Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Матричный метод в проведении семинарского занятия по теме:
«Интеграл и его приложения»
ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Для специальностей, реализующихся на базе основного общего образования
г. Челябинск, 2017
|
ОдобренЦикловой методической комиссией блока математики и ЕН дисциплин _________________/О.Н.Суханова Протокол № 8 от «29» апреля 2017 года |
Составитель: Е.А. Кондратьева, преподаватель математики
Рецензенты: М.А. Вуйлова, преподаватель математики, методист ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Л.И. Кундель, преподаватель математических дисциплин, методист ГБПОУ
«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»
В конспекте представлены теоретическая часть матричного метода и его функции 4 видов проверки знаний и умений обучающихся. Рассматривается обоснование выбора матричного способа в проведении 5 видов семинара, как одной из активных форм обучения студентов и план занятия - семинар «Интеграл и его приложения»: полный ход занятия с расшифровкой каждого этапа деятельности преподавателя и обучающихся. Часть времени занятия отводится оценке обучающихся через балльно-рейтинговую систему как инструмент системы зачётных единиц.
Выделены упражнения и задачи для выполнения практических занятий через обязательные результаты обучения в соответствии с рабочей программой дисциплины «Математика».
На занятии, вывод по теме, рассматривается через системный оператор. Конспект занятия входит в КУМО дисциплины «Математика» для студентов 2 курсов гуманитарных направлений ССУЗов.
Введение
Матричный метод в проведении уроков по математике – способ использования комплекта специальных (тематических) заданий по математике, записанные в форме матрицы (по строкам 1,2,3,… и столбцам А,В,С,…) предназначенный для формирования умений решать упражнения и осуществлять контроль за усвоением изученного
Матричный способ преподавания математики
Функции проверки матричного способа: преподаватель с меньшей затратой времени и сил строит проверку, достигает должного результата |
Методические функции |
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ |
Ø выяснение наличия знаний, их уровня; Ø выяснение наличия умения применять знания в учебной практике; Ø выяснение наличия навыков, их сформированности |
ОБУЧАЮЩАЯ |
Ø развитие логического мышления студентов, их речи, памяти; Ø применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения; Ø совершенствование знаний студентов |
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ |
Ø воспитание качества ответственности у студента за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины; Ø формирование черт морали – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи. |
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ |
Ø достижение промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей функцией; Ø достижение отдельными студентами и группой в целом промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей и обучающей функциями |
Каждая матрица содержит более 5 заданий. Структура и содержание матриц предусматривает постепенное знакомство с темой, усвоение знаний, формирование навыков, совершенствование техники оперирования с основными контрольно-измерительными материалами, усвоение алгоритмов решений указанных единиц рабочей программы.
Последовательность расположения заданий матрицы позволяет варьировать постановкой упражнений, что ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТРИЧНЫЙ МЕТОД на всех этапах обучения математике ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ», так и для контроля знаний и умений студентов.
Задания 1 строки – самые легкие, задания последующих строк постепенно усложняются, но уровень трудности большинства из них соответствует стандартным упражнениям рабочей программы. В столбцах каждой строки имеет место задания с более сложными условиями, а небольшая часть из них относится к заданиям повышенной трудности.
Итак, от уровня последовательности решения примеров какого-либо конкретного столбца позволяет студентам совершенствовать необходимые умения и навыки и доводить их до самого высокого.
Матричный способ очень удобен в проведении семинаров разных видов:
1. Семинар-беседа – в форме развернутой беседы по плану семинара с кратким вступлением и заключением преподавателя, с применением матрицы упражнений по теме семинара – это позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы через заслушивания большого количества студентов по вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.
2. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов, презентаций и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между студентами и подготовку ими докладов, презентаций и рефератов. При этом выделяют 3 части:
v вступительную (тема, ее значимость);
v основную (излагается содержание темы);
v заключительную (обобщается тема, делаются выводы).
Особое внимание уделяется на доказательность и убедительность с привлечением матрицы – вопросов.
3. Семинар-диспут – коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Это предполагает:
v высокую умственную активность;
v прививает умение вести полемику, обсуждать информацию;
v защищать взгляды и убеждения;
v лаконично и ясно излагать свои мысли;
v составление матрицы - заданий для работы на семинаре.
4. Смешанная форма занятия – это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, дискуссионное обсуждение с привлечением матрицы всех видов.
5. Семинар-практикум включает разрешение теоретических и практических вопросов через использование матрицы, упражнений по данной теме. Все это можно выразить в форме схемы:
¨
Писать доклады, делать
презентации, использовать разные способы решений, и т.д. ¨
Рецензировать.
Семинар по теме «Интеграл и его приложения» - это форма коллективной и самостоятельной работы студентов на уроке, которая способствует углубленному изучению учебного материала и формированию компетенций по теме.
За 2-4 недели до семинарского занятия студентам предлагаются вопросы для подготовки, литература для самообразовательной и самостоятельной работы, а отдельным студентам – творческие задания в форме небольших проектов, презентаций, сообщений, докладов, рефератов и т.д. В ходе подготовки к семинару, обучающие сами решают, в какой форме будут реализовывать план; либо в форме устных ответов-сообщений, либо в форме презентаций, либо в форме тестов и т.д., но готовятся все и по всем вопросам.
В результате студенты совершенствуют творческие умения, учатся убедительно обосновывать и аргументировать свои выводы, опираясь на знания, полученные на уроке и в ходе подготовки к нему, а значит, и используют, и создают различные формы выражения информации по вопросам семинара, а также формируют компетенции.
Урок, проведённый в такой форме и построенный на сочетании выполнения творческих заданий и дифференцированных практических работ, позволяет учитывать индивидуальные способности и интересы студентов. Такие занятия помогают лучше усваивать отдельные положения темы, а значит реализовывать и добиваться результатов в разрешении моей методической темы «Практическая направленность преподавания математики через самостоятельную деятельность студентов и применение системного оператора – резерв повышения качества знаний»
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Учебная дисциплина «Математика»
Преподаватель: Кондратьева Е.А.
НОМЕР ГРУППЫ: ПС-205
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
ТЕМА ПРОГРАММЫ: 1.7. Приложения определенного интеграла
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Интеграл и его приложения.
ПЛАН: 1.История создания интеграла.
2.Определения, свойства, виды, методы вычисления интегралов.
3. Практикум по вычислению интеграла.
4. Приложения интеграла.
ТИП ЗАНЯТИЯ: повторительно – обобщающий
Вид занятия: семинар
Уметь:
· Выполнять вычисления интегралов разными методами.
Знать:
· Определение интеграла. Виды интегралов. Свойства интегралов.
· Основные способы (методы) вычисления интегралов.
Цели занятия:
1) Обучающая:
· Закрепить и систематизировать знания студентов по определению, свойствам и методам вычисления интегралов элементарных функций.
· Формировать практические навыки.
2) Развивающая:
· Развивать у обучающихся умения самостоятельно выполнять задания.
· Развивать умение находить связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.
3) Воспитательная:
· Воспитывать аккуратность, исполнительность и самостоятельность.
· Мотивировать необходимость воплощения теоретических знаний в практику.
Тип занятия: Закрепления и совершенствования знаний и умений.
Методы обучения:
а) словесно-наглядно, практический;
б) проектный;
в) интерактивный:
· педагог не дает готовых знаний, но побуждает студентов к самостоятельному поиску через системный оператор;
· задача преподавателя: создание условий для инициативы студентов и выполнение лишь роли помощника в работе одного из источников информации;
· постоянное взаимодействие педагога и студентов, но активность преподавателя уступает (значительно) активности студентов;
· коммуникация между студентом и преподавателем, самими студентами осуществляется через взаимодействия: «студент-студент», «студент-группа-студент» (работа в микрогруппах), «студент-аудитория», «группа студентов – аудитория» (презентация), «студент-ПК»;
· взаимодействие студентов друг с другом, консультирование друг друга и взаимообучение проводимое самими студентами.
Вид занятия: Семинар.
Оснащение занятия:
1.Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в подготовке к семинарскому занятию на тему: «Интеграл и его приложения». Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
2.Критерии оценивания (теоретической и практической частей семинара и подведение итога). (Приложение С).
3.Электронное сопровождение занятия (презентации студентов). (Приложение В).
4.Дидактический материал к занятию (набор заданий по вариантам в форме матриц). (Приложение А).
5.Музыкальное сопровождение семинара (приложение D)
5.Схема «Интегральные и дифференциальные исчисления» (оформление кабинета).
6.Ноутбук с папкой «Семинар по теме «Интеграл и его приложения» (Приложения А, В, С, D).
7.Портреты математиков: И.Ньютона, Г.Лейбница и др.
8.На экране слова «Напрасно думают, что она (фантазия) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии».
9.Электронный курс учебной дисциплины «Математика» в АСУ ProCollege (ЮК ПСО) 0.40 ЕН. Занятие 16.
Литература и перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:
Основная:
1. Богомолов Н.В. Математика: учебник для ССУЗов /Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко .- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.-395с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для ССУЗов / Н.В.Богомолов.-5-ое изд., стер.- М.: Высшая школа, 2012.- 495с.
Дополнительная:
1. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов средней школы/ Башмаков М.И-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-351с.
2. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов ВУЗов/ под редакцией Н.Ш. Кремера.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.-479 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
3.Комплект практических заданий для практических занятий дисциплины «Математика», часть 3 /под редакцией преподавателя ГБПОУ «ЮУМК» Кондратьевой Е.А.-Ч.: ЮУМК, 2015 г. – 75с.
4. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: учебник [Текст]. Ч.1/ М.И. Каченовский, Ю.М. Колягин, А.Д. Кутасов, Г.Л. Луканкин, и др.; под ред. Г.Н. Яковлева. – 3-е изд. перераб. – М.: Наука, 2015. – 464с.
5. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник для средних специальных учебных заведений/И.Д. Пехлецкий. -5 изд., стер.- М.: Академия, 2015г.-421с.
6. Опорный конспект по алгебре и началам анализа /под редакцией преподавателя ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮУМК» Кондратьевой Е.А.-Ч.: ЮУМК, 2013 г. – 56с.
7. Опорный конспект по геометрии /под редакцией преподавателя ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮУМК» Кондратьевой Е.А.-Ч.: ЮУМК, 2013 г. – 64с.
8. Яковлев Г.Н.Алгебра и начала анализа: учебник для ССУЗов/под редакцией Г.Н.Яковлева .- 3-е изд., перераб.- М.: Наука, 2009- 464с.
Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:
1. Сайт Министерства образования РФ - www.mon.gov.ru
2. Образовательный математический сайт - www.exponenta.ru
3. Сайт всем кто учится- http://www.alleng.ru
4.Сайт Южно-Уральского многопрофильного колледжа - http://www. suvc. ru/, /O:\Students_dfs\ForStudents\математика ЮК. ЮУМК
5.Сайт Южно-Уральского многопрофильного колледжа - http://www. suvc. ru/, учебный портал колледжа АСУ ProCollege, электронный курс дисциплины «Математика» ЮК. ПСО (01- 03)
Междисциплинарные связи: Приложения интеграла в физике, геометрии.
Формирование компетенций:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Структура занятия:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Сообщение темы и постановка целей 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний 12 мин.
4. Вводный инструктаж 5 мин.
5. Основная часть (теория, практика, итог) с инструктажем 60 мин.
6. Подведение итогов занятия 5 мин.
7. Домашнее задание 3 мин.
Ход занятия:
Элементы внешней структуы урока |
Элементы внутренней (дидактической) структуры урока |
Задачи этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Результат, формируемые общие компетенции (ОК) |
||
1 Вводная часть |
1.1. Организационный момент |
Организовать обучающихся к работе |
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. |
Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку, получают на руки папки для практических занятий |
Готовность группы к уроку ОК3 |
||
1.2. Целевая установка и мотивация к уроку |
Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения. Мотивировать обучающихся к выполнению заданий семинарского занятия |
Раскрывает цели занятия и план его проведения. Проводит мотивацию, опираясь на межпредметные связи и необходимость знания данного материала для изучения спецдисциплин. (Приложение B4) |
Слушают, записывают тему и цель семинарского занятия |
Группа нацелена на выполнение заданий семинарского занятия. Обучающиеся мотивированы на учебно-познавательную деятельность. ОК4 |
|||
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся |
Выявление и устранение пробелов в знаниях.
|
Проводит фронтальный опрос (обзорно), слушает и комментирует ответы: 1) Определение интеграла. 2) Виды интегралов. 3) Свойства интегралов. 4) Методы вычисления интегралов. 5) Приложения интегралов. 6) История создания интегралов. Показ презентации Применение системного оператора. Интегралы. Виды. Свойства. Вычисления. Методы. |
Отвечают на вопросы преподавателя, слушают комментарии к ответам и дополнения согруппников. Просмотр презентации.
(Приложение B3)
|
Пробелы в знаниях выявлены, проведена работа по их устранению. ОК3,5 |
|||
1.4. Вводный инструктаж |
Дать четкие указания по рассмотрению вопросов семинара |
Доводит до обучающихся этапы ответов на вопроы семинара и критерии оценивания: За каждый рассмотренный правильно и обоснованно вопрос с применением презентации 1 балл. (Приложение C1). Критерии оценки семинарского занятия: «5»-Работа должна быть выполнена правильно и в полном объёме , 90-100% выполнения. (1,8-2,0 балла) «4»-Работа выполнена правильно, но имеются недочеты, процент выполнения 75-89%.(1,5-1,79 балла) «3»- Работа выполнена правильно, но имеются ошибки, процент выполнения 65-74%. (1,3-1,49 балла) Примечание: Под работой понимается устные и письменные ответы на занятии. |
Слушают и оформляют работу по семинарскому занятию. |
Группа ознакомлена с критериями оценивания. Обучающиеся готовы к рассмотрению вопросов семинара и самостоятельному выполнению практической части в форме практической работы. |
|||
2. Основная часть |
2.1. Систематизация знаний
2.2. Активизация теоретических знаний.
2.3. Самостоятельное выполнение заданий. |
Структурировать полученные знания.
Активизировать теоретические знания.
Самостоятельность получения результата, с последующем обоснованием выбранного способа в решении |
Приступает к обсуждению вопросов семинара. Вопрос №1. «История создания интеграла»
Вопрос № 2 «Определения, свойства, виды, методы вычисления интегралов».
Активизирует знания по вопросу № 2 на основе: а) примера: =
Работают самостоятельно по заданиям № 2, 7, 13, 16 |
Студентки (Яна Н, Елена Л.) рассказывают историю вопроса на основе презентаций, делают выводы. (Приложение B6, 7)
Студентки (Эльмира И., Наиля В., Женя П) рассматривают вопрос на основе своих презентаций и показывают важность изучаемых вопросов. (Приложение B8, 10, 11)
Студенты раскрывают теоретические понятия «неопределённого интеграла», «свойства неопределённого интеграла»; понятие «определённого интеграла», «свойства определённого интеграла» на основе определений и формул.
Работают с помощью матрицы -- примеров интегралов ((Приложение A4) приложение №17) с опорой на мультимедийный аппарат.
Используют «матрицу формул». Продолжают A17) учиться применять справочную литературу с опорой на мультимедийный аппарат. |
Развито умение выполнять работу самостоятельно ОК4
Осуществлена связь между теоретическими знаниями и практическими умениями. ОК3
Продолжается связь между теоретическими знаниями и практическими умениями. ОК5
Студенты показывают получение быстрого и правильного результата. ОК4-6
|
||
2.4. Развитие усвоенных знаний
|
Работать над достижением прочности знаний.
|
Вопрос № 3. Практикум по вычислению интеграла. Организует выполнение заданий на основе индивидуальной и фронтальной работы. Контролирует правильность решений. Комментирует ответы, выставляет отметки.
|
Выполняют задания индивидуально на доске 4 студента, группа выполняет те же задания. 1.Вычислить предел:
2. Вычислить предел:
3. = 4. Вычислить путь, пройденный точкой за 2 с от начала движения, если скорость движения точки изменяется по закону v=(2t+3) м/с. Решение: s= Ответ:10. |
Студенты показывают отличный результат и по пределам и по интегралам. ОК4,5
|
|||
|
|
Приступает к обсуждению вопроса №4 семинара «Приложения интеграла» |
|
|
|||
|
Выявить степень осознанности и глубины знаний по теме. Проверить знания по теме на основе теста.
|
Активизируют знания по вопросу № 4 на основе выполнения заданий по приложению 16. Задания в 4 вариантах.
Приложения интеграла рассматривает по темам: нахождение площадей фигур и решения задач физического содержания (в вычислении работы силы, пути пройденного точкой, силы давления жидкости и работы производимой при поднятии груза) рассматривается с помощью показа презентацией студентов.
|
Обсуждают и комментируют формулы в группах. Групповая работа. (Приложение A16)
Студенты (Сергей С., Елена Е.) рассказывают приложения интеграла на основе презентаций. Согруппники делают выводы и рецензию по ходу защиты работ автором. (Приложения B6,7)
Выполняют задания в течение 10 минут. Проверяют правильность решений с опорой на мультимедийный экран. Самоконтроль.
|
Ответы: № 1 вариант A-1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-1. № 4 вариант A-1-4, 2-2, 3-3, 4-4, 5-1. ОК6
Развито умение выполнять работу самостоятельно ОК4
|
|||
|
|
Проводит устную работу с опорой на матрицу примеров по теме «Приложения интегралов» с аргументацией решения (Приложение A5).
Проводит тест по теме «Интегральное и дифференциальное исчисление» (4 варианта), (Приложение A16)
Музыкальная пауза «Трек-4» по ходу самостоятельной работы. (Приложение D) |
Развито умение выполнять работу самостоятельно ОК4
|
||||
3. Заключительная часть |
3.1. Подведение итогов занятия |
Дать качественную оценку выполнения семинарского занятия |
Оценивает работу группы в целом, отмечая индивидуально наиболее активных студентов, собирает презентации, решения практических заданий для проверки. |
Осмысливают свою деятельность на занятии. Сдают подготовленные материалы на проверку. |
Подведен итог занятия. |
||
|
3.2 Выдача домашнего задания |
Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания. |
Сообщает и объясняет домашнее задание, комментирует задания: решить примеры; подготовиться к зачету (в форме контрольной работы).
|
Записывают домашнее задание: 1)подготовиться к зачету; 2)решить примеры: а) б)
функция в)
S г) у = arсtg(x |
Группа получила домашнее задание |
Краткий самоанализ учебного занятия:
· В результате занятия обучающиеся имеют возможность повторить и закрепить изученную ранее тему. Повторение проходит в момент фронтального опроса, закрепление проходит при ответах на вопросы семинарского занятия.
· Практическое задание выполняется обучающимися самостоятельно, что позволяет им получить опыт самостоятельной работы. Преподаватель консультирует обучающихся при возникновении затруднений.
· В результате обучающиеся отработают навыки выполнения операций над интегралами и их приложениями.
Преподаватель: ____________ /Кондратьева Евдокия Андреевна
Приложения
Приложение 4
Приложение 3
Приложение 6
Приложение 8
Приложение 9 Приложение 10
Приложение 11
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.