Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Пустыни».
Тип урока :открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся ключевых, предметных и межпредметных компетентностей, применение знаний по данной учебной ситуации в различных видах деятельности.
Оборудование:
Авторский медиапродукт:
1.Презентация Power Point
Ресурсы:
Основные: Окружающий мир А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник для 4класса. Часть 1. Издательство «Просвещение», рабочая тетрадь Окружающий мир. 4 класс.
Дополнительные: наглядный и раздаточный материал.толковый словарь С.И. Ожегова, иллюстрации растений и животных пустыни, карточки с названиями растений и животных природной зоны «пустыня», карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта природных зон, карточки с рассказами о растениях и животных пустыни, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст, критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Информационные: Компьютер учителя, медиапроектор.
Технологии и методики, применяемые на уроке: ИКТ, подводящий диалог, здоровьесберегающая технология.
Формирование УУД:
Личностные:
- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
- производить самооценку в соответствиии с предложенными критериями;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- задавать вопросы.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причино - следственные связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).
Предметные результаты:
- находить и показывать на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте;
- знать климатические условия пустынь;
- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;
- рассмотреть деятельность человека в пустыне;
- обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый метод, решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с деформированным текстом, самооценка.
.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности.Орг.м. |
- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку? - Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира? - Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям! |
- дети садятся на места; - проверяют готовность к уроку; На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе и лист самооценки ребенка, дневник. |
Р- умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); |
||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний, мотивация
|
- Посмотрите внимательно на картинки животных расположенных у вас на столе, распределите их по группам обитания в природных зонах. - Какое животное мы не смогли отнести ни к одной из групп? - Почему? Как думаете, вы все знаете об этом животном? - А в какой природной зоне живет верблюд?
- А в какой природной зоне живет верблюд узнаете, разгадав ребус и….:
|
Дети распределяют животных по группам (лес и степь).
- Верблюд. - Мы не изучали еще эту природную зону. - Нет (похвалить детей)
- Это природная зона «пустыня». |
П - осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливают причино - следственные связи; К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; |
||||||||||||||||||
3.Постановка учебной проблемы (определение затруднения, его место) |
- Сформулируйте тему урока. - Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным? - Сформулируйте цель урока:
- Давайте конкретизируем цель на конкретной учебной задаче.
- А что значит быть готовым к путешествию?
- А что вы можете предположить об этой природной зоне?
-Загляните под свой стул, открепите листок, прочитайте в роли кого будете сегодня
- В конце урока мы или подтвердим ваши гипотезы, или опровергнем их и докажем новые и оценим свою работу. |
- Природная зона «Пустыни». (следуют ответы учащихся) - Познакомиться с природной зоной «Пустыни». - Подготовиться к путешествию в природную зону «пустыни». - знать географическое положение - знать климат - знать о животных и растениях ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ: Песок, жара, верблюд, верблюжья колючка, засоление почвы, перевыпас, исчезают животные
|
П - постановка и решение проблемы; Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание); - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция). К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;
|
||||||||||||||||||
4. Решение учебной задачи (работа в группах) |
- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы? Организация групповой работы. - Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава ,а чтобы путешествие было познавательным и безопасным вы будете географами ,биологами ,зоологами и экологами - Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах. № 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы: - Что такое пустыня? - Какое географическое положение занимают пустыни? - Каковы особенности климата пустыни? № 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: - Какие растения есть в пустыне? Их особенности. № 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: - Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных. № 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос: - Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения? - Давайте повторим правила работы в группе. - Алгоритм работы в группе находится у вас на столе. |
- Нет, надо работать в команде, т.е. группой.
Похвалить ребят…
Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.
. Правила работы в группе (на сл.): - Умей выслушать другого. - Уважай мнение других. - Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения.
Командир группы читает алгоритм и действует в соответствии с ним. |
Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); П - осуществляют моделирование. |
||||||||||||||||||
|
Самостоятельная работа в группах. - Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы». Первая группа, расскажите, как вы будете работать. - У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке? № 1 группа «Географы» Что такое пустыня? Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Какое географическое положение занимают пустыни? Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Барханы – песчаный наносный холм в пустыни. Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода. Каковы особенности климата пустыни? Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. № 2 группа «Ботаники» Какие растения есть в пустыне? А) Верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Б) Джузгун. Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния. В) Колосняк. Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. № 3 группа «Зоологи» Какие животные обитают в пустыне? 1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. 2) Верблюд. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. 3) Сайгак. Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным. 4) Тушканчики. Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках. 5) Песчанки. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами. 6) Ушастый еж и лисичка – корсак. Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков. Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые. 7) Пресмыкающиеся. Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. № 4 группа «Экологи» Экологические проблемы пустыни и охрана природы. 1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды. 2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. - Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай. - Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки. - Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. 3.Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди. - Оцените в «листах самооценки» работу вашей группы. |
Алгоритм работы в группе: 1. 1.Познакомиться с информацией, представленной на столе. 2. 2.Выбрать нужную информацию, необходимую для выполнения задания. 3. 3.Командир распределяет задания внутри группы. 4. 4.Индивидуальное выполнение задания. 5. 5.Обсуждение в группе (пересказ). 6. 6.Презентация работы группы. 7.Заполнение листа оценки работы в группе.
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего.
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
Учебник с. 118, 1 – й, 3 – й абзацы. Учебник с.119, 2 – й абзац. Опорные слова: - юго – запад, Каспийское море - песчаные, глиняные, каменистые - оранжевым цветом - не большая по площади - барханы и оазисы - жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков - лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают, подбирают картинки растений и таблички с их названиями. Учебник с. 122, 1 –й абзац.
Учебник с. 122, 2 – й абзац.
Учебник с. 122, 2 – й абзац, дополнительный материал Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, подбирают картинки животных и таблички с их названиями.
Дополнительный материал.
Учебник с. 122, 5 – й абзац.
Учебник с. 122, 3 – й абзац.
Учебник с. 122, 4 – й абзац.
Дополнительный материал
Учебник с. 123, 1 – й абзац, дополнительный материал.
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, строят план – схему. Учебник с. 123, 4 – й абзац, дополнительный материал. Учебник с.124, 2 – й абзац. Учебник с.124, 3 – й абзац. Учебник с.124, 4-й абзац. Учебник с. 125, «Странички для любознательных»
|
К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); Р - осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу урока; П - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П - устанавливают причино - следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; П - осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют моделирование (опорные слова, план – схему); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
|
||||||||||||||||||
Презентации работы групп. - Прочитайте на доске гипотезу, вы опровергаете ее или принимаете, приводите доводы.
Подведение итогов работы в группах (само и взаимооценка) |
Выходят группой, рассказывают по очереди. - Наша группа «географы» работала по гипотезе, что пустыни находятся южнее нашей страны, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «ботаники» принимает гипотезу, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «Зоологи» работала по гипотезе, что в пустыне живет верблюд и много других животных, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «Экологи» принимает гипотезу, что в пустыне есть браконьеры, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша гипотеза, что в пустыне есть заповедники, нашла свое подтверждение, потому что…. Зачитывают выдержки из листов оценки работы в группе. |
Предметные результаты: - находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения; Л- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение; Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают точку зрения и аргументировать ее. |
|||||||||||||||||||
5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. |
Включение нового в систему. - Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне? - Как вы думаете, мы готовы к путешествию в пустыню?
Индивидуальная работа с текстом: - Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, необходимо прочитать ситуацию, в котором необходимо исправить ошибки.
- Проверьте свою работу и заполните лист самооценки.
|
В России пустыни имеются на востоке Калмыкии и в южной половине Астраханской области. В России пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. Учащиеся заполняют пропущенные места в предложенном тексте. Учащиеся выполняют работу и исправляют ошибки в предложенном тексте. Карточка для детей: Классный руководитель попросил Сашу, ученика 4 класса приготовить сообщение для своих одноклассников о природной зоне «Пустыни». Вот, что он приготовил, найди и исправь ошибки, которые допустил Саша. «Пустыни расположены на востоке страны, на берегах Каспийского моря. Поверхность пустыни покрыта горами. Лето в пустыне холодное, поверхность земли нагревается до + 30 градусов, а в тени + 10 градусов. Корни джузгуна проникают на глубину почти на 20 метров. Корабль пустыни – это сайгак. Большой экологической проблемой является браконьерство, так как гибнет много верблюдов». Дети заполняют лист самооценки. Лист самооценки: Ф.И.___________________
|
Р - умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Р- производят самооценку в соответствии с предложенными критериями;
|
||||||||||||||||||
6. Итог занятия. Рефлексия деятельности. |
- Вспомните тему урока. - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? - Посмотрите, что вам удалось лучше при выполнении задания. - Что у вас не получилось и почему…? - А что вас может еще заинтересовать в этой природной зоне? - А где вы можете это найти? |
- Природная зона «Пустыни».
- Подготовиться к путешествию в пустыню. Ответы детей. |
Р – выполняют учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |
||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
- Откройте учебник на с.124, найдите рубрику «Проверь себя», дома выполните это задание, а в ПТ с.58 № ___ на выбор. |
Каждый ребенок выбирает себе д/з. |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу; |
П
риложение к уроку Лист оценки работы в группе
Лист оценки работы в группе Название группы: «Географы» Фамилия имя _____________________________________ Оцените свою работу в группе Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы? € А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы. € Б. Нет, работал только один. € В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? € А. Работали дружно, ссор не было. € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. € В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы? € А. Да, задание выполнено хорошо. € Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше. € В. Нет, выполнение задания не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х. Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня |
ГРУППА №1 «Географы» Каждый читает свою информацию, а потом рассказывает всей группе. 1.Что такое пустыня? Барханы? Оазис? (найти и выписать определения из «Толкового словаря» С.И. Ожегова) 2.Какое географическое положение занимают пустыни? (учебник с.118, 1 –й, 3 – й абзацы, дополнительный материал на столе) 3.Каковы особенности климата пустынь? (учебник с.119, 4 – й абзацы, доп. Материал). 1. Составить опорные слова для выступающего (на альбомном листе).
Начните свой ответ со слов: наша группа работала по гипотезе, что пустыни находятся южнее нашей страны, эта гипотеза нами доказана. |
Лист оценки работы в группе Название группы: «Географы» Фамилия имя _____________________________________ Оцените свою работу в группе Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы? € А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы. € Б. Нет, работал только один. € В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? € А. Работали дружно, ссор не было. € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. € В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы? € А. Да, задание выполнено хорошо. € Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше. € В. Нет, выполнение задания не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х. Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня |
Инструкция . ГРУППА №1 «Географы» 1.Найдите определение пустыни ,вырежите и приклейте. 2.Какое географическое положение занимают пустыни? (учебник с.118, 1 –й, 3 – й абзацы,контурная карта) 3.Каковы особенности климата пустынь? (учебник с.119, 2– ой абзац). 4.Подготовьтесь к выступлению. 2.
|
Лист оценки работы в группе Название группы: «Ботаники» Фамилия имя _____________________________________ Оцените свою работу в группе Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы? € А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы. € Б. Нет, работал только один. € В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? € А. Работали дружно, ссор не было. € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. € В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы? € А. Да, задание выполнено хорошо. € Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше. € В. Нет, выполнение задания не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х. Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня |
Инструкция . ГРУППА №2 «Ботаники» 1. Вырежите и приклейте растения пустыни.См. учебник стр 119,гербарий. 2.Каковы особенности растений пустыни ? (учебник с.122, 1 –й, 2 – ой абзацы,). 3.Подготовьтесь к выступлению. 3.
|
Лист оценки работы в группе Название группы: «Зоологи » Фамилия имя _____________________________________ Оцените свою работу в группе Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы? € А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы. € Б. Нет, работал только один. € В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? € А. Работали дружно, ссор не было. € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. € В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы? € А. Да, задание выполнено хорошо. € Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше. € В. Нет, выполнение задания не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х. Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня |
Инструкция . ГРУППА №3 «Зоологи » 1. Вырежите и приклейте животных пустыни.См. учебник стр 120-121. 2.Приспособленность животных пустыни к условиям жизни.? (учебник с.123 2 –й, 3 – ий абзацы,). 3.Подготовьтесь к выступлению. 4.
|
Лист оценки работы в группе Название группы: «Экологи» Фамилия имя _____________________________________ Оцените свою работу в группе Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен). 1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы? € А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы. € Б. Нет, работал только один. € В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше. 2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? € А. Работали дружно, ссор не было. € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. € В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3.Тебе нравится результат работы группы? € А. Да, задание выполнено хорошо. € Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше. € В. Нет, выполнение задания не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х. Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась Почти все сделали без меня |
Инструкция . ГРУППА №4 «Экологи » 1. Вставьте пропущенные слова в тексте об экологической проблеме пустыни .(См. учебник стр 123—124). 2.Показать на карте заповедник «Черные земли» ? (учебник с.125 страничка для любознательных. 3.Подготовьтесь к выступлению. 5.
|
№ |
Ф И ребенка |
Что делает |
Отметка о выполнении (+ или - ) |
1 |
Командир
|
Распределяет задания между членами группы. Помогает оформлять опорный план. Показывает географическое положение по карте природных зон. |
|
2 |
Писарь
|
Записывает определения. Зачитывает эти определения (пустыня, барханы, оазис). |
|
3 |
Планировщик
|
Помогает оформлять опорный план. Следит за временем. |
|
4 |
Спикер
|
Помогает оформлять опорный план. Защищает решение группы. |
|
Лист самооценки:
Ф.И.___________________
Умею показывать на карте природную зону «Пустыни». |
Да |
Нет |
Знаю особенности климата природной зоны «Пустыни». |
Да |
Нет |
Привожу примеры растений и животных природной зоны «Пустыни». |
Да |
Нет |
Знаю характер деятельности человека в пустыне. |
Да |
Нет |
Знаю экологические проблемы пустыни. |
Да |
Нет |
Знаю пути решения экологических проблем пустыни. |
Да |
Нет |
Лист самооценки:
Ф.И.___________________
Умею показывать на карте природную зону «Пустыни». |
Да |
Нет |
Знаю особенности климата природной зоны «Пустыни». |
Да |
Нет |
Привожу примеры растений и животных природной зоны «Пустыни». |
Да |
Нет |
Знаю характер деятельности человека в пустыне. |
Да |
Нет |
Знаю экологические проблемы пустыни. |
Да |
Нет |
Знаю пути решения экологических проблем пустыни. |
Да |
Нет |
Ботаники.
1.Растения пустыни
|
|
|
2. Какие растения есть в пустыне?
А) Верблюжья колючка.
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти _________ метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Б) Джузгун.
Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за _______ и не дают ему двигаться. Его плоды очень _____, ветер переносит их по песку на большие расстояния.
В) Колосняк.
Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им ______ под действием ветра
Географы.
1.Пустыня -это
2. Какое географическое положение занимают пустыни?
Пустыни расположены на ________________________________________ моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена _________________ цветом.
Это _________________по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.
3.Каковы особенности климата пустыни?
Лето в пустыне _____: поверхность земли нагревается днем до плюс____°, а в тени выше ___°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает ______осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до ___°, и длится зима ____ месяца.
Зоологи.
|
||||||
|
||||||
|
||||||
1. Вырежите и приклейте животных пустыни.
2. Приспособленность животных пустыни к условиям жизни.
Большинство животных пустыни _________, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет _________ - это их маскировка. Большинство животных ведут _______ образ жизни, когда спадает _____. Воду они получают с пищей, поедая_______ или других _______.
Экологи.
1.Приспособленность животных пустыни к условиям жизни.
Большинство животных пустыни _________, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет _________ - это их маскировка. Большинство животных ведут _______ образ жизни, когда спадает _____. Воду они получают с пищей, поедая_______ или других _______.
2.Для сохранения природы в 1990 году в Республике_______________ создан заповедник «______________ (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
Географы |
Ботаники |
Зоологи |
Экологи |
1.Пустыня –это________________
2. Какое географическое положение занимают пустыни? Пустыни расположены на ________________________________________ моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена _________________ цветом. Это _________________по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. 3.Каковы особенности климата пустыни?
Лето в пустыне _____: поверхность земли нагревается днем до плюс____°, а в тени выше ___°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает ______осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до ___°, и длится зима ____ месяца.
|
1 Какие растения есть в пустыне? А) Верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти _________ метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Б) Джузгун. Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за _______ и не дают ему двигаться. Его плоды очень _____, ветер переносит их по песку на большие расстояния. В) Колосняк. Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им ______ под действием ветра
|
1.Животные пустыни:_____________ 2. Приспособленность животных пустыни к условиям жизни. Большинство животных пустыни _________, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет _________ - это их маскировка. Большинство животных ведут _______ образ жизни, когда спадает _____. Воду они получают с пищей, поедая_______ или других _______.
|
Приспособленность животных пустыни к условиям жизни. Большинство животных пустыни _________, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет _________ - это их маскировка. Большинство животных ведут _______ образ жизни, когда спадает _____. Воду они получают с пищей, поедая_______ или других _______.
2.Для сохранения природы в 1990 году в Республике_______________ создан заповедник «______________ (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.