Конспект родительского собрания на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: оказание просветительской и профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида. План выступления: 1. Вступительное слово специалиста 2. Понятие суицида и его виды 3. Причины и основные мотивы суицидального поведения подростков. Симптомы готовящегося самоубийства. 4. Типичные ошибки и заблуждения родителей, затрудняющих распознавание суицидальных признаков 5. Анкетирование родителей 6. Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения детей 7. Краткий обзор контактов для обращения за психологической помощью в случае, если кем-то из родителей замечена склонность подростка к самоубийству либо суицидальный риск
Иконка файла материала Родительское собрание по суицидам.docx
Конспект родительского собрания  на тему «Профилактика суицидального поведения  среди подростков» Цель: оказание просветительской и профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.  План выступления:  1. Вступительное слово специалиста 2. Понятие суицида и его виды 3. Причины   и   основные   мотивы   суицидального   поведения   подростков. Симптомы готовящегося  самоубийства. 4. Типичные   ошибки   и   заблуждения   родителей,   затрудняющих распознавание суицидальных признаков 5. Анкетирование родителей 6. Рекомендации   родителям   по   профилактике   суицидального   поведения детей 7. Краткий   обзор   контактов   для     за   психологической помощью   в   случае,   если   кем­то   из   родителей   замечена   склонность подростка к самоубийству либо суицидальный риск   обращения     психического   заболевания;              Понятие суицида и его виды.  Суицид – это акт самоубийства, совершаемый   человеком   в   состоянии   сильного   душевного   расстройства либо   под   влиянием    это   умышленное самоповреждение   со   смертельным   исходом;   намеренное   поведение человека, направленное на лишение себя жизни.  Суицид – это агрессия подростка,   направленная     на   самого   себя.   Чаще   всего   суицидальные попытки подростков спонтанные, непродуманные, а совершенные на пике эмоций,   а   также   носящие   демонстративный   характер   –   это   не   столько желание   умереть,  сколько   крик   о   помощи   и   желание   обратить   на   себя внимание.            80% детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся  это сделать, были психически здоровы. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 лет самое большое число суицидов совершают мальчики – их психика более  хрупкая.  С 15  до 18  лет   картина   меняется:  чаще   жить  не   хотят девочки.   Попыток   суицида   в   10   раз   больше,   чем   состоявшихся самоубийств. В последнее время   наблюдается   динамика роста случаевсуицида и его «омоложение». При анализе ситуации выявлено, что среди детей   до   10   лет   самоубийства   случаются     редко   и   начинают     резко возрастать в период с 10 до 14 лет, а максимума достигают в 15­17 лет. По данным   Генеральной   прокуратуры     РФ,   а   также   Российского статистического агенства, за последние пять лет число ушедших из жизни от   неестественных   причин     детей   и   подростков   составило   112   тысяч человек.         Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет, причем это не беспризорники и дети из неблагополучных семей, где родителям нет до них дела. В 78 % случаев суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных семей.                  Выделяют   3   вида   суицида:   демонстративный,   аффективный   и истинный.                 Демонстративное суицидальное поведение  – это изображение попыток   самоубийства   без   реального   намерения   покончить   с   жизнью,   с расчетом на спасение. Все действия  направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, попытка вызвать к себе жалость,   сочувствие,   возмездие   на   обиду,   несправедливое   отношение. Аффективное   суицидальное   поведение  –   тип   поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на эмоциях, на   высоте   аффекта.   Суицид   во   время   аффекта   может   носить   черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное   на   реализацию   самоубийство,   как   правило,   долго вынашиваемое.   В   этом   случае   подросток   заботится   об   эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных в таких случаях   записках   звучит   мотив   собственной     вины,   забота   о   близких, которые   не   должны   чувствовать   свою   причастность   к   совершенному действию.           Предотвратить суицид было бы проще всего, если бы его совершали только   определенные   подростки.   К   сожалению,   установить     точно   тип подростка, склонного к суицидальному  поступку, невозможно. Подростки из   богатых   семей   подвержены   суицидальным   настроениям     ничуть   не меньше, чем подростки из неблагополучных семей. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но имолодые   люди,   у   которых   нет   проблем   ни   в   школе,   ни   дома. Исследования     показали,   что   вполне   серьезные   мысли   о   том,   чтобы покончить   с   собой,   возникают   у   каждого   пятого   подростка.   Большей частью   молодые   люди   совершают   суицидальную   попытку   у   себя     дома между четырьмя  часами пополудни и полночью. Тем самым они пытаются решить   одну   или   несколько   проблем,   которые   причиняют   им эмоциональную и физическую боль.                   Если подросток серьезно задумал совершить   самоубийство, то обычно   об   этом   нетрудно   догадаться     по   ряду   характерных   признаков, которые   можно   разделить   на   три   группы:   словесные,   поведенческие   и ситуационные.  Словесные   признаки:  часто   говорит   о   своем   душевном состоянии, много шутит на тему   ухода из жизни, проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.  Поведенческие признаки: раздает личные вещи, имеющие большую значимость, приводит в порядок текущие дела, мирится  с давними врагами, демонстрирует радикальные перемены в поведении, проявляет признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния. Ситуационные   признаки:  подросток   социально   изолирован,   живет   в нестабильном окружении, ощущает себя  жертвой насилия, предпринимал попытки суицида ранее, имеет склонность к самоубийству вследствие того, что   оно   совершалось   кем­то   из   друзей   или   родственников,   перенес тяжелую   потерю   (смерть   кого­то   из   близких,   развод   родителей),   имеет тяжелое   соматическое   заболевание   (например,   онкологическое)   либо инвалидность (ОВЗ), слишком критически настроен по отношению к себе.                   Почему   же у молодых людей возникает желание расстаться   с жизнью? Каковы причины и мотивы подобного поведения?            В качестве причин суицидального поведения  можно выделить:   ­ конфликты в семье;   ­ школьные проблемы;   ­ неразделенная  любовь;   ­ непонимание родителей и близких людей;   ­ одиночество, социальная  изоляция;­ негативное влияние СМИ, прежде всего телевидения, которое открыто пропагандирует насилие и другие формы неадекватного поведения.                   Основные мотивы суицидального поведения у подростков:    ­   суицидальная     попытка   как   способ   просить   о   помощи,   получить внимание и любовь;   ­ переживание чувства обиды;  ­ чувство мести, злобы, протеста;   ­ подражание героям  книг, фильмов, кумирам;   ­ страх наказания  за что­либо;    ­ избежание трудных ситуаций, из которых невозможно самостоятельно найти выход.                       Каковы симптомы   суицидального риска? На что в первую очередь   следует     обратить   внимание   в   поведении   подростка,   чтобы вовремя  предотвратить  попытку самоубийства?   ­ длительное пониженное настроение, непроходящая  глубокая  печаль;  ­   резкие   перепады   настроения,   повышенная     (раздражительность, плаксивость, особенно у мальчиков);    чувствительность  ­ изменения  в режиме сна (бессонница) и принятии пищи (отказ от пищи);   ­ снижение энергетического тонуса организма (вялость, апатия, слабость, безразличие к происходящему, прямых жалоб нет, но при этом ничего не хочется, подросток перестал справляться  с нагрузками);   ­ снижение работоспособности, ухудшение памяти, внимания, мышления, снижение школьной успеваемости либо отказ учиться;    ­ потеря интереса к занятиям и увлечениям, отказ от хобби (резко все бросает);   ­ социальная  изоляция (осознанный уход от семьи и друзей);­ негативный эмоциональный фон (чувство вины, обвинение себя  во всех неприятностях,   негативные   установки   –   пессимизм,   безверие,   мрачные мысли и переживания);    ­   развитие   аутоагрессии   (фатализм,   злоупотребление   медицинскими препаратами, употребление наркотиков, езда на повышенной скорости);   ­ злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением;   ­ наличие писем, записок и устных высказываний о суициде.                 Типичные ошибки и заблуждения большинства родителей, затрудняющих распознавание суицидальных признаков.  1. Самоубийства   совершаются     в   основном   психически   либо интеллектуально   ненормальными   людьми.  Это   неверно.   Изучение обстоятельств суицида показало: большинство лишивших себя жизни –   это   практически   здоровые   люди,   попавшие   в   острые психотравмирующие ситуации.  2. Самоубийство предотвратить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях.  3. Самоубийство происходит внезапно, безо всякого предупреждения. Это   не   так.   Суициду   предшествует     ряд   сигналов,   выражающих внутреннюю борьбу  человека между жизнью и  смертью.  4. Суициденты   постоянно   думают   о   смерти.  Это   не   так.   Позывы   к смерти   кратковременны.   Если   в   такой   момент   помочь   человеку преодолеть кризис, его намерения  изменятся.  5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса или попытки к   самоубийству,   означает,   что   угроза   прошла.  Это   не   так. Большинство самоубийств происходит примерно в течение 3 месяцев после начала «улучшения», когда у человека появляется   энергия для воплощения  своих мыслей и чувств.  6. Если   загрузить   подростка   учебой   или   работой   и   за   ним   будет осуществляться  постоянный контроль, то ему некогда будет думать о   самоубийстве.  Это   не   так.   Реальное   осуществление   такой «профилактики» выливается  в нарушение условий  труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсоворганизма   и   еще   больше   повысить     вероятность   суицидальных попыток.  7. Самоубийства   происходят   гораздо   чаще   в   среде   богатых   или, наоборот,   исключительно   среди   бедных.  Это   не   так.   Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества.  8. Суицид – это наследственная   болезнь. Это не так. Добровольная смерть одного из членов семье может усилить суицидальный риск у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мыслям о смерти.  9. Девушки чаще угрожают самоубийством, а юноши совершают его. Это не   так. Девушки используют средства с большим шансом на спасение,   а   юноши   предпочитают   средства,   где   шансы   спасения минимальны.                    Какие   категории   подростков   выступают   группой   риска   по суицидальному  поведению?   ­ Подростки, имеющие психические заболевания и страдающие депрессиями;    ­     подростки,   имеющие   соматические   заболевания,   инвалидность   либо ограниченные возможности здоровья;   ­  трудные подростки, склонные к отклонениям в поведении;   ­   беспризорники – подростки, оказавшиеся   без попечения   родителей, не нужные своим родителям.           Анкета для родителей. Уважаемые родители! Давайте ответим с вами на   некоторые   вопросы,   которые   помогут   увидеть   и   отразить   картину взаимоотношений  с вашим ребенком.  1. Рождение вашего ребенка было желанным?  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?  3. Вы   с   ним   каждый   вечер   разговариваете   по   душам   и   обсуждаете прожитый день?  4. Раз в неделю проводите ли вы с ним досуг (кино, театр, концерт, поход на лыжах)? 5. Вы   обсуждаете   с   ним   создавшиеся   семейные   проблемы,   ситуации, планы?  6. Вы обсуждает с ним его имидж, моду, манеру одеваться?  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?8. Вы в курсе его времяпровождения, хобби, занятий?  9. Вы в курсе  его симпатии, влюбленности?  10.Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 11.Вы знаете, кто его любимый учитель?  12.Вы   знаете,   есть   ли   у   него   в   школе   конфликты   или   проблемы     с учителями?  13.Вы первым идете на примирение, разговор?  14.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?          Если на большинство вопросов вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную   минуту   прийти   на   помощь   своему   ребенку.   А   если   большинство ответов «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться  лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда.            Специалисты предлагают массу рецептов избегания  суицида, главные из которых – любовь, доброта, тепло. Помните, что нашим детям гораздо важнее, чем материальные блага, душевное тепло и понимание. Ребенок должен знать, что вы его любите и будете любить всегда – что бы  в его жизни ни случилось, что бы с ним не произошло, вы будете на его стороне и всегда поддержите и поймете.           Родителям следует понимать:    ­   внимательно   выслушивайте   своих   детей,   приложите   все   усилия,   чтобы понять проблему, скрытую за его словами;    ­ внимательно относитесь ко всем, даже самым   незначительным обидам и жалобам   ребенка,   не   пренебрегайте   ничем   из   сказанного   им,   попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться  накопившимися  проблемами; в общении  с подростком избегайте фраз «  ­ придавайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с любыми проблемами;    ­   проявляйте   эмоциональный   отклик   во   взаимоотношениях,   оказывайте поддержку во всем;  ­ создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье;   ­ общайтесь, обсуждайте проблемы, учите разрешать их, внушайте оптимизм;­ снимайте авторитарные позиции в общении с детьми, директивный стиль отношений в семье недопустим;   ­ умейте признавать свои ошибки в общении с детьми.