Данная разработка урока технологии по теме: "Производство текстильных волокон". Целью урока является формирование у учащихся понятий волокно, пряжа, нить, навык определения долевой и уточной нити. На уроке рассматривается вопрос о происхождении, классификации текстильных волокон, способах получения. На уроке предусмотрена индивидуальная и фронтальная работа.
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Производство текстильных волокон»
Цель урока:
волокна растительного происхождения;
прядильное, ткацкое, отделочное производства.
1.
Образовательные:
Сформировать понятия:
Научить:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего.
2.
определять направление уточной и долевой нити;
лицевую и изнаночную стороны ткани;
выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.
Задачи:
10.
11.
12.
13.
обучающие: сформировать понятия Волокна растительного происхождения(хлопок,
лён), прядений, пряжа (нити), долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка;
ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное
переплетения; отбеливание, крашение, печатание.
– развивающие развивать внимание, память, логическое мышление, настойчивость,
умение действовать самостоятельно;
Научить:
распознавать направление уточной и долевой нити;
лицевую и изнаночную стороны ткани;
выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.
воспитательные научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание трудолюбия и
аккуратности.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование Учебник, тетрадь, ЭОР: экран,
проектор, компьютер или ноутбук.
Структура и ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Демонстрация изделий (одежда, кухонные текстильные изделия)
Проблемные вопросы: Из чего и как изготавливают одежду, кухонные текстильные
изделия?
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань?
Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
III. Изучение нового
Задание по работе с видео материалом:
Запомнить и назвать виды растительных волокон, виды производств участвующих в
создании ткани, профессии людей участвующих в производстве тканей?
Демонстрация учебного материала с диска:
«Волокна растительного происхождения» (иллюстрации с текстом)
1.
2. Ручное прядение (Видеофрагмент № 7)3. Работа на ткацком станке (ручном) (Видеофрагмент № 8)
4. Производство ровницы (Видеофрагмент № 9)
5. Прядильные станки (Видеофрагмент № 10)
6. Современный ткацкий станок (Видеофрагмент № 11)
7. Набивная ткань (Видеофрагмент № 12)
8. Окраска ткани (Видеофрагмент № 13)
Выполнить. Тесты из мимио
Работа с учебником
1. Работе с рисунком:
рис 43 Ткацкие переплетения
Задание: Как вы думаете, чем отличается переплетения? Почему размеры раппорта
разные?
Работе с рисунком:
рис. 45 Определение направления долевой нити.
Задание: Разобрать способы определения направления нитей.
2.
3. Выполнение теста
http://www.uchportal.ru/load/1121010827 (Приложение 4 тест скачан с этого сайта)
4. Работа с текстом стр. 8788, с демонстрацией на ткани.
Задание: Определение основных признаков лицевой стороны.
IV. Закрепление нового
Инструктаж по Технике безопасности с ножницами и клеем ПВА. (раздаточные материал
Приложение 2, 3)
Выполнить:
Лабораторная работа № 6 «Определения направления долевой нити».
Результаты исследований занести в таблицу(раздаточный материал)
«Определение в ткани направления нитей основы и утка»
По кромке
(вдоль или
поперёк
кромки)
По степени
растяжения
(растягиваетс
я больше или
(толстая или
По звуку
(звук
звонкий или
глухой)
Толщина
тонкая)
По виду нитей
Гладкость
(гладкая или
пушистая)
меньше)
Нить
Основа
Уток
Лабораторная работа № 7 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей».
Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей»
V. Контролирующее задание
Выполнить тест «Свойства долевой нити» с использованием ЭОР.
http://www.uchportal.ru/load/1121010827
V I. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Синквейн (5 предложений отражающих тему)
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
VII. Д/З: Задание по выбору Узнайте в Интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец»,
«мочесник». Для чего использовались эти инструменты и приспособления?
Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
Как изготавливали пряжу в домашних условиях?
Как изготавливали ткани в домашних условиях?
Что такое узорное ткачество?
Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей
прабабушки?
Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?
Приложение 1 к плануконспекту урока
«Производство текстильных волокон»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 1.
№
Название
ресурса
Время
просм
отра
(мин)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Волокна
растительного
происхождения
Ручное
прядение
Работа
на
ткацком станке
(ручном)
Производство
ровницы
Прядильные
станки
Современный
ткацкий станок
3
1
1
1
1
1
Набивная ткань 1
Окраска ткани
«Свойства
долевой нити»
1
3
Тип,
вид
ресур
са
И
Форма предъявления
информации(иллюс
трация, презентация,
видеофрагменты,
тест, модель и т.д.)
Иллюстрация
с
текстом
И
И
И
И
И
И
И
П
Видеофрагмент №7
Видеофрагмент №8
Видеофрагмент №9
Видеофрагмент №10
Видеофрагмент №11
Видеофрагмент№ 12
Видеофрагмент №13
Тест
материаловедению
по
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий
доступ к ЭОР
с
Диска
учебным
материалом по предмету
технология
Диска
учебным
с
материалом по предмету
технология
Диска
учебным
с
материалом по предмету
технология
Диска
учебным
с
материалом по предмету
технология
Диска
учебным
с
материалом по предмету
технология
Диска
с
учебным
материалом по предмету
технология
с
Диска
учебным
материалом по предмету
технология
http://www.uchportal.ru/load/1121
01082710
11
«Т/Б при работе
с ножницами»,
«Т/Б при работе
с клеем».
И
И
Слайд 1
Слайд 2
Картинка
рисунок)
Картинка
рисунок)
(точечный
(точечный
И – информационные ресурсы
П – практические ресурс