Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»
Оценка 4.8

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
7 кл—11 кл
26.06.2018
Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»
Цель: оказание просветительской и профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида. План выступления: 1. Вступительное слово специалиста 2. Понятие суицида и его виды 3. Причины и основные мотивы суицидального поведения подростков. Симптомы готовящегося самоубийства. 4. Типичные ошибки и заблуждения родителей, затрудняющих распознавание суицидальных признаков 5. Анкетирование родителей 6. Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения детей 7. Краткий обзор контактов для обращения за психологической помощью в случае, если кем-то из родителей замечена склонность подростка к самоубийству либо суицидальный риск
Родительское собрание по суицидам.docx
Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков» Цель: оказание просветительской и профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.  План выступления:  1. Вступительное слово специалиста 2. Понятие суицида и его виды 3. Причины   и   основные   мотивы   суицидального   поведения   подростков. Симптомы готовящегося  самоубийства. 4. Типичные   ошибки   и   заблуждения   родителей,   затрудняющих распознавание суицидальных признаков 5. Анкетирование родителей 6. Рекомендации   родителям   по   профилактике   суицидального   поведения детей 7. Краткий   обзор   контактов   для     за   психологической помощью   в   случае,   если   кем­то   из   родителей   замечена   склонность подростка к самоубийству либо суицидальный риск   обращения     психического   заболевания;              Понятие суицида и его виды.  Суицид – это акт самоубийства, совершаемый   человеком   в   состоянии   сильного   душевного   расстройства либо   под   влиянием    это   умышленное самоповреждение   со   смертельным   исходом;   намеренное   поведение человека, направленное на лишение себя жизни.  Суицид – это агрессия подростка,   направленная     на   самого   себя.   Чаще   всего   суицидальные попытки подростков спонтанные, непродуманные, а совершенные на пике эмоций,   а   также   носящие   демонстративный   характер   –   это   не   столько желание   умереть,  сколько   крик   о   помощи   и   желание   обратить   на   себя внимание.            80% детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся  это сделать, были психически здоровы. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 лет самое большое число суицидов совершают мальчики – их психика более  хрупкая.  С 15  до 18  лет   картина   меняется:  чаще   жить  не   хотят девочки.   Попыток   суицида   в   10   раз   больше,   чем   состоявшихся самоубийств. В последнее время   наблюдается   динамика роста случаев суицида и его «омоложение». При анализе ситуации выявлено, что среди детей   до   10   лет   самоубийства   случаются     редко   и   начинают     резко возрастать в период с 10 до 14 лет, а максимума достигают в 15­17 лет. По данным   Генеральной   прокуратуры     РФ,   а   также   Российского статистического агенства, за последние пять лет число ушедших из жизни от   неестественных   причин     детей   и   подростков   составило   112   тысяч человек.         Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет, причем это не беспризорники и дети из неблагополучных семей, где родителям нет до них дела. В 78 % случаев суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных семей.                  Выделяют   3   вида   суицида:   демонстративный,   аффективный   и истинный.                 Демонстративное суицидальное поведение  – это изображение попыток   самоубийства   без   реального   намерения   покончить   с   жизнью,   с расчетом на спасение. Все действия  направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, попытка вызвать к себе жалость,   сочувствие,   возмездие   на   обиду,   несправедливое   отношение. Аффективное   суицидальное   поведение  –   тип   поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на эмоциях, на   высоте   аффекта.   Суицид   во   время   аффекта   может   носить   черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное   на   реализацию   самоубийство,   как   правило,   долго вынашиваемое.   В   этом   случае   подросток   заботится   об   эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных в таких случаях   записках   звучит   мотив   собственной     вины,   забота   о   близких, которые   не   должны   чувствовать   свою   причастность   к   совершенному действию.           Предотвратить суицид было бы проще всего, если бы его совершали только   определенные   подростки.   К   сожалению,   установить     точно   тип подростка, склонного к суицидальному  поступку, невозможно. Подростки из   богатых   семей   подвержены   суицидальным   настроениям     ничуть   не меньше, чем подростки из неблагополучных семей. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые   люди,   у   которых   нет   проблем   ни   в   школе,   ни   дома. Исследования     показали,   что   вполне   серьезные   мысли   о   том,   чтобы покончить   с   собой,   возникают   у   каждого   пятого   подростка.   Большей частью   молодые   люди   совершают   суицидальную   попытку   у   себя     дома между четырьмя  часами пополудни и полночью. Тем самым они пытаются решить   одну   или   несколько   проблем,   которые   причиняют   им эмоциональную и физическую боль.                   Если подросток серьезно задумал совершить   самоубийство, то обычно   об   этом   нетрудно   догадаться     по   ряду   характерных   признаков, которые   можно   разделить   на   три   группы:   словесные,   поведенческие   и ситуационные.  Словесные   признаки:  часто   говорит   о   своем   душевном состоянии, много шутит на тему   ухода из жизни, проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.  Поведенческие признаки: раздает личные вещи, имеющие большую значимость, приводит в порядок текущие дела, мирится  с давними врагами, демонстрирует радикальные перемены в поведении, проявляет признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния. Ситуационные   признаки:  подросток   социально   изолирован,   живет   в нестабильном окружении, ощущает себя  жертвой насилия, предпринимал попытки суицида ранее, имеет склонность к самоубийству вследствие того, что   оно   совершалось   кем­то   из   друзей   или   родственников,   перенес тяжелую   потерю   (смерть   кого­то   из   близких,   развод   родителей),   имеет тяжелое   соматическое   заболевание   (например,   онкологическое)   либо инвалидность (ОВЗ), слишком критически настроен по отношению к себе.                   Почему   же у молодых людей возникает желание расстаться   с жизнью? Каковы причины и мотивы подобного поведения?            В качестве причин суицидального поведения  можно выделить:   ­ конфликты в семье;   ­ школьные проблемы;   ­ неразделенная  любовь;   ­ непонимание родителей и близких людей;   ­ одиночество, социальная  изоляция; ­ негативное влияние СМИ, прежде всего телевидения, которое открыто пропагандирует насилие и другие формы неадекватного поведения.                   Основные мотивы суицидального поведения у подростков:    ­   суицидальная     попытка   как   способ   просить   о   помощи,   получить внимание и любовь;   ­ переживание чувства обиды;  ­ чувство мести, злобы, протеста;   ­ подражание героям  книг, фильмов, кумирам;   ­ страх наказания  за что­либо;    ­ избежание трудных ситуаций, из которых невозможно самостоятельно найти выход.                       Каковы симптомы   суицидального риска? На что в первую очередь   следует     обратить   внимание   в   поведении   подростка,   чтобы вовремя  предотвратить  попытку самоубийства?   ­ длительное пониженное настроение, непроходящая  глубокая  печаль;  ­   резкие   перепады   настроения,   повышенная     (раздражительность, плаксивость, особенно у мальчиков);    чувствительность  ­ изменения  в режиме сна (бессонница) и принятии пищи (отказ от пищи);   ­ снижение энергетического тонуса организма (вялость, апатия, слабость, безразличие к происходящему, прямых жалоб нет, но при этом ничего не хочется, подросток перестал справляться  с нагрузками);   ­ снижение работоспособности, ухудшение памяти, внимания, мышления, снижение школьной успеваемости либо отказ учиться;    ­ потеря интереса к занятиям и увлечениям, отказ от хобби (резко все бросает);   ­ социальная  изоляция (осознанный уход от семьи и друзей); ­ негативный эмоциональный фон (чувство вины, обвинение себя  во всех неприятностях,   негативные   установки   –   пессимизм,   безверие,   мрачные мысли и переживания);    ­   развитие   аутоагрессии   (фатализм,   злоупотребление   медицинскими препаратами, употребление наркотиков, езда на повышенной скорости);   ­ злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением;   ­ наличие писем, записок и устных высказываний о суициде.                 Типичные ошибки и заблуждения большинства родителей, затрудняющих распознавание суицидальных признаков.  1. Самоубийства   совершаются     в   основном   психически   либо интеллектуально   ненормальными   людьми.  Это   неверно.   Изучение обстоятельств суицида показало: большинство лишивших себя жизни –   это   практически   здоровые   люди,   попавшие   в   острые психотравмирующие ситуации.  2. Самоубийство предотвратить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях.  3. Самоубийство происходит внезапно, безо всякого предупреждения. Это   не   так.   Суициду   предшествует     ряд   сигналов,   выражающих внутреннюю борьбу  человека между жизнью и  смертью.  4. Суициденты   постоянно   думают   о   смерти.  Это   не   так.   Позывы   к смерти   кратковременны.   Если   в   такой   момент   помочь   человеку преодолеть кризис, его намерения  изменятся.  5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса или попытки к   самоубийству,   означает,   что   угроза   прошла.  Это   не   так. Большинство самоубийств происходит примерно в течение 3 месяцев после начала «улучшения», когда у человека появляется   энергия для воплощения  своих мыслей и чувств.  6. Если   загрузить   подростка   учебой   или   работой   и   за   ним   будет осуществляться  постоянный контроль, то ему некогда будет думать о   самоубийстве.  Это   не   так.   Реальное   осуществление   такой «профилактики» выливается  в нарушение условий  труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма   и   еще   больше   повысить     вероятность   суицидальных попыток.  7. Самоубийства   происходят   гораздо   чаще   в   среде   богатых   или, наоборот,   исключительно   среди   бедных.  Это   не   так.   Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества.  8. Суицид – это наследственная   болезнь. Это не так. Добровольная смерть одного из членов семье может усилить суицидальный риск у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мыслям о смерти.  9. Девушки чаще угрожают самоубийством, а юноши совершают его. Это не   так. Девушки используют средства с большим шансом на спасение,   а   юноши   предпочитают   средства,   где   шансы   спасения минимальны.                    Какие   категории   подростков   выступают   группой   риска   по суицидальному  поведению?   ­ Подростки, имеющие психические заболевания и страдающие депрессиями;    ­     подростки,   имеющие   соматические   заболевания,   инвалидность   либо ограниченные возможности здоровья;   ­  трудные подростки, склонные к отклонениям в поведении;   ­   беспризорники – подростки, оказавшиеся   без попечения   родителей, не нужные своим родителям.           Анкета для родителей. Уважаемые родители! Давайте ответим с вами на   некоторые   вопросы,   которые   помогут   увидеть   и   отразить   картину взаимоотношений  с вашим ребенком.  1. Рождение вашего ребенка было желанным?  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?  3. Вы   с   ним   каждый   вечер   разговариваете   по   душам   и   обсуждаете прожитый день?  4. Раз в неделю проводите ли вы с ним досуг (кино, театр, концерт, поход на лыжах)? 5. Вы   обсуждаете   с   ним   создавшиеся   семейные   проблемы,   ситуации, планы?  6. Вы обсуждает с ним его имидж, моду, манеру одеваться?  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 8. Вы в курсе его времяпровождения, хобби, занятий?  9. Вы в курсе  его симпатии, влюбленности?  10.Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 11.Вы знаете, кто его любимый учитель?  12.Вы   знаете,   есть   ли   у   него   в   школе   конфликты   или   проблемы     с учителями?  13.Вы первым идете на примирение, разговор?  14.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?          Если на большинство вопросов вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную   минуту   прийти   на   помощь   своему   ребенку.   А   если   большинство ответов «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться  лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда.            Специалисты предлагают массу рецептов избегания  суицида, главные из которых – любовь, доброта, тепло. Помните, что нашим детям гораздо важнее, чем материальные блага, душевное тепло и понимание. Ребенок должен знать, что вы его любите и будете любить всегда – что бы  в его жизни ни случилось, что бы с ним не произошло, вы будете на его стороне и всегда поддержите и поймете.           Родителям следует понимать:    ­   внимательно   выслушивайте   своих   детей,   приложите   все   усилия,   чтобы понять проблему, скрытую за его словами;    ­ внимательно относитесь ко всем, даже самым   незначительным обидам и жалобам   ребенка,   не   пренебрегайте   ничем   из   сказанного   им,   попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться  накопившимися  проблемами; в общении  с подростком избегайте фраз «  ­ придавайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с любыми проблемами;    ­   проявляйте   эмоциональный   отклик   во   взаимоотношениях,   оказывайте поддержку во всем;  ­ создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье;   ­ общайтесь, обсуждайте проблемы, учите разрешать их, внушайте оптимизм; ­ снимайте авторитарные позиции в общении с детьми, директивный стиль отношений в семье недопустим;   ­ умейте признавать свои ошибки в общении с детьми.

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков»
Скачать файл