исламе, оформившееся в 8 веке.  Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль­Ваххаба ат­Тамими (1703—1792),  являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328). Мухаммад ибн Абд­аль­Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только  первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против  всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году  последователи идей Абд Аль­Ваххаба основали арабское государство — Саудовскую  Аравию. Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат Мухаммада ибн  Абд­аль­Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения. На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной  критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам,  излишнюю строгость нравов и негибкость. В 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти  распорядились сравнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда  Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире.  В наши дни некоторые исламские лидеры заявляют, что ваххабизм является  экстримистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его  приверженцами традиционных суннитских учений и толкований.  Среди прочего ваххабиты резко отрицают суфизм, который в Российской Федерации  получил распространение на Северном Кавказе, где имеется несколько суфийских  тарикатов. 3. Пророк Мухаммад (слайд­доклад) МУХАММЕД (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570­ 632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану­хашим арабского  племени курейшитов.   Сообщение: Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в  570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда ­ Абдаллах, умер до  рождения Сына, а мать Мухамеда ­ Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь  шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд  аль­Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем ­ Своим дядей,  торговцем Абу Талибом. В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись  немногие приверженцы Единобожия.  Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и  Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых  делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак  уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным  прозвищем аль­Амин (Заслуживающий доверия). Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей,  некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена  полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока  жива была Хадиджа. Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и  размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и  надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно  Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp ­ Горы Света), которая возвышается над  Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому  было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь. В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав  на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что  неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку  вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать  остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях  Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение"). Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название  Лейлят аль­Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на  попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в  услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания. 4. Пять столпов ислама (слайд) 1. Шахада (слайд) ­ соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие Единобожия и посланническую миссию  Пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама:  «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расуулюх»  («Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного  Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник») .  В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные  теоретические и практические положения ислама. Веры в Единого и Единственного  Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника  Мухаммада достаточно для принятия ислама.  2. Намаз (слайд )  ­ совершение ежедневной пятикратной молитвы  Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время,  сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают  суры Корана и мольбы (дуа). 3. Закят (слайд) ­ материальное пожертвование Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго  определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята.  Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.  4. Саум (слайд)  ­ соблюдение поста в месяц Рамадан Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды,  питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служение Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.   Хадж (слайд)  ­ совершение паломничества в Мекку 5. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех  мусульман, которые материально и физически могут совершить его.  Возвращаемся к поставленному вопросу: Ислам – это вера или образ жизни?  (слушаем мнения) 5. Джихад (слайд) Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газаваа́т — силовая борьба с кафирами). Джихад ведётся исходя из возможностей: жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахед — это не только воин, но также учитель, и мулла, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом, то есть смертью засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.   Сообщение: Джихад бывает нескольких видов:   джихад сердца (борьба с собственными недостатками, дурными наклонностями)   джихад языка (распространение правильных знаний, разрешение одобряемого и  запрещение порицаемого)  джихад руки (наказание преступников и нарушителей норм нравственности)   джихад меча (вооружённая борьба с неверными, павшие в которой обретают вечное блаженство ещё до Страшного суда). Вооруженную борьбу нужно проводить в  соответствии с определенными правилами. Запрещается убивать стариков, женщин,  детей и служителей культа, а врагов нельзя уничтожать с помощью огня. Если  проанализировать действия подавляющего числа экстремистских группировок,  которые заявляют , что они ведут джихад, и оценить их соответствие этим  правилам,  то можно увидеть , что все подобные заявления – не более чем попытка  прикрыться высокой идеей для удовлетворения  низменных, можно сказать даже  сатанинских целей.  К сожалению, политическая практика ислама позволила европейцам усвоить только  последний вид джихада, с которым они и ассоциируют само это понятие. Между тем  хорошо успевающему школьнику арабский учитель скажет ­ "Ты ­ прилежный ученик!"  (буквально "Ты ­ ученик, полный джихада!").  Существует хадис пророка, который совершенно четко указывает на иерархию разных  видов джихада в жизни человека: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к  джихаду великому». Под малым джихадом понимается вооруженная борьба, тогда как под  великим – духовное самосовершенствование. 6. Хиджаб (слайд) ­ исламская одежда для женщин, сшитая из непрозрачного материала,  достаточно широкая, чтобы скрыть телесные формы, а также имеющая неброский  фасон и цвет, чтобы не привлекать взоров мужчин Паранджа ( слайд)  (от араб. фараджийя ­ верхняя свободная одежда), верхняя женская одежда у  мусульманских народов Ближнего Востока и Ср. Азии, халат с ложными рукавами,  покрывающий женщину с головой; носится с чачваном ­ черной густой сеткой из  конского волоса, закрывающей лицо. Обязательное ношение паранджи соответствует  нормам ислама. Рассмотрев хиджаб в исламе, мы,  присутствующие в своем большинстве, женщины,  наверняка заинтересованы в вопросе положения женщины в исламе. Традиции этой религии предполагают множество предписаний к поведению женщины. Например, в быту женщина  должна вести себя определенным образом, но в отношении к матери, мы увидим, возможно, противоположное отношение. 7.  Рассмотрим три бытовые  ситуации из жизни мусульманской семьи и сравним с  положением европейской женщины. Ситуация 1.  Женщина ухаживает за мужем и его другом во время обеда. Ситуация 2.  В дом входит чужая женщина, мужчина меняет свое положение. Ситуация 3. В дом заходят мужчины, женщины прерывают беседу и стоя ждут ухода мужчин или их разрешения сесть. Вопросы:  Что необычного вы увидели в этих ситуациях?  Показалось ли вам положение женщины унизительно?  Увидели ли вы уважение мужчины к женщине?  В чем вы видите сходство восточной и европейской культур? 8. Отношение к родителям. Всем известно, что отношения в семье, к родителям у мусульман особое. Но мать является  в своем роде первым объектом почитания и уважения. Но все же отец остается главой  семьи. Посмотрим несколько предписаний, которые дает Коран – как надо относиться к  родителям. (слайд)  Не забывайте о трудностях, которые перенесли родители, особенно мать, ради вас с  самого вашего рождения, об их заботах и тревогах о вас.  Считайтесь с их мнением, ничем не выражайте недовольства ими, не сердитесь и не  повышайте на них голоса.  Покоряйтесь им во всем, что они повелевают сделать (кроме того, что запрещено  Шариатом). Покорность им ­ есть выражение любви к ним, непокорность ­  нанесение обиды им.  Делитесь с ними всем, что у вас есть: пищей, денежными средствами, одеждой и  обувью.  Не вытягивайте ноги перед ними; не смейтесь громко, не пойте, не раздевайтесь в их присутствии; не лежите, когда они стоят; всячески старайтесь проявлять любовь к  ним.  Оказывайте им помощь во всем, что они делают; при проживании с ними берите на  себя все хлопоты по дому; старшим детям следует присматривать за младшими,  учить их добру и основам Ислама не только словами, но и собственным примером.  Радуйте их хорошей учебой. В хадисе сказано, что в довольстве родителей есть   Храните родительскую честь; не делайте того, из­за чего будут проклинать ваших  довольство Аллаха.  родителей.  Не идите впереди родителей; не садитесь раньше, чем сядут они; не обращайтесь к  ним по имени; поспешите с ответом, когда они позовут.  Отправляйтесь в дорогу только с их разрешения и одобрения.  Вывод: В современной жизни все мусульмане соблюдают эти правила, возводя их даже  в ранг неписаного закона. Хотя для правоверных мусульман Коран – есть закон. Закрепление материала: Соотнесите понятия (слайд – раздаточный материал) 1. Намаз 2. Джихад 3. Рамадан  4. Хиджаб  5. Закят 6.    Хадж 7.   Шахада 1.пост 2. идея единобожия 3. священная война 4. Паломничество 5. Молитва 6. Женская одежда 7.Милостыня  Д/З – конспект, найти государства, где сегодня распространен ислам

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"

Конспект по обществознанию по теме "Ислам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017