Конспект по окружающему миру "Невидимые нити" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный в конспекте урок является уроком экологической направленности. Урок ставит следующие цели: Образовательная цель: Систематизировать и расширить представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение. Развивающая цель: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать. Развивать умение работать в команде (в парах, группах). Развивать воображение, речь. Воспитательная цель: Прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.конспект
Иконка файла материала Урок экологии. Невидимые нити..docx
Технологическая карта урока Тема: Невидимые нити. (Урок №16. Раздел «Природа») Класс: 2 Предмет: Окружающий мир Тип урока: Урок открытия новых знаний. Урок экологической направленности. Планируемые   результаты:  Учащиеся   осознают   необходимость   сохранения   живой   и   неживой   природы;   научиться   устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст; делать выводы из изученного материала. Предметные (знания, умения, представления):  Знание групп  животных, их характеристики и представителей. Понятие об экологии, ее задачах. Понятие об экологических взаимосвязях в природе, умение находить  связи в природе. Представление о роли человека в системе взаимоотношений с природой.   Представления о способах природоохранной деятельности и природосбережения. Метапредметные умения: Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлечение   информации   из   текстовых   источников,   структурирование   знаний,   подведение   под   понятие,   классификация,   установление причинно­следственных связей, знаково­символическое моделирование; умение делать выводы, строить речевые высказывания, производить рефлексию учебной деятельности. Регулятивные   УУД: умение   определять   и   формулировать   цель   на   уроке   с   помощью   учителя;  планировать   своё   действие   в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок; волевая саморегуляция; инициативность; самостоятельность; оценка и самооценка. Коммуникативные   УУД: умение   оформлять   свои   мысли   в   устной   форме;   слушать   и   понимать   речь   других;   вести   диалог; планировать совместную деятельность; выражать свои мысли в партнерстве – уметь работать в группе, в паре, при необходимости разрешать конфликты.  1Личностные УУД:  осознанное отношение к учению, самоопределение, смыслообразование; следование моральным нормам; осознание ответственности за общее дело; осознание неразрывности всего сущего в природе; осознание и принятие жизненных ценностей; выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира, бережного отношения к природе. Образовательная цель: Систематизировать и расширить представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком. Способствовать   развитию   приёмов   умственной   деятельности:   классификация, сравнение, анализ, обобщение. Развивающая   цель:  Способствовать   развитию   самостоятельности,   умению   преодолевать   трудности   в   проблемных   ситуациях. Развивать   умение   организовывать   и   поддерживать   диалог,   умение   слушать.   Развивать   умение   работать   в   команде   (в   парах,   группах). Развивать воображение, речь. Воспитательная цель:  Прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Воспитывать доброжелательные   отношения   друг   к   другу,   учить   выслушивать   мнения   других   и   высказывать   свою   точку   зрения,   воспитывать   навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.   Педагогические   технологии:  Технология   деятельностного   метода   обучения.   Использование   приемов   Технологии   развития критического мышления – кроссенс, кластер. Методы обучения: По источнику получения знаний – словесные, наглядные, практические. По способам управления уроком – работа под руководством учителя, самостоятельная работа. По степени активности познавательной деятельности – объяснительно­иллюстративные, проблемные, частично­поисковые.  Средства обучения: Электронная презентация, предметная наглядность (модели), учебник,  проблемный диалог. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.  Оборудование:    Учебник ­ А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс. Демонстрационное: 1)Электронная презентация 2) Предметные модели экологических связей из картинок, скрепленных нитками: дерево – гусеница ­ синица;   кустарник – дерево (Приложение 2) Раздаточный материал:    21)Конверты   для   групповой   работы     для   создания   кластера   (по   количеству   групп)     для   создания   кластера:   альбомные   листы, инструкционные карты (включая план ответа у доски), вырезанные картинки представителей разных групп животных,   маркеры, клей. (Приложения 1­2) 2)Листы наблюдений. (Приложение 3)                                                                                 Ход урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика 1.  Организационный  момент. Мотивация  к учебной  деятельности.                (1 минута)       2. Актуализация  знаний               (7­8 мин.) Повторение  изученного –  Прозвенел уже звонок –  Нам пора начать урок! На сложные вопросы хотите  отвечать? В поисках ответов друг другу  помогать? Преодолеть все трудности,  новое узнать? Знания добытые в жизни  применять? Раз вы готовы отвечать на  сложные вопросы, хочу  предложить вам головоломку – кроссенс  (он чем­то похож на кроссворд – в нем тоже нужно  разгадывать слова) (СЛАЙД 2) Разгадайте, что объединяет все  картинки на слайде – какое  слово зашифровано в центре? Дети включаются в  коллективную игру ­  утвердительно отвечают на  задаваемые вопросы. Планируемые результаты  обучения (на уровне УУД) Личностные: осознанное  отношение к учению,  самоопределение Задания, которые  приведут к достижению  запланированных  результатов Игра­кричалка создает  условия для  возникновения  внутренних установок  «надо – могу – хочу»,  вызывает внутреннюю  мотивацию. Дети самостоятельно  разгадывают головоломку,  определяют, что все картинки  объединяет слово  «ПРИРОДА» Прием «кроссенс»   позволяет  активизировать  мыслительную  деятельность учащихся;  актуализировать ЗУН и  мыслительные операции,  на основе связи между  изображениями  позволяет подвести к  определению темы урока. Познавательные:  анализ, синтез, сравнение;  извлечение  необходимой  информации; подведение  под понятие; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. 3проверка  домашнего задания   Как это слово связано с тем,  что мы сейчас изучаем? Дети уточняют название темы  изучаемого раздела. Какую тему изучали на  прошлом уроке? Отвечают – «Какие бывают  животные» Представители каких групп,  есть на картинках кроссенса?  Признаки и представителей  всех групп животных мы  повторим, выполнив задание по группам. Работаете на больших листах,  пошагово, в соответствии с  заданиями в инструкционных  картах Вспомните правила работы в  группе  (СЛАЙД 3) Время работы – 3 минуты. Отвечают – «птицы, звери». Дети  создают свой сегмент  коллективного кластера  «Какие бывают животные»,  работая по инструкционной  карте: 1) По описанию признаков,  определите название группы  животных. Впишите название  группы в центральное окошко. 2) Выберите и приклейте  картинки представителей этой группы животных. 3) В свободные окошки  впишите свои примеры  представителей этой группы  животных. 4) Выберите представителя от группы для выступления по  плану: 1. Название группы животных. 2. Признаки этой группы  животных. 3. Примеры представителей. 4 Создание коллективного  кластера поможет  повторить и  систематизировать  изученный на прошлом  уроке материал;  активизирует учебную  деятельность учащихся;.  способствует развитию  навыков работы в  коллективе. Познавательные:  извлечение  необходимой  информации;   структурирование знаний; классификация; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:  планирование уч. сотрудничества; выражать свои мысли в  партнерстве, разрешать  конфликты. Регулятивные: планирование;  инициативность;  волевая саморегуляция; контроль, оценка. Личностные:  самоопределениие; следование моральным  нормам; осознание  ответственности за общее дело.Проблемный диалог     Представители групп, выйдите  и расскажите о своих группах  животных. Остальные – внимательно  прослушайте и оцените  выступления цветными  жетонами «Светофора»:  «зеленый» ­ все верно»,  «желтый» ­ были ошибки,  «красный» ­ неверно. Вывод: Животные (на  кластере) – это часть природы  (на кроссенсе). А если я сейчас  вот эту общую картинку природы (показать  кроссенс) дополню вот таким  изображением? (в центр  помещается картинка «дом»  ­  (СЛАЙД 4) Есть ли связь между этими  картинками? Просигнальте  карточками «светофора»: «зеленый» ­ есть, «красный» ­  нет, «желтый» ­ затрудняюсь  ответить. Есть такая замечательная  наука, которая изучает  природу, как общий дом для  всех обитателей Земли. Как называется эта наука? Представители групп –  выступают, вывешивают свои  карточки – создается  коллективный кластер на  доске по изученной теме  «Какие бывают животные». Дети анализируют и  оценивают выступления Дети анализируют, возможно,  кто­то испытывает  затруднение,  делают общий вывод: «Природа – это дом для всего  живого. Природа – наш общий дом!» Дети вспоминают ранее  слышанную информацию (или  анализируют перевод слова на слайде) и называют название  науки экологии. Изменение центральной  картинки в кроссенсе  позволит подвести к  формированию  понимания, что природа  – общий дом для всех  обитателей Земли, к  понятию «Экология»; использование кроссенса  способствует  активизации  мыслительной  деятельности. Познавательные:  извлечение  необходимой  информации;  анализ,  синтез; выдвижение  гипотез; структурирование знаний; осознанное  построение речевого высказывания. 5 Проблемный вопрос(Возможно, чтобы разгадать,  что это за наука, вам поможет  перевод этого слова с др.­греч.  ­  «экос» ­ дом, жилище; «логос» ­ наука  (СЛАЙД 5) Верно, экология – это наука о  нашем с вами общем доме –  природе, правилах жизни в нем. Как называются люди, которые занимаются изучением  экологии? Я бы хотела, чтобы мы сегодня представили себя этими  учеными специалистами и   посмотрели на мир глазами  экологов. Хотите?! Что же конкретно изучают  экологи? Я попробовала показать это с  помощью вот таких моделей 1) ниточками скреплены  картинки: дерево – гусеница –  синица; кустарник – дерево (показать) 2) на слайде в кроссенсе  (СЛАЙД 6) появилось  множество взаимообратных  способствует  активизации  мыслительной  деятельности. Предложение  попробовать себя в роли  ученых создает условия  для возникновения  внутренней потребности  «хочу». Личностные:  самоопределение; смыслообразование. Путем воспоминания  имеющихся знаний  (субъективный опыт  обучающихся)  или способом  словообразования, дети  называют специалистов в  области экологии. Побуждающий от  проблемной ситуации  диалог и демонстрация  моделей, связанных  нитками, побуждают  детей  к  самостоятельным  размышлениям, которые  должны привести к  выводу о взаимосвязях в  природе и определении  сферы деятельности  экологов.  Познавательные:  анализ, синтез; выдвижение  гипотез; обобщение, выводы; осознанное построение речевого высказывания. Личностные: осознание неразрывности  всего сущего в природе; осознание и принятие  жизненных ценностей;  выработка своей жизненной позиции в отношении  окружающего мира. Дети наблюдают за  связанными нитками объекты  природы и делают вывод: в  природе все взаимосвязано,  6стрелок, которые соединили  все картинки кроссенса.   Что я хотела показать этими  моделями? как будто нитями.  С опорой на слайд дети  делают заключение, что  экология изучает связи в  природе. 3. Постановка  учебной задачи  Построение проекта урока.             (2­3 мин.)         Так что же изучают экологи? (СЛАЙД 7) Эти связи­нити  в настоящей  природе – видимые или  невидимые? Исходя из вашего ответа,  сформулируйте – как необычно и красиво звучит тема нашего  сегодняшнего урока. (СЛАЙД 8) Невидимые нити – это связи,  которые есть в природе  повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа,  растения и животные. Да и  человек тысячами нитей связан с природой. Легко ли нити­связи  увидеть в  природе, раз они невидимые? Поставьте цель ­ чему мы  должны научиться сегодня на  уроке? (СЛАЙД 8 ­ щелчок) Подводящий к теме  диалог позволит детям  самостоятельно  сформулировать тему и  цели урока. Дети фронтально участвую в  подводящем к теме и задачам  урока диалоге. Дети формулирую тему урока : «Невидимые нити» Дети формулируют цель  урока: «Научиться находить  связи в природе» Познавательные:  анализ, синтез; выдвижение  гипотез; обобщение, выводы; знаково­символическое  моделирование; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: целеполагание; планирование;  прогнозирование,  коррекция. Коммуникативные:  умение слушать и вести  диалог. Как вы думаете, экологам (ну  7раз уж мы сегодня выступаем с  вами в роли экологов) важно не только самим находить эти  связи, но и показывать их  людям?  Предлагаю дополнить цели  урока еще одной задачей –  2) «Научиться изображать  изученные связи с помощью  моделей».                 (СЛАЙД 8 ­ щелчок) И еще один очень важный  момент ­  если природа –  общий для нас всех дом, как  нам людям надо к нему  относиться? Чему мы должны  учиться? Эту очень важную задачу, я бы  тоже включила в цели урока   (СЛАЙД 8 ­ щелчок) Руки подняли и покачали – это  деревья в лесу! Руки согнули, кисти  встряхнули – ветер сбивает  росу! В стороны руки, плавно  помашем – это к нам птицы  летят! Ответ – «важно» Ответы – Относиться к  природе нужно с заботой,  бережно 8 ФИЗМИНУТКА                   (1 мин) Двигательные  упражнения позволят  снять мышечное и  умственное утомление4. «Открытие  нового знания» Реализация  построенного  проекта      (фронтальная  работа)  ­ 4­5 мин.   Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад. Итак, уважаемые экологи,  примемся за исследования. И первое что я хочу спросить:  можно ли, глядя на модель  взаимосвязей в природе  (слайд) сказать, что в природе  ВСЁ СВЯЗАНО СО ВЕМ? Сформулируйте этот вывод в  виде предложения. (СЛАЙД 8 ­ щелчок) В процессе приводящего к  открытию новых знаний  диалога, дети самостоятельно  формулируют предложение ­ «В природе все связано со  всем»      Опора на наглядность   позволяет вести единую  смысловую линию урока,  а так же помогает  сделать самостоятельные выводы о взаимосвязях в  природе Познавательные:  анализ, синтез, сравнение;  извлечение необходимой  информации;  обобщение, выводы; осознанное построение речевого высказывания   Вы сформулировали самый  главный закон экологии – в  природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего, всё для чего­ то нужно.                   (на  слайде) Давайте потренируемся  находить экологические связи  и изображать их.   С помощью чего это удобно  изображать модели ­ нитками  или стрелками? Почему?     1) Возьмем первую модель  (листья дерева – гусеница –  синица), Какие связи вы видите и как можете их объяснить? (СЛАЙД 9) (СЛАЙД 9 ­ щелчок) Сравнивая варианты моделей,  дети делают вывод, что  удобнее модель  экологических взаимосвязей с использованием стрелок. Дети работают фронтально.  Вызванный ученик объясняет  связь: гусеницы питаются  листьями деревьев, а синицы  поедают гусениц.   Дети фронтально участвуют в  9 Вопрос актуализирует  субъективный опыт  детей. Познавательные:  анализ, синтез, сравнение, аналогия;  извлечение необходимой  информации; выдвижение гипотез;  установление причинно­Давайте наши наблюдения,  уважаемые экологи,   зафиксируем на листах  наблюдений – Придвиньте эти  листы. Задание № 1 Обозначьте наблюдаемые  объекты начальными буквами:  синица – «С», гусеница – «Г» и  т.д., и с помощью стрелок  обозначьте связи.  Что произойдет, если я  посчитаю, что противные,  мерзкие гусеницы не нужны, и  вытравлю их всех  ядохимикатами?  (сопроводить показом на  ниточной модели – порвать  нитки соединяющие гусеницу  с  листом и синицей ­   картинки упадут) Можно ли это делать? Природа очень мудра – она  сама знает, сколько чего  должно быть, и регулирует  этот процесс естественным  путем. Как вы думаете, кто чаще всего бывает виновником того, что  проблемном диалоге. Дети делают вывод – «нити  порвались, связи нарушились,  могут погибнуть от голода  синицы, может измениться  жизнь деревьев, всего леса… следственных связей; работа с учебными  моделями;   осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль, коррекция Личностные: осознание неразрывности и  взаимосвязях всего сущего  в природе, необходимости  сохранения этих связей;  бережного отношения к  природе. Проблемный диалог и  провоцирующий вопрос  активизирует  мыслительную  деятельность. Демонстрация на модели  обрыва нитей позволяет  детям сделать  правильные выводы о  недопустимости таких  действий в природе. Дети делают вывод: чаще  всего человек нарушает  экологические связи.  Ответы детей. 10невидимые связи рвутся, а  природное равновесие  нарушается? Чем это грозит? Ответ – Чтобы не нарушить  невидимые связи, не  навредить природе, сохранить природу. Побуждающий к  гипотезам диалог  заставляет делать детей  свои предположения,  обосновывать их. Так зачем же экологам нужно  уметь видеть связи в природе  и  показывать их всем людям? Человек никогда не может  обойтись без природы, на люди  не всегда понимают как  отражаются на природе их  поступки, к чему они могут  привести. 2) Поработаем со второй  моделью (кустарник­дерево)  Кто может объяснить связь  между деревом и кустарником? А вообще она есть или нет?  Где мы можем найти ответ на  наш вопрос? Наши знакомые Сережа и Надя  (герои учебника) смогли найти  ответ в одной из книжек,  которую они прочитали.  Послушайте рассказ.             (СЛАЙД 10)  Учебник. Стр. 64  (первая половина рассказа –  Задание может вызвать  затруднение. Ответ – Связь есть, ведь всё  связано со всем.    Ответы детей ­ (интернет, в  книгах, спросить …) Проблемный вопрос  активизирует  мыслительную  деятельность 11на слайде, зачитывается  учителем) Что подтвердил описанный  случай: существует связь  между кустарниками и  деревьями, в чем это  проявилось? Эта связь не такая явная, как в  предыдущем примере, но есть. Поработаем с текстом.  Дочитаем рассказ до конца, и  проследим всю цепочку связей. Работать будем в группах. Учебник. Стр. 65 (СЛАЙД 11) Читаете текст вслух,  совместно обсуждаете и  находите в нем недостающие  звенья цепочки: кустарники ­  …. ­ …. – деревья. А оформляете цепочки ­   каждый в СВОИХ Листах  наблюдения, задание №2.  (Грамотно распределите  обязанности в группе.  Правила работы в группах вы  знаете ).     (на слайде) Время работы – 3 минуты Фронтально. Ответ – Связь ­ существует.  Вырубили кустарники –  засохли деревья. Работа в группах по 4  человек. Дети самостоятельно читают  текст. Создают модель  экологических связей:   кустарники – птицы –  гусеницы – деревья. 12 (Групповая работа)  –(4­5 мин.)                  Познавательные:  умение работать с текстом; извлечение необходимой  информации; выдвижение гипотез;  установление причинно­ следственных связей; работа с учебными  моделями; умение строить  речевое высказывание. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества;  умение работать в группе,выражать свои мысли в  партнерстве, при  необходимости – разрешать конфликты. Регулятивные:  инициативность; волевая  саморегуляция; контроль, коррекция,  оценка.   Организация  самостоятельной  поисковой деятельности  по отбору необходимой  информации при работе с текстом позволит  восполнить недостающие  звенья в цепочке  взаимосвязей, будет  способствовать  формированию  соответствующих УУД Проверяем. Поднимите и  покажите ваши модели. (СЛАЙД 11 ­ щелчок) С опорой на составленные  модели,  восстановите  события, происходящие в  тексте в виде словесных  цепочек и докажите наличие  связей. (рассматриваются и  анализируются  случаи  неверно выполненных заданий) Где в этой цепочке связей, вы  бы поместили человека из  нашей истории? Дополните  свои модели буквой «Ч» ­  человек и стрелкой.  Можно ли продолжить эту  цепочку, поразмышляв: что  нужно для жизни наших  растений?  Дополните модель буквами и  стрелками. Какие 4 группы связей мы  смогли пронаблюдать в этом  рассказе? Что с чем связано? Выполните задание №3 в  Листах наблюдения  Фронтально, по желанию 1  ученик доказывает наличие  связей: вырубили кустарники  – улетели птицы –  расплодились гусеницы –  засохли деревья. Ответы детей – Перед  кустарниками – лесничий  вырубил кустарники Ответы детей: Растениям  нужны солнце, воздух, вода,  почва. С помощью составленных  моделей дети  продолжают  запись: Существуют связи  13между: ­ неживая природа – живая  природа ­ растения – животные ­ животные – животные ­ природа ­ человек Ответ – Лес погиб. Ответ – Лесничий не знал о  существовании экологических связей и о последствиях их  нарушения. Ответ – Думать о  последствиях своих действий  в природе, беречь природу.   Что случилось с лесом в  описанной истории? Чего не знал и не учел  лесничий, вырубая кустарники  в лесу? Чему учит этот рассказ? Поскольку человек – часть  природы, разрушив ее, он и сам погибнет. Оцените свою работу в игре.  («Светофор») Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо – все выше, выше. Какие экологические связи  встретились в этой  физминутке? Короткая, всем известная физминутка позволит  сделать перерыв в  умственной  деятельности. ФИЗМИНУТКА      (1 мин.) 6. Первичное  закрепление с  проговариванием во внешней речи.           (2­3 мин.)            Уважаемые экологи, давайте  потренируемся в обнаружении   экологических связей.  Поработайте в парах и  докажите друг другу их  Дети, работая в парах,  14 Проговаривание во  внешней речи новых  знаний всеми учениками  способствует их  Познавательные:  умение устанавливать  причинно­следственные  связи; прогнозирование;наличие.  Стр. 65, рисунки №1, №2 (СЛАЙД 12) Я бы хотела уточнить, как  называются маленькие зеленые  насекомые на первом рисунке?  (тля) Что за деревянный ящик  нарисован на втором рисунке,  для чего он нужен? (улей) Проверяем.  Кто справился с заданием?  Оцените свою работу в парах  карточками «светофора»   Объясните связи. Подумайте, как человек может  нарушить эти связи? К каким  бедам это приведет? Оцените свою работу  поочередно рассказывают о  связях в природе.  осознанию и закреплению строить речевое  высказывание. Уточняющие вопросы  позволят сделать  самостоятельное  выполнение задания  более осознанным; расширят словарный  запас Коммуникативные:    умение работать в паре,  выражать свои мысли в  партнерстве  Регулятивные:  волевая саморегуляция; контроль, коррекция,  оценка. Личностные: осознание неразрывности и  взаимосвязях всего сущего  в природе, необходимости  сохранения этих связей;  бережного отношения к  природе. 7. Самостоятельная  работа с проверкой  Следующее задание –  самостоятельная работа. Дети   самостоятельно  составляют модель  Самостоятельная работа  Познавательные:  умение работать с текстом; 15по эталону.                         (4­5 мин.)             Задание № 4 в Листах  наблюдений. Послушайте (прочитайте)  стихотворение.         (СЛАЙД 13) Вот на зеленый стебелёк Садится пестрый мотылек. Попил нектар со всех цветов, Их опылил – и в путь готов. Но тут попался – Боже мой! –  На завтрак птице луговой. А у нее гнездо в траве И куча птенчиков в гнезде. И уж, конечно, их помет, Питанье травушке дает. О каких невидимых нитях в  нем говорится?  Составьте модель  экологических связей. Время работы – 2 минуты Проверьте по эталону  правильность выполнения  задания.  (СЛАЙД 13 ­ щелчок) Оцените свою работу. В чем были ваши затруднения? Какие советы вы можете дать? 8. Включение  нового знания в  Напомните, какую 3­ю цель, на  мой взгляд, одну из самых  экологических связей.  с последующим анализом  ошибок, позволит  проверить степень  усвоения материала на  личном уровне и класса в  целом.  При этом текстовый  материал ­ небольшой по  объему,  и в  стихотворной форме  (более занимательной для детей) извлечение необходимой  информации; умение  устанавливать связи;  учебное моделирование Регулятивные:  самостоятельность; волевая саморегуляция; контроль, коррекция,  самооценка. Рефлексивная деятельность  детей по итогам выполнения  с/р. Коррекция с проговариванием . Дети фронтально участвуют в  диалоге. Ответ ­Учиться  16 Подводящие к гипотезам  вопросы активизируютсистему знаний и  повторение.                          (7­8 мин.)           важных,  мы ставили сегодня  на урок?  бережному отношению к  природе. Почему я эту цель считаю  очень важной? Дети работают фронтально с  карточками «Светофор». Предлагаю проверить,  насколько вы прониклись  духом экологов и сыграть в  игру «Экологический  светофор» ­ проследить  возможные цепочки  экологических связей и  оценить целесообразность  (полезность или вредность) тех  или иных действий человека в  природе. Работаем с карточками  «Светофор»: «красный» ­ сигнал опасности,  категорически недопустимые в  природе действия; «желтый» ­ сигнал «Внимание», предупреждает нас о  нежелательных последствиях,  «зеленый» ­ разрешающий  сигнал,  последствия будут  благоприятными, служат  сохранению и восстановлению  природы (СЛАЙД 14) Несовпадение мнений –  обсуждается, обосновывается  правильный выбор решения,  даются рекомендации  «экологов» о дополнительных мерах для сигнала  «Внимание!» Высказывания: 1.ТЭЦ вырабатывает для  жителей города тепло и  электричество. При этом  крупная ТЭЦ в сутки  выбрасывает в воздух 120  тонн газа, 400 тонн золы. 2.Каждую весну на  пришкольном участке  высаживается около 500  цветов. 3.В школьных кабинетах,  коридорах ученики  выращивают комнатные  растения. 4 В лесу мы нашли  муравейник и решили узнать,  как он устроен, разворошив  его прутиком. Мы –  настоящие следопыты.  17 мыслительную  деятельность,  способствуют  формированию  личностного отношения к вопросам  природосбережения. Игровая форма опроса  позволяет в  непринужденной форме  закрепить изученный  материал, предлагаемые  вопросы   учат находить  связи в цепочке «человек  и природа»,  прогнозировать  последствия   деятельности человека в  природе, делать выводы с экологической точки  зрения. Познавательные:  извлечение  необходимой  информации;   структурирование знаний; классификация;  установление причинно­ следственных связей;  прогнозирование;  осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:  умение вести диалог. Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль, коррекция;  самооценка. Личностные:осознание целостности и  неразрывности    природы; осознание и принятие  жизненных ценностей;  выработка своей жизненной позиции в отношении  окружающего мира,  вопросам охраны природы.  5.Число автомобилей в  России превысило 560  миллионов. 6. Ящерицу всегда можно  хватать за хвост. Даже если он отпадает, вырастает новый.  (этого нельзя делать, ящерица  отбрасывает хвост в ответ на  боль). 7. Каждую зиму учащиеся  проводят операцию «Птичья  столовая». 8. Ежегодно для празднования Нового года в России  вырубается более одного  миллиона елей. 9. Мы нашли гнездо птицы с  птенцами и погладили их. Они были такие славные. 10. Мы нашли в лесу  непотушенный костер и  погасили его. Рефлексивная деятельность  детей по итогам «игры». 18 Кто на все вопросы выбрал  правильный сигнал? У кого встретились  несовпадения мнений? О чем говорят допущенные  ошибки? Вывод: Экология – сложная,  серьезная наука. Современный  человек не может обойтись без  вмешательства в природу: мы  не можем обойтись без9. Рефлексия  учебной  деятельности.       (3­5 мин.)   полезных ископаемых, без  древесины,    без заводов и  автомобилей…   Не всегда с легкостью можно  проследить все последствия  деятельности человека. Но! Уважаемые экологи, скажите,  пожалуйста, о чем всегда  должен помнить и думать  человек? ( на слайде ­ кроссенс с домом посередине) Оцените свою работу в игре.  («Светофор») Наш урок подходит к концу.  Какие цели мы ставили на  урок? С помощью «Светофора»  оцените свою работу –  насколько вы справились с  этими задачами? ( по итогам сигналов  делается вывод о выполнении целей урока) Какие затруднения вы  испытывали? Какие бы советы вы дали  детям, которые испытывали  затруднения? (СЛАЙД 15) Вновь перед собой вы видите  головоломку, с которой мы  Ответ – Природа наш общий  дом, человек должен  содержать свой дом в  порядке, заботиться о его  чистоте, сохранять и беречь  все, что в нем есть – беречь и  охранять природу Рефлексивная деятельность  детей по итогам урока. Фронтально, по желанию 1  ученик по кроссенсу,  составляет рассказ по  предложенному клише.  19 Использование  «Светофора» позволяет  детям произвести  самооценку, а учителю ­   увидеть степень освоения темы. Обращение к кроссенсу,   позволяет закончить  единую смысловую  линию урока, позволяет  подвести итог урока. Познавательные:  рефлексия познавательного процесса; умение строить  речевое высказывание. Регулятивные: самооценка и оценка   результатов деятельности  своей и всего класса. Личностные: осознание жизненных  ценностей; выработка своей жизненной позиции в  отношении окружающегоначинали урок. Обратимся к  ней еще раз. Составьте заключительный  рассказ по теме урока.  Воспользуйтесь  опорными  словами: «Природа – это и .. , и .. . ., . . . и ..,  и..  . К природе  нужно относиться …».и  составьте рассказ, начиная с 1­ ой картинки по порядку по  часовой стрелке) (При наличии времени,   можно зачитать  стихотворение: Природа – наш огромный дом, И всем найдется место в нем: Букашке, зверю и побегу, И дереву, и человеку. Хоть дом большой, но хрупок  он  Ему всё хуже с каждым днем. Не враг вредит из века век, Природу портит человек. Но, может, скоро мы поймем, Что мы неправильно живем, Что дом наш охранять должны, От грязи, злобы и войны. Чтоб в доме нашем навсегда  Царили мир и чистота.) (СЛАЙД 16) Д/З   1)Учебник – стр. 64­68 Рабочая тетрадь стр. 47 №3,  Вариант ответа: «Природа – это и пустыни, и  реки, и леса, и луга, и птицы,  и звери, и люди. Природа –  общий дом для всех. К  природе нужно относиться  так, чтобы не сжечь ее дотла,  не превратить в безжизненную пустыню. Охрана природы –  долг каждого из нас.» мира, вопросам  природосбережения.   20Домашнее задание.      №4 ­   найти и составить модели  экологических связей. 2) Творческое задание ­  Придумать слоган (девиз,  речёвку…) по охране природы. 3)  Задание по желанию – в  книгах, стихах, в справочной  литературе найти примеры  экологических связей в  природе, влияния человека на  природу (оформить в виде  карточки)    Домашнее задание носит  дифференцированный  характер. Включает в себя как  задания, подобные  классным, так и задания  творческого характера,  контекстные задания, для решения которых  необходима информация. 21

Посмотрите также