Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
05.03.2018
Конспект урока
Конспект урока разработан согласно требования ФГОС. Тема урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей". Для полноценного урока у обучающихся должны быть атласы по истории Древнего мира. Кроме того, на уроке предполагается работа с иллюстрацией и учебником, и аналитическая беседа.Конспект урока.
Конспект урока. Греческие колонии. 5 класс..docx
Деятельность ученика На столах: учебник, тетрадь, атлас,  письменные  принадлежности 3 ученика, за  партой 2 ученика, за  партой  Фронтально 1 ученик у карты Фронтально  Деятельность учителя I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО  II. ЗАДАНИЯ. 1. Письменный опрос по карточкам № 11­13 . 2. Тесты № 1­2. 3. Устный опрос:  ­ Какие отличия были между двумя полисами Афинами и Спартой? ­ Покажите эти полисы на карте ­ Вспомните, каким был состав населения Спарты?( Спартанцы и илоты.) ­ Чем отличалось положение спартанцев и илотов? (Спартанцы – завоеватели,  воины, свободные. Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и  превращенные ими в рабов. занимались земледелием) ­ Каким было управление в Спарте? (Народное собрание выбирало старейшин.  Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В  совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть  которых передавалась по наследству.) ­ О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти  своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по­разному. В одних случаях  женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим  достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В  других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения,  предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле. Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (раны,  нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля  боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно  встретившего смерть) ­ Вот пример лаконичной речи. Одна спартанка, провожая сына на войну подала  ему щит и произнесла: «С ним или на нем» что она хотела сказать этими словами? 4. Словарная работа. III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  Вступительное слово учителя:  Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н.э. в Греции существовали  города­государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта.  Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние  неведомые страны? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить. Тема нашего  урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей» Фронтально  Запись в тетрадь темы урока Запись в тетрадь  домашнего задания 4 ученика у доски Участники сценки  читают тексты. Фротально  Фронтально  Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от имени переселенца­ колониста. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. 1. Причины переселения греков в другие страны. Сценка «В Афинском порту». Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много  народу. Послушаем их, о чем они говорят. Мне нужно 4 желающих мальчика. Беседа с классом: – Итак ребята, по каким причинам они покидают родину? А) не хватало плодородных земель для простых греков Б) не хватало продуктов питания В) стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом  изнатью Образное повествование: Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все  необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки  уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов. Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было  плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли  «негостеприимным». В самом деле, из­за больших глубин греческие мореходы не  могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном  отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться  от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в  сушу бухт и всего несколько островов).  Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как  средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но  еще страшнее встреча с пиратами. Работа с илллюстрацией:  Перед вами представлена иллюстрация «Греческая колония на северных берегах  Черного моря». На ней изображены военный и торговый корабли. а) аналитическая беседа: ­ Как вы думаете какой из этих кораблей военный, а какой торговый?  ­ Почему скорость военного корабля была выше торгового? ­ Почему встреча с пиратами так страшна была грекам? Обобщение:   военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева,  покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический  наконечник;  Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и  передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал  маневрировать, и его убирали.  Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был  вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов  на корабле не было места.  В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на  ряду с морской торговлей.  2. 2. Греческие колонии Работа с картой: Перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры» а) беседа по карте:  ­ Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? (юг Балканского п­ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии) Фронтально  ­ Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? (Кружочком) ­ Что обозначаю стрелочки на карте? (направления греческой колонизации) ­ Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране) – Что такое колонизация? (Образование колоний) ­ Назовите колонии греков на Черном море. (Херсонес, Пантикапей, Ольвия,  Истрия, Трапезунд) ­ Назовите места колонизации на Средиземном море. (Сиракузы, кирена,  Массилия, о.Корсика, Египет) Обобщение: Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад,  на северо­восток, юго­восток.  На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и  Пиренейского полулстровов; на северо­востоке – Причерноморья, а на юго­востоке – Малой Азии и Северной Африки. Рассказ учителя:  В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали  известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем,  горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную  на цвет, удивительно­жирную землю. С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей  молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда  удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города. Беседа с учащимися: ­ Как складывались отношения греков­колонистов с местным населением? ­ Что привозили из греческие купцы из колонии?  ­ На что меняли свои товары греческие купцы?  Составление схемы: 3. 3. Греки в северном Причерноморье. Работа с учебником: а) Сплошное чтение текста учебника с. 146­148 б) Беседа по прочитанному: – Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?  ­ Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими  рядом с их полисами? (Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с  удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с  ними не враждовать.) Обобщение и выводы, ответы на главный вопрос урока: В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов  питания, велась борьба между демосом и знатью ­ все это заставило греков  осваивать новые земли – колонии. Фронтально  1 ученик у доски Остальные четрят  схему в тетрадях V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ Выберите правильный ответ. 1. Греки основывали колонии: Вслух по­цепочке Фронтально  Фронтально  а) на побережье Средиземного моря; б) на побережье Черного моря; в) во внутренних районах Балканского полуострова. 2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии: а) угроза голода, нехватка земли; б) угроза долгового рабства; в) 3. Приведите в соответствие: а) товары, которые греки везли в колонии;  б) товары, которые греки вывозили из колоний; 1) оливковое масло 2) рабы 3) шкуры животных 4) вазы 4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили: а) длинные штаны; б) сапожки; в) хитон; г) кафтан. VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Оценка и отметка учебно­познавательной деятельности учащихся. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018