Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
28.06.2018
Конспект урока
Тема урока: Склонение количественных имён числительных, обозначающих целые числа. Класс: 6 б Цель: познакомить с особенностями склонения количественных имён числительных, обозначающих целые числа и формировать умения правильно употреблять их как в устной, так и в письменной речи. Задачи: Образовательные: познакомить с особенностями склонения количественных имён числительных, обозначающих целые числа, используя знания учащихся по математике о классах и разрядах, сформулировать правила склонения и алгоритм рассуждения при образовании падежных форм имени числительного. Развивающие: развивать умения самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, сопоставления, сравнения, выделения главного. Воспитательные: воспитывать трудолюбие и прилежание, создавать условия для мотивации к овладению знаниями по культуре речи. Межпредметные связи: познакомить с особенностями склонения количественных имён числительных, обозначающих целые числа, используя знания учащихся по математике о классах и разрядах.
Конспект урока.doc
Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа Тема урока: Склонение количественных имён числительных, обозначающих целые числа. Класс: 6 б Цель:   познакомить   с   особенностями   склонения   количественных   имён числительных, обозначающих целые числа и формировать умения правильно употреблять их как в устной, так и в письменной речи. Задачи: Образовательные: познакомить с особенностями склонения количественных имён числительных, обозначающих целые числа, используя знания учащихся по математике о классах и разрядах, сформулировать правила склонения и алгоритм   рассуждения   при   образовании   падежных   форм   имени числительного. Развивающие:  развивать умения самостоятельно усваивать новые знания на основе   наблюдения   языкового   материала,   сопоставления,     сравнения, выделения главного.  Воспитательные: воспитывать трудолюбие и прилежание, создавать условия для мотивации к овладению знаниями по культуре речи. Межпредметные   связи:  познакомить   с   особенностями   склонения количественных имён числительных, обозначающих целые числа, используя знания учащихся по математике о классах и разрядах. Оборудование: учебники русского языка для 6 класса (авторы: Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А.), распечатанные таблицы склонений имен числительных по разрядам для каждого ученика, презентация, медиапроектор и экран. Ход урока 1. Оргмомент. После приветствия учитель сообщает следующее: «Ребята, мы продолжаем изучение   темы   «Имя   числительное»,   сегодня   на   уроке   нам   предстоит познакомиться     количественных   имён числительных, обозначающих целые числа. Запишите тему урока в рабочих тетрадях» (Слайд 1).    с   особенностями   склонения Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа 2. Подготовка к изучению  нового материала.  ­ Какие числительные называются количественными (Отвечающие на вопрос сколько?)   Приведите   пример   простого   и   составного   количественных числительных. В чём разница между ними? ­ Что называется склонением: изменение по падежам.  ­   Правильное   образование   той   или   иной   падежной   формы   имени числительного в устной и письменной речи оказывается в действительности непростым делом. Как вы прочтёте, например, такую фразу:  Стеллаж с 1785 книгами  (записана на доске, объясняется значение слова стеллаж­   ряд   полок   в   несколько   ярусов).  Видите,  сколько   вариантов   вы назвали, а правильный только один… А может быть, и не один для некоторых числительных… Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная работа по определению   правил   склонения   количественных   имён   числительных, обозначающих целые числа. А в конце урока мы вернёмся к этой фразе и произнесем её правильно. Цель урока: (слайд 2).  3.   Усвоение   новых   знаний   учащимися     в   процессе   самостоятельной поисковой работы. ­ Согласитесь, ребята, что с числами вам привычнее иметь дело на уроках математики, там вы без труда оперируете ими. Иначе дело обстоит на уроках русского   языка.   Не   одно   поколение   школьников   с   переменным   успехом заучивало   правила   склонения   имён   числительных.   Однако   ошибки   в   речи встречаются и у взрослых. По тому, правильно или неправильно употребляем мы имена числительные в речи, судят о нашей общей культуре и образовании.  ­   Давайте   сегодня   попробуем   вывести   надёжный   способ   запоминания основных   правил   склонения   имён   числительных,  который   позволит   нам   не допускать   ошибок   в   речи.   Я   привела   пример   с   математикой,   а   что   если призвать её на помощь. Сейчас объясню, что я имею в виду. Вам всем известно такое   математическое   действие,   как   разложение   на   разряды.   Кто   нам объяснит   на   примере.   Назовите   основные   разряды,   начиная   с   меньшего: единицы,   десятки,   сотни,   тысячи   и   т.д.   Я   думаю,   логично   было   бы понаблюдать, как склоняются имена числительные в пределах одного разряда. Для удобства работы я предлагаю разделиться на три группы и назначить руководителя. 1 группа – работает с разрядом единиц, вторая – с разрядом десятков, третья – с разрядом сотен. У каждого из вас имеется набор материалов, необходимых для работы на уроке, возьмите карточку №1. Внимательно изучите задания   к ней (на их выполнение даётся   10 минут, после этого заслушиваются устные отчеты о проделанной работе одного представителя от группы). Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа  1 группа Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа Карточка №1 И один Р одного Д одному Т одним В один, одного два, двух двумя три, трёх тремя П об одном о двух о трёх двум трём двух трёх два три четыре четырёх четырём четыре, четырёх пять пяти пять пяти шесть шести семь семи шести семи шесть семь восемь восьми восьми восемь девять девяти девяти девять четырьмя о четырёх пятью о  пяти шестью о шести семью о семи восемью восьмью девятью о восьми о девяти Вопросы:  1.   Внимательно   изучите   таблицу   склонения   имен   числительных   разряда единиц (1­9). 2.   Сравните   окончания   числительных   одной   и   той   же   падежной   формы (Например, Р.П. – одн­ ого, дв­ух и т.д.) Найдите сходства и различия. 3. На основании сходства   падежных окончаний, какие числительные можно объединить. 4.*   Имеется   ли   сходство   склонения   некоторых     числительных   с   другими частями речи. Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа Карточка №2 И десять двадцать тридцати сорок Р десяти двадцати тридцати сорока Д десяти двадцати тридцати сорока В десять двадцать тридцать сорок Т десятью двадцатью тридцатью сорока П о десяти двадцати тридцати сорока пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью пятидесяти шестьдесят шестидесяти шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти семидесяти семидесяти семьдесят восемьдесят восьмидесяти восьмидесяти восемьдесят восьмьюдесятью восемьюдесятью девяноста семьюдесятью семьдесят девяносто девяноста девяноста девяносто семидесяти восьмидесяти девяноста Вопросы:  1.   Внимательно   изучите   таблицу   склонения   имен   числительных   разряда единиц (10­90). 2.   Сравните   окончания   числительных   одной   и   той   же   падежной   формы (Например, Р.П. – десят­и, двадцат­и и т.д.) Найдите сходства и различия. 3. На основании сходства   падежных окончаний, какие числительные можно объединить. 4. Как склоняются сложные числительные 50­80? 5.*   Имеется   ли   сходство   склонения   некоторых     числительных   с   другими частями речи. Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа Карточка №3 И сто двести триста Р ста двухсот трехсот Д ста двумстам трёмстам В сто двести триста Т ста двумястами тремястами П ста о двухстах о трёхстах четыреста четырёхсот четыремстам четыреста четырьмястами четырехстах пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами пятистах шестьсот шестисот шестистам шестьсот шестьюстами шестистах семисот семистам семьсот восемьсот восьмисот восьмистам восемьсот восемьюстами восьмьюстами семьюстами семьсот семистах восьмистах девятьсот девятисот девятистам девятьсот девятьюстами девятистах Вопросы:  1. Внимательно изучите таблицу склонения имен числительных разряда сотен (100­900). 2.   Сравните   окончания   числительных   одной   и   той   же   падежной   формы (Например, Р.П. – ст­а, двухсот и т.д.) Найдите сходства и различия. 3. На основании сходства   падежных окончаний, какие числительные можно объединить. 4. Как склоняются сложные числительные 200­900? 5.*   Имеется   ли   сходство   склонения   некоторых     числительных   с   другими частями речи. Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа 4. Обобщение и систематизация материала. Проверка работы учащихся начинается со слова учителя. Первая   группа   работала   с   разрядом   единиц.  (Слайд   3).   Послушаем,   к какому   же   выводу   они   пришли,   проанализировав   падежные   окончания числительных от 1 до 9 (Слайд 4).  При ответе на 3 вопрос: «На основании сходства падежных окончаний, какие числительные   можно   объединить?»   ­   учитель   выделяет   названные   группы. Далее учитель говорит о том, что таблицу склонения числительных разряда единиц можно представить более компактно. (Слайд 5.) При   ответе   на   дополнительный   вопрос   учащиеся   отмечают   схожесть склонения   числительного  один    со   склонением   прилагательных,   а числительных от 5 до 9 с существительными 3 склонения. Обращается на две возможные формы числительного  восемь в творительном падеже:   книжная   (восемью)   и   нейтральная,   которая   чаще   встречается   в разговорной речи (восьмью). Далее идет закрепление навыка употребления в устной речи числительных разряда единиц: «Прочитайте фразеологизмы вслух. Объясните их значение. Определите падеж имени числительного» Попутное повторение: «Что такое фразеологизмы? С какой целью они используются в речи? » Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением. (Слайд 6.) Аналогичная работа проводится со следующими разрядами. Учитель обращает внимание учащихся на следующие моменты: при склонении числительных от 50 до 80 обе части изменяются одинаково.   После разбора таблицы «Склонение десятков»  предлагается  выполнить следующее задание: письменно предлагается просклонять числительные 45 и 68 по вариантам.  Перед   началом   работы   проводится   подготовительная   беседа:   какое числительное: составное или простое, сложное или нет. Если числительное составное разложите его на разряды и вспомните, как склоняется каждое из слагаемых. Проверьте, нет ли сложных. Пользуйтесь опорными таблицами.   Работа по таблице «Разряд сотен». Учитель   обращает   внимание   на   то,   что   склонение   числительного   100   не совпадает   со   склонением   второй   части   числительных   от   200   до   900.   Это становится   причиной   многочисленных   ошибок.   Если   вы   засомневались   в правильности  образованной вами формы, проделайте следующее: замените, например, числительное 500 словосочетанием – 5 сотен. И посмотрите, на что будет оканчиваться слово «сотен». Слайд 13. И.п.  Р.п.  Д.п. Пять сотен  Пяти сотен Пяти сотням пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами пятистах Пять сотен Пятью сотнями О пяти сотнях Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа В.п. Т.п. П.п. В сложных числительных от 500 до 900 во второй части никогда не бывает окончания ­А! Работа   по   учебнику:   упражнения   №360   устно   или   письменно   с комментированием.  В числительных немало трудных случаев, когда не знаешь, как сказать, как написать.  Давайте вернёмся к нашей фразе. Как сказать: «с тысячью», «с тысячей», «с одной   тысячью»,   «с   одной   тысячей»?   Как   вообще   склоняются   тысячи. Переходим   к   следующему   классу   –   классу   тысяч.   Хотя   слово  тысяча  и употребляется в составе составных числительных, но само оно числительным не   является.   Оно   относится   к   существительным,   впрочем,   как   и   слово миллион, иногда их называют счётными словами. Слово  тысяча  склоняется как  существительное первого склонения. Однако существует   разница   в   образовании   некоторых   падежных   форм,    когда   это слово употребляется с числительным одна и без него. Найдите это различие. И Р Д В Т П Одна тысяча Одной тысячи Одной тысяче Одну тысячу Одной тысячей Одной тысяче Тысяча Тысячи Тысяче Тысячу Тысячью Тысяче Различие в форме творительного падежа. И   еще   раз   повторим   основные   правила   склонения   числительных   (работа   с алгоритмом = слайд 15). 1.   Склонение   имен   числительных   зависит   от   принадлежности   слова   к определённому разряду, а также от того,  сложное оно или нет. 2. Если числительное составное,  разложи его на разряды.  3. Определи, нет ли в полученных слагаемых сложных числительных. 4. Вспомни правила склонения для каждого разряда и образуй форму в том или ином падеже. Тарамалы Ю.О. Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа Воспитательный момент: Как видите, правильное склонение имен числительных ­ процесс достаточно сложный. Кто­то из вас, наверное, разочарован: «Хотели придумать правила, помогающие   в   образовании   форм,   а   составили   целое   руководство   из множества пунктов. И как же успеть, все это сделать: определить простое или составное, разложить на разряды и т.п. ». Действительно, сначала это кажется трудным   и   недосягаемым,   но   вспомните,   как   вы   учились   считать,   как пользовались счётными палочками, как изучали разряд за разрядом. А сейчас вы в уме складываете многозначные числа. Так и в русском языке: сначала долго запоминаем алгоритм, каким бы скучным этот этап и ни казался кому­ то, а потом все увереннее и быстрее образуем ту или иную форму имени числительного. Главное – не лениться на первом этапе отработки алгоритма. А теперь, я думаю, вы сможете прочитать эту фразу (слайд 17). Запишите фразу в тетрадь,  в скобочках отмечая варианты формы. 5. Домашнее задание (слайд 18). 6. Итог урока Чему мы учились на уроке? Что надо знать, чтобы не допускать ошибок в речи при употреблении имен числительных?

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018