Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.
Основные методы и приемы
1. Рассматривание и обсуждение условных обозначений и содержания муцтитула.
2. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника(с.7-8).
3. Беседа по иллюстративному материалу « Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?»
4. Просмотр и обсуждение видеофильма об Андрее Рублеве.
Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи: Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве; познакомить с известными деятелями науки и культуры.
Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Предмет ОДНКР основы духовнонравственной культуры народов России
Раздел 1. В мире культуры.
Урок № 1 Тема: «Величие многонациональной Российской культуры»
Программное содержание. Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Ученые, деятели
литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В
культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и
добрососедство народов.
Основные методы и приемы
1. Рассматривание и обсуждение условных обозначений и содержания муцтитула.
2. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника(с.78).
3. Беседа по иллюстративному материалу « Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили
Россию?»
4. Просмотр и обсуждение видеофильма об Андрее Рублеве.
Цель: определить каковы основные источники духовнонравственной культуры.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи: Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовнонравственная
культура;дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве; познакомить с известными деятелями науки и культуры.
Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать
«новое»; углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;
формировать эмоциональноположительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты: Личностные УУД: формировать целостный, социальноориентированный взгляда на мир в
его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
1вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовнонравственная
культура»;
расширить знания о известных деятелях науки и культуры.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемнодиалогического обучения,
здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебнометодическое обеспечение и ресурсы: учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы
духовнонравственной культуры народов России» презентация; электронное приложение к учебнику («ОДНКНР».
2Этапы
урока
1.
Организа
ционный
момент.
Психолог
ический
настрой
2.
Актуализ
ация
опорных
знаний
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Мотивирует учащихся на начало урока
Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классе.
Чем отличается учебник от других учебников?
Из скольких разделов состоит учебник»(5)
Какие условные обозначения используются в учебнике?
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
Беседа с учащимися. ∙
Как называется страна в которой мы живём?
Кто является главой нашего государства?
Назовите столицу России.
Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
Имя нашей страны Россия, Российская Федерация.
–Что означает слово Федерация?
Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз».
На карте можно прочитать название республик, областей, краёв, округов. Так по – разному называются части страны.
Их союз и есть Российская Федерация. Посмотрите на политическую карту России.
Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины
А по – настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками.
В России живут самые разные народы. Их больше 150. Самый многочисленный народ русские. За ними идут татары, украинцы,
Используемы
е цифровые
образователь
ные ресурсы
Электронн
ый
учебник
на экране
Слайд
№16
Деятельност
ь учащихся
Приветствуют
учителя,
садятся.Вступа
ют в диалог с
учителем,
рассматривают
учебник
Сравнивают,
уточняют
свою
формулировк
у.
Смотрят
карту России
3башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы…
У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире
существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Государственным
языком в России является русский язык. На нём составляют государственные документы, ведут переговоры на международных
встречах, учатся в школах и других учебных заведениях. Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве. Союз народов
скрепляет и общая история и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости
Попробуйте сформулировать тему урока («Величие многонациональной российской культуры»)
Запишите в тетрадь.
Организует работу по учебнику. Стр. 7
Культура
во всём мире.
Кто создает культуру страны?
Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины,
кабардинцы
чеченцы.
В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».
Попробуйте составить небольшие словесные портреты.
Организует проведение физминутки
признание,
находила
всегда
оценку
России
высокую
мордва,
якуты
и
и
Продолжим наш разговор.
Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от
национальности, вероисповедания и убеждений.
Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.
Работа в группах.
Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.
Мир российской культуры велик и разнообразен. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки вы будете
говорить о различных областях культуры. В рамках данного курса речь пойдёт о духовнонравственной культуре о нравственных
ценностях, идеалах, религиозных верованиях, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.
На примере жизни А. Рублева
«Кто самый известный иконописец в России?» —
многие, не задумываясь, ответят: «Андрей Рублёв».
И действительно, именно Андрей Рублёв внёс в культуру родной
3.
Изучение
нового
материа
ла.
4.
Физмину
тка
Продолж
ение
3.
Изучение
нового
материа
ла.
Слайд
№7,8
Дети читают
статью в
учебнике (с. 7)
Обмениваются
мнениями,
вносят
дополнения и
поправки.
Работа в парах
Слайд
№9,10
Портреты
знамениты
х людей
Слайд№1
115
Дети делают
движения
Слайд
№16
Слайд
№1720
Дети
обсуждают
вопросы в
группах.
Обсуждают и
анализируют,
делают
вывод.
4страны неоценимый вклад. Иконописное искусство этого мастера столь глубоко и эмоционально, что до сих пор вызывает
восхище ние.
1.О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIVXVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе
Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он
глубоко чувствовал.
В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра –
осеннюю листву, а в тёмнозелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса…
Работа с учебником с.11
Назовите самую знаменитую икону А.Рублева.
Икона Андрея Рублёва «Троица» раскрывает сюжет библейского рассказа.
2.«К старцу Аврааму пришли три прекрасных юношиангелы, и он угощал их в саду под сенью дуба. Старец догадывался, что в
юношах явились три лица Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная.
Андрей Рублёв, отбросил из сюжета картины, всё второстепенное сосредоточил на образах Троицы. В центре – столтрапеза с
жертвенной чашей. Ангел, который расположен в центре, символизирует сына Божиего Иисуса Христа. Его рука простирается над
чашей в знак того, что он готов принести себя в жертву за всё человечество.
Сюжет «Троицы» спокоен, не имеет действия и движений, требует сосредоточенности, внимания и долгого созерцания.
Подумай и дай ответ
Кто был Андрей Рублёв?
Откуда художник брал цвета для своих работ?
О чём рассказывает библейский сюжет?
Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»?
Кого символизирует Ангел изображённый в центре?
В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие?
5.
Закрепле
ние
знаний.
Для чего предназначена икона?
6.
Рефлекси
я.
Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд
№2124
Слайд
№25
Слайд
№26
Читают текс,
вспоминают
библейский
сюжет,
отвечают на
вопросы
Фронтальная
работа.
По очереди
отвечают на
вопросы.
Слайд
№27
57.
Домашне
е задание
Выводит домашнее задание на слайде
Запишите в дневник домашнее задание.
2. Творческое задание: Подготовить
небольшой «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»
Записывают
домашнее
задание в
дневники.
Слайд
№28
6