Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"
Оценка 4.9

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +4
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
24.04.2017
Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"
Цель: Оказание консультативно-методической помощи педагогам-психологам и специалистам, работающим с детьми с ЗПР, осознание значимости работы с особыми детьми и выработка таких качеств как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие ребенка. Задачи: 1. Содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов. 2. Провести обучение, проанализировать методы и приемы работы с детьми с ЗПР и приемы создания ситуации успеха. 3. Обмен опытом, развитие навыков работы в команде.
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА.docx
1 «Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования» Цель: Оказание консультативно­методической помощи педагогам­психологам и специалистам, работающим с детьми с ЗПР в учреждениях образования, осознание значимости работы с особыми детьми и выработка таких качеств как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие ребенка. Задачи: 1.   Содействовать   повышению   творческого   потенциала   и   профессиональной компетентности педагогов.  2. Провести обучение, проанализировать методы и приемы работы с детьми с ЗПР и приемы создания ситуации успеха. 3. Обмен опытом, развитие навыков работы в команде. Материал:  бейджики,  ватманы,  принадлежности, карточки с заданиями, салфетки, презентация Power Point. листы   бумаги,   письменные Ход семинара­практикума: 1. Приветствие Педагог­психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мне приятно видеть вас сегодня.   Наша   встреча   проходит   в   рамках   темы   «Работа   с   детьми   с   ЗПР   в учреждениях образования». Сегодня мы рассмотрим и обсудим методы работы с, данной категорией детей. Я надеюсь на вашу активность и сотрудничество. 2. Выступление педагoга­психoлoга пo теме Трудности   обучения   детей   с   замедленным   психическим   развитием   нередко связаны с их мотивационной незрелостью. Дети приходят в школу без интереса. В мотивах детей с задержкой развития преобладают игровые интересы. Мотивационная готовность у детей с ЗПР к моменту поступления в школу не сформирована. Именно задержка психического развития препятствует формированию учебной мотивации. Дети с ЗПР не готовы к принятию требований, предъявляемых школой. Такие дети не осознают важности и нужности обучения, не принимают учебные цели, их деятельность характеризуется общей неорганизованностью недостаточной целенаправленностью, которая выражается в неумении обдумывать свою работу и планировать ход ее выполнения. Интеллектуальное   отставание   сильно   тормозит   развитие   познавательного интереса. Учитывая слабость их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных задач на уроке – формирование учебных мотивов. С такими детьми, необходимо проводить коррекционную работу по формированию активной позиции ученика, положительного отношения к учебе, развитию познавательного процесса. Для   формирования   положительного   отношения   к   учебе   можно   выделить следующие направления в работе педагога:    ответить; создание общей положительной атмосферы на уроке; снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешек, угроз и т.д. исключить страх у детей перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно 2 создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования чувства  уверенности в себе и положительной самооценки;  опора   на   игру   как   ведущую   деятельность   ребенка   с   ЗПР,   включая интеллектуальные   игры   с   правилами,   активно   используя   игротехнику   на   каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время. Стимулировать   познавательный   интерес   можно   многообразием   приемов занимательности   (иллюстрацией,   задачами­шутками, загадками,   занимательными   упражнениями   и   т.д.);   специально   обучать   приемам умственной   деятельности   и   учебной   работы;   использовать   проблемно­поисковые методы обучения.   кроссвордами,   игрой, Также необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения. Похвала воспринимается детьми, прежде всего как выражение положительного к себе отношения учителя, педагога, воспитателя. Она стимулирует активность ребенка, который стремиться многократно, заслужить одобрение взрослых. При этом активность детей, вызванная стремлением к похвале, нередко   переходит   в   заинтересованность   самой   учебной   работой,   а   иногда   и   в познавательный интерес. Эффективное овладение учебным материалом, детьми с ЗПР, возможно лишь при умелой организации сотрудничества учеников и учета особенностей проведения урока через создание ситуации успеха. За последние десятилетия фраза ­ «ситуация успеха» стала привычной. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Два важных мотива обучения – это радость и  успех. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» ­ необходимо формировать в нем уверенность в своих силах. Чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое «могу» превратилось в радостное «хочу». Именно потребность в самовыражении, ощущении успешности от результатов   своего   труда   станут   на   всю   жизнь   движущей   силой   многих   его поступков. Стремление   к   успеху   есть   способ   преодоления   неуспеха.   Деятельность, приносящая   успех,   является   основным   фактором   личностного   роста,   потому   что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку   ситуацию   успеха   на   уроке   и   дать   ему   возможность   пережить   радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Цели:  установление   межличностных   контактов;   создание   в   группе   благоприятного 3. Упражнение «Здравствуй друг» микроклимата. Содержание игры:  участники  делятся  на  пары.  Первые  номера  становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Здравствуй друг! Здороваются за руку. Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга. Где ж ты был? Дергают за ушко друг друга. 3 Я скучал (­а)! Кладут руки себе на сердце. Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются. (слайд № 6) После   знакомства   и  обмена   добрыми   пожеланиями,   все   занимают   свои места). Педагог­психолог:  для   дальнейшей   работы   необходимо   разделиться   по группам. У каждого из вас имеются именные бейджики, но кроме этого у них есть и отличия по  форме.  Пожалуйста разделитесь  на  группы  в  соответствии  с формой ваших бейджикoв. Практическая работа Задание № 1 (время на подготовку групп 5­7 минут) Задание: дайте  свое понимание притчи в рамках темы. Спикер от группы Упражнение «Объясните притчу» дает объяснение притчи. (слайд № 7) Команда № 1 Притча «Все в твоих руках» Эта   история   произошла   давным­давно   в   старинном   городе,   в   котором   жил великий мудрец. Слава о нем разнеслась далеко в округе. Но был в городе человек который решил проверить его мудрость. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее   между   сомкнутых   ладоней   и   подумал:   «Спрошу­ка   я   у   мудреца:   скажи,   о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони   и   бабочка   улетит.   Вот   тогда   все   поймут,   какой   он   мудрец».   Так   он отправился   к   мудрецу   и   спросил   у   него:   «Какая   бабочка   у   меня   в   руках,   о мудрейший, ­  живая  или мертвая?» И  тогда  мудрец, который действительно   был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках….» Команда № 2 Притча «Ручеёк» Когда­то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную   долину.   И   вот   однажды   он   добежал   до   пустыни.   Тут   он   остановился   и задумался: «А куда же бежать дальше». Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. Но тут он услышал Голос: «Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!» Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: «Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на   что   ты   на   самом   деле   способен!   Просто   поверь   в   себя,   и   тогда   ты   в   любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!» И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох. И вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. 4 Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: «Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец­то стал самим собой!» Задание № 2 (время на подготовку групп 5­7 минут) Упражнение «Все дети разные» Цель:  формирование у учителей эмоционально­положительного отношения к детям имеющим ЗПР.  Педагог­психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность.  Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (слайд со звездочками). (слайд № 8) А   есть,   на   первый   взгляд   очень   спокойные:   посадишь   его,   и   он   сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (слайд с кубиками).  (слайд № 9) Другие  дети очень ­ очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (слайд с мячиками). (слайд № 10) Бывают  дети,  у которых  много­много колючек:  то они  начинают  спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (слайд с ежиком), и ему может быть очень плохо с этими колючками? (слайд № 11) Все дети разные, они не похожи друг на друга. Задание: каждая группа должна дать описание­портрет (на ватмане): 1. «ученик младших классов»; 2. При обсуждении рассматриваются качества обычного ученика и ученика с ЗПР. По   итогам   акцентируется   внимание   групп   на   позитивных   определениях   и проблемных качествах, ребенка с ЗПР, которые нуждаются в особом внимании.  «ученик имеющий ЗПР». (слайд № 12) Задание № 3 Упражнение «Противоположности» Цель:  принятие   ученика   с   ЗПР,   определение   направления   работы   педагога   с   данной категорией детей. Задание:  Распределите   слова   на   карточках   в   порядке   сравнения противоположных качеств, ученика начальной школы и ученика с ЗПР. (слайд № 13) Ученик с ЗПР Раздражительный Низкий уровень познавательной активности Мыслительные операции несовершенны Ученик начальной школы Уравновешенный, спокойный Любознательный Умный Низкая мотивация достижения, некритичный, Мотивированный, Целеустремленный вялый, пассивный, медлительный Замкнутый, конфликтный, агрессивный Слабое понимание взаимоотношений Слабая работоспособность, повышенная утомляемости Общительный Воспитанный Активный ученик 5 Неумение планировать свою деятельность Активная позиция ученика не сформирована, нечувствительный к собственным промахам Слабая концентрация внимания, сниженная память Незрелость эмоционально­волевой сферы Не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы Несамостоятельный Затрудняется делать самостоятельные умозаключения Организованный Проявляет активность как ученик Внимательный, сконцентрированный Гармоничный Счастливый, веселый Самостоятельный Расположен к размышлениям Отсутствие навыков работы в коллективе Сотрудничающий Задание № 4 Упражнение «Салфетки»   развитие   у   педагогов   эмоционально­положительного   отношения   к   детям, Цель:  осознание индивидуальности каждого ребенка. Задание: уважаемые коллеги, у вас на столах лежат салфетки. Предлагаю Вам выполнить следующее действие: 1 сложите салфетку пополам и оторвите правый угол (так делать 4 раза); 2 откройте салфетку; 3 покажите ее всем присутствующим. Как   видите,   нет   ни   одной   одинаковой   салфетки.   Так   и   в   обучении   детей   с особыми образовательными потребностями, они слышат и видят одно и то же, но понимают   всё   по­своему.   Соответственно   к   каждому   такому   ребенку   нужен индивидуальный   подход.   Ваша   задача   и   состоит   в   том,   чтобы   дать   возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. (слайд № 14) Задание № 5 Упражнение «Работа педагога на уроке по созданию ситуации успеха» Цель:  анализ действий педагога на уроке, способствующие/не способствующие созданию ситуации успеха. Команда № 1 Задание:  Ваша   задача   проанализировать   действия   педагога   на   уроке   и выбрать  подходящие   варианты,  которые  способствуют   созданию   ситуации успеха. Приветствуются собственные варианты действий педагога. (слайд № 15) ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ 1. Заостряем внимание на негативном. 2. Улыбка, добрый взгляд. 3. Проявление интереса к каждому ученику, великодушное отношение. 4. Присваивает прозвища (плохой, ленивый, глупый …). 5. Сравнивает одного ребёнка с другим. 6. Отмечает персональную исключительность. 7. Аргументирует необходимость действий. 6 8. Обучает алгоритму действий. 9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали. 10. Много говорит за детей. 11. Показывает недовольство учеником, группой учеников. 12. Верит в способность ученика. 13. Предупреждает и угрожает по невыполнению требований. Команда № 2 Задание: Ваша задача проанализировать действия педагога и подобрать из них  которые   не   способствуют   созданию   ситуации   успеха. только   те, Приветствуются   собственные   варианты   действий   педагога,  которые   препятствуют созданию ситуации успеха. ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ 1. Заостряет внимание на негативном. 2. Улыбка, добрый взгляд. 3. Проявление интереса к каждому ученику, великодушное отношение. 4. Присваивает прозвища (плохой, ленивый, глупый…). 5. Сравнивает одного ребёнка с другим. 6. Отмечает персональную исключительность. 7. Аргументирует необходимость действий. 8. Обучает алгоритму действий. 9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали. 10. Много говорит за детей. 11. Показывает недовольство учеником, группой учеников. 12. Верит в способность ученика. 13. Предупреждает и угрожает по невыполнению требований. Задание № 6 Упражнение «Мой самый трудный ученик» Цель: развитие у учителей эмоционально­положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися. Задание: каждая группа обсуждает примеры коллег о своем трудном ученике (имя и фамилии не озвучиваются, допускается вымышленное имя): как он выглядит, как   ведет   себя   на   уроках,   какие   у   него   оценки,   какие   сложные   ситуации   с   ним возникали и т.п.  После   обсуждения   группы   представляют   свои   способы,   как   они взаимодействуют   с   такими   учащимися.   Коллеги   помогают   найти   наиболее эффективные методы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт. (слайд № 16) Упражнение «Комплименты для ученика» Задание № 7 Цель:  совершенствование   мастерства     педагога     в   мотивации   учащихся   с   особыми образовательными потребностями. Задание: известно множество способов в мотивации учащихся во время учебной деятельности.   Ученик   с   ЗПР   особенно   нуждается   в   поддержке   и   мотивации. 7 Поддержка таких школьников должна быть чем­то большим, нежели фразы, которые всё   время   повторяют:   «хорошо»,   «очень   хорошо»,   «отлично».   Искренность, творчество и разнообразие – сильное средство в развитии самоуважения ребёнка.  Приведите   10­15   возможных   вариантов   (способов)   сказать   ученику:   «Ты молодец! Отлично!»  Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» (слайд № 17) Задание № 8 Упражнение «ЗА и ПРОТИВ» Команда № 1 Цель: аргументировать необходимость ситуации успеха в работе с учащимися с ЗПР. Задание:  докажите  как   отражается   положительное   влияние   успеха   на учащихся испытывающих трудности в обучении? ­ на мотивации учебной деятельности; ­ на формирование межличностных отношений; ­ на эффективность учебного процесса. Предложите приёмы улучшения межличностных отношений среди учащихся и учителей,   способствующих   успеху,   используя   примеры   из   школьной   практики. (слайд № 19) Команда № 2 Цель: показать неоднозначное влияние успеха на учебную деятельность ученика с ЗПР. Задания:  покажите,  какие   отрицательные   последствия   может   иметь   успех   в учебной деятельности у младшего школьника с ЗПР? ­   как   ситуация   успеха   влияет   на   становление   личности   ученика   с   особыми образовательными потребностями? Можете   предложить   свои   варианты   действий   по   устранению   негативных влияний на ребенка с ЗПР. (слайд № 20) Просмотр мультфильма «Неудобные дети»     (слайд № 21) Цель:  обратить внимание педагогов и психологов на работу с детьми с ЗПР. Помочь осознать   серьезность   и   необходимость   оказания   своевременной   помощи   и   поддержки учащимся с трудностями в обучении.(8 минут) Таким образом, своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной   мотивации   и   формированию   активной   позиции   ученика   способствует включению каждого ученика с ЗПР в активную учебную деятельность на уровне его потенциала   и   развивает   возможности,   воздействуя   на   эмоционально­волевую   и интеллектуальную сферу личности школьника с трудностями в обучении. Успех   является   важным   источником   внутренних   сил   ребенка,   рождающий энергию   для   преодоления   трудностей   и   желания   учиться.   Ребенок   ощущает уверенность   в   своих   силах   и   внутреннее   удовлетворение.  На   основе   всего   этого, можем   сделать   вывод:   «Успех   в   учебной   деятельности   ученика   с   ЗПР   это   его завтрашний успех в жизни!» (слайд № 22) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Испoльзoванные истoчники: 8 1. Жубриянова Р. Коррекционная работа в младших классах: [Дети с ЗПР] // Учитель. – 2001. ­ №3. – с. 21­26. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. – 2001. – №9. – с. 8­9. Алексеева М.И. Мотивы обучение учащихся: Пособ. для учителей. ­ К. : Сов.шк., 1974. ­ 120 с. Битянова  М.  Азарова  Т., Афанасьева  Е.,  Васильева  Н.  Работа психолога  в  начальной школе. ­ М.: Совершенство, 1998. ­ 352 с. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. http://ped­kopilka.ru/roditeljam/zaderzhka­psihicheskogo­razvitija­detei­zpr.html http://www.  .  ru   /  detskijsad  maam     http://azps.ru/training/83.html http://school8­kir.narod.ru/uchiteliam.htm  ­  pedagogicheskogo    ­  praktikum    ­  sekrety      /  seminar    ­  masterstva    .  html 9

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"

Конспект семинара-практикума "Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017